ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА — теоретико-познавательное представление о существовании двоякого рода чувственных образов качеств материальных тел, различающихся по характеру их соответствия своим прообразам. Наиболее обстоятельно это представление было изложено в философии Нового времени Дж. Локком в «Опыте о человеческом разумении». Согласно Локку, первичные качества тел — протяженность, форма, плотность, подвижность — совершенно неотделимы от тел и вполне адекватно воспринимаются человеком. Однако в телах есть и такие недоступные нашему восприятию формы, объемы и движения частиц, которые, воздействуя на органы чувств, вызывают образы, не схожие с породившими их качествами. Цвет, вкус, звук, тепло как таковые, в том чувственном виде, в каком они воспринимаются человеком, не существуют в самих телах. Это — вторичные качества, производные от первичных, являющихся единственно объективными. Представление о П. и в.к. ознаменовало собой решительный отход теории познания от т.зр. наивного реализма и вместе с тем создание концепции в эвристическом отношении оправдывавшей и поощрявшей притязания математизированного естествознания. Последнее положило в основу объективного исследования предметов и явлений природы те их качества, к которым можно применить меру и число, а те качества, к которым их применить не представляется возможным, стремилось редуцировать к первым. Вызвавшее в свое время и позже так много споров и интерпретаций представление о П. и в.к. стало одной из предпосылок того усиленного внимания, которое в последующих гносеологических концепциях стали уделять субъективным компонентам человеческого познания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»