«МИМАНСА-СУТРА» (санскр. Mimamsasutram) — собрание сутр мимансы (одной из ортодоксальных систем инд. философии), приписываемое Джаймини, бывшему, видимо, лишь одним из учителей общей традиции мимансы-веданты. «М.» — хронологически разнослойный памятник, тематически весьма древний, но с инновациями до 3—4 вв. «М.» является наиболее объемной коллекцией сутр «ортодоксальных» даршан, но из общего числа сутр преимущественно ритуаловедческой тематики лишь малая часть носит филос. характер. Материал «М.» распределяется по двум большим тематическим блокам: в первом рассматриваются ведийские предписания общего характера, во втором — конкретные ритуаловедческие предписания, отдельные обряды и сопровождающие их разъяснения, а филос. сутры составляют теоретическое введение в этот материал. Часть этих сутр эксплицирует общую аксиоматику мимансаков, другие — их полемику с основными оппонентами, прежде всего с вай-шешиками. В первых сутрах (I. 1.1—5) выявляется специфический предмет мимансы — дхарма, трактуемая как «объект, определяемый через специфическую связь с предписанием». Предписание, или слово, — единственный источник знания о дхарме, ибо, во-первых, восприятие дает знание о сущем, а здесь речь идет о должном, во-вторых, связь слова с его референтом не условна, но «природна». В полемических же пассажах (1.1.6—32) различимы три блока: обоснование того, что слово вечно, а не преходяще; аргументирование значимости (сигнификативности) не только слов, но и составляемых из них предложений; опровержение тех философов, которые не признают безначальности Вед (как особого слова) — основного «философского догмата» мимансаков. На «М.» был составлен комментарий «Мимансасутра-бхашья», ставший основой дальнейших толкований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МИМАНСА-СУТРА» з дисципліни «Філософія: Енциклопедичний словник»