Теория «общественного договора» и концепция прав человека в философии английского Просвещения
В Англии идеалы Просвещения распространились уже во второй половине XVII в. и во многом были обязаны философскому творчеству Дж. Локка (1633 – 1704). Социально-политическая концепция Дж. Локка содержится в «Двух трактатах о правлении» (1690). Опровергая утверждение о божественном праве короля на абсолютную власть, мыслитель разработал учение о конституционной парламентарной монархии. Свое представление о справедливом общественном устройстве он обосновывал посредством теории естественного права. Социальные порядки и гражданское законодательство должны опираться на «закон природы», согласно которому благо человека предполагает отсутствие страданий. Стремление к счастью есть основание всякой свободы, а потому права на достойную жизнь, свободу и собственность должны рассматриваться как неотъемлемые, естественные права человека. Защита этих прав, согласно Дж. Локку, является важнейшей задачей государства. Именно для этого оно создается в процессе заключения между людьми «общественного договора». В отличие от абсолютистской социально-политической концепции Т. Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» (отправление правосудия) ради эффективной защиты всех остальных (свободы слова, вероисповедания, и, прежде всего, собственности). В модели общественного устройства Дж. Локка появляются первые черты правового государства. Он считал разумным отделение исполнительной власти (включая судебную) от законодательной и федеративной, выполняющей функцию внешних сношений, а также отстаивал приоритет закона над всеми ветвями государственной власти. При этом народ рассматривался Локком как безусловный суверен, имеющий право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Учение Дж. Локка оказало мощное влияние на политическую и философскую мысль Европы. Оно сыграло важную роль в становлении взглядов французских просветителей и материалистов XVIII века.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория «общественного договора» и концепция прав человека в философии английского Просвещения» з дисципліни «Історичні типи класичної філософії»