Идея, будучи сложным, многогранным феноменом мышления, заключает в себе множество разных противо- речий1, которые вместе и обусловливают ее специфич- ность. К числу наиболее характерных противоречий, при- сущих идее, можно отнести противоречия задачи и ее решения, субъективного и объективного, логики и ин- туиции. Идея с точки зрения соотношения задачи и ее реше- ния.Идеи возникают не сами по себе, а лишь в ответ на возникновение проблем. Когда проблема становится объ- ектом целеполагающей деятельности человека, она при- обретает качество задачи и уже в таком качестве (постав- ленной задачи) ведутся поиски ее решения. Появление какой-нибудь идеи означает, что найден ключ к решению проблемы-задачи. Но ключ к решению — это еще не само решение; поэтому идея, не будучиужепроблемой- задачей, не являетсяещерешением. Она занимает про- межуточное положение между ними, соединяет их. Таким образом, идея, с одной стороны, содержит в се- бе предварительное решение задачи, а, с другой, является руководящим принципом для поисков окончательного решения задачи. Она как бы подытоживает некоторые ре- зультаты поисков и в то же время руководит дальнейши- ми поисками. Назначение идеи как раз в том, что она осуществляет переход от постановки задачи к ее решению. На языке противоречия это означает, что идея, осуществляя пере- ход от возникновения и обострения противоречия (поста- новки задачи и поисков ее решения) к его разрешению и 1 Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в фор- мальнологическом смысле, а в значении “диалектическое про- тиворечие”.
431 соединяя, таким образом, противоположные (восходя- щую и нисходящую) ступени проблемно-задачного про- тиворечия, является самым ответственным моментом, кульминацией, ядром этого противоречия, как бы проти- воречием в противоречии. Идея с точки зрения соотношения субъективного и объек- тивного.В идее находит свое отражение не только то, что получено человеком от созерцания и познания, но также интересы и цели человека. Субъективность идеи выража- ется в том, что она является результатом страстной заин- тересованности человека и сама, в свою очередь, вдох- новляет и мобилизует его. Таким образом, идея органически объединяет в себе субъективные устремления автора (эмоционально- волевой момент) и объективное содержание чувственных и мыслительных образов (восприятий, представлений, понятий, знаний). Она связывает отражательную функ- цию человеческой психики с регулятивной, является точ- кой соприкосновения, взаимопереплетения сознания и воли, соединяет пассивность восприятия-памяти и актив- ность воли, объективность знания и субъективность цели. Она, с одной стороны, — понятие (представление) о чем- либо, с другой, — принцип деятельности. Будучи ото- бражением находящегося вне мышления объекта (дейст- вительного, мнимого или возможного), идея в то же вре- мя является руководящим и организующим началом дея- тельности. Идея с точки зрения соотношения логики и интуиции. Идея не является в отдельности ни логической, ни интуи- тивной мыслью. Она — продукт совместной “работы” интуитивного и логического мышления. По мнению П. В. Копнина идея “не может быть чисто логически с необходимостью выведена из той совокупно- сти знаний, на которой основывается постановка пробле- мы”1. И, действительно, поскольку содержанием идеи яв- ляется новое, небывалое, которое прежде отсутствовало в наличном мыслительном опыте человека, постольку она не может логически следовать из тех мыслей, которые 1 П. В. Копнин. Диалектическая логика и научное исследова- ние. — журнал “Вопросы философии”, 1962, № 10. С. 5
432 основываются на этом опыте. Сама по себе логика рас- крывает лишь то, что в неявном виде содержится в ис- ходных посылках. М. Бунге в этой связи справедливо от- мечает, что “одна логика никого не способна привести к новым идеям, какодна грамматика никого не способна вдохновить на создание поэмы и теория гармонии — на создание симфонии”1. Но идея не может быть и порождением одной только интуиции. Это видно из следующего. Всякая интуитивная мысль является мыслью лишь постольку, поскольку она осознана.Осознание же интуитивной мысли не является простой фиксацией (регистрацией) ее в сознании. Оно носит активный характер. Вновь родившуюся мысль че- ловек сразу же подвергает рациональной обработке, при- меняет к ней те или иные критерии, определяет ее соот- ветствие наличным знаниям, убеждениям, интересам (подробнее см. об этом ниже). В результате первоначаль- ная интуитивная мысль приобретает чертылогическивы- веренноймысли или же отбрасывается. Таким образом, идея объединяет в себе черты интуи- тивной и логической мысли. В истоках своих (по проис- хождению) она — интуитивная мысль; в определении же, оформлении своем она — логическая (или, точнее, логи- чески выверенная) мысль. О логике и интуиции кратко было сказано выше, (см. стр. ?). Здесь добавлю следующее. В философской и научной литературе стал общепри- знанным взгляд на соотношение логики и интуиции как единство двух противоположных способов мышления. Этот взгляд отвергает как сведение интуиции к логике, так и их абсолютное противопоставление. Некоторые исследователи полагали, например, что интуитивное мышление отличается от последовательного логического рассуждения лишь своим быстродействием или же выключением средних звеньев из цепи рассужде- ния. Действительно, наряду с творческой интуицией суще- ствует бессознательное логическое мышление. Рассужде- ние, вычисление или расчет могут происходить без уча- 1 М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.
433 стия сознания. На его поверхности выступают лишь ис- ходные данные и результат. Бессознательный логический процесс возможен благодаря тому, что после многократ- ного повторения одних и тех же логических операций, решения однотипных логических задач вырабатывается устойчивый стереотип, автоматизм мышления. Психолог А. Я. Пономарев по этому поводу пишет: “Случай, кото- рый Павлов связал с интуицией — это случай с выключе- нием средних звеньев в цепи логических рассуждений. В подобных явлениях действительно нет творческого эф- фекта, хотя по механизму они очень близки к творческой интуиции... В этих случаях решение задачи формируется вначале на уровне высшей формы психического взаимо- действия. Оно оказывается осознанным, логически обос- нованным, представленным функциональной системой означенных моделей. Когда аналогичные задачи решают- ся многократно, между соответствующими этим систе- мам элементами первичных моделей, очевидно, устанав- ливается сквозная связь — прямой путь к петле событий, прежде поднимавшихся на верхние этажи... Таким обра- зом возникает новая система, работающая с большой скоростью. Будучи однажды организованной, она нужда- ется в постоянном направлении сверху. Если новые усло- вия соответствуют условиям ее формирования, система элементарного уровня работает точно. Аналогичным образом формируются многие навыки. Можно думать, что интуиция такого вида встречается очень часто. Именно ее имеют в виду шахматисты, когда говорят о непосредственном видении позиции, о пра- вильных ходах, выбранных в цейтноте, без необходимого предварительного обдумывания. В принципе на такой же интуиции опирается в большинстве случаев работа опыт- ного водителя автомобиля и т. д. Без такой интуиции, ви- димо, не способен нормально работать и жить ни один человек. От творческой интуиции она отличается именно тем, что в ней нет поиска решения, наоборот, это реше- ние всегда уже готово”1. Появление быстродействующих вычислительных ма- шин, компьютеров опровергло вышеуказанную точку 1 А. Я. Пономарев. Психика и интуиция. М., 1967. С. 251-253.
434 зрения на интуицию (как на особый логический процесс). Оказалось, что компьютер, считающий с невероятной скоростью, все-таки во многом уступает человеческому мозгу. Человек может мыслить и при неполной информа- ции, машина же, как сказал один из кибернетиков, “до омерзения логична”, она этого сделать не в состоянии. “Вопрос о психологической природе интуиции, — отме- чает А. Я. Пономарев, — есть вопрос о механизме реше- ния задачи, которое не может быть получено путем логи- ческого вывода. Это тот случай, когда для необходимого преобразования ситуации у субъекта не хватает знаний”1. И дело не только в нехватке знаний, информации. Со- временные компьютеры могут вырабатывать вероятные выводы-решения и при неполной информации. Человек принимает решения, решает задачи какживое существо, какличность, на основеэмоционально-волевогоповеде- ния. И. В. Бычко, говоря о тщетности многочисленных попыток сведения интуиции к логике, проводит, на наш взгляд, правильную аналогию между интуицией и живым организмом. “Подобно тому, — пишет он, — как анато- мическое рассечение живого организма, убивая его, не может в силу этого вскрыть сущность жизни (хотя и дает нам весьма ценную информацию о некоторых важных моментах жизненного процесса), так и логический анализ интуиции способен дать нам лишь статическую совокуп- ность элементов, единство которых и составляет интуи- цию, но само это единство (интуиция) при “логическом рассечении” не может быть воспроизведено в форме “жи- вого”, “целостного” процесса”2. Возникновение интуитивной мысли — акт уникаль- ный. Она — плод неповторимой ситуации и неповтори- мой индивидуальности человека. Совсем иное дело — логический вывод, который можно повторить сколько угодно. Он удобен как раз тем, что его могут воспроизве- сти, повторить другие люди и даже компьютеры. Интуитивная мысль — произведение живое живого человека, она рождена всем его существом, является ре- зультатом синтеза всех его качеств, способностей. Для 1 А. Я. Пономарев. Психика и интуиция. М., 1967. С. 231. 2 И. В. Бычко. Познание и свобода. М., 1969. С. 195-196.
435 выведения же логической мысли не требуется всего ком- плекса психических способностей и особенностей чело- века. Достаточно сказать, что она безразлична к чувст- вам, эмоциям, которые в отдельных случаях даже меша- ют ей. Творчество — конкретная деятельность конкретного человека. Поэтому оно необходимо включает в себя как момент общего, родового, так и момент индивидуально- го, неповторимого. Логика представляет в мышлении общее, родовое, а интуиция — индивидуальное, неповто- римое. Без их взаимодействия невозможен творческий процесс.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Диалектика идеи» з дисципліни «Практична філософія або софологія»