Ницше — величайший философский террорист всех времен и народов. Видманн, швейцарский критик, напи- сал этюд о "По ту сторону добра и зла" и увидал в этой книге только руководство по анархизму: "Книга пахнет динамитом", — сказал он. Сам Ницше, отвечая этому критику, написал "К генеалогии морали", в которой были в частности такие слова: "Я хотел, — пишет он через не- сколько месяцев по поводу этой маленькой книги, — я хотел произвести пушечный выстрел более гремучим по- рохом"2. Видите: Ницше даже динамита мало! Философский терроризм Ницше даже не в этом. Это всё внешнее, поскольку лежит на поверхности. Ницше по своей сути духовный-моральный террорист.Он попы- тался растоптать все, что дорого людям, философам, всё, на чем держится человеческая мораль и, соответ- ственно, человеческое общежитие, человеческое обще- ство вообще. Ницше своим словом, своими идеями раз- вязывает руки всем потенциальным убийцам, преступни- кам, террористам, диктаторам-тиранам. Он как бы под- талкивает их к нарушению всех норм жизни, теоретиче- ски обосновывает поведение таких (маленьких или боль- ших) преступников, как Федор Раскольников или Адольф Гитлер. Ницше — фактически духовный отец всех, кто со- вершает преступления против человечества (человечно- сти). Почему? Потому что о большинстве людей он гово- рит презрительно-ненавидяще как о быдле, стаде, толпе, навозе. Восхваляя тип воинственного-злого человека 1 «что падает, то нужно еще толкнуть!» — «Так говорил Зара- тустра». ч. 3 (Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 151).2 Там же. С. 194.
378 (господина, сверхчеловека, белокурого бестии), он этим восхваляет войны, т. е. в конечном счете — массовое ис- требление людей. Если большинство людей — навоз, то нечего с этим большинством церемониться. Оно призва- но к тому, чтобы унавоживать почву для сверхчеловека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Величайший философский террорист» з дисципліни «Практична філософія або софологія»