По большому счету принятое в наше стране название массовых средств передачи сообщений, масс-медиа — «средства массовой информации», сокращенно СМИ, — не соответствует действительности. Массовые средства передачи сообщений передают как информацию, так и дезинформацию, как соответствующее действительности (истину), так и не соответствующее действительности (ложь, фантазии). Утверждать однозначно, что они ин- формируют нас о действительности — это значит вво- дить в заблуждение общественность. Возьмем хотя бы новостные программы. Они переда- ют преимущественно негатив жизни (катастрофы, аварии, стихийные бедствия, убийства, террор, другие преступ- ления). Представители масс-медиа, кстати, сами призна- ются в этом. Вот одно такое признание: «журналисты любят плохие новости». Эту фразу я услышал по Ев- роньюс 1 сентября 2003 г. в 9.16 утра. Вдумайтесь толь- ко: журналисты сосредотачивают внимание на негативе жизни («плохих новостях»), сознают это и тем не менее продолжают врать общественности, что их сообщения — зеркало жизни. Я часто слышу из их уст (в оправдание преимущественного показа негатива) знаменитую пого- ворку «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». В саморекламе НТВ (сентябрь 2003 г.) в ответ на вы- сказывание тележурналиста Владимира Соловьева о том, что «мир несумасшедший» телеведущий информацион-
327 ной программы «Сегодня» Осокин сказал буквально сле- дующее: «А я каждый день говорю, что мир сумасшед- ший». Показательное саморазоблачение! Телеканал НТВ как унтер-офицерская вдова сам себя высек. Мир несума- сшедший, т. е. нормальный, а они, тележурналисты, изо- бражают его как сумасшедший. Получается, не рожа кри- ва, а зеркало криво. Саморазоблачительная фраза «журналисты любят плохие новости» и этот встроенный в рекламу диалог Владимира Соловьева с Осокиным на НТВ подтверждают мой тезис о том, что масс-медиа искажают действитель- ность, по существу, дезинформируют общественность о происходящем в мире. Да, в каждом отдельном случае сообщение о том или ином негативном явлении-событии может быть достаточно правдиво. Но в целом, по сово- купности сообщения со знаком минус преобладают в но- востных программах и создается впечатление, что всё в жизни плохо. Руководители масс-медиа должны корен- ным образом изменить политику новостных сообщений, т. е. если они хотят показывать жизнь такой какой она есть, они должны строить свои новостные программы та- ким образом, чтобы пропорция сообщений о позитиве и негативе жизни соответствовала реальной пропорции по- зитива и негатива жизни. Иными словами, они всё время должны помнить об этом пристрастии журналистов (их «любви» к плохим новостям) и чистить себя, поправлять журналистов, требовать от них интересных сообщений о позитивных событиях. Кстати, большая ложь — пред- ставлять дело таким образом, что сообщения о негатив- ных событиях интересны, а сообщения о позитивных со- бытиях неинтересны. Я часто встречал подобное мнение. Оно не просто ошибочно, а вредно и опасно. (Такое мне- ние навеяно довольно-таки распространенным старым представлением о том, что образ положительного героя скучен, а образ отрицательного героя интересен). Помимо новостных программ многие масс-медиа де- монстрируют и другие образцы дезинформации: переда- ют астрологические прогнозы (в науке давно установле- но, что астрология — лженаука), рекламируют всяких знахарей, ясновидящих, так называемых «народных це- лителей», без всякой критики-анализа сообщают о раз-
328 ных квази-, псевдонаучных теориях и т. д., и т. п. Могу даже сказать: в последние годы в наших масс-медиа на- растает градус мракобесия. Т. е. во все увеличивающихся масштабах передается не просто ложь-дезинформация, а замалчиваются и/или третируются правда-истина, научно обоснованные теории, концепции. Пример: общепри- знанная в науке дарвиновская теория происхождения че- ловека всё чаще упоминается со знаком минус. Или: всё чаще логика, логическое мышление, рассу- док подаются в негативном свете и, наоборот, в позитив- ном свете подается парадоксальное мышление. В частно- сти, оценка идей, взглядов как парадоксальных нередко фигурирует как позитивная. Вот один характерный при- мер: по телеканалу «Культура» в рекламе образователь- ного проекта нового сезона «Плоды просвещения» (сен- тябрь 2003 г.) среди других рекламных фраз звучит и та- кая: «Каждый раз это парадоксальный взгляд на историю, общество…». Слово «парадоксальный» звучит в контек- сте этой рекламы не просто как нечто позитивное, а как нечто завлекательное. Вообще сейчас в моде всякие парадоксальные выска- зывания. В рекламе НТВ телепрограммы «Личный вклад» звучала парадоксальная фраза, которую затем постоянно повторяет (как рефрен) в самой телепрограмме ведущий Герасимов: «Если вы всё понимаете, это значит, что вам не всё говорят» (сентябрь-октябрь 2003 г.). Парадокс- противоречие: если я всё понимаю, то, естественно, обла- даю достаточной информацией; а если мне не всё гово- рят, значит, я не обладаю достаточной информацией и не могу всё понимать. Как хочешь, так и понимай эту фразу. Морочат голову телезрителю. Неужели телевизионщики думают, что они таким образом привлекут внимание те- лезрителей к данной телепрограмме?! Среди парадоксальных высказываний встречается и негативная оценка любви как таковой. Ее порой изобра- жают как нечто чудовищное, опасное для жизни, как па- тологию. Так, на телеканале «Культура» в рекламе ток- шоу «Черный квадрат» (сентябрь 2003 г.) среди других слов из уст одного «деятеля» прозвучала такая фраза: «Любовь — это клиническая форма». Насколько надо быть сбитым с толку, чтобы делать подобные заявления!
329 Меня удивляет, что такое заявление делается в рекламе и притом на телеканале «Культура». Ладно, сказал кто-то глупость, но зачем же ее тиражировать и в буквальном смысле рекламировать?! И это на телеканале, который должен нести свет-культуру людям, должен показывать образцы хорошего-лучшего, того, что составляет цвет- основу жизни. Ведь смотрят эту рекламу миллионы мо- лодых людей и что они должны думать? Что любовь — болезнь? Значит, долой любовь?! Это невообразимо! Сбитые таким образом с толку молодые люди будут вес- ти себя в делах любви настороженно-подозрительно или даже цинично, издеваясь над своими чувствами и/или чувствами любящего их. А некоторые из них будут избе- гать любви или бороться с ней, если она случилась. Сколько драм и трагедий может породить это нелепое ут- верждение «деятеля», подкрепленное авторитетом теле- видения и, особенно, телеканала «Культура»! Или в рекламе порошка Кнорр (вот уже больше года) звучит фраза: «Правила существуют, чтобы их нарушать» (об этой фразе подробнее см.ниже, стр. 326).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «В кривом глазу и прямое криво» з дисципліни «Практична філософія або софологія»