Этапы эволюции жизни в исследованиях Пьера Тейяр де Шардена
Кульминационным завершением концепций философии жизни, в которых жизнь рассматривалась как «непрерывный поток», можно считать концепцию философии жизни французского ученого Пьера Тейяр де Шардена (1881–1955). Концепция философии жизни П. Тейяр де Шардена аккумулировала в себе не только достижения «философии жизни», феноменологии и экзистенциализма, но и заключает в себе глубокие религиозные аспекты, которые впоследствии позволили говорить о «тейярдизме» как о варианте «новой» теологии, способной гармонично вписаться в систему изменившегося мира, новых социальных структур, а также в качественно новый уровень развития научного познания [505]. Рассматривая кризис духа, П. Тейяр де Шарден, по мнению Т. Сахаровой, вне всякого сомнения связывает его с кризисом официаль-ной философии католической церкви – томизма [473]. П. Тейяр де Шарден, рассматривая религию и науку как две неразрывно связанные стороны процесса познания, предлагает решение всех задач, выдвинутых жизнью перед теологией, посредством усиления этих двух, все еще антагонистических сил, за счет соединения разума и мистики. В его концепции, в отличие от традиционного томизма, в котором мир разделяется на естественный и сверхъестественный, сотворенный и творящий, мир рассматривается как «единый феномен, как процесс всеохватывающих перемен, в котором человек занимает ведущее место» [473, 179]. Если томизм подчиняет науку, довлея над ней, то тейяровская мысль допускает автономию науки, однако при условии ее предвари-тельного соединения с теологией. Примером может быть идея эволюционизма. Вышедшая из естествознания и одухотворенная, идея эволюционизма очертила содержание концепции Бога как «точки Омеги» в концепции философии жизни П. Тейяр де Шардена. К «точке Омеги» эволюционно стремится весь мир. «Точка Омеги» у П. Тейяр де Шардена – это нечто или некто действующий с самого начала эволюции; наличествующий везде; некое трансцендентное надмировое начало; «Бог, который сокровенно пронизал мир своей силой, вытянул его в гигантское Древо Жизни и приближает к своему бытию» [309, 1067]. «Точка Омеги» вырастает из ноосферы. Это мир Божественного совершенства, в который неизбежно вступление людей. Известный палеонтолог, священник, П. Тейяр де Шарден внес в понимание феномена жизни, на мой взгляд, два важных критерия. Первый – научность, академичность, взращенную кропотливым трудом, связанным с палеонтологией, в которой он являлся крупным специалистом. И второй критерий – поэтичность, мифологичность и метафоризация жизни, вытекающие из религиозных воззрений автора. Основное произведение П. Тейяр де Шардена «Феномен человека» – это своеобразный гимн жизни, пропитанный глубокими фундаментальными академическими исследованиями. Причем гимн жизни, направленный к человеку. Тейяр де Шарден в своей концеп-ции философии жизни довел до логического конца начатое А. Бергсоном и подхваченное Г. Зиммелем и О. Шпенглером. После него уже мало что можно было сказать о жизни. Он подытожил, в своем роде «закрыл» «философию жизни» как направление в западноевропейской философии. После П. Тейяр де Шардена уже не было крупных мыслителей, рассматривающих в своих концепциях феномен жизни как непрерывный поток. Философия приступила к изучению нового пространства – первооснов существования жизни как человеческого существования. Концепция философии жизни П. Тейяр де Шардена, как и концеп-ции философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера, в этом плане послужила мостом к новым творческим поискам, предпринятым представителями феноменологии, философской антропологии и экзистен-циализма. Именно П. Тейяр де Шарден, как и Г. Зиммель, и О. Шпенглер, указал на то, что жизнь действительно есть, присутствует в мире. Но наряду с ней присутствует в мире и жизнь человека, «феномен человека», как говорит сам П. Тейяр де Шарден. Говоря о феномене человека, он пишет: «Это слово взято неслучайно. Выбрал я его по трем причинам. Во-первых, я этим утверждаю, что человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы (по крайней мере, частично) требования и методы науки. Во-вторых, я даю понять, что из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным и столь озаряющим. И в-третьих, я подчерки-ваю специфический характер данного труда. Моя единственная цель, и в этом моя действительная сила, — это просто, как уже сказано, стремление увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, распространенного на человека, показать развертывающееся целое» [504, 39]. П. Тейяр де Шарден в своей концепции философии жизни последо-вательно проводит так называемый космологический антропоцентризм. Человек для него является центром, вокруг которого и в котором вращается вселенная. Тейяр де Шарден возводит человека в познава-тельный принцип космологии, поскольку именно через человека, по его мнению, надо познавать сущность космоса. Анализируя концепции философии жизни А. Бергсона, Г. Зиммеля, О. Шпенглера и др., мы встречались с неоднократными попытками объяснить целостность и многообразие жизни. У А. Бергсона целостность объяснялась единством первоосновы – сознания, а многообразие возникало при подъеме жизни против материи. У Г. Зиммеля целостность жизни заключалась в ее существовании, а многообразие – в культурах, как формах жизни. У П. Тейяр де Шардена подход к целостности и многообразию «Универсума» свой. Он менее иррационален. В нем больше научности, предметности. П. Тейяр де Шарден определяет: «Множественность, единство, энергия – таковы три стороны материи» [504, 44]. В этом вопросе Тейяр де Шарден, в отличие от своих предшественников, более конкретен и менее многословен. Мы уже отмечали, что от своих предшественников П. Тейяр де Шарден отличался прежде всего научностью, рационализ-мом, тем, против чего и была направлена «философия жизни» на заре своего становления. Но не зря он был последним крупным ученым в этом направлении. Между его работой «Феномен человека» и трудами А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора пролегал период практически в сто лет. П. Тейяр де Шарден, в отличие от разочаровавшихся в возможно-стях науки классиков «философии жизни», не только вырос и был свидетелем революционных достижений академической науки начала ХХ столетия, но и был участником этой революции, вложил свою лепту в утверждение рационального. Веря в возможности научных методов, П. Тейяр де Шарден, как мы уже отмечали, даже попытался ввести их на равных началах в религию, тем самым реконструируя и усиливая возможности последней. Именно эта попытка реорганизации основ христианской догматики восстановила против него церковь, которая долгое время не разрешала издавать труды П. Тейяр де Шардена и восставала против его взглядов. В этом шаге каноническая церковь проявила завидную последовательность. Сначала такой участи подвергся А. Бергсон, который своей концепцией философии жизни подверг сомнению факт Абсолюта, абсолютного начала в мире. Таким же репрессиям подвергся и П. Тейяр де Шарден, концепция философии жизни которого пыталась усилить наукой религиозные положения церкви, тем самым подрывая незыблемый авторитет последней. Но следует отметить, что если на развитие творчества А. Бергсона запрет церкви практически не повлиял, то П. Тейяр де Шарден, как церковный служитель оказался в большей степени от него зависи-мым. Как указывает в автобиографии сам П. Тейяр де Шарден, он вынужден был, главным образом, заниматься палеонтологией, при этом меньше внимания уделяя своим философским проектам. П. Тейяр де Шарден, воспевая и в чем-то мифологизируя жизнь, оставался на твердых рационалистических позициях. И в этом заключен парадокс: «философия жизни», как направление в западно-европейской философии, восстав против догмата рационального, воздавая гимн иррациональному, релятивизму, была завершена, в своем роде, подытожена, человеком, чей вклад в укрепление рационального, причем, особенно в области исследований человече-ского, признан во всем мире. В 1929 г. П. Тейяр де Шарден, вместе с другими учеными, участвовал в раскопках близ Пекина, где им удалось обнаружить синантропа (Homo erectus), тем самым поставив на еще более высокий научный уровень факт эволюции человека. Непосредственное участие в обсуждении и доказательстве факта эволюции человека послужило основой формирования концепции философии жизни П. Тейяр де Шардена. В исследовании «Феномен человека» он пишет: «Суть изменения, внесенного в наш опыт появлением того, что мы вскоре назовем пространством-временем, состоит в следующем: все то, что в наших космологических построениях мы до сих пор рассматривали и трактовали как точку, становится мгновенным сечением безграничных временных волокон. Перед нашим раскрывшимся взором каждый элемент вещей отныне простирается назад (и стремится продолжаться вперед) до исчезнове-ния из виду. Так что вся пространственная необъятность – это лишь поперечный слой с временем t ствола, корни которого уходят в бездну прошлого, а ветви поднимаются куда-то в будущее, кажущее-ся на первый взгляд беспредельным. В этом новом аспекте мир представляется как масса, находящаяся в процессе преобразования» [504, 48]. В приведенной цитате Тейяр де Шардена мы встречаем уже нам известное, но в новой, рациональной форме. В приведенной цитате просматриваются идеи А. Бергсона о «непрерывном потоке», о «поднимающейся жизни», только радикально изменена терминоло-гия. Если Бергсон писал об этом догадываясь, предчувствуя на интуитивном уровне, и соответственно «поток жизни» у Бергсона был исключительно иррационален, неподвластен рациональному осмыслению, то у Тейяр де Шардена «непрерывный поток» – это факт, это есть эволюция Универсума. Для Тейяр де Шардена он присутствует, он есть, он измерим рациональными мерками и открыт не только для интуиции, но и для интеллекта. В своей концепции философии жизни французский мыслитель допускает возможность познания этого потока, что являлось явным кощунством для любого другого представителя «философии жизни». Но Тейяр де Шарден особый философ. Это философ, который пришел в философию из академической науки, который являлся сам участником становления науки и причем науки об эволюции человека. Поэтому то, что для философии жизни являлось нереальным, невозможным, для Тейяр де Шардена было реальностью, допустимым. Концепция философии жизни П. Тейяр де Шардена пронизана естественнонаучной терминологией и верой в постижимость Универсума. Это рациональная философия, хотя в ее основе лежат явно просматриваемые корни «философии жизни». В концепции философии жизни П. Тейяр де Шардена «непрерыв-ный поток» условно делится на «преджизнь», «жизнь» и «сверх-жизнь». Он неоднократно подчеркивает условность подобного деления: «…в природе нет рубежа, отмечающего начало жизни. Минеральный мир и одушевленный мир – два антагонистических создания, если их рассматривать грубо, в их крайних формах, применяя обычный масштаб наших человеческих организмов. Но они предстают как единая, постепенно расплывающаяся масса, если мы заставим себя или путем пространственного анализа, или (что сводится к тому же) путем отодвижения во времени применить масштаб микроскопического и еще ниже бесконечно малого» [504, 71]. Для Тейяр де Шардена собственно жизнь «начинается с клетки». «Клетка – естественная крупинка жизни» – пишет он [504, 73]. «Если мы хотим установить, в чем состоит специфика ступени жизни, несомненно, следует попытаться понять клетку» [там же]. В концепции философии жизни П. Тейяр де Шардена клетка может быть понята лишь тогда, «когда она встанет на свое место между будущим и прошлым в линии эволюции» [там же]. Он описывает эволюцию клетки как непрерывный поток: этапы ее формирования, становления и развития. Как и Бергсон, Тейяр де Шарден пишет о «подъеме жизни». Как и многие представители «философии жизни», он считает, что «нельзя установить порядок в этом огромном и сложном феномене, не проанализировав предварительно способы, изобретенные жизнью для продвижения вперед, в каждом из ее элементов по отдельности» [504, 90]. Только в отличие от других, у Тейяр де Шардена свое видение этих способов: не иррациональное, отвлеченное, интуитивное, а строго научное, рациональное. Он выделяет следующие формы движения жизни: самовоспроизведение, размножение, обновление, спаривание, ассоциация, направленное прибавление. Он выделяет три способа действия жизни: изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам. Анализируя формы движения жизни, Тейяр де Шарден приходит к выводу, что «фронт восходящей жизни не является ни беспорядоч-ным, ни непрерывным. Он выступает как совокупность фрагментов, одновременно расходящихся и идущих по ступеням – классы, отряды, семейства, роды, виды» [504, 97]. Идея распадения жизни на множественность при подъеме не нова. На нее впервые прямо указал А. Бергсон в «Творческой эволюции». Но Тейяр де Шарден не только подчеркнул ее важность, он проанализировал ее, попытался макси-мально полно осветить содержание «разветвления» жизни. Он выделил три основных фактора, «участвующих в формировании и укреплении ветвистой системы жизни»: а) сцепления роста, порож-дающие «филы»; б) распускания (или разъединения) зрелости, периодически производящие «мутовки»; в) действие отдаленности, с виду устраняющее «черешки». В совокупности этих трех факторов, по Тейяр де Шардену, «вырисовывается и выделяется для науки разветвления древа жизни» [504, 104]. Что же это за древо жизни, почву к пониманию которого в тече-нии более ста лет создавала как «философия жизни», так и ориенти-рованная ею наука? Для П. Тейяр де Шардена оно предметно. В этом он резко отличается от предшественников по «философии жизни», которые напрочь отвергали возможность познания жизни как вещи. Вспомним концепции философии жизни А. Бергсона, Г. Зиммеля, и их предшественников. Для них опредмеченная жизнь уже не была жизнью. Это был лишь ее фрагмент, форма. А. Бергсон даже утверждал, что жизнь как целое, разбитая на фрагменты, в совокуп-ности не образует вновь это целое [113]. Целое в результате сборки фрагментов окажется нарушенным. Практически все предшественни-ки до Тейяр де Шардена избегали опредмечивания жизни. Это уже была школа – школа иррационального, неопределенного. П. Тейяр де Шарден пошел собственным путем. Он опредметил все то, что до него вуалировали в концепциях философии жизни. И это было достижением, и одновременно – заключительным аккордом «философии жизни» как направления в западноевропей-ской философии. Опредмеченный феномен жизни на поверку оказался не столь заманчив и многообещающ. То, как его мыслили представители «философии жизни», что воплотил и показал как вещь в своей системе Тейяр де Шарден, было интересно, по-своему оригинально, но уже не актуально. К этому времени были опубли-кованы фундаментальные исследования К. Ясперса, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и других философов, которые открыли в феномене жизни новое пространство для исследований. Безусловная заслуга Тейяр де Шардена заключается в том, что он смог показать феномен жизни как вещь, выставить его на обозрение, сделать доступным для анализа представителей естественнонаучных дисциплин. Он воплотил в феномене жизни как вещи практически все сказанное до него в «философии жизни». И это сказанное перестало быть тайной, завуалированной в пространственных философских рассуждениях классиков этого направления в философии. Одновременно, Тейяр де Шарден не смог оценить и понять то главное и мощное, что крылось в философии экзистенциализма и феноменологии. Он не понял грандиозности и масштабности тех открытий, которые были сделаны в концепциях философии жизни К. Ясперса, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и некоторых других философов, которые увидели в жизни не просто «непрерывный поток», или ту же эволюцию, гимн которой воспел Тейяр де Шарден. Они обнаружили сосуществова-ние двух практически равнозначных пространств: жизни и «челове-ческого». Безусловно, с позиции универсума, Мироздания, это было целое, неделимое – это было эволюцией материи. И с этой точки зрения Тейяр де Шарден прав. Но конкретизируя свое «древо жизни», выделяя в нем основные черты, мы убеждаемся, что он прошел мимо, не увидел открывшееся для Ясперса, Гуссерля и Хайдегерра. Он не увидел самостоятельности человеческого бытия, его самодостаточности на фоне самодостаточности жизни. У Тейяр де Шардена человек развивается в потоке жизни. Он (точнее, «дифференциация нервного вещества» по П. Тейяр де Шардену) «придает эволюции направленность (sens) и тем самым доказывает, что она имеет смысл (sens)» [504, 122]. П. Тейяр де Шарден говорит о «подъеме сознания». В «Феномене человека» мы встречаем: «Через скачок разума, природу и механизм которого мы только что анализировали в мыслящей частице, жизнь продолжает в некотором роде распространяться, как будто ничего не произошло» [504, 143]. Или «Гоминизация, если угодно, прежде всего индивидуальный мгновенный скачок от инстинкта к мысли» [504, 147]. Все это, безусловно, правильно. Это даже больше, чем «культура, как форма жизни» в концепции философии жизни Г. Зиммеля. Но это все равно не глубоко. П. Тейяр де Шарден так и не смог перешагнуть через идею «не-прерывного потока», потока жизни. У него человек рождается и развивается в потоке жизни, придавая ей направленность. У него, пусть на более качественном уровне, но человек присутствует в жизни. Он несамостоятелен. Он лишь этап в ее развитии. «Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни» – пишет Тейяр де Шарден [504, 155]. В другом месте он сообщает: «Мы видели, что со строго описательной точки зрения человек по своему происхождению является обычным лучом во множестве лучей, образующих одновре-менно анатомический и психический веер жизни» [504, 231]. Человек развивается в жизни, переводит жизнь в сверхжизнь, направляет ее к точке Омеги. Но он по-прежнему остается лишь этапом в жизни, ступенью, пусть важной, но все-таки составляющей. Концепция философии жизни П. Тейяр де Шардена аккумулиро-вала в себе все лучшее из «философии жизни». В ней более выпукло присутствует все то, что характерно для данного направления философии в последнее время, а именно – желание из жизни, или на ее основе рассмотреть человеческое. Вслед за Г. Зиммелем и О. Шпенглером, П. Тейяр де Шарден много внимания уделяет изучению человека. Даже больше, в своей ключевой работе «Фено-мен человека» он поет гимн человеку: «Начиная со ступени мышле-ния, благодаря удивительным возможностям «искусственного», которое, отделяя орудие от органа, позволяет одному и тому же существу усиливать и бесконечно разнообразить формы своего действия, ничего не теряя в своей свободе, благодаря вместе с тем чудесной способности мысли сближать и комбинировать в одном и том же сознательном усилии все человеческие частицы, мы вступили в совершенно новую область эволюции» [504, 224]. Приоритет рассмотрения человеческого характерен для последнего этапа развития «философии жизни». И подобный акцент не случаен – он характерен для всей западноевропейской науки начала ХХ столетия. Другое дело, исходя из какой основы подходить к изучению человеческого. «Философия жизни» в лице своих наиболее ярких представителей, в период 20-40-х годов рассматривала человеческое исходя из уже устоявшегося в ней, характерного для нее – из понимания жизни как непрерывного потока. Человек и все связанное с ним, рассматривался в непрерывном потоке жизни. Отличалась только, в зависимости от авторов и их концепций, его роль, функции и возможности в этом потоке. В философии П. Тейяр де Шардена уже не просто безликое, абстрактное сознание заняло определяющую роль в потоке жизни, а сам человек. П. Тейяр де Шарден впервые указал на значимость феномена человека в потоке жизни, на его определяющую роль в эволюции жизни. У него человек — это существо выделяю-щееся из природы. При этом выделение рассматривается эволюцион-но в абсолютных временных характеристиках, что позволяет говорить о том, что это выделение с необходимостью должно привести к отделению человека от природы, материального мира и образования человеческого общества, которое станет проявлением абсолютного духа, «Омеги», лишенной своей материальной матрицы. И в этом взгляды П. Тейяр де Шардена были значительно современнее, чем заключения А. Бергсона о «центре сотворения как непрерывном потоке», «культура, как форма жизни» в концепции Г. Зиммеля, «органицизм» в концепции О. Шпенглера и т. п. П. Тейяр де Шарден, не выделяя человека из потока жизни, тем не менее отвел ему главную, определяющую роль в своей философской системе. В его концепции философии жизни человек присутствует в жизни. Но это присутствие – определяющее, важное и необходимое для самой жизни. В творчестве П. Тейяр де Шардена можно выделить целый ряд конкретных идей мировоззренческого порядка [301]. Среди них: 1. Идею о том, что сущность человека генетически связана и обусловлена не только непосредственно предшествовавшей ветвью биоэволюции, но и всей структурой материального мира, природы. Это означает утверждение универсальности человеческого бытия. 2. Идею ноосферы, которая представляет собою не что иное, как определение места человеческого сознания в общей су-бординации форм движения материи. 3. Положение о том, что в акте возникновения человека глав-ное содержание заключается в переходе «исключительного во всеобщее». Это означает всеобщий, родовой характер человеческого бытия по отношению ко всему сущему, в том числе и по отношению к проблеме собственного начала. Таким образом, концепция философии жизни П. Тейяр де Шарде-на явилась, в своем роде, завершающей в целой серии работ, в которых жизнь, или «центр сотворения», представлялся как «непре-рывный поток». Разрабатывая эту идею, предложенную в концепции философии жизни А. Бергсона, П. Тейяр де Шарден попытался рассмотреть ее не только с точки зрения неклассической философии, не только через призму религиозного мировоззрения, но и используя рациональные методы исследования. Предлагая совместить науку и религию, что впоследствии привело к формированию «тейярдизма» – направления в католической религиозной мысли – П. Тейяр де Шарден оказался верен себе и в построении концепции философии жизни. В ней он попытался совместить иррациональные методы исследования с рациональными. Безусловно, этот симбиоз привел к определенным достижениям, а именно – к обнаружению самодостаточности существования «человеческого».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этапы эволюции жизни в исследованиях Пьера Тейяр де Шардена» з дисципліни «Філософія життя: від волюнтаризму до екзистенціалізму»