Обычно видами материи называют конкретные типы матери-альных объектов, изучаемые науками о природе. Это, однако, не более как эмпирически найденные виды материи, притом не всей материи, а лишь наблюдаемой ее части. Философ, классифицируя подобные виды материи, лишь повторяет "зады" современных наук о природе вместо того, чтобы идти впереди их и указывать ориентиры в познании материи. Если говорить о видах материи в философском, категориально-логическом смысле, то нужно идти прежде всего от диалектики взаимоотношения сторон материи, как бы сказать, от "логики" материи, точнее, от "логики" ее чле-нения, дифференциации. Эта "логика" подсказывает, что виды материи различаются в первую очередь по степени целостности: с одной стороны, мы видим отдельные целостные образования, а, с другой, их нецелостные совокупности; между теми и други-ми — целый спектр промежуточных форм. Сразу договоримся о терминологии. Отдельные целостные образования, следуя тради-ции, будем называть телами (при этом достаточно обобщив дан-ное понятие). Нецелостные совокупности назовем группами, групповой материей. Промежуточные формы — мезоматерией. Различие между телом и группой — не просто в степени це-лостности. В них по-разному преломляются качество и количест-во, являющиеся сторонами материи. Для тела акцент падает на качество . Для группы — на количество . Диалектика сторон материи порождает диалектику ее видов. В этом и состоит "логи-ка" материи, "логика" дифференциации ее видов. Обобщенно го-воря, диалектика сторон и видов лежит в основе структуры мате-рии. Итак, различие между телом и группой обусловлено различ-ным соотношением качества и количества. Это, так сказать, сущ-ностное, категориальное различие. Эмпирическое же различие между ними можно проследить на конкретных видах материи, изучаемых отдельными науками. Примерами тела и группы яв-ляются вещество и поле, твердое тело и газ, звезда и межзвездная туманность. Человечество не сразу осознало принципиальный характер различия между телом и группой. Достаточно сказать, что фило-софы длительное время рассматривали материю и тело как сино-нимы, взаимозаменяемые понятия. Внимание ученых вплоть до середины прошлого века сосредоточивалось в основном на изу-чении отдельных тел, а особенности групповой материи они иг-норировали. Однако, постепенно, шаг за шагом философы и уче-ные стали постигать всю глубину различия между телом и груп-пой. Теперь в самых различных отраслях знания пришли и выво-ду, что изучение совокупностей тел, групповой материи имеет самостоятельное значение. Если, например, механика Ньютона базировалась на абстракции тела, материальной точки, то стати-стическая физика опирается на представление о больших сово-купностях материальных тел. Если классическая физика базиро-валась на понимании материи как вещества, то современная фи-зика обнаружила, что наряду с веществом существует особая форма материи — поле, которое представляет собой не что иное, как совокупное движение мельчайших частиц, не имеющих мас-сы покоя (и если имеющих, то неизмеримо меньшую по сравне-нию с массой покоя частиц вещества). То же самое мы видим в области изучения органических форм материи. Если раньше в биологии изучались отдельные жи-вые организмы, появлялись различные организмические теории, то, начиная с Дарвина, все большее внимание обращается на изу-чение различных сообществ живых организмов (роя, стаи, стада, популяции, экосистемы, биосферы в целом). Принципиальное различие между отдельным живым организмом и сообществом живых организмов можно видеть на примере существования двух типов развития: онтогенетического, индивидуального и филоге-нетического, исторического. Если раньше в области социально-гуманитарных наук исходили в основном из представления о дея-тельности отдельных людей, исторических личностей, то, начи-ная с середины прошлого века, особенно с возникновением со-циологии и демографии, стали изучать человеческие коллективы, группы, статистические ансамбли людей, т.е. различные сообще-ства людей. Различие между телом и группой отчетливо проявляется в ха-рактере "поведения" этих видов материи. "Поведение" тела опи-сывается динамическими законами, "поведение" группы — ста-тистическими закономерностями. В этом плане тело можно оха-рактеризовать как нестатистический ансамбль частиц, а группу — как статистический ансамбль. Тело представляет собой целое (систему), в котором части (элементы), как правило, разнородны и зависимы друг от друга, находятся в тесной связи друг с другом; "поведение" частей тела вполне упорядочено относительно друг друга, "регулируется" внутренними противоречиями. Вместе части тела образуют структуру тела. Группа представляет собой совокупность одно-родных элементов, относительно независимых друг от друга и находящихся в различных столкновениях друг с другом. "Пове-дение» элементов группы неупорядочено, хаотично, "регулирует-ся" внешними противоречиями. Группа является бесструктур-ным образованием. Тело и группа — соотносительные виды материи. Всякому телу определенного типа соответствует группа этих тел. Приме-ры: вещество и поле, частица вещества (атом или молекула) и газ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды материи» з дисципліни «Світ очима філософа»