Этот силлогизм кажется взрослому человеку трюизмом, не дающим никакой информации, никакой пищи для размышле-ния (Гегель говорил о нем: «Такое умозаключение сразу же наводит скуку, как только его услышат» ). Представим, одна-ко, ситуацию, когда маленький человек, ребенок, впервые де-лает для себя вывод, что он смертен как и все люди. Скорее всего ребенок впервые задумывается о смерти (что это такое), когда видит смерть близкого или знакомого человека и слы-шит разговоры по этому поводу. Он узнает, что люди, живу-щие рядом с ним, могут умереть. Следующий шаг в его позна-нии: это когда он узнает от одного или, скорее всего, несколь-ких людей (сверстников или старших), что все люди рано или поздно умирают, т. е. смертны. И вот он примеряет эту страш-ную истину к себе: если он как все (человек), то, следователь-но, рано или поздно умрет. Для маленького человека это большое открытие . С этого момента он начинает размыш-лять о своей жизни как таковой, о том, что она не так прочна, что она имеет свои границы. И не просто размышлять, а делать дальнейшие выводы, выводить практические следствия из факта своей смертности, наконец, менять поведение. Например, он выясняет, что умирать плохо, что после смерти он превратится в прах, в ничто. Далее, он выясняет, что может умереть в любой момент, если не будет, например, осмотри-тельным и осторожным (при обращении с огнем, на улице, на воде и т. д. и т. п.). В итоге указанный выше силлогизм не только приводит ребенка к важному открытию, но и в конечном счете меняет его поведение. И так со всяким другим силлогизмом. Когда человек впер-вые умозаключает от общего к частному, он переживает это умозаключение как решение важной мыслительной и, в ко-нечном счете, жизненной задачи. Любопытную интерпретацию этого силлогизма дает Б. Рассел. Он пишет: «Мы согласимся, что, скажем, мистер Смит смертен, и мы свободно можем сказать, что знаем это, потому что мы знаем, что все люди смертны. Но в действи-тельности мы знаем не то, что «все люди смертны», а скорее что-то вроде: «все люди, рожденные более полутораста лет на-зад, — смертны, и таковы же почти все люди, рожденные бо-лее ста лет назад». Таково наше основание для того, чтобы думать, что мистер Смит умрет. Но это доказательство являет-ся индукцией, а не дедукцией.» (Рассел Б. История западной философии. Т. 1, Новосибирск, 1994. С. 199). Можно согла-ситься с тем, что некоторые люди именно так рассуждают, ко-гда приходят к выводу о том, что они когда-то умрут. Такой индуктивный путь рассуждения возможен, но он отнюдь не исключает дедуктивного пути. Есть люди, которые любят пол-зать по фактам и мыслить пошагово, идти от частного к обще-му, а есть люди, которые любят из принимаемых на веру или условно допускаемых общих утверждений делать частные за-ключения. Каждому свое.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Большое открытие маленького человека» з дисципліни «Цікава філософія»