К наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств относятся автомобильные шины. Необходимость их замены возникает не только при их износе или повреждении, но и при смене зимнего и летнего сезонов. В каждом случае порядок бухгалтерского учета и налогообложения имеет свои особенности. Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете отражаются как МПЗ. Согласно п. 2 ПБУ 5/01 в составе МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае их стоимость учитывается в первоначальной стоимости транспортных средств. Объясняется это тем, что транспортные средства, приобретенные для эксплуатации, являются основными средствами, которые принимаются к учету как отдельные инвентарные объекты со всеми устройствами, принадлежностями и комплектующими, необходимыми для их эксплуатации (п. 6 ПБУ 6/01), в том числе и с шинами. Аналогичные рекомендации по учету автомобильных шин, находящихся при транспортных средствах, содержатся в Инструкции по применению Плана счетов. Согласно абзацу второму п. 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, так как он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество. Однако учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта ОС. Кроме того, с 2006 г., согласно внесенным Приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н поправкам в ПБУ 6/01 для "разделения" инвентарного объекта недостаточно, чтобы сроки эксплуатации узлов и агрегатов были разными, они должны "существенно отличаться". Как определить такую "существенность", законодатель не указал. Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого по общей методологии учета капитальных затрат автомобильные шины, находящиеся на колесах ТС (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля. В дальнейшем установленные на ТС шины, как и другие узлы, агрегаты и комплектующие, списываются на себестоимость оказываемых услуг через амортизационные отчисления в общем порядке исходя из установленного срока полезного использования ТС. При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены. Ремонт можно выполнить собственными силами или воспользоваться услугами сторонних организаций - шиномонтажных мастерских. Оплата таких работ - это затраты по поддержанию ТС в исправном состоянии, которые являются расходами по обычным видам деятельности (Дебет 20, 26 - Кредит 60, 71, 76) и отражаются в том периоде, к которому относятся (пункты 7, 27 ПБУ 10/99). При замене шин возникает еще один объект учета - приобретенные для замены автомобильные шины, которые различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. Однако бухгалтера интересуют их предназначение и особенности эксплуатации. По этим показателям автомобильные шины могут быть постоянного использования (всесезонные шины) и периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина). Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины. Они подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж для шин или произошло повреждение шин.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет автомобильных шин» з дисципліни «Автотранспорт в організації»