ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Енциклопедія банківської справи, фінансів

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
В целом являет-
ся дополнением к ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИ-
ТИКЕ, включает специальные мероприятия по контролю над ценами
и зарплатой, в ходе к-рых предпринимаются меры по стимулиро-ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
Таблица 1. Результаты Программы экон. стабилизации, Фаза I,
1972 фин. год (в млрд дол.)
Сокращение государственных доходов
Ускоренные налоговые льготы
с целью интенсификации инвестиций
Увеличение налоговых льгот
по подоходному налогу с физических лиц
Отмена акциза на автомобили
Итого
$3,0
1,0
2,3
$6,3
Рост государственных доходов
Дополнительный налог на импорт
Чистое сокращение доходов
Замораживание заработной платы гос. служащих,
сокращение государственных расходов
Замораживание роста выплат на федеральные нужды
Отсрочка распределения общих доходов
Сокращение государственного аппарата
Отсрочка распределения некоторых
специальных доходов
Отсрочка введения гос. мер в социальной области
Итого
Превышение сокращений расходов
над сокращением доходов
$1,3
1,1
0,5
0,7
1,1
$4,7
$0,5
ванию роста доходов и занятости с тем, чтобы обеспечить стабиль-
ность цен в условиях высокого уровня занятости в экономике.
П.д. является антиинфляционной политикой, к-рая не затраги-
вает совокупный спрос. Изменения совокупного спроса непосред-
ственно связаны с изменениями цен. С точки зрения стратегии
управления спросом, снижение спроса необходимо для сдержива-
ния инфляции. Временно контроль над ценами может снизить ин-
фляцию, нанося ущерб совокупному спросу, но такая мера не мо-
жет длительно использоваться. В графическом изображении реше-
нием проблемы является политика, способствующая увеличению
совокупного спроса. Такая альтернатива получила название "Эко-
номика предложения".
Программа экон. стабилизации, проводимой в США в 1971 -1974 гг.,
имеет особое значение, поскольку она была первой и до сих пор
уникальной системой обязательного контроля над экономикой в
послевоенный период. В следующем ниже обзоре рассматривает-
ся происхождение и составные части обязательного регулирования,
а также дается краткий анализ изменений политики в области цен
и заработной платы в ходе реализации программы и в последую-
щий период.
Программа экон. стабилизации была основана на широком спек-
тре полномочий, предоставленных в самом начале президенту
("хотя они не были им востребованы") после принятия Конгрес-
сом в августе 1970 г. Закона об экон. стабилизации.
"Если мы должны восстановить в нашей экономике стабильность
цен в сочетании с высоким уровнем занятости, то я не вижу бли-
жайшей альтернативы проведению эффективной политики дохо-
дов". (Артур Ф. Берне, председатель Совета управляющих ФРС,
заявление, сделанное на заседании подкомитета по внешне-
экономической политике и подкомитета по инвалюте и платежам,
Объединенный комитет по экономике, 30 июня 1971 г.)
15 августа 1971 г. президент США объявил о новой экон. поли-
тике, направленной на стимулирование занятости, стабилизацию
цен и создание новой мировой валютной системы. Ниже следует
офиц. краткое изложение программы стабилизации.
1. Объявить о замораживании на 90 дней всех цен и ставок зара-
ботной платы. Наблюдение за ходом этого замораживания
будет возложено на Федеральное управление по готовности к
чрезвычайным ситуациям, действующее под руководством
недавно созданного Совета по стоимости жизни с правами
Казначейства, возглавлять к-рый поручено Секретарю Казна-
чейства.
2. В ходе второго этапа процесса стабилизации цен и зарплаты
завершить переход от временного их замораживания к восста-
новлению рынков, свободных от регулирования, и к ликви-
дации инфляции. (См. ниже для справки Фазу II данной про-
граммы.)
3. Временно приостановить свободную конвертируемость дол-
ларов в золото для ин. министерств финансов и центральных
банков и начать международные консультации и переговоры
с целью осуществления реформы мировой валютной системы.
В процессе переговоров возможен прогноз об изменении курса
доллара и др. валют ("но не офиц. долларовой цены золота").
Такие меры, как ожидалось, могли бы положить конец чрез-
мерной спекуляции и неуверенности относительно будущего
курса доллара и др. валют, а также укрепить торговые и фин.
позиции США на мировых рынках.
4. Ввести временно дополнительную пошлину в размере 10% на
импорт товаров в США. Такая дополнительная пошлина уже
была установлена Законом о расширении торговли 1962 г. Его
целью было улучшение торгового и платежного баланса США
в то время, когда принимались более фундаментальные меры.
5. Рекомендовать Конгрессу предоставлять с 15 августа 1971 г.
кредит на развитие экономики (налоговый кредит для уско-
ренных инвестиций) на сумму 10% годовых, с дальнейшей его
заменой долгосрочным кредитом на сумму 5% годовых.
6. Рекомендовать Конгрессу отменить акцизный сбор на авто-
мобили с 15 августа 1971 г. Ставка акциза была равна 7% цены
производителя, т. о., его средняя величина на одну машину
составляла бы ок. 200 дол. "Будут даны настоятельные реко-
мендации" с тем, чтобы производители автомобилей скоррек-
тировали понижение цены своей продукции для потребителей.
7. Рекомендовать Конгрессу перенести на 1 января 1972 г. уве-
личение суммы, не облагаемой личным подоходным налогом,
к-рое, согласно действовавшему в то время законодательству,
должно было вступить в силу 1 января 1973 г. Это делалось в
дополнение к мерам по увеличению данной суммы, к-рые
должны были вступить в силу с 1 января 1972 г. Дополнитель-
ная необлагаемая налогом сумма предусматривалась в разме-
ре 50 дол. на человека.
8. Сократить расходы федерального бюджета в 1972 фин. году
на 4,7 трлн дол. С этой целью предусмотрено 5-процентное со-
кращение гос. аппарата, замораживание на 6 месяцев роста
выплат на содержание госаппарата, предусмотренных к 1 ян-
варя 1972 г., и отложить на 3 месяца распределение общих
доходов штатных, городских, сельских бюджетов и на 1 год
реформу системы социального обеспечения. Такое сокраще-
ние расходов, а также доход от временно введенного допол-
нительного налога на импорт должно было в совокупности
превысить снижение дохода в 1972 фин. году в связи с реко-
мендованным сокращением налогов.
Прогноз результатов реализации программы в 1972 фин. году
приводится в табл. 1.
Фаза П. Продолжение программы экон. стабилизации после
окончания этапа замораживания было объявлено 7 октября 1971 г.
Были офиц. объявлены следующие основные направления Фазы
II программы.
1. Совет по стоимости жизни должен предложить промежуточ-
ный показатель инфляции к концу 1972 г. в размере от 2 до
3%, что почти вдвое ниже ее уровня в период, предшествовав-
979ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
ший замораживанию цен, и должно означать "большой шаг
вперед в направлении стабилизации цен, но не настолько же-
сткий, чтобы помещать корректировке мер, необходимых для
восстановления справедливости и эффективности".
2. Основная обязанность по принятию решений должна быть
возложена на трехсторонний Совет по заработной плате и на
Комиссию по ценам, состоящую из представителей обще-
ственности, но общее руководство программой от имени прези-
дента должно осуществляться Советом по стоимости жизни на
правах министерства. (Примечание: Совет по заработной пла-
те должен включать 5 представителей рабочих, 5 представите-
лей менеджеров и 5 представителей общественности. Все чле-
ны Совета должны быть назначены президентом. Президен-
том Совета должен быть назначен один из представителей
общественности, к-рый будет работать как штатный сотруд-
ник. Комиссия по ценам должна состоять из 7 членов, назна-
ченных президентом, один из к-рых в качестве штатного со-
трудника будет руководить работой комиссии.)
3. Основные надежды возлагаются, главным образом, на добро-
вольное соглашение, однако при необходимости имеющиеся
правовые меры должны быть использованы.
4. Программа должна осуществляться как общеэкономическая,
однако особое внимание должно быть сосредоточено на "огра-
ниченных, критических участках" экономики.
5. Организация и персонал должны быть на уровне, обеспечива-
ющем надлежащий контроль за программой, а набор персо-
нала должен почти полностью проводиться в др. учреждениях.
6. Эффективное ограничение процентных ставок, дивидендов и
непредвиденных прибылей должно быть проведено "во имя
справедливости, но с достаточной степенью гибкости с тем,
чтобы не причинить серьезного ущерба экон. росту".
Правовой основой реализации программы, следующей за пе-
риодом замораживания, явился Закон об экон. стабилизации
1970 г., согласно к-рому также проводились незавершенные мероп-
риятия Фазы I. Этот закон предоставил президенту полномочия из-
давать и приводить в исполнение распоряжения, регулирующие
уровень цен, зарплаты, арендной платы в целях контролирования
инфляции. К началу Фазы II действовавший в то время закон дол-
жен был утратить силу 30 апреля 1972 г.; поэтому президент обра-
тился к Конгрессу с просьбой продлить его действие на один год,
до 30 апреля 1973 г., равно как и постоянные полномочия прези-
дента по контролю за процентными ставками и дивидендами.
Фаза III. Совет экон. консультантов сообщил, что к началу
1973 г. экон. условия представлялись благоприятными для внесе-
ния существенных изменений в систему контроля, к-рая действо-
вала на Фазе II. В 1972 г. темп инфляции был умеренным. Индекс
цен на потребительские товары вырос на 3,4% за год. Рост зарпла-
ты стал более умеренным по сравнению с очень высокими ставка-
ми в начале 1971 г., что означало снижение инфляционных ожида-
ний. Рост цен на промышленную продукцию замедлился до 2,9%
в год во второй половине 1972 г. Т. о., согласно заключению сове-
та, бюдж.-фин. и ден.-кредитная политика, подкрепленная конт-
ролем, почти достигла своих промежуточных целей к концу 1972 г.
Однако при преобладающей тенденции к понижению многих по-
казателей объемов производства к концу 1972 г. стала очевидной
возможность того, что дальнейшее использование программ конт-
роля на Фазе II станет все более противоречить интересам произ-
водства, производительности труда, инвестирования, увеличит гос.
расходы, особенно в случае роста ожидаемой экон. активности.
Учитывая эти обстоятельства, было решено внести изменения в
программы контроля за ценами и зарплатой, с тем чтобы такая кор-
ректировка наиболее соответствовала предстоящим сокращениям
избыточной производственной мощности, предусмотренным в это
время, а также для осуществления цели, поставленной правитель-
ством в отношении возможной отмены контроля. Новая система
контроля, известная как Фаза III, внесла коренные изменения ре-
гулирования. С целью экономии сроков и расходов, связанных с
рассмотрением запросов о повышении цен, а также просьбами дать
подробное объяснение с каждым разом все более усложняющихся
правил, основные меры регулирования Фазы II должны осуществ-
ляться по принципу самоуправления в период Фазы III. В боль-
шинстве отраслей экономики было отменено требование о пред-
варительном уведомлении. Практика представления отчетов была
сохранена лишь на крупнейших предприятиях. Комиссия по це-
нам (уполномоченная Советом по стоимости жизни, к-рой прези-
дент передал свои права, касающиеся Закона о стабилизации) и
Совет по заработной плате (уполномоченный Советом по стоимо-
сти жизни), наделенные правом устанавливать нормативы допу-
стимого уровня цен и заработной платы, соответственно, влились
в штат Совета по уровню жизни; этот штат вместе с привлеченны-
ми сотрудниками Налоговой службы подвергся сокращению. Совет
по стоимости жизни сохранил полномочия и в дальнейшем исполь-
зовал их для введения особых, обязательных мер регулирования
там, где, казалось, ощущался их недостаток. Однако для большин-
ства отраслей экономики эти меры не стали обязательными, и
многие предприятия остались вне поля зрения Совета по стоимо-
сти жизни, межведомственного комитета с правами министерства,
возглавляемого Секретарем Казначейства, к-рому президент деле-
гировал свои полномочия, касающиеся Закона о стабилизации.
Необходимость гибкого регулирования цен и заработной платы
явилась важной причиной для перехода к программе, основанной
на принципах самоуправления. В ходе проведения Фазы II были
продемонстрированы значительные образцы гибкости, однако "из-
менившиеся экон. условия потребовали сделать больше того, что
необходимо". 26 февраля 1973 г. только что созданный Консульта-
ционный комитет по управлению трудовой деятельностью при Со-
вете по стоимости жизни выступил с офиц. заявлением о том, что
никогда впредь ни одна единая норма или соглашение по уровню
зарплаты не должны применяться ни в одной отрасли экономики.
На Фазе III также подверглись изменениям меры регулирования
величины прибыли. Основной подход к исчислению границ вели-
чины прибыли был изменен в сторону увеличения количества фин.
лет, из числа к-рых компания могла бы выбрать 2 года для расчета
размера прибыли на их базе. Для того чтобы разрешить компани-
ям получать прибыль от роста производительности при условии
ограничения цен, лимит нормы прибыли мог меняться, если сред-
негодовой рост цен на продукцию компании не превышал 1,5%.
Третье изменение состояло в том, чтобы разрешить рост цен, "необ-
ходимый для эффективного размещения средств или для поддер-
жания соответствующего уровня поставок". Т. о., было разрешено
повышать цены в случаях, когда экон. рост приводил к излишне-
му давлению спроса на отдельных рынках и, как следствие, к де-
фициту.
Фаза III охватила период с 11 января по 13 июня 1973 г. В пер-
вые месяцы Фазы III рост индекса потребительских и оптовых цен
показал увеличение темпа инфляции из-за удорожания ряда сырь-
евых товаров. Розничные цены на мясо выросли на 5,4% в феврале
и марте в результате повышения на 39% цен на живой скот с нояб-
ря 1972 г. по март 1973 г.; из-за дефицита сырой нефти зимой цены
на горючее взлетели на 7,4%; рост цен на 16% на пиломатериалы и
продукты из древесины отразился на ценах нового жилья и кос-
венно затронул уже построенные дома. Создавшиеся вследствие
ускорения инфляции трудности сковали меры по контролю. Эти
меры, осуществляемые на Фазе III, были, тем не менее, скованы
избирательным образом при попытках удержать на низком уровне
цены на потребительские товары, к-рые были изготовлены непо-
средственно из сырья, несмотря на признание неэффективности
контроля над ценами на эти продукты. С 6 марта 1973 г. наиболее
крупным производителям сырой нефти и нефтепродуктов, к-рые
пытались повысить цены, получая т. о. дополнительную прибыль
более 1% в год, было предъявлено требование о предоставлении
сметы затрат на производство продукта; при получении дополни-
980ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
тельной прибыли более 1,5% требовалось предварительное уведом-
ление. 29 марта 1973 г. цены на мясо на всех стадиях переработки
и реализации были ограничены верхним пределом на уровне са-
мой высокой цены, сохранявшейся в предыдущие 30 дней, если как
м и н и м у м 10% о т о б ъ е м а п р о д а ж и б ы л и п о более в ы с о к о й ц е н е .
Фермерские цены на живой скот не подвергались прямому конт-
ролю, но ожидалось, что, когда рост цен на живой скот перейдет
определенный рубеж, это вызовет сокращение прибыли перераба-
тывающих предприятий и розничной торговли и в связи с этим
ограничит их возможности по закупке живого скота.
Более того, цены на сырьевые товары промышленного назначе-
ния увеличивались в 1972 г. ежемесячно на 0,33%, а в конце зимы
и весной 1973 г. - более 1%. Такой рост цен означал формирование
тенденции к повышению издержек, что особенно сказалось на по-
купателях промышленных материалов, к-рые, в свою очередь, бы-
стро подняли цены на готовую продукцию. Чтобы замедлить раз-
витие этой тенденции, 2 мая 1973 г. была восстановлена практика
предварительных уведомлений крупных предприятий, намеренных
увеличить цены в среднем на 1,5% сверх уровней цен, к-рые были
санкционированы либо уже вступили в силу с 10 января 1973 г.
Второе замораживание (13 июня - 12 августа 1973 г.). С по-
явлением некоторых признаков значительного замедления темпа
инфляции во втором полугодии от Конгресса и администрации
настоятельно потребовали принятия более жестких мер по сдер-
живанию инфляции, было признано необходимым ввести более
строгую систему мер по контролю, чем на Фазе III, однако доста-
точно гибкую, в соответствии с требованиями экон. роста.
Т. о., 13 июня 1973 г. президент объявил о замораживании цен с
последующим введением новых мер контроля на Фазе IV. Замора-
живание цен было рассчитано на срок не более 60 дней и заканчи-
валось в момент вступления в силу новых мер по контролю. В от-
ношении большинства цен (исключая зарплаты) не допускалось
превышение уровня в период с 1 по 8 июня 1973 г. Относительно
дивидендов и процентных ставок продолжал действовать принцип
добровольного контроля. Арендная плата и первичная продажа
сырьевых с.-х. продуктов также остались за рамками проводимой
акции.
Фаза IV (12 августа 1973 г. - 30 апреля 1974 г.). В общем плане
нормативы Фазы IV ограничили рост цен на продукцию большин-
ства перерабатывающих предприятий и предприятий сферы услуг
на уровне доллар к доллару при включении в цену возросших из-
держек, к-рые были допущены после окончания последнего фин.
квартала, завершившегося до 11 января 1973 г. Ограничения на при-
рост прибыли, сведенные к среднегодовым показателям, остались
в силе для значительной части предприятий. Предварительное уве-
домление о повышении цен требовалось предоставить тем пред-
приятиям, чей объем годовых продаж превышал 100 млн дол.; по-
вышение было разрешено производить по истечении 30 дней, если
совет не распорядился бы по-другому. Предприятия с объемом го-
довых продаж более 50 млн дол. были обязаны представить совету
квартальный отчет. Перекладывание издержек в цену по соотно-
шению доллар к доллару и их ограничение уровнем конца 1972 г.
придали мерам регулирования цен Фазы IV более жесткий харак-
тер по сравнению с предыдущими фазами, к-рые допускали
увеличение прибыли. Тем не менее Фаза IV была призвана стать
более гибкой благодаря программе регулирования, "более тесно
адаптированной к условиям каждого сектора экономики", а также
постепенной отмене контроля над предприятиями.
Остались в силе общий норматив годового 5,5-процентного уве-
личения зарплаты и начисление 0,7% дополнительных выплат, как
было установлено на Фазе II, а затем переведено на принцип
самоуправления на Фазе IV. Однако в начале 1973 г. принцип
программы контроля зарплаты заключался в умеренном ее повы-
шении, что наносило меньший ущерб трудовому согласию и пере-
говорам о заключении трудового соглашения, чем при примене-
нии единого "механического стандарта". Поэтому основной акцент
был сделан на принятие решений по определенному пределу
колебаний, что могло бы оказать больший "волновой эффект" на
структуру зарплаты, влияя на ход переговорных ситуаций на соот-
ветствующих предприятиях, в секторах и профессиях, чем в случае
жесткой приверженности "одному простому стандарту". 26 февраля
1973 г. Консультационный комитет по управлению трудовой дея-
тельностью в одном из первых заявлений рекомендовал Совету по
стоимости жизни принять меры по проведению такой политики.
Резюме. Контроль над ценами и зарплатой осуществлял Совет
по стоимости жизни на основе Закона об экон. стабилизации до
30 апреля 1974 г., когда закон потерял силу. Деятельность Совета
по стоимости жизни была продлена до 30 июня 1974 г. Исполни-
тельным распоряжением 11781 с целью упорядочить процесс за-
вершения стабилизационной программы, включая контроль за са-
мостоятельными решениями компании накануне отмены контро-
ля. После 30 июня 1974 г. выполнение оставшихся задач юр. харак-
тера, а также офиц. записи и отчеты программы стабилизации были
переданы в ведение немногочисленного персонала Управления
экон. стабилизации в составе Казначейства. Это управление было
ликвидировано в конце 1974 г.
Правительство не предлагало расширить свои полномочия в
области обязательного контроля (исключая строительство и здра-
воохранение), равно как и Конгресс не оказал значительной под-
держки политике расширения полномочий. По предложению
президента Форда в августе 1974 г. был принят закон, наделивший
Совет по стабилизации цен и зарплаты полномочиями по осуще-
ствлению ряда наблюдательных функций.
Процесс отмены контроля начался в 1973 г., когда на Фазе IV
были введены меры обязательного контроля, и пошел ускоренны-
ми темпами к концу 1973 г. и в 1974 г. Рассматривались два под-
хода к отмене контроля: сектор за сектором и постепенное ослаб-
ление мер на Фазе IV. Процесс отмены контроля по секторам
предусматривал гибкий принцип с учетом как особых условий каж-
дого сектора, так и самостоятельных решений предприятий по
сдерживанию роста цен после отмены контроля или в некоторых
случаях по расширению производственных мощностей. Обычно в
каждом секторе отменялся одновременно контроль над ценами и
зарплатой, однако во многих отраслях эти меры были отменены на-
кануне введения Фазы IV - менее половины стоимости продуктов,
включенных в индекс потребительских цен и в индекс зарплаты,
стало объектом регулирования на Фазе IV 10 сентября 1973 г. С др.
стороны, контроль распространялся на 69% индекса оптовых цен,
а неохваченная контролем часть приходилась в основном на про-
дукцию фермерских хоз-в.
Программа постепенной отмены контроля была разработана т. о.,
чтобы в последующий за его отменой период направить бремя ли-
берализованных цен по двум направлениям. Там, где ожидался це-
новой всплеск сразу же после отмены контроля, продукция этого
сектора за несколько месяцев до отмены освобождалась от конт-
роля, а в обмен на досрочную отмену контролирующих мер неко-
торые компании должны были дать обязательство ограничить рост
цен после отмены контроля определенным уровнем и не повышать
цены после 30 апреля 1974 г. В связи с этим Совет по стоимости
жизни постарался отложить на будущее повышение некоторых цен
в период, следующий за отменой контроля.
Оценка результатов Программы административного контроля.
В табл. 2 показано изменение цен и зарплаты в ходе реализации
Программы экон. стабилизации и в последующий период.
Совет консультантов по экон. вопросам считает, что итоговое
заключение по результатам административного контроля над це-
нами и зарплатой, введенного в соответствии с Законом об экон.
стабилизации в августе 1971 г. и продолжавшегося более 32 меся-
цев, "будет являться предметом длительного обсуждения и по нему
может быть не принято никакого решения", прежде всего из-за то-
го, что нет возможности "точно смоделировать ход событий, к-рые
бы могли развиться, если бы контроль не был введен". Далее Со-
981ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
Таблица 2. Показатели изменений уровня цен и зарплаты в период и после завершения Программы экономической стабилизации
(в процентах; годовые показатели по периодам)
Цена или зарплата
Замораживание и
Фаза II:
август 1971 г. -
январь 1973 г.
Фаза III:
январь 1973 г. -
июнь 1973 г.
Замораживание и
Фаза IV:
июнь 1973 г. -
апрель 1974 г.
Фаза IV:
декабрь 1973 г. -
апрель 1974 г.
1974
апрель - август август - декабрь
ЦЕНЫ
Индекс потребительских цен:
Общий
Продовольствие
Без продовольствия
Непродовольственные товары
Услуги 3
Дефлятор расходов на личное
потребление 6
Индекс оптовых цен":
Общий
Фермерские продукты
и продукты переработки
и корма
Промышленные товары'
Готовые товары, потребитель
и производитель 11
Сырье и промежуточные
материалы д
ЗАРПЛАТА 6
Средний почасовой заработок,
частное нефермерское хоз-во*:
Месячный ряд
Квартальный ряд 6
Средняя почасовая компенсация:
Частное хоз-во б
Нефермерское хоз-во б
3,4
5,9
2,7
2,2
3,5
8,3
20,2
5,0
4,8
4,3
10,7
16,2
8,7
9,2
8,6
12,2
12,8
11,8
14,9
8,8
12,7
7,0
15,3
16,4
13,3
11,8
17,0
9,7
8,6
11,7
2,8
5,9
6,7
22,2
10,8
15,2
13,9
21,9
11,8
31,8
11,4
10,2
13,4
2,9
1,9
3,6
48,9
12,3
7,2
12,1
6,3
19,6
13,4
23,33
0,4
33,9
23,4
39,1
24,5
35,5
25,8
40,9
9,5
9,4
14,6
7,1
6,2
6,4
5,8
5,9
6,3
5,9
8,9
8,8
6,9
7,0
7,0
7,5
6,5
6,3
7,0
7,9
11,9
10,3
11,2
10,7
9,3
9,7
9,0
9,3
" Без учета сезонных колебаний.
6 Процентные изменения по кварталам: III 1971 - IV 1972 (колонка 1), IV 1972 - II 1973
(кол. 2), II 1973 - I 1974 (кол. 3), IV 1973 -1 1974 (кол. 4), I 1974 - III 1974 (кол. 5), III 1974 -
IV 1974 (кол. 6).
в Сезонные колебания (в %) компонентов индекса оптовых цен не обязательно соответствуют
среднему показателю сезонных колебаний всего индекса в целом, т. к. колебания каждого
компонента и индекса в целом рассчитываются отдельно.
г Включает несколько статей, не указанных отдельно.
л Исключая продовольствие, но включая небольшое количество статей, не входящих в ин-
декс промышленных товаров.
с Средний почасовой заработок для рабочих производственной сферы или служащих, не при-
надлежащих к числу управляющих кадров, средняя почасовая компенсация для всех лиц, ра-
ботающих по найму.
ж С учетом сверхурочных (только в обрабатывающей промышленности) и продолжительно-
сти рабочей смены в отраслях промышленности.
Источник: Economic Report of the President, Appendix A, February, 1975.
вет консультантов указывает на то, что, ...несмотря на всесторон-
ний эффект программы, ее основной результат был достигнут,
возможно, в первые 16 месяцев ее реализации, когда экономика
функционировала значительно слабее заложенного потенциала.
Как только различные отрасли экономики достигли уровня своих
производственных возможностей в 1973 г., стимулируемые быст-
рым ростом нац. и мировой экономики, система контроля стала
препятствием для нормальных отношений между поставщиком и
покупателем, а в некоторых случаях эта система оказалась недее-
способной. Резкий рост издержек производства основных матери-
алов, зачастую в связи с изменениями на мировых рынках и де-
вальвацией доллара, в значительной степени не контролировался;
а когда эти затраты дошли до потребителей, то они выплеснулись
в виде быстро растущей инфляции. Поэтому чистая выгода систе-
мы контроля, какие бы оценки ей ни давали, оказалась весьма мала
к началу 1974 г., и законодательное решение об отмене контроля
лишь закрепило неизбежный процесс ее распада под давлением об-
щественности и рынка".
"В нынешних экон. условиях прямой контроль не может быть
достаточно эффективным средством по обузданию инфляции. На
деле всесторонний и относительно негибкий контроль над ценами
и зарплатой принес бы, пожалуй, больше вреда, чем пользы, т. к.
при этом продолжались бы перекосы в сфере производства и рас-
пределения, что превратилось в основную проблему прошлого года.
Поэтому, я полагаю, было бы неразумно продлить полномочия За-
кона об экон. стабилизации на следующий год. Необходим более
избирательный подход" (Артур Ф. Берне, председатель Совета
управляющих ФРС, заявление на заседании Подкомитета по делам
производства и стабилизации при Комитете по банковскому делу,
жилищному строительству и урбанизации, Сенат США, 6 февраля
1974 г.).
Развитие событий после отмены административного контроля.
Совет по стабилизации цен и зарплаты был создан в рамках
Исполнительного управления при президенте США Законом от
24 августа 1974 г. (88 Stat. 750; 12 U.S.C. 1904 note) с целью "выяв-
ления и контроля за экон. факторами, вызывающими инфляцию,
982ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
включая изучение влияния на инфляцию факторов, связанных с
производством, зарплатой, производительностью труда, а также фе-
деральной политикой, программами и мероприятиями".
Закон, одобренный Конгрессом 9 августа 1975 г. (P. L. 94-78),
продлил полномочия Закона о Совете по стабилизации цен и зар-
платы с 15 августа 1975 г. по 30 сентября 1977 г. Он также уполномо-
чил совет требовать представления отчетов с информацией о текущих
делах предприятия, а в отношении предприятий с брутто-доходом
свыше 5 млн дол. - направлять им повестки для предоставления
доказательств или документов по вопросам зарплаты, издержек
производства, производительности труда, цен, объемов продаж,
прибыли, импорта и экспорта при гарантии того, что предостав-
ленная компанией информация не станет достоянием обществен-
ности.
Закон, одобренный Конгрессом 6 октября 1977 г. (P. L. 95-121),
постановил, помимо всего пр., продлить срок полномочий Совета
по стабилизации цен и зарплаты с 30 сентября 1977 г. до 30 сентяб-
ря 1979 г. Он также обязал совет на своих слушаниях сделать ак-
цент на контроле за инфляцией и мерах по обеспечению полной
занятости.
В начале 1978 г. правительство призвало к замедлению роста цен
и зарплаты. Каждому предприятию было рекомендовано поддер-
живать в 1978 г. рост цен и зарплаты ниже среднего уровня преды-
дущих двух лет. Хотя отдельные лица и ряд компаний предприня-
ли усилия по соблюдению этих рекомендаций, программа не дала
общего положительного эффекта, т. к., по сведениям Совета кон-
сультантов по экон. вопросам, установленные нормы по снижению
уровня не были достаточно точными и не могли служить четким
ориентиром при принятии решений по ценам и зарплате.
В связи с этим обстоятельством правительство включило более
четкие нормы в антиинфляционную программу, объявленную в
конце октября 1978 г. Программа добровольных мер теперь содер-
жала четкий количественный предел роста зарплаты и дополни-
тельных льгот, а также нормы снижения цен отдельных компаний.
Потенциальная эффективность программы была оценена с помо-
щью расширенного мониторинга путем сопоставления объема
федеральных закупок с установленными нормами, а также при
помощи передовой программы страхования реальной зарплаты",
разработанной для укрепления согласия. 7 ноября 1978 г. нормы
оплаты труда и цен были опубликованы в предварительном ва-
рианте с целью их публичного обсуждения в последующие 30 дней.
На основании полученных предложений и после проведения кон-
сультаций с представителями компаний и трудящихся 13 декабря
1978 г. были объявлены некоторые изменения по отдельным ста-
тьям. Окончательный вариант норм был опубликован в Federal
Register от 28 декабря 1978 г.
Установленные нормативы оплаты труда ограничили рост поча-
совой зарплаты и выплат частных дополнительных льгот до мак-
симального уровня в 7% для каждой группы работников компании.
Группы работников, на к-рых распространяется норматив оплаты
труда, представляют собой отдельные группы, работающие на усло-
виях коллективных договоров, а также др. категории неуправлен-
ческого и управленческого персонала. При дифференциации групп
учитывались различные соглашения о ставках зарплаты и предпри-
нимались усилия по обеспечению умеренных ставок зарплат в со-
ответствии с принципами справедливости. Такой подход допускал
значительную гибкость при распределении изменений в зарплате
среди работников одной группы в соответствии с экон. особенно-
стями, справедливостью и др. факторами до тех пор, пока средний
показатель роста для данной группы работников не поднимется до
уровня норматива.
При обсуждении трудовых соглашений вновь заключаемый
контракт, по к-рому средний показатель роста зарплаты и допол-
нительных выплат не превышает 7% в год на протяжении срока
действия контракта, и был увязан с нормативом оплаты труда при
условии, что его прирост в любой год действия контракта состав-
лял бы не более 8%. При определении соответствия нормативу
оплаты труда резервы, создаваемые для автоматического повыше-
ния зарплаты, при росте стоимости жизни должны были исчислять-
ся исходя из инфляционного роста индекса потребительских цен
на 6% в год в течение срока действия контракта. Поэтому норма-
тив оплаты труда содержал определенный запас гибкости при
распределении прироста оплаты труда между ставкой зарплаты и
дополнительными льготами и между фиксированными повышени-
ями и надбавками в связи с ростом стоимости жизни. Офиц. тру-
довые соглашения, подписанные до объявления антиинфляцион-
ной программы, и годовые планы оплаты труда (для групп работ-
ников - не членов профсоюза), действовавшие к 1 октября 1978 г.,
не подлежали изменению в соответствии с нормативом оплаты
труда.
При определении соответствия с нормативом оплаты труда от-
числения предпринимателей на выплаты пенсионных пособий и
пособий по болезни исчислялись отдельно от взносов, направлен-
ных на повышение размера выплат. Прирост расходов на поддер-
жание текущего уровня выплат пособий по болезни более 7% не
засчитывался при определении этого соответствия. Были выделе-
ны специальные ассигнования на те планы пенсионного обеспе-
чения, к-рые предназначались для специально установленных
выплат пособий по старости. Изменения расходов предпринима-
телей как результат изменений методов финансирования, сроков
амортизации, актуарных допущений и рабочего плана не учитыва-
лись как изменения ставки оплаты труда; однако подлежали учету
изменения расходов предпринимателей вследствие поправок к пла-
ну пенсионного обеспечения, изменений структуры пособий либо
воздействия изменений зарплаты рабочих и служащих на уровень
пособий. Дальнейшие сведения по применению нормативов опла-
ты труда к различным планам выплат можно найти в распоряже-
ниях, изданных 28 декабря 1978 г. Советом по стабилизации цен и
зарплаты.
Исходя из интересов справедливости и повышения произво-
дительности труда, были разрешены исключения из закона при
определении нормативов оплаты труда по некоторым категориям.
Во-первых, на рабочих с почасовой оплатой менее 4 дол. на 1 октяб-
ря 1978 г. нормативы не распространялись. Во-вторых, прирост зар-
платы сверх норматива допускался лишь в случае, если такой при-
рост сопровождался такими четкими изменениями в регламенте
работы и в практической деятельности, к-рые способствовали яв-
ному повышению производительности труда до уровня норматива
или выше. В-третьих, прирост зарплаты допускался с целью сохра-
нения исторически сложившихся тесных отношений с др. группой
работников. Наконец, действие норматива могло не распростра-
няться на прирост оплаты труда при наличии четко выверенных
критериев, показывавших, что прирост сверх норматива был не-
обходим для привлечения или удержания на предприятии работ-
ников определенной категории вследствие острого дефицита ра-
бочей силы.
По мнению Совета консультантов по экон. вопросам, гос. под-
ход к снижению темпов инфляции позволил избежать ошибки,
признав внутренне присущую изменчивость темпов роста произ-
водительности труда и относительное значение затрат, не связан-
ных с рабочей силой, и, с др. стороны, признав принцип простого
перекладывания возросших издержек на цены др. товаров. Соглас-
но нормативу цен, отдельные фирмы должны ограничить совокуп-
ный рост цен на протяжении следующего года на 0,5% ниже сред-
негодового показателя роста цен в течение 1976-1977 гг. Некоторые
предприятия за этот базовый период имели чрезвычайно высокие
или низкие показатели роста цен. Эти крайности были приняты
во внимание и ограничены введением для конкретных фирм ли-
мита на рост цен (не более 9,5%) и приведением любого роста в
1,5% и менее в соответствие с нормативом. Если рост почасовых
затрат на рабочую силу в пределах одной фирмы замедлялся более
чем на 0,5% по сравнению с темпом роста в 1976-1977 гг., замедле-
983ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
ние роста цен должно опережать этот темп, чтобы соответствовать
нормативу. Определенные категории товаров и услуг, перечислен-
ные в правилах о нормативе цен, изданных Советом по стабилиза-
ции цен и зарплаты, были исключены из подсчетов среднего по-
казателя изменения цен на предприятии.
Компания, к-рая не могла соблюдать норматив замедления ро-
ста цен из-за того, что ее средний показатель ценовых изменений
не мог быть рассчитан, либо из-за неконтролируемого роста цен
на купленные товары и услуги, должна была удовлетворять требо-
ваниям ограничения прибыли, состоящим из двух частей. Рост
прибыли компании не мог превышать средний показатель роста
прибыли компании в течение двух из трех последних фин. лет,
предшествовавших 2 октября 1978 г. Однако, кроме этого, плани-
руемая прибыль на текущий год не могла превышать прибыль ба-
зового года более чем на 6,5% плюс любое позитивное процентное
увеличение в натуральном объеме от показателя базового года по
сравнению с плановым.
Наконец норматив увеличения прибыли в процентах применял-
ся в отношении компаний, действовавших в сфере оптовой и роз-
ничной торговли, а также в обрабатывающей промышленности и
в переработке продуктов питания как альтернатива нормативу цен.
Гарантирование реальной зарплаты. В соответствии с предложе-
нием правительства, адресованным Конгрессу, о гарантировании
реальной зарплаты, группы работников, к-рые удовлетворяли тре-
бованиям 7-процентного лимита на оплату труда, должны были
получить налоговый кредит в случае, если индекс потребительских
цен вырос более чем на 7% за год. Ставка налогового кредита
должна была соответствовать разнице между фактическим увели-
чением индекса потребительских цен и 7%, в пределах, не превы-
шающих 3% (что соответствует инфляции 10%). Такой размер на-
логовой ставки должен применяться в отношении зарплаты всех
работников, максимальная сумма к-рой составляет 20 тыс. дол. на
одного человека. Группы работников, исключенных из сферы дей-
ствия норматива по оплате труда (низкооплачиваемые рабочие и
рабочие, к-рые трудятся в рамках ранее заключенного трудового
соглашения), могут быть отнесены к объектам гарантированной
реальной зарплаты, если их средний показатель прироста оплаты
труда был равен 7% или менее на протяжении планового года.
Корректировки в течение второго года программы. Постановле-
нием Публичного закона (P. L.) 96-10 от 10 мая 1979 г. была про-
длена деятельность Совета до 3 сентября 1980 г. На втором году
Программы добровольного контроля, начавшейся 1 октября 1979 г.,
были проведены корректировки цен и зарплаты: 1) установлен
новый двухгодичный лимит роста цен, сдерживавший их увеличе-
ние в течение двух лет (до 30 сентября 1980 г.) на уровне темпов
роста в 1976-1977 гг., к-рые должны были составлять в среднем до
6,75% роста цен по отношению к году начала осуществления про-
граммы - 1 октября 1979 г.; 2) промежуточный лимит роста цен на
18 месяцев и 21 месяц на уровне 3 / 4 и 7 А соответственно от уровня
двухгодичного лимита роста цен; 3) альтернативный лимит роста
прибыли, ограничивавший теперь увеличение прибыли наиболь-
шими показателями двух из трех последних лет, предшествовавших
2 октября 1978 г., и в любом случае не превышавшими 13,5% плюс
любое позитивное процентное увеличение в натуральном объеме
на второй год программы против показателя базового года; 4) по-
нижение норматива оплаты труда до годичных колебаний от 7,5%
до 9,5% на второй год программы по сравнению с первым ее го-
дом. Исключения из ценового норматива могли быть предостав-
лены тем компаниям, у к-рых издержки производства были выше
вследствие более высокого норматива оплаты труда, а также было
указано, что правительство будет рассматривать норматив цен и
зарплаты с тем, чтобы они соответствовали любым нормативам,
к-рые будут приняты на третий год программы.
Как важный пример исключений Совет в своем Постановлении
1980 г. разрешил компании с "неконтролируемым" ростом издер-
жек производства, связанного с трудовым соглашением, рас-
полагать специальным лимитом роста цен, не упоминая о нем по
"соображениям коммерческой тайны".
Возобновление требований о введении административного конт-
роля. В начале 1980 г., когда годовой темп прироста индекса по-
требительских цен достиг в январе 18% годовых против 13% в
1979 г., а в перспективе наметились инфляционные тенденции в
энергетике, производстве продуктов питания, оплате жилья, ме-
дицинских услуг, возобновились требования о повторном введении
административного контроля цен и зарплаты, хотя это предложе-
ние встретило противодействие со стороны правительства Карте-
ра и многих аналитиков. Среди сторонников административного
контроля были члены Конгресса и бывший руководитель програм-
мы добровольного контроля в правительстве Картера в период
1977-1979 гг.
В ответ на эти требования президент призвал к разработке, в со-
ответствии с положениями Закона о кредитном контроле 1969 г.,
широкой программы мер в налоговой, энергетической, кредитной
и др. сферах с целью смягчить и уменьшить инфляционное давле-
ние, не прибегая к административному контролю цен и зарплаты.
Эти меры, введенные в марте 1980 г., смягченные в мае 1980 г. и
выведенные за рамки фазы в конце июля 1980 г., оказали неожи-
данно жесткий эффект на потребительский кредит и спрос. После
пяти лет подъема экон. активность в первом полугодии 1980 г. рез-
ко снизилась: спад промышленного производства составил 7,5%,
годовой темп роста реального валового нац. продукта снизился до
9,1% годовых во втором полугодии, жилищное строительство по-
чти достигло рекордно низкого уровня послевоенного периода,
количество занятых уменьшилось на 1,25 млн, а уровень безрабо-
тицы поднялся на 1,5%. Хотя процентные ставки и темпы инфля-
ции цен снизились в конце первого полугодия 1980 г., все еще счи-
талось, что инфляционный потенциал достаточно силен, получая
дополнительный импульс из-за дефицита федерального бюджета,
а ден.-кредитная политика продолжала испытывать жесткие огра-
ничения по основным позициям, что было обусловлено возвратом
к стабилизации цен. Однако Совет управляющих ФРС в своем
Отчете о монетарной политике, направленном в Конгресс 22 июля
1980 г., указал, что в деле контроля за инфляцией можно опирать-
ся на ден.-кредитную политику лишь до определенного момента.
"Однако очевиден тот факт, что если инфляция должна быть огра-
ничена так, чтобы не вызвать нежелательный спад экон. активно-
сти, то тогда мы не можем полагаться лишь на монетарную поли-
тику. Напр., соблюдение бюдж. дисциплины является основным
требованием, к-рое способно устранить избыточное давление на
фин. и материальные ресурсы экономики. Структура нашей нало-
говой системы должна быть изучена с прицелом на обеспечение
стимулов для изыскания резервов роста производительности тру-
да и накопления капитала. Также вся совокупность мер правитель-
ственной политики должна подвергнуться пересмотру с тем, что-
бы они не способствовали росту ненужных издержек и не препят-
ствовали развитию инновационных подходов и конкуренции".

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОЛИТИКА ДОХОДОВ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Морфологія, словотвір і синтаксис
ПАСИВНІ ОПЕРАЦІЇ БАНКІВ
МЕТОДИ ПРОГНОСТИКИ
РОЛЬ ГРОШЕЙ У РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ
Стратегічні міркування


Категорія: Енциклопедія банківської справи, фінансів | Додав: koljan (23.11.2011)
Переглядів: 871 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП