Одним из средств кредитования импорта и экспорта, а также операций на внутреннем кредитном рынке является соглашение с банком об А.к. Коммерческие банки, включая банки - члены ФРС и ин. банков- ские корпорации, созданные по законам штатов и в соответствии с Законом Эджа (раздел 25а Закона о федеральных резервных бан- ках), имеют право предоставлять А.к. на основании Правила С Совета управляющих ФРС. А.к. может выдаваться в следующих условиях: 1. А.к. для кредитования импорта. В этом случае торговый кон- тракт между импортером и экспортером предусматривает, что импортер поручает своему банку открыть документарный АККРЕДИТИВ в пользу экспортера по предъявлении им коммер- ческих документов. Это дает право последнему выписывать ТРАТТЫ (обычно на определенный срок) банком-акцептантом в строгом соответствии с открытым аккредитивом. Акцепт банком-акцептантом (банком трассата) тратты, выставленной на него, является БАНКОВСКИМ АКЦЕПТОМ, к-рый может хранить- ся до наступления срока платежа или может быть продан на ден. рынке трассантом (экспортером), или, что более реаль- но, ин. банком, к-рые охотно учитывали тратты, выставлен- ные экспортером и предъявили их для акцепта. В свою оче- редь банк, на к-рый выставлена тратта, обычным порядком пе- ресылает коммерческие документы импортеру, предоставив ему таким образом право на получение товаров в целях их обработки и реализации при условиях получения от него СО- ХРАННОЙ РАСПИСКИ, к-рая защищает интересы банка как по- средника-бенефициара. Кроме того, обязательство банка-ак- цептанта страхуется обязательством (иногда обеспеченным) клиента (импортера), к-рый обязан внести соответствующую сумму перед наступлением срока платежа по тратте. 2. А.к. для кредитования экспорта. Документарный аккредитив открывает ин. импортер или, обычно, банк-импортер в нац. банке в пользу нац. экспортера, давая право последнему вы- ставлять тратту на нац. банк в строгом соответствии с аккре- дитивом, обычно по предъявлении им коммерческих докумен- тов. Акцептуя выставленные тратты, банки создают А.к., к-рые также могут храниться до наступления срока платежа по ним или могут быть учтены на ден. рынке. 3. А.к. для кредитования отгрузки товаров на внутреннем рын- ке. Чтобы предотвратить неправильное использование такого А.к. в качестве оборотного капитала, коммерческие докумен- ты, дающие право собственности на товар или обеспечиваю- щие его, должны быть приложены к траттам, выставленным на банк-акцептант, или к траттам, находящимся у него или у его агента в момент акцепта. 4. А.к. для кредитования временного складирования на терри- тории США или любой др. страны готовых к реализации на рынке товаров массового потребления. Такой кредит оказы-КРЕДИТ АКЦЕПТНЫЙ вает особенно большую помощь при регулируемой реализа- ции с.-х. продукции. Тратта или простой вексель должны быть обеспечены в момент акцепта складским свидетельством или др. документом, передающим или подтверждающим право собственности на такие товары. 5. А.к. для создания долларовых авуаров. Это временное нетор- говое соглашение с целью оказания помощи странам-экспор- терам, испытывающим значительные сезонные колебания. В соответствии с соглашением банк такой страны выставляет чистые, не сопровождаемые документами, тратты на коррес- пондента одного из амер. банков и после их акцепта продает эти банковские акцепты на ден. рынке. Таким образом обра- зуются валютные счета в долларах для удовлетворения потреб- ности в дол. клиента ин. банка в сезонные периоды простоя в экспорте. Банк-трассант своевременно переводит соответ- ствующую сумму (возможно, из дол. выручки от экспортных поставок клиентов) банку-трассату, к-рый оплачивает тратту при наступлении срока. Акцептные операции банков являются объектом правового и ад- министративного регулирования. Клиенты, испрашивающие А.к., платят акцептную комиссию по установленному стандарту в 1,5% в год (и выше - в зависимости от степени риска), а также должны согласовывать эти тарифы с преобладающими учетными ставками по банковским акцептам на ден. рынке. В периоды низких ставок по потребительским ссудам такие ссу- ды могут обойтись дешевле, чем общая плата за А.к. Кроме того, А.к., в соответствии с правовым и административным регулирова- нием, должны быть краткосрочными. Этот фактор может сделать А.к. неудобными для фин. операций, когда ин. торговым клиен- там требуются долгосрочные кредиты. Ограничения по акцептным кредитам (Limitations on acceptance credits). Хотя обязательства банков по их неоплаченным акцептам погашаются обязательствами клиентов по этим акцептам и обяза- тельства клиентов могут быть особо обеспечены, однако как сово- купная сумма банковских обязательств, так и векселя с насту- пившим сроком оплаты и характер осуществляемых операций подлежат правовому и административному регулированию. В отношении принятия банками - членами ФРС тратт или век- селей седьмой параграф раздела 13 Закона о ФРС (12 U.S.С. 372) предусматривает следующее: Любой банк - член ФРС может принять тратту или простой вексель, выставленный на него, на срок не более шести месяцев, исключая дни отсрочки платежей, связанные с операциями, вклю- чающими импорт или экспорт товаров; отгрузку товаров внутри страны при предъявлении отгрузочных документов, передающих или подтверждающих право собственности в момент принятия, или документов, обеспеченных в момент принятия складским свиде- тельством или др. подобным документом, передающим или под- тверждающим право собственности в отношении реализуемых на рынке готовых товаров массового спроса. Независимо от того, относится ли данная сделка к операции на внешнем или нац. рынке, банк - член ФРС не должен принимать векселя на отдельное лицо, компанию, фирму или корпорацию на сумму, превышающую в любой момент в совокупности 10% его оплаченного и подписного акционерного капитала и прибыли, если у банка не имеется обеспечения риска в форме прилагаемых доку- ментов либо любого др. документа, гарантирующего надежность операции, образующегося в процессе той же операции, что и ак- цепт; а также банк не должен принимать подобные векселя на сум- му, превышающую в любой момент в совокупности более полови- ны его оплаченного и подписного акционерного капитала и при- были; при условии, что Совет управляющих ФРС при наличии предписанных ему общих положений, применимых одинаково ко всем банкам независимо от суммы их акционерного капитала и прибыли, может разрешить любому банку - члену ФРС акцепто- вать такие векселя на сумму, не превышающую в любой момент в совокупности 100% его оплаченного и подписного акционерно- го капитала и прибыли; а также при условии, что совокупность акцептных операций на внутреннем рынке ни в коем случае не будет превышать 50% такого капитала и прибыли. Право акцептовать тратты или векселя распространяется на ком- мерческие тратты или векселя, выставляемые в связи со следую- щими условиями: 1. Ввоз или вывоз товаров, т. е. транспортировка товаров между США и любой др. зарубежной страной или между США и лю- бой из ее подопечных территорий или отдаленных владений, или между подопечными территориями или отдаленными владениями и ин. гос-вами, или между ин. гос-вами. Банк - член ФРС, акцептующий такие инструменты, "должен до ак- цептования и внесения их в свои файлы получить удовлетво- рительные доказательства", документальные или любые иные, подтверждающие характер операций, лежащих в основе вы- данного кредита. 2. Отгрузка товаров внутри США при условии, что отгрузочные документы, передающие или подтверждающие право соб- ственности, предъявляются или физически находятся в бан- ке-акцептанте или у его агента в момент акцептования. 3. Хранение на территории США или любого ин. гос-ва реали- зуемых на рынке готовых товаров массового спроса при усло- вии, что тратта или вексель обеспечены в момент принятия складским свидетельством или любым подобным документом, передающим или подтверждающим право собственности в от- ношении таких товаров. Под "реализуемым на рынке готовым товаром массового спроса" подразумевается объект торговли, с. х. или промышленности такого предназначения, к-рое де- лает его предметом постоянных сделок на рынках готовой продукции с такими частыми котировками цены, чтобы мож- но было легко и четко устанавливать цену и легко реализовы- вать товар путем продажи в любое время. Кроме того, феде- ральные резервные банки не могут не учитывать, не покупать векселя, выставляемые в связи с хранением реализуемых на рынке готовых товаров массового спроса, без обеспечения, сохраняемого акцептантам в течение всего срока действия векселя. В случае акцептов для индивидуального лица не применяется запрет на превышение 10% подписного акционерного капитала и прибыли, если банк имеет и сохраняет обеспечение суммы, превышающей этот 10-процентный лимит, или имеет прилагаемые документы или др. гарантию, возникающую в ходе операции по акцепту. Однако сохранная расписка, дающая клиенту доступ к товарам или контроль над ними, не будет считаться гарантией в рамках данного ограничения. В связи с 50-процентным ограничением на обязательства по со- вокупным акцептам на коммерческие тратты и векселя по отно- шению к оплаченному и подписному акционерному капиталу и при- были, а также в связи с разрешением принять такие инструменты вплоть до 100% указанной базы коммерческие тратты или вексе- ля, акцептованные др. банком, нац. или ин., по запросу банка - члена ФРС, к-рый согласен ссудить средства указанному др. бан- ку для оплаты таких акцептов по истечении срока платежа, долж- ны считаться частью акцептных обязательств банка - члена ФРС, запрашивающего такие акцепты, а также указанного др. банка, если он является банком - членом ФРС, в рамках значений приведен- ных ограничений. Любой банк, желающий получить право акцептовать коммерче- ские тратты или векселя на суммы в пределах 100% его основного капитала, должен обратиться в Совет управляющих ФРС через фе- деральный резервный банк своего округа с заявкой на получение такого разрешения. Подобное заявление составляется в произволь- 691КРЕДИТ БАНКОВСКИЙ ной форме, но обязательно должно содержать указание на текущую и ожидаемую потребность заявляющего банка в испрашиваемом разрешении. Совет директоров может в любое время отозвать любое выданное им подобное разрешение при условии обязатель- ного письменного уведомления банка, но не ранее, чем по истече- нии 90-дневного уведомления, выданного в письменном виде банку, в отношении к-рого предпринимаются такие меры. В отношении А.к. для создания долларовых авуаров параграф 12 раздела 13 Закона о ФРС предусматривает следующее: любой банк - член ФРС может акцептовать тратты или векселя, выстав- ленные на него, со сроком погашения не более чем три месяца, исключая льготные дни, предусмотренные предписаниями Совета управляющих ФРС, банками или банкирами в ин. гос-вах, зави- симых территориях или отдаленных владениях США с целью обес- печения валютных счетов в долларах, как того требует осуществ- ление торговли в соответствующих странах, зависимых территориях или отдаленных владениях. Выставленные таким образом тратты или векселя могут быть приобретены федеральными резервными банками в таких количествах и являться объектом таких регули- рующих мер, запретов и ограничений, к-рые могут быть предпи- саны Советом управляющих ФРС; при условии, однако, что ни один банк - член ФРС не примет такие тратты или векселя, к-рые упомянуты в данном параграфе, ни для одного банка на сумму, превышающую в совокупности 10% его оплаченного и подписно- го капитала и прибыли без предоставления сопровождающих тратту или вексель документов, передающих или подтверждающих право собственности, или любых др. документов, а также при условии, что ни один банк - член ФРС не примет такие тратты или векселя на суммы, превышающие в любое время в совокупности половину его оплаченного и подписного капитала и прибыли. Любая подобная тратта или вексель в долларах должны выпи- сываться и акцептоваться добросовестно в целях обеспечения ва- лютного счета в долларах, как того требуют условия торговли в стра- не, зависимой территории или отдаленных владениях, в к-рых эти тратта или вексель выставляются. Тратты или векселя, выставлен- ные только с целью получения курсовой разницы валют в месте, где они выставляются, или ради др. спекулятивной цели, или трат- ты или векселя, обычно называемые фин. векселями (т. е. к-рые выставляются не для обеспечения валютного счета в дол.), не удов- летворяют эти требования. В совокупности тратты или векселя, акцептованные таким бан- ком - членом ФРС для любого ин. банка или банкира, не должны превышать сумму, к-рая по ожиданиям банка - члена ФРС может быть погашена таким ин. банком или банкиром в пределах усло- вий соглашений, на к-рых эти тратты или векселя были акцепто- ваны, из средств, полученных от оплаты тратт, или из др. источ- ников, соответственно доступных такому ин. банку или банкиру и возникающих в процессе нормальной торговли. (Акцепт тратты или векселя, предназначенный для создания дол- ларовых авуаров, основан на предполагаемой будущей прибыли от курсовой разницы валют в ходе ожидаемых, а не текущих опера- ций, или на др. источниках, соответственно доступных ин. банкам или банкирам, участвующим в нормальном процессе торговли, особенно с выраженными сезонными колебаниями.) Ограничение на акцепт тратт или векселей для создания валют- ных счетов в долларах, общая сумма к-рых не превышает в любой момент 50% оплаченного и подписного капитала и прибыли бан- ка - члена ФРС, выделяется отдельно и не включается в ограниче- ния, предписанные выше, касающиеся акцептов коммерческих тратт или векселей. Тратты или векселя для создания долларовых авуаров, акцептованные др. банком, независимо от того, является ли этот банк нац. или ин., по просьбе банка - члена ФРС, к-рый согласен предоставить средства такому др. банку для погашения подобных акцептов в срок, должны рассматриваться как часть обязательств по акцептам банка - члена ФРС, испрашивающего такие акцепты, а также подобного др. банка, если он является бан- ком - членом ФРС. Объясняя общий предел исключений из общего ограничения в 10% оплаченного и неоплаченного акционерного капитала и при- были нац. банка как лимита кредита любому заемщику, Контролер ден. обращения указывает, что Исключение 5 статуса (12 U.S.С. 84(5), включающего в себя обязательства в виде типов банковских акцеп- тов др. банков, описанных в Кодексе США (12 U.S.С. 372 и 373), (допустимые акцепты), по статусу не должно подпадать под какое- либо ограничение по кредиту, основанное на указанном капитале и прибыли. Для каждого банка-акцептанта др. виды акцептов (неприемлемые акцепты), сделанные др. банками, включаются в лимит кредита для банка, прибегающего к акцепту. В Инструктив- ном письме № 7.1550 Контролер ден. обращения разъясняет, что обязательства, описанные в 12 U.S.С. 372 и 373, к-рые вытекают из акцепта самим нац. банком тратт, приемлемых для переучета (повторного учета), подпадают под ограничения, перечисленные в разделах 372 и 373, supra; указанные ограничения отличны от ог- раничения раздела 84 (общий лимит любому лицу в пределах 10% основного капитала и прибыли нац. банка). Т. о., любой нац. банк может акцептовать приемлемые тратты для клиента вплоть до сум- мы, размер к-рой допускается разделами 372 и 373, вместе с этим клиент может задолжать нац. банку по др. статьям до лимита сум- мы, указанной в разделе 84. Тратта с неприемлемым акцептом (акцептованная нац. банком тратта, к-рая не удовлетворяет требованиям федерального резерв- ного банка) при учете тратт может быть акцептована от имени клиента только в пределах лимита, указанного в разделе 84. Все неожиданные обязательства клиента по отношению к банку (акцептанту) должны быть увязаны с его обязательствами в отно- шении неприемлемых векселей, и общая сумма не должна пре- вышать лимита кредита, оговоренного в разделе 84 (Инструктив- ное письмо № 7,1550(С)(2) Контролера ден. обращения). В течение любого периода, в пределах к-рого выдан оплаченный акцепт нац. банка (приемлемый или неприемлемый), его сумма включается в лимит по разделу 84 клиента, в пользу к-рого осуще- ствляется акцепт (Инструктивное письмо № 7.1550(С)(3) Контро- лера ден. обращения). В целом (Инструктивное письмо № 7.7420 Контролера ден. об- ращения) нац. банки не ограничены характером акцептов, к-рые они осуществляют при кредитных операциях, банковские акцеп- ты также могут использоваться для этой же цели, поскольку акцеп- тование является важной составной частью банковского дела, разрешенного Кодексом США (12 U.S.С. 24).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРЕДИТ АКЦЕПТНЫЙ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»