ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г.
Федеральное законо- дательство, принятое под воздействием кризиса депозитных учреждений в конце 80-х гг., изменило структуру депозитно-стра- ховой системы, создало Фонд страхования банков (ФСБ) и Фонд страхования ссудосберегательных ассоциаций (ФССА), действую- щих под руководством Федеральной корпорации страхования де- позитов (ФКСД). Принятый закон преследовал следующие цели: реформировать, рекапитализировать и консолидировать Федеральную систему страхования депозитов, усилить регулятивные и властные полно- мочия федеральных агентств и ведомств, отвечающих за регулиро- вание деятельности фин. учреждений. 19 апреля Сенат США 94 го- лосами против 2 принял данный закон. 2 мая того же года Коми- тет по банковской деятельности Палаты представителей одобрил представленный текст закона. Закон, вступивший в силу 9 августа 1989 г., многими рассматривается как наиболее значительный за- конодательный акт, регулирующий банковскую деятельность, с мо- мента принятия Закона о банковских холдинг-компаниях 1956 г. Закон демонтировал прежнюю систему федеральных банков по кредитованию жилищного строительства и ее нормативную базу. Новый закон разделил систему федеральных банков по кредито- ванию жилищного строительства на три структурных подразделе- ния: 1) Управление по контролю за депозитными учреждениями (УКДУ), действующее под общим руководством Секретаря Казна- чейства; 2) ФССА, структурное подразделение ФКСД; 3) Федераль- ный совет по финансированию жилищного строительства, конт- ролирующий кредитную деятельность 12 окружных банков креди- тования жилищного строительства. Отдельный фонд, входящий в структуру ФКСД, фонд урегули- рования Федеральной корпорации страхования ссудосберегатель- ных ассоциаций (ФКССА), был уполномочен принять на себя активы и пассивы ФКССА, за исключением тех активов и пасси- вов, к-рые были переданы Трастовой корпорации по урегулирова- нию счетов. Закон предусматривал образование фонда в размере 125 млрд дол. США за счет депозитных учреждений и налогопла- тельщиков с целью финансирования ликвидации прежних струк- тур и капитализации нового фонда страхования. Наиболее значи- мые черты 12 разделов закона в сжатом виде изложены ниже. РАЗДЕЛ I ЦЕЛИ Цели, преследуемые настоящим законом, состоят в следующем: 1. Содействовать посредством реформы нормативной базы ус- тановлению надежной и стабильной системы общедоступно- го финансирования жилищного строительства. 2. Совершенствовать методы контроля за деятельностью ссудо- сберегательных ассоциаций путем укрепления стандартов капитала, развития нормативной базы бухучета и др. конт- рольно-ревизионных функций. 3. Ограничить инвестиционную и пр. деятельность сберегатель- ных ассоциаций, подвергающую Федеральные фонды страхо- вания депозитов неоправданному риску. 4. Содействовать независимости ФКСД от тех фин. учреждений, чьи депозиты она страхует, путем обеспечения деятельности независимого совета директоров необходимыми средствами и наделения его соответствующими полномочиями. 5. Обеспечить прочную фин. базу Федеральных фондов страхо- вания депозитов. 6. Образовать в системе Казначейства Управление по контролю за депозитными учреждениями, действующее под общим ру- ководством Секретаря Казначейства. 7. Создать новую корпорацию - Трастовую корпорацию по уре- гулированию счетов - для управления сберегательными ассо- циациями-банкротами и для урегулирования их фин. обяза- тельств. 8. Обеспечить поступление средств из общественных и частных источников для оперативного решения вопросов, связанных с депозитными учреждениями-банкротами. 9. Усилить властные полномочия федеральных органов, ведаю- щих деятельностью депозитных учреждений. РАЗДЕЛ II ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ Раздел II закона содержит важнейшие изменения в системе стра- хования депозитов путем внесения соответствующих изменений в статут ФКСД с тем, чтобы: 1. Реструктурировать совет директоров ФКСД. 2. Создать два страховых фонда - Фонд страхования банковской деятельности и ФССА, по отдельности управляемых ФКСД. 3. Установить пятилетний мораторий на перевод средств с одно- го страхового фонда в др. и с депозитного учреждения в банки. 4. Установить систему обязательств по перекрестному гаранти- рованию совместно контролируемых фин. учреждений. 5. Увеличить объем страхового возмещения, к-рое банки и де- позитные учреждения должны выплачивать гос-ву. 6. Обеспечить совершенствование и расширение опекунских полномочий ФКСД и ее полномочий по управлению имуще- ством по доверенности. 7. Подчинить депозитные учреждения действию изменений, внесенных в Закон о контроле за банковской деятельностью и Закон о слиянии банков. 8. Ограничить объем претензий, предъявляемых ФКСД обанк- ротившимися фин. учреждениями. 9. Подчинить депозитные учреждения действию полномочий ФКСД, предусматривающих ее право приобретать такие учреждения в чрезвычайных обстоятельствах. 10. Создать специальный страховой логотип для членов ФССА, к-рый может использоваться всеми застрахованными банка- ми и депозитными учреждениями. 11. Подчинить депозитные учреждения, созданные по законам штатов, определенным видам контроля со стороны ФКСД. 12. Ограничить прием банками и депозитными учреждениями брокерских депозитов. 13. Потребовать, чтобы высокодоходные, но ненадежные обли- гации, имеющиеся у депозитных учреждений, были бы изъ- яты к 9 августа 1989 г. (за исключением ценных бумаг, эми- тированных Федеральной нац. ассоциацией ипотечного кре- дита (ФНАИК), Гос. нац. ассоциацией ипотечного кредита (ГНАИК), Федеральной корпорацией жилищного ипотечно- го кредита (ФКЖИК) и др. организациями, пользующимися поддержкой гос. органов). Статья 203 раздела II предусматривает изменение структуры со- вета ФКСД. Существовавший ранее совет из трех членов увеличил- ся на два человека. В настоящее время он состоит из Контролера ден. обращения, директора Управления по надзору за деятельно- стью депозитных учреждений и трех др. членов совета, назначае- мых президентом и утвержденных Сенатом. Установленный срок выполнения функций члена совета - 6 лет. Председатель и заме- ститель председателя ФКСД назначаются президентом из числа на- значенных членов совета. Не более трех членов совета могут пред- ставлять одну политическую партию. Статья 204 раздела II дает следующее определение сберегатель- ных ассоциаций: "любая федеральная сберегательная ассоциация, сберегательная ассоциация штата и любая др. корпорация (не яв- ляющаяся банком), к-рая, по заключению совета директоров ФКСД и директора Управления по надзору за деятельностью де- позитных учреждений (УНДУ), функционирует в основном как сберегательная ассоциация". Застрахованные депозитные учреж- дения определяются как "любой банк или сберегательная ассоци- ация, чьи депозиты застрахованы ФКСД". 435ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. I Статья 205 раздела II предусматривает, что все сберегательные ассоциации, застрахованные ФКССАдо принятия Закона 1989г., должны быть застрахованы ФКСД без уплаты каких-либо взносов или сборов, связанных с подачей заявления, его одобрением и вступлением в корпорацию. Статья 206 разрешает сберегательным ассоциациям, созданным по законам штатов, обращаться в ФКСД за услугами по их страхо- ванию, если они представят сертификат директора У ИДУ, подтверж- дающий соответствие данной ассоциации требованиям, предъяв- ляемым к организациям, желающим быть застрахованными в ФКСД, содержащимся в пересмотренном варианте статьи 207. Поправка к этой статье включает в число требований и факторов "надежность" управления и "степень риска" для ФСБ и ФССА. Статья 206 содержит измененный набор факторов, к-рые рассмат- риваются ФКСД при страховании филиала ин. банка. Статья 206 также предусматривает, что ни один банк или депо- зитное учреждение не могут участвовать в "конверсионных сделках" без предварительного согласия ФКСД. Конверсионная сделка определяется следующим образом: а) переход статуса страховщи- ка от ФСБ к ФССА или наоборот; б) слияние или консолидация члена ФСБ с членом ФССА; в) взятие членом ФСБ на себя любых обязательств по выплате депозитов (вкладов) члена ФССА или на- оборот; г) перевод активов члена ФСБ члену ФССА в качестве ком- пенсации за взятие членом ФССА на себя обязательств по любой части депозитов членов ФСБ или наоборот. Существенные исклю- чения делаются только для конверсионных сделок, к-рые затраги- вают лишь "несущественную" часть депозитов учреждения; для приобретений в рамках осуществления контрольно-надзорных функций; для депозитных подразделений банковских холдинг-ком- паний; для случаев приобретения банком неплатежеспособного де- позитного учреждения или находящегося на грани неплатежеспо- собности, если доход фонда страхования или Федеральной торго- вой комиссии равен или превышает объем того дохода, к-рый не будет получен в течение моратория. Банковские холдинг-компа- нии могут незамедлительно приобретать нормально функциони- рующие депозитные учреждения и включать их активы и пассивы в оборот любого из своих дочерних банков. Преобразованное де- позитное учреждение должно в течение 5 лет продолжать выпла- чивать страховые премии ФССА. По истечении пятилетнего моратория застрахованное депозит- ное учреждение может "переключиться" на др. фонд ФСБ, однако при этом оно должно выплатить выходное вознаграждение старо- му фонду и вступительный взнос новому. ФКСД имеет право уста- навливать достаточно высокий размер таких взносов и сборов с тем, чтобы отношение резервов фонда к общему объему депозитов не уменьшалось. Статья 206 также установила систему обязательств по перекрест- ному гарантированию совместно контролируемых фин. учрежде- ний. В случае, если банк или депозитное учреждение оказались неплатежеспособными или обанкротились, ФКСД имеет право взыскать убытки с совместно контролируемых фин. учреждений (фин. учреждения, являющегося владельцем обанкротившейся организации или же если оба они (обанкротившееся фин. учрежде- ние и нормально функционирующее) принадлежат одной и той же холдинг-компании). Объектом претензий ФКСД по приоритетно- сти являются следующие виды обязательств: а) депозитные (вкла- ды); б) гарантированные (обеспеченные) обязательства; в) др. обя- зательства общего характера или с более высоким приоритетом; г) обязательства перед вкладчиками и др. кредиторами, имеющие пониженный статус. Статья 206 также возлагает ответственность на депозитные учреждения, находящиеся под совместным контролем, за любой ущерб, понесенный ФКСД в результате неплатежеспособности до- черней организации таких учреждений или в результате оказания со стороны ФКСД какого-либо содействия такой дочерней орга- низации. Претензии ФКСД имеют преимущество перед следующи- ми обязательствами и формами ответственности: а) обязательства акционера; б) любые обязательства перед любой дочерней органи- зацией фин. учреждения, за исключением любых обеспеченных обязательств, оформленных на 1 мая 1989 г. Согласно статье 208 были значительно повышены ставки взно- сов для застрахованных банков и депозитных учреждений. Для чле- нов ФСБ существуют следующие тарифы: до 31 декабря 1989 г. - 1/12 от 1% (ок. 0,8%); с 1 января 1990 г. до 31 декабря 1990 г. - 0,12%; после января 1991 г. - 0,15%; или любая др. ставка, установленная ФКСД и не превышающая 0,325%, причем прирост уровня ставки по любому году не должен превышать 0,075%. Могут быть уста- новлены также др. сборы и взносы для того, чтобы достичь "уста- новленной резервной нормы" ФСБ, к-рая составляет 1,25% от величины застрахованных депозитов или 1,50% от величины застрахованных депозитов, если ФКСД придет к выводу, что ФСБ окажется со значительными убытками в будущем. Премиальные скидки предоставляются в случае пополнения фондов. Было за- планировано, что ставки ФССА увеличатся с 20,8 цента 1989 г. до 23 центов в 1991 г. и снизятся до 18 центов в 1994 г. и до 15 центов в 1998 г. После 1995 г. ФКСД будет иметь право увеличивать ставки лю- бого фонда сверх предусмотренного уровня максимум на 32,5 цен- та за каждые 100 дол. депозита, если ФКСД посчитает необходи- мым, чтобы соответствующий фонд смог в течение разумного от- резка времени обеспечить наличие нормативных резервов. В таком случае максимальный ежегодный прирост ставки не может превы- шать уровня 7,5 цента на каждые 100 дол. депозита. Нормативная ставка обоих фондов страхования составляет 1,25%, или, др. словами, резерв в 1,25 дол. на каждые 100 дол. де- позита. Эта ставка может быть увеличена до 1,5%, если страхов- щик на основе прошлого опыта сделает вывод о том, что имеется весьма серьезный риск того, что фонд в будущем может понести серьезные убытки. Средства, собранные сверх ставки в 1,25%, хра- нятся в форме вторичного резерва. Фин. учреждения получают по этим резервам доход в форме дохода от инвестиций. Статья 211 предусматривает создание ФСБ и ФССА. Средства существующего в структуре ФКСД Фонда постоянного страхова- ния должны быть переданы ФСБ. Финансирование ФССА долж- но обеспечиваться за счет Казначейства (до 2 млн дол. ежегодно), фонда урегулирования ФКССА, взносов и, если необходимо, за счет Трастовой корпорации по урегулированию счетов. С целью финансирования ФССА ФКСД может также заимствовать средства у федеральных банков по кредитованию жилищного строительства. Статья 212 предоставляет ФКСД большие полномочия и юр. приоритет перед федеральными законами и законами штатов в том, что касается права осуществлять опеку и управлять имуществом по доверенности в отношении банков и депозитных учреждений. ФКСД уполномочена действовать в качестве опекуна в отношении фин. учреждений, находящихся награни невыполнения своих обя- зательств, или в качестве управляющего имуществом по доверен- ности в отношении банков и депозитных учреждений. Трастовая корпорация по урегулированию счетов должна быть назначена таким управляющим в отношении любой сберегательной ассоциа- ции, закрытой в течение трех лет - между 9 августа 1989 г. и 9 авгу- ста 1992 г. В качестве опекуна или управляющего имуществом по доверенности ФКСД облечена четко выраженным правом аннули- ровать любой контракт или арендный договор, к-рые обанкротив- шийся банк или депозитное учреждение могли заключить в тече- ние "разумного периода времени", после того как ФКСД стала опекуном или управляющим. ФКСД уполномочена вводить в дей- ствие контракты, заключенные обанкротившимися банками и де- позитными учреждениями до их банкротства, с определенными исключениями (изъятиями). ФКСД может привлечь директоров и ответственных сотрудников фин. учреждений к персональной от- ветственности за фин. ущерб, нанесенный в результате грубой 436ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. небрежности или образа действий, демонстрирующих еще боль- шую, чем грубая небрежность, степень пренебрежения своими слу- жебными обязанностями, к-рую можно квалифицировать как их преднамеренное нарушение. Статья 213 представляет собой рекодификацию права ФКСД создавать новый банк, зарегистрированный в качестве нац. банка, с целью страхования депозитов обанкротившегося фин. учрежде- ния. Подобного рода нац. банк, к-рым владеет ФКСД, может функ- ционировать в течение не более 2 лет. Статья 214 представляет собой рекодификацию и пересмотр полномочий ФКСД по организации специальных банков-посред- ников (бридж-банков) с целью приобретения активов обанкротив- шихся или находящихся в стадии банкротства банков и депозит- ных учреждений и с целью принятия на себя их депозитов и пас- сивов. Статья 215 предусматривает создание Фонда урегулирования ФКССА. Этот фонд представляет собой совершенно отличную от ФСБ и ФССА структуру, уполномоченную принять на себя все ак- тивы и пассивы ФКССА. Финансирование фонда должно осуще- ствляться за счет доходов, полученных от использования его акти- вов, от ликвидационного процесса и за счет претензий по активам и получения ссуд у фин. корпораций, а также за счет взносов чле- нов ФССА и, если необходимо, за счет средств Казначейства. Фонд урегулирования будет ликвидирован, как только все долги и обя- зательства будут удовлетворены, а все активы реализованы. Статья 217 уточняет право ФКСД на участие в сделках банка, к-рому фонд оказывает содействие. Данная статья расширяет пра- во ФКСД на осуществление приобретения фин. учреждений в чрез- вычайных обстоятельствах с тем, чтобы это право распространялось не только на банки, но и на депозитные учреждения. Аннулирова- ны привилегии на участие в торгах по ликвидации несостоятель- ных фин. учреждений, к-рыми пользовались фин. учреждения, созданные согласно одному и тому же законодательству или к-рыми пользовались фин. учреждения штата в отношении др. (несостоя- тельного) фин. учреждения того же штата. ФКСД может преодо- леть возражение властей штата против осуществления акта приоб- ретения на межштатном уровне 3 / 4 голосов членов Совета. ФКСД ориентирована на то, чтобы отдавать приоритет депозитным учреж- дениям, к-рым владеет меньшинство их акционеров, на приобре- тение несостоятельных депозитных (сберегательных) учреждений, также находящихся во владении меньшинства их акционеров; бан- ковская холдинг-компания, к-рая приобретает несостоятельное сберегательное учреждение, имеет право сохранить и использовать любой существующий филиал или филиалы сберегательного учреждения, а в случае, если сберегательное учреждение пользует- ся правами отдельной дочерней структуры банковского холдинга, то, согласно правилам образования филиалов сберегательных учреждений, не связанных с банковскими холдинг-компаниями, могут создаваться новые филиалы. Статья 218 раздела II предоставляет ФКСД право получать из Казначейства заем в размере 5 млрд дол. Предыдущий лимит был установлен на уровне 3 млрд дол. Статья 219 освобождает ФКСД от уплаты местных налогов и налогов штатов в случае, если корпорация действует в качестве управляющего конкурсной массой. Данная статья также ограни- чивает права ФКСД на выпуск при определенных обстоятельствах любых векселей и гарантий. Тем не менее корпорация имеет право выпустить дополнительные долговые обязательства в сумме до 5 млрд дол. при условии, что право ФКСД на заимствование у Каз- начейства снижается на ту же сумму. Общая сумма облигаций, вы- пускаемых ФКСД после вступления данного закона в силу, а так- же проценты по ним гарантируются правительством США при условии, что на облигациях указана сумма основного долга и срок обязательства. Статья 220 раздела II требует от ФКСД представления ряда от- четов: 1) ежегодные отчеты ФСБ, ФССА, фонда урегулирования ФКССА должны представляться Конгрессу США; 2) Казначейству ежеквартально представляются отчеты ФКСД по вопросам плани- рования, прогнозирования и текущей деятельности; 3) хотя Адми- нистративно-бюдж. управление (АБУ) может продолжать требовать отчеты о деятельности ФКСД, оно не имеет каких-либо новых полномочий в отношении ФКСД. До 1 января 1991 г. ФКСД долж- на представить Конгрессу доклад о приемлемости ставок страхо- вых взносов, определяемых с учетом страхового риска. К 10 фев- раля 1990 г. ФКСД должна представить отчет о перекладывании возросших издержек по страхованию депозитов на инвесторов при реализации контрактов по банковским инвестициям. Главное бюдж.-контрольное управление (ГБКУ) ежегодно проводит ауди- торскую проверку ФСБ, ФССА и фонда урегулирования ФКССА. Статья 221 предусматривает наличие у всех застрахованных бан- ков и сберегательных учреждений общего знакового обозначения. Все сберегательные учреждения должны иметь знак страхования, указывающий на то, что депозиты данного учреждения гарантиру- ются правительством США и застрахованы на сумму до 100 тыс. дол. Указанный знак должен иметь символическое обозначение орла, но не содержит упоминание какого-либо правительственного ве- домства. Банки, застрахованные ФКСД, могут использовать су- ществующий логотип ФКСД или логотип страхования, применяе- мый сберегательными учреждениями. Статья 221 также предоставляет ФКСД право утверждать слия- ние сберегательных банков, находящихся под контролем Управле- ния по надзору за деятельностью сберегательных учреждений (УНСУ). Данная статья изменила Закон о слиянии банков т. о., чтобы действие этого закона охватывало также и сберегательные учреждения. Статья 221 обязывает сберегательные учреждения в течение 30 дней уведомлять ФКСД и директора УНСУ о факте учреждения филиала или его приобретения. Затем директор имеет право регулировать деятельность филиала. ФКСД также уполно- мочена регулировать деятельность федеральных сберегательных ассоциаций и сберегательных ассоциаций штатов по осуществле- нию ими прямых инвестиций. Сберегательные учреждения штатов не имеют права участвовать в качестве принципала в каких-либо операциях, проведение к-рых запрещено федеральным сберега- тельным учреждением. Статья 224 раздела II предусматривает, что ни один банк или сберегательное учреждение, чьи капиталы не соответствуют уста- новленным нормам, не имеют права принимать брокерские депо- зиты. Таким учреждениям запрещено устанавливать процентные ставки, существенно выше доминирующих ставок, установленных аналогичными учреждениями в той же зоне обслуживания. ФКСД имеет право отменять в конкретном случае запрет на прием бро- керских депозитов, если она приходит к заключению, что прием таких депозитов не приведет к неблагоприятным последствиям. Проведение прямых инвестиций в недвижимость или ценные бумаги запрещено ссудосберегательным ассоциациям штатов, за исключением тех случаев, когда они находятся в рамках разрешен- ных федеральных ссудосберегательных ассоциаций. После 1 янва- ря 1990 г. сберегательные ассоциации штатов не могут в качестве принципала участвовать в деятельности, запрещенной для феде- ральных ссудосберегательных ассоциаций, если только ФКСД не придет к заключению, что такая деятельность не приводит к серьез- ному риску нанесения ущерба фонду страхования и если соблюде- ны все нормативы относительно капитала ассоциации. Согласно статье 226 раздела II учреждается Консультативный комитет фондов страхования сберегательных ассоциаций, состоя- щий из 18 членов. 12 представителей сберегательных учреждений избираются федеральными банками по кредитованию жилищного строительства, а 6 членов комитета назначаются ФКСД. Члены комитета исполняют свои обязанности в течение одного года. Ко- митет уполномочен "контактировать" с ФКСД по общим и спе- циальным вопросам фин. деятельности, а также по вопросам ее регулирования, и высказывать ФКСД свои рекомендации по во- 437ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г. просам, входящим в компетенцию ФКСД. Комитет прекратит свою деятельность 10 августа 1999 г.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЗАКОН О РЕФОРМЕ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1989 г.» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»