Обязательства банков США по долларовым вкладам, депонированным (переведенным) в бан- ки, расположенные вне США, в т. ч. в филиалы банков США за рубежом, при этом физического перемещения средств из банков США не происходит. В свою очередь данные долларовые депози- ты могут быть переведены в др. ин. банки, использованы для кре- дитования частных компаний, инвестиций либо оставлены для уве- личения резервов или повышения ликвидности, что отражает при- емлемость долларов в качестве основной резервной валюты, их на- личие в форме Е. в тех случаях, когда ден.-кредитная политика на нац. рынке чрезвычайно затрудняет получение денег и/или огра- ничения по операциям платежного баланса стимулируют исполь- зование Е. и более выгодные процентные ставки по ним, а также - в последние годы - отсутствие обязательных резервов по ним. Операции на рынке Е. в основном осуществляют коммерческие банки в Лондоне, Париже и др. европейских городах; эти банки готовы принять подобные обязательства по депозитам банков США в качестве срочных депозитов либо (после 1966 г.) в форме сроч- ных обращающихся депозитных сертификатов. В настоящее время данный рынок включает др. валюты, так что правильнее называть его рынком евровалют. Однако сделки в долларах составляют пример- но три четверти общего объема сделок на сумму от 1 до 5 млн дол. (каждая) со сроком погашения до одного года, хотя появляются сообщения о переговорах по сделкам со сроками погашения до пяти лет. Евродолларовые депозиты практически не подвержены регули- рованию органами соответствующих стран, а также США. Так, к ним не применяются нормы обязательных резервов и сборы Федеральной корпорации страхования депозитов (ФКСД). Прави- ло D Совета управляющих ФРС требует, чтобы лишь к нетто- заимствованиям на рынке Е. применялись нац. нормы резервиро- вания в размере 3%. Обращающиеся евродолларовые депозитные сертификаты были введены в 1966 г. Ситибанком (Лондон). Обычно их номинал пре- вышает 250 тыс. дол., а для более мелких инвесторов -10 тыс. дол. или более. На евродолларовые депозитные сертификаты не распро- страняются 3-процентные нормы резервирования и сбор ФКСД (ок. 8 базовых пунктов), хотя эти требования распространяются на нац. депозитные сертификаты. Евродолларовые депозитные сер- тификаты реализуются на вторичных рынках. Риск невыполнения обязательств и ликвидность зависят от банка-эмитента, поэтому на рынке обычно участвуют лишь крупные банки, имеющие между- народную репутацию. На фин. рынки выпущены евродолларовые депозитные серти- фикаты с плавающей ставкой. Их сроки погашения могут быть бо- лее 1 года. Векселя с плавающей ставкой имеют различные сроки погашения, вплоть до 20 лет. Плавающие ставки по депозитным сертификатам и векселям определяются на базе ставки LIBOR и надбавки к ней (спред). Рынки готовы осуществлять депозитно-ссудные операции в др. валютах - таких, как немецкая марка, швейцарский франк и япон- ская йена, однако за пределами этих стран. Эти рынки называют евровалютными рынками. Процентные ставки по евродолларовым депозитам, как прави- ло, выше ставок по депозитам в США; в то же время ставки по кре- дитам на рынке Е. имеют тенденцию быть несколько ниже. По- скольку евробанки взимают более низкий спред, чем банки США, им удается успешно конкурировать с амер. банками на рынках кре- дитов и депозитов. Они имеют возможность взимать более низкий спред потому, что им не приходится нести дополнительные расхо- ды, связанные с законодательно установленными резервными тре- бованиями, взносами по страхованию депозитов и иными регули- рующими ограничениями, налагаемыми на банки США. После 50-х гг. евродолларовый рынок стал быстро развиваться, отчасти благодаря банковскому регулированию США (особенно Правилу Q), к-рое не позволяло амер. банкам выплачивать про- центы по сберегательным счетам (что позволяло бы им конкури- ровать с европейскими) и повышало стоимость кредитования. Постоянный дефицит платежного баланса США, а также резкое повышение цен на нефть, создавшее огромные богатства стран - экспортеров нефти, увеличивали долларовые авуары иностранцев. Эти факторы, в сочетании с относительной свободой банковских операций в инвалюте, предоставляемой в различных странах, дали мощный толчок быстрому росту рынка. Е. являются, по сути дела, международными деньгами, и в этом качестве повышают эффективность международной торговли и фин. операций. Будучи валютой, они являются универсальным резервным средством, мерой стоимости, а также средством обра- щения. Поскольку Е. устраняют затраты и риски, связанные с об- меном одной валюты на др., они облегчают поиск депозитных учреждений по всему миру,, обеспечивают наиболее высокие став- ки, а заемщикам - наиболее низкую стоимость кредитов. Они обес- печивают универсальную связь между различными региональны- ми рынками капиталов, способствуя созданию мирового рынка капиталов. (Е., принадлежащие странам - экспортерам нефти, ча- сто называют нефтедолларами. - Прим. науч. ред.) 358ЕВРОДОЛЛАРЫ Регулирование. После возникновения в 50-х гг. рынка Е. Совет управляющих ФРС проявил активный интерес к регулированию евродолларовых пассивов, заимствований и кредитов амер. банков. В числе принятых мер были следующие: 1. С 16 октября 1969 г. в соответствии с Правилом М (к-рое в тот период относилось к деятельности нац. банков за рубежом) банки - члены ФРС были обязаны иметь резервы в размере 10% по остаткам, превышающим определенный объем средств, к-рые эти банки были должны своим филиалам. За рубежом данная норма была повышена до 20% с 7 января 1971 г. Прави- ло D ("Резервы банков - членов ФРС") ввело аналогичные резервные требования по заимствованиям, превышающим определенный объем средств, к-рые банки - члены ФРС мог- ли осуществлять у ин. банков. Разъясняя взгляды ФРС на роль и влияние активности ев- родолларового рынка на ден.-кредитную политику, а также ее воздействие на платежный баланс страны, Совет управляющих ФРС заявил, что повышение с 10 до 20% было осуществлено для того, чтобы дополнительно стимулировать банки сохра- нять (вычитая из резервирования) базу, вместо того чтобы автоматически уменьшать ее путем погашения евродолларо- вых заимствований. "Объектом растущей тревоги являлось отрицательное влияние погашения банками США своих евродолларовых кредитов на платежный баланс. Подобное по- гашение уже осуществляется в крупных размерах, и оказы- ваемое давление в целях ускорения этого процесса вероятнее всего усилится, если ставки по краткосрочным кредитам будут снижаться и дальше, а внутренний спрос на кредит по-преж- нему будет умеренным". 2. С 1 апреля 1971 г. в Правило М были внесены дополнитель- ные изменения, благодаря к-рым банк - член ФРС мог сохра- нять исключаемую из резервирования базу с учетом евродол- ларовых заимствований своих зарубежных филиалов путем включения в эту базу сумм, на к-рые его зарубежные филиа- лы приобрели у Казначейства США сертификаты задолжен- ности зарубежным филиалам банков США, что обеспечивало в США инвестиционные возможности для Е., полученных зарубежными филиалами. С 15 января 1971 г. Совет управляю- щих ФРС ввел аналогичную поправку к Правилу М по га- рантиям Экспортно-импортного банка, предлагаемым за- рубежным филиалам банков США; это была одна из мер, обеспечивающих проведение ими операций с Е. в любой мо- мент в соответствии с высокой степенью надежности. 3. К началу 1973 г. ситуация изменилась т. о., что Совет управля- ющих издал толкование Правила К ("Корпорации, осуществ- ляющие банковскую деятельность за рубежом и финансиро- вание в соответствии с Законом о ФРС") и Правила М в фор- ме заявления о политике; целью последнего было "обеспечить ориентиры для банков - членов ФРС, занимающихся ин. опе- рациями: 1) Совет управляющих ФРС в качестве центрального банка озабочен поддержанием и развитием устойчивой банков- ской системы в Соединенных Штатах. Совет управляющих и др. органы банковского надзора в законодательном по- рядке получили особые полномочия для обеспечения того, чтобы банковские учреждения проводили свои операции при помощи надежных и благоразумных методов, осуще- ствляя защиту вкладчиков и бесперебойно предоставляя клиентам адекватные и эффективные банковские услуги. Данные полномочия и озабоченность разделяют централь- ные банки и органы банковского надзора во всем мире. 2) В соответствии со статьями 25 и 25(а) Закона о ФРС Совет управляющих имеет особые полномочия для осуществле- ния надзора за международными операциями банков - чле- нов ФРС в интересах общества. При осуществлении этих полномочий Совет стремился к тому, чтобы международ- ные операции банков - членов ФРС не только содейство- вали развитию внешней торговли Соединенных Штатов, но и проводились т. о., чтобы не наносить ущерба сохранению устойчивой и эффективно работающей банковской струк- туры в Соединенных Штатах. В соответствии с этим последним соображением Совет считает необходимым для банков - членов ФРС осуществлять надзор за своими зару- бежными филиалами и управление ими т. о., чтобы обес- печить проведение ими операций в любой момент в соот- ветствии с высокими стандартами благоразумия в банков- ской и фин. деятельности. 3) Надлежащее управление зарубежными филиалами и дочер- ними компаниями и надзор за их деятельностью требуют использования эффективной системы учета, контроля и от- четности, к-рая будет информировать руководство банка о деятельности филиалов и дочерних предприятий и их со- стоянии. Подобная система управления может обеспечить по меньшей мере следующее: а) Неликвидные активы. Для прогнозирования потенциаль- ных убытков информация, предоставленная или доступ- ная главному управлению, должна быть достаточной для периодической и систематической оценки качества ссуд и пр. кредитных операций. Она должна охватывать зна- чительную часть неликвидных активов филиала или до- черней компании и включать все крупные кредитные линии и кредиты клиентам, предоставленные др. филиа- лами данного банка. Сведения о предоставлении кре- дитов должны включать: а) последний фин. отчет заем- щика и текущую информацию о его фин. состоянии; б) данные о сроках, условиях и обеспечении кредита; в) данные о любых гарантиях; г) график погашения; д) состояние применяемых корректирующих мер. б) Ликвидность. Для оценки способности руководства мест- ного отделения банка выполнять свои обязательства, исходя из имеющихся в наличии ресурсов, в отчетности должны быть указаны общие источники и виды депози- тов, кредиты и т. п. данного отделения с указанием их условий и изменений. В банке должна иметься следую- щая информация о ликвидных средствах - касса, остат- ки средств в банках, ликвидные ценные бумаги, график погашения кредитов, - к-рая позволит дать оценку их реального поступления и элементов риска. в) Непредвиденные расходы. Сведения об объеме и харак- тере непредвиденных расходов, таких, как оплата обя- зательств по ссудам и гарантиям или их эквивалентам, к-рые позволяют делать анализ риска потенциальных убытков и потребности в ликвидных средствах. г) Механизмы контроля. Отчеты о внутреннем и внешнем аудите филиала или дочерней компании, достаточно подробные для определения соответствия принципам аудита. В данных отчетах должны быть указаны: (а) про- верка правильности проводок в фин. отчетах; (б) счета доходов и расходов, в т. ч. описания крупных списанных и инкассированных сумм; (в) реализация двойного конт- роля и иных механизмов внутреннего контроля; (г) вы- полнение норм и правил главного управления банка, касающихся ссуд, депозитов, валютных операций, надлежащих процедур бухучета, самостоятельности ру- ководства местного отделения банка; (д) соблюдение местного законодательства и регулирующих мер; (е) соблю- дение соответствующего законодательства и регулирую- щих мер федерального правительства. 4. К началу 1975 г. ситуация несколько улучшилась, и с 22 мая 1975 г. Совет управляющих ввел в действие поправку к Пра- вилам М и D, сократив резервные требования к банкам - чле- нам ФРС по евродолларовым кредитам, полученным и пре- 359ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ г доставленным зарубежными отделениями этих банков рези- дентам США, с 8 до 4%. 5. Со 2 ноября 1977 г. начала действовать новая поправка к Пра- вилу М, сокращавшая с 4 до 1 % резервные требования по кре- дитам, предоставленным зарубежными филиалами банков - членов ФРС амер. заемщикам. 4-процентные резервные тре- бования по заимствованиям банков - членов ФРС у своих зарубежных филиалов или у ин. банков были оставлены без изменений. 6. Поправки к Правилам D и М, вступившие в силу с 25 августа 1978 г., отменили 4-процентные резервные требования по заимствованиям (в основном - в Е.) банков - членов ФРС у своих зарубежных филиалов или др. ин. банков, а также по активам ин. банков, приобретенным у их отделений. Кроме того, Совет ликвидировал резервные требования в размере 1% по ссудам зарубежных филиалов амер. заемщикам. Ожи- далось, что эти изменения стимулируют банки - члены ФРС осуществлять заимствования на евродолларовом рынке. Со- вет разъяснил, что эти шаги были предприняты им в сово- купности с др. мерами для борьбы с инфляцией на внутрен- нем рынке и преодоления хаоса, царившего на валютных рынках. 7. С 1 ноября 1978 г. Совет ввел в действие поправку к Правилу D, устанавливающую дополнительное резервное требование в размере 2% по всем срочным депозитам в сумме 100 тыс. дол. и более, а также по некоторым др. пассивам банков - членов ФРС: со 2 ноября 1978 г. - по непогашенным депозитам, а с 16 ноября 1978 г. - по резервам. Данное увеличение резерв- ных требований было одной из нескольких мер, принятых ФРС совместно с Казначейством для укрепления доллара на валютных рынках и ослабления инфляционного давления. Были приняты меры для содействия сокращению предостав- ления банковского кредита и стимулирования банков - чле- нов ФРС осуществлять заимствования за рубежом, тем са- мым повышая спрос на долларовые активы. 8. 14 февраля 1979 г. Совет утвердил технические поправки, к-рые устраняли положения из Правила М, регулировавшие резервные требования по ин. депозитам, и переносили их в Правило D. С 8 июня 1979 г. вступил в действие также уточненный вариант правил, касающихся международных операций банков - членов ФРС, корпораций, созданных в соот- ветствии с Законом Эджа, и банковских холдинговых ком- паний; он стал частью нового комплексного Правила К - "Международные банковские операции". 9. С 25 октября 1979 г. вступило в действие дополнительное мар- жинальное резервное требование в размере 8% по управляе- мым пассивам, превышающим базовый уровень, а с 3 апре- ля 1980 г. это норма была увеличена до 10%. (Управляемые пассивы по определению включали крупные срочные депо- зиты, евродолларовые заимствования, соглашения о прода- же и обратной покупке (РЕПО) гос. ценных бумаг и ценных бумаг, выпускаемых федеральными ведомствами, заимство- вания федеральных фондов в учреждениях, не являющихся членами ФРС, а также некоторые др. обязательства.) Перво- начально база маржинальных резервных требований состав- ляла 100 млн, или средний объем управляемых пассивов бан- ка - члена ФРС, корпорации Эджа или группы расположен- ных в США филиалов ин. банков в течение двух недель, заканчивающихся 26 сентября 1979 г. Для расчетного периода, начинающегося с 20 марта 1980 г., база была уменьшена на 7% или на сумму уменьшения вало- вого объема ссуд амер. фин. учреждения иностранцам и ва- лового объема остатков к получению от заграничных филиа- лов пр. учреждений между базовым периодом (13-26 сентября 1979 г.) и неделей, заканчивающейся 12 марта 1980 г., в зави- симости от того, к-рая из этих сумм является большей. Кроме того, база должна была еще более уменьшиться после 19 марта 1980 г. на сумму уменьшения данных ссуд и остатков, при со- хранении минимальной базы в 100 млн дол. 10. Однако в силу продолжающегося спада нац. экономики Со- вет управляющих объявил 22 мая 1980 г. о сокращении с 10 до 5% резервных требований по управляемым пассивам бан- ков и агентств - членов ФРС, филиалов ин. банков и круп- ных учреждений, не являющихся членами ФРС, а также об увеличении на 7,5% расчетной базы резервных требований. 3 июля 1980 г. заданным смягчением ограничений после- довало объявление об отмене ФРС оставшихся 5-процентных норм резервных требований по управляемым пассивам круп- ных банков и агентств, а также филиалов ин. банков, всту- пившее в силу 10 июля 1980 г. для обязательных резервов, отчисляемых с 24 июля 1980 г. Кроме того, с этого же дня Совет управляющих отменил дополнительное 2-процентное резервное требование к банкам - членам ФРС по крупным срочным депозитам, введенное в ноябре 1978 г. Резюме. Обзор мер, принятых Советом управляющих в отноше- нии евродолларовых пассивов, заимствований и предоставленных кредитов амер. банков и связанных с ними видов деятельности, по- казывает: в дальнейшем вероятны частые изменения правил в сто- рону их ужесточения или либерализации в соответствии с внутрен- ней ден.-кредитной политикой, а также с международными факторами, оказывающими влияние на платежный баланс и по- ложение доллара по отношению к др. валютам на валютных рын- ках и к международным потокам ден. средств, в т. ч. "рециклируе- мых" капиталов нефтедобывающих стран.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЕВРОДОЛЛАРЫ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»