Структура капитала банков включает в себя собственный капитал и долг. Банки - это фин. институты, имеющие большую долю заемных средств, что может сказаться на их жизнеспособности. Более того, банки имеют значительные по- тенциальные обязательства, не представленные в фин. отчетах. | Такие обязательства называются "забалансовыми обязательствами", к к-рым относятся обязательства по аккредитивам и обязательства "Яр соглашениям, таким, как соглашения о "свопах", соглашения "потолок" и соглашения "пол". Эти факторы вызывают озабочен- ность регулирующих органов относительно того, достаточен ли собственный капитал банка для того, чтобы принять меры против потенциально возможной неплатежеспособности. Для решения вопроса достаточности собственных средств банка для его нормаль- ного функционирования органы правительства, ведающие банков- ской системой, установили двойственный норматив по расчету показателя Д.с.к. Первый норматив включает два показателя. Первый показатель - это отношение первичного капитала банка к суммарным активам, где первичный капитал определяется как обыкновенные акции, нераспределенный доход и нераспределенная прибыль и резервы на покрытие убытков по ссудам. Для нац. банков это соотношение должно составлять по меньшей мере 5,5. В основе второго показа- теля лежит отношение суммарного капитала к суммарным акти- вам, где суммарный капитал определяется как сумма первичного капитала и субординированного долга. В настоящее время это со- отношение составляет минимум 6%. Второй из вышеупомянутых нормативов по Д.с.к. касается дос- таточности капитала в соответствии с регулятивными нормами по рисковому капиталу, установленными регулирующими органами США. Капитал делится на капитал первого уровня, или базовый капитал, и капитал второго уровня, или вспомогательный капитал. Согласно этим нормам, к концу 1992 г. все банки и банковские хол- динг-компании США должны иметь коэффициент суммарного капитала в размере минимум 8% активов, взвешенных по степени риска, причем не менее половины капитала должны составлять элементы базового капитала (капитала первого уровня). Мини- мальный суммарный капитал (базовый плюс вспомогательный ка- питалы) составляет 8% активов, взвешенных по степени риска. Нормативы учитывают рисковый профиль банка. Требования к рисковому капиталу оценивают степень балансовых активов и за- балансовых обязательств фин. учреждения относительно структу- ры его капитала. Нормативные требования в отношении достаточности капитала с учетом риска содержатся в: Federal Reserve System, 12 Code of Federal Regulations, Parts 208 and 225 Regulations H, Y; Docket No. R-0628, Capital; Risk-Based: Capital Cuidelines. Нормативные требования, выпущенные Контролером ден. об- ращения для нац. банков, а также нормативные требования, вы- пущенные Советом управляющих ФРС для банков штатов и хол- динговых компаний, содержатся в Федеральном регистре от 27 ян- варя 1989 г. рр 4168-4221. Нормативные требования: 1. Определяют состав базового капитала (капитала первого уров- ня) и вспомогательного капитала (капитала второго уровня). 2. Классифицируют балансовые активы по степени риска. 3. Классифицируют забалансовые статьи по степени риска. 4. Устанавливают коэффициенты для определения Д.с.к. Обзор правил регулирования капитала с учетом степени риско- ванности активов. До 1981 г. единой политики в отношении Д.с.к. не существовало. В декабре 1981 г. каждый из регулирующих бан- ковских органов правительства, ведающих банковской системой, установил минимальный уровень коэффициента первичного капи- тала. Полученные коэффициенты не были результатом совместной работы, хотя и были близки друг другу. В 1983 г. ФРС и Управле- ние Контролера ден. обращения применили зональный подход, установив минимальные уровни коэффициентов для международ- ных, региональных и местных банков. Коэффициенты по каждой из категорий рассчитывались по-разному. После того, как Конгресс выразил озабоченность по поводу не- удовлетворительного положения с достаточностью капитала, регу- лирующие органы объединили усилия, чтобы серьезно заняться этой проблемой. Когда Управлению Контролера ден. обращения не удалось законодательно провести решение о дополнительном капитале, Конгресс добавил в Закон о надзоре за международны- ми кредитами 1983 г. специальные положения, наделявшие регу- лирующие органы полномочием устанавливать общеприменимые нормативные требования по достаточности капитала (908(а)(1) и 908(а)(2). В центре внимания Закона о надзоре за международными кре- дитами находятся мировые кризисы задолженности, к-рые, по мнению Конгресса, возникают в результате "...неспособности ре- гулирующих органов осуществлять эффективный контроль и не допускать применения банками США неправильных методов ве- дения фин. деятельности и кредитования". В результате этого, а также неудачи с попыткой юридически узаконить нормативы по капиталу Конгресс решил, что будет правильным дать регулирую- щим органам недостающую им власть. В результате сотрудники трех главных регулирующих ведомств приступили к разработке единых нормативов. В 1986 г. три вышеупомянутых органа опубликовали разработан- ный ими совместно подход к решению проблемы рискового капи- 338ДОСТАТОЧНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА Пример применения нормативных требований по капиталу, взвешенному по степени риска (три нуля опущены) Сумма по балансу Конверсионный коэффициент Сумма Категория риска 0% 20% 50% 100% Отвечающие требованиям ссуды под недвижимость Другие кредиты за вычетом резерва в размере 50 дол. Казначейские облигации США Негарантированные облигации федеральных агентств Другие облигации Другие активы Суммарные активы Забалансовые статьи Итого по категориям Итого с учетом взвешивания по риску Капитал: $1500 1000 500 500 500 330 нет сведений нет сведений нет сведений нет сведений нет сведений нет сведений $1500 1000 500 500 500 330 $1500 $500 $500 $4330 $400 50%' 200 $1000 500 330 200 Сумма $500 $500 $1500 $2030 $0 $100 $750 $2030 $2880 Капитал 1 уровня Капитал 2 уровня Итого Акционерный капитал (обыкновенные акции) $216 Капитальные ноты 20 Банковские резервы на покрытие безнадежных долгов 50 $216 $20 36 $216 20 36 2 $216 $56 $272 Коэффициенты по капиталу: Старые нормативные требования Новые нормативные требования первичный суммарный капитал 1 порядка капитал 2 порядка Итого 6,07% 3 6,53% 4 7,50 5 1,94% 5 9,44% 5 1 Предполагается, что соответствующая забалансовая статья пересчитывается по переводному коэффициенту 50% и относится к рисковой категории 100%. 2 Ограничивается 1,25% суммарных активов, взвешенных по степени риска (2880 дол.). ' Рассчитывается как сумма собственного капитала (обыкновенные акции) (216 дол.) плюс банковский резерв на покрытие безнадежных долгов (50 дол.), деленная на суммарные активы (4330 дол.) плюс банковский резерв на покрытие безнадежных долгов (50 дол.). 4 Первичный капитал (266 дол.) плюс капитальные ноты (20 дол.), деленные на знаменатель коэффициента первичного капитала (4380 дол.). 5 Капитал 1 уровня (216 дол.), капитал 2 уровня (56 дол.) и суммарный капитал (272 дол.), деленные на активы, взвешенные по степени риска (2280 дол.). Источник: Kelley, J. R. "Risk-Based Capital Guidelines for Banks". Journal of Accounting, January 1990. Adapted with permission. тала. Банкиры были озабочены тем, что его реализация поставит их в конкурентно невыгодное положение, если такое положение не будет применяться также и в отношении ин. банков. Тогда ре- гулирующие органы объединили свои усилия с Банком Англии. В состав комитета входили представители органов надзора из две- надцати стран: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Соединенного Ко- ролевства, Соединенных Штатов и Люксембурга. Базельский ко- митет по банковскому надзору и регулированию опубликовал про- ект регулятивного документа в 1987 г. Предложение комитета было принято в марте 1988 г. Окончательная редакция базельского до- кумента была принята в июле 1988 г. В основу Базельского согла- шения о рисковом капитале легли положения о капитале и рисках. После этого регулирующие банковскую деятельность органы США приняли, исходя из этого документа, свои собственные предложе- ния по достаточности капитала с учетом риска. Принятый в Базеле в качестве основы документ допускал разли- чия в нац. методах бухучета и контроля, а также проявлял гибкость в подходе к его реализации. Цель заключалась в укреплении меж- дународной банковской системы путем введения минимальных стандартов капитала. Регулирующие органы США старались не выходить из этих рамок. 3 августа 1988 г. Совет управляющих ФРС одобрил Базельское соглашение пятью голосами против одного. В середине декабря 1988 г. была готова окончательная редакция инструкции Совета управляющих ФРС, одобренная единогласно 16 декабря 1988 г. Этот документ был опубликован в Федеральном регистре за 27 января 1989 г. и вступил в силу 15 марта 1989 г. Управление Контролера ден. обращения также в соответствии с Базельским соглашением опубликовало в Федеральном регистре (27 января 1989 г.) свою ин- струкцию, к-рая распространяется на все коммерческие банки, зарегистрированные на федеральном уровне, и почти идентична Правилу Совета управляющих ФРС. Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) выпустила в соответствии с Базель- ским соглашением инструкцию о расчете коэффициента достаточ- ности капитала с учетом риска, опубликованную в Федеральном ре- гистре (21 марта 1989 г.). Она распространяется на банки, зареги- стрированные на уровне штатов и не являющиеся членами ФРС, и идентична окончательному варианту Правила Совета управляющих ФРС. 339ДОСТАТОЧНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА Базельское соглашение и инструкции 1989 г. основываются в определенной степени на том предположении, что нельзя полагать- ся на рыночные силы и ждать, что они доведут коэффициент до- статочности капитала банков до оптимального уровня, и что необ- ходимо регулирование капитала. Регулируемый капитал должен покрывать убытки, особенно непрогнозируемые, возникающие в связи с инвестиционным портфелем банка или его забалансовой деятельностью. При этом утверждается также, что регулируемый капитал необходим для того, чтобы общественность прониклась доверием к банковской системе. Система взвешивания риска в Базельском соглашении учитывает кредитный риск, но не учитывает риск процентных ставок или валютный риск. Кредитный риск - это риск невыполнения долж- ником (контрагентом) своих обязательств. Базельское соглашение устанавливает пять категорий кредитного риска: 0, 10, 20, 50 и 100%. Категория 100% является стандартной категорией риска. В 1989 г. федеральные органы, регулирующие деятельность бан- ковской системы, выпустили новые нормативные требования по капиталу для коммерческих банков. Основная цель федеральных нормативных требований состоит в том, чтобы коммерческие бан- ки увеличивали объем своего капитала по мере роста их фин. струк- тур. Достаточность капитала является основополагающим элемен- том регулирования с целью предотвращения риска и обеспечения фин. устойчивости. Капитал и активы, взвешенные по степени риска. Правила Со- вета управляющих ФРС и инструкции Контролера ден. обращения идентичны в том, что касается понятия капитала и категорий риска. Активы относятся к одной из четырех категорий, установленных прежде всего в связи с кредитным риском. Различия в требованиях разных регулирующих органов незначительны и касаются оценки нематериальных активов, использования привилегированных ак- ций холдинговыми компаниями и размера отчислений в резерв на покрытие потерь от ссуд и лизинга. По существу капитал, согласно инструкциям, делится на базо- вый и вспомогательный капиталы. Капитал первого уровня (базо- вый) включает обыкновенные акции, бессрочные привилегирован- ные акции (включая соответствующий дополнительный капитал), и неконтрольный пакет акций консолидированных дочерних ком- паний за вычетом нематериальных активов. Бессрочные привилегированные акции не могут превышать од- ной трети суммы собственного капитала и неконтрольного пакета акций консолидированных дочерних компаний. Капитал второго уровня, или вспомогательный капитал, включает пр. привилеги- рованные акции, гибридные инструменты инвестиционного харак- тера и субординированный долг. Капитал второго уровня не может превышать 100% суммы ка- питала первого порядка. Составные части капитала второго уров- ня имеют определенные ограничения, как, напр., допустимые пре- делы убытков по ссудам и лизингу. Переходный период продолжал- ся с 1990 по 1992 гг. В соответствии с нормативными требованиями активы класси- фицируются по четырем категориям, от наименее рискованных до наиболее рискованных: 1) наличность и прямая задолженность пра- вительства США и его учреждений - 0% риска; 2) иски внутренних депозитных учреждений, задолженность, условно гарантированная правительством США, - 20% риска; 3) накопленные ссуды под за- лог 1-4-семейных жилых домов, обеспеченные первой закладной ценные бумаги, обеспеченные обычными закладными, и облига- ции, обеспеченные доходами от финансируемых проектов, - 50% риска; 4) пр. активы - 100% риска. Забалансовые риски, связанные с аккредитивами, активами, проданными с регрессом, формальные обязательства о выдаче ссуд включаются в активы посредством конверсии по кредитным эк- вивалентам. Чтобы определить сумму кредитного эквивалента, каждый из забалансовых рисков взвешивается (0, 20, 50 или 100%) и с учетом должника, гаранта и вида обеспечения, относится к со- ответствующей категории риска. Пример применения нормативных требований к капиталу с уче- том риска приведен в прилагаемой таблице. Коэффициент кредитного эквивалента устанавливается следую- щим образом: 1. Показатель пересчета 100%. Применим к прямым субститу- там кредита или общим поручительствам по задолженности, таким, как аккредитивы "стэнд-бай", соглашения о продаже с обратным выкупом (Репо) и продаже активов с регрессом, а также форвардные контракты на покупку активов. 2. Показатель пересчета 50%. Применим к условным обязатель- ствам, связанным со сделками; неиспользованной частью обя- зательств по выдаче ссуд с первоначальным сроком более одного года; среднесрочным кредитным программам на базе евронот с банковской поддержкой и программам выпуска евронот (NIF). 3. Показатель пересчета 20%. Включает краткосрочные само- ликвидирующиеся условные обязательства, связанные с фи- нансированием торговых сделок, такие, как коммерческие ак- кредитивы. 4. Показатель пересчета 0%. Включает неиспользованные обя- зательства по кредитам, первоначальный срок к-рых не пре- вышает одного года и к-рые могут быть аннулированы в лю- бое время. Коэффициент суммарного капитала рассчитывается как сумма капитала первого уровня и капитала второго уровня, деленная на сумму активов, взвешенных по степени риска, и кредитных экви- валентов. По состоянию на конец 1992 г. минимальное отношение суммарного капитала к активам, взвешенным по степени риска, составляет 8%. Суммарный капитал представляет собой капитал первого уровня плюс капитал второго уровня минус взаимные вло- жения в банковские капитальные инструменты, а также инвести- ции в неконсолидированные дочерние компании. Минимальный норматив по отношению "капитал первого уровня - активы, взве- шенные по степени риска", составляет 4,00%. Минимальный нор- матив по отношению "акционерный капитал - активы, взвешен- ные в соответствии с уровнем риска", составляет 4,0%. Капитал второго уровня не может составлять более 50% капитала первого уровня. Эти коэффициенты считаются минимальными уровнями, или "полом". Нормативные требования по уровню риска применяются на кон- солидированной основе в отношении банковских холдинг-компа- ний, консолидированные активы к-рых составляют 150 млн дол. и больше. В отношении банковских холдинг-компаний, консолиди- рованные активы к-рых составляют менее 150 млн дол., эти требо- вания применяются как в отношении банков, если только: а) ма- теринская банковская холдинг-компания не занята небанковской деятельностью, связанной со значительным использованием заем- ного капитала, или б) материнская компания не имеет значитель- ной суммы непогашенных долговых обязательств на руках у ши- рокой публики. Нормативные требования по риску должны при- меняться в процессе проверок и осуществления надзора, а также при анализе заявок, по к-рым принимает решения ФРС. В 1991 г. ФКСД пересмотрела свои требования в отношении ле- вереджа, к-рый гарантирует, что часть имеющихся активов банка и их рост в будущем будут финансироваться за счет собственного капитала, а не только за счет застрахованных депозитов. Эти из- менения должны прежде всего привести в большее соответствие определение капитала, к-рое принято в требованиях по левереджу с его определением, применяемым в нормативных требованиях по риску. Требование по левереджу, предъявляемое ФКСД, является только минимальной нормой. От большинства банков требуется иметь капитал, значительно превышающий минимально необхо- димый уровень. Изменения в требованиях к соотношению соб- ственных и заемных средств в капитале включают следующее: 3401. Стабильно работающие банки с высоким рейтингом, у к-рых не происходит и не предвидится быстрый рост операций, должны будут обеспечить минимальный коэффициент капи- тала первого порядка в размере 3% общей суммы активов. 2. У всех др. банков капитал первого порядка должен быть по меньшей мере на 100-200 базисных пунктов выше этих мини- мальных 3% (т. е., по крайней мере, 4%). 3. Любые застрахованные ФКСД банк или ссудосберегательная ассоциация, имеющие 2% в виде базового капитала по отно- шению к активам, будут рассматриваться как находящиеся в "ненадежном или неустойчивом положении", что может при- вести к прекращению страхования депозитов. Кроме того, банк штата - не член ФРС, к-рый не выполняет минимального норматива левереджа, будет рассматриваться как банк, чье "положение является ненадежным и неустойчивым", что может повлечь принудительные меры в отношении такого банка, если только он не примет схему капитала, одобренную ФКСД. В инструкции, изданной Федеральным советом по надзору за фин. учреждениями, были одобрены изменения в фин. отчетах бан- ков, представляемых по требованию властей, к-рые предусматри- вают включение данных о величине капитала, взвешенного по степени риска, и о забалансовых операциях. В числе этих измене- ний - введение упрощенного теста, предлагаемого банкам, чтобы они могли установить, имеют ли они минимальные коэффициен- ты по рисковому капиталу. Банки с активами до 1 млрд дол., дающие положительные результаты по тесту, освобождаются от необходимости давать ответы на ряд детализирующих вопросов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДОСТАТОЧНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»