Процесс принятия бюджета правительства США - ре- зультат объединенных усилий исполнительной и законодательной ветвей власти. Исполнительная власть готовит ежегодный бюджет. Законодательная власть принимает законы о налогах и расходах, посредством к-рых исполняется бюджет. До 1921 г. каждое министерство в системе исполнительной вла- сти подготавливало и представляло бюдж. заявку непосредствен- но в Конгресс. В 1921 г. Конгресс создал Бюджетное бюро в Каз- начействе, на к-рое была возложена ответственность за подготов- ку и представление объединенного бюджета в Конгресс. В 1940 г. Бюро было переведено в Исполнительное управление президента США. Т. о., президент принял непосредственную ответственность за бюджет. Это управление теперь получило название Администра- тивно-бюдж. управления (Office of Management and Budget - OMB). До Гражданской войны Конгресс воздействовал на налоги и статьи расхода как орган управления. В 1854 г. Палата представителей установила систему комитетов. Фин. вопросы посылались в Коми- тет по покрытию бюдж. расходов Палаты представителей. Сенат также создал Фин. комитет, к-рый имел дело с законопроектами о расходах и налогах. Позже Комитет по средствам для покрытия бюдж. расходов стал рассматривать только законопроекты о нало- гах; для рассмотрения законопроектов о расходах был создан Ко- митет по ассигнованиям. Подобные структуры были созданы и в Сенате. Сенатский комитет, рассматривающий законопроекты о расходах, получил то же название. В 1890 г. комиссии Конгресса, ведущие контроль за определен- ными министерствами, приняли бюдж. ответственность за эти министерства. Принятый Конгрессом в 1974 г. Закон о бюджете и изъятии изменяет эту ситуацию. Изъятие происходит, когда пре- зидент отказывается тратить деньги в соответствии с бюджетом, принятым Конгрессом. Закон о контроле за исполнением бюджета, принятый в 1974 г., устанавливает 1 октября как начало фин. года для правительства США. Этим законом также создано Бюдж. управление Конгресса (Congressional Budget Office - СВО), к-рое играет для Конгресса роль, подобную Административно-бюдж. управлению при прези- денте. Вместо использования программ Закон о контроле за испол- нением бюджета организовал бюджет на основании тринадцати функций. Закон также определил процедуру изъятия. Закон о контроле за исполнением бюджета установил график утверждения бюджета - бюдж. календарь: 1 сентября Федеральные агентства, подчиненные исполнитель- ной власти, представляют на рассмотрение исход- ный вариант бюдж. заявки. 1 октября Начало фин. года. Согласно закону Грэмма-Рудма- на-Холлингза (Gramm-Rudman-Hollings Act - GRH), вступает в силу предварительное президентское сек- вестрованное распоряжение (суммы вычитаются из обязательств до выпуска окончательного распоря- жения). 10 октября Бюдж. управление Конгресса направляет пересмот- ренный отчет в рамках закона GHR в Администра- тивно-бюдж. управление и Конгресс. 15 октября ОМ В сообщает об изменениях в начальном варианте расчетов в рамках закона GRH о расчетах, следующих из утвержденного законодательства и инструкций, опубликованных после первоначального сообщения Конгрессу. Президент выпускает окончательное секвестрованное распоряжение в рамках закона GRH, к-рое вступает в силу немедленно, и направ- ляет сообщение в Конгресс в течение 15 дней с момента выпуска окончательного распоряжения. Агентства, не подчиненные исполнительной власти, выполняют обзор представленных на рассмотрение материалов по бюдж. заявкам. 10 ноября Президент представляет составленный бюджет на рассмотрение Конгресса. Через 15 дней (после по- лучения ответа) президент представляет ежегодное бюдж. предложение на рассмотрение Конгрессу. Декабрь В 1-й понедельник декабря президент направляет бюджет в Конгресс. 15 марта Комиссии Конгресса дают рекомендации Бюдж. Комитету. 1 апреля Бюдж. управление Конгресса сообщает бюдж. ко- митетам об альтернативных бюдж. стратегиях. 15 апреля Бюдж. комитеты сообщают о первой рекомендации по контрольным цифрам бюджета. 15 мая Конгресс принимает первичные бюдж. рекоменда- ции. 15 мая Комитеты сообщают обо всех утвержденных зако- нопроектах. 15 мая Комиссии Конгресса сообщают обо всех утвержден- ных законопроектах. После принятия первой бюдж. рекомендации Конгресс начинает пленарную ак- цию Палаты представителей по рассмотрению за- конопроектов о доходах и расходах. Сентябрь Через 7 дней после Дня труда Конгресс рассматри- вает все законопроекты о расходах и налогах. 15 сентября Конгресс принимает бюджет во втором чтении. 25 сентября Конгресс принимает согласованный Закон о бюд- жете. Если фин. законопроекты не были приняты перед началом бюдж. года, то Конгресс продолжает принимать резолюции, чтобы под- держать работу правительства. 200БЮДЖЕТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ Федеральный объединенный бюджет правительства США счи- тается бюджетом федерального фин. года, к-рый охватывает период с 1 октября по 30 сентября. Фин. бюджет относится к календарно- му году. Федеральный объединенный бюджет является гросс-бюд- жетом, в к-ром показываются все расходы и все доходы, кроме внебюджетных статей. Правительство использует концепцию объединенного бюджета как основу для анализа и представления бюджета начиная с 1969 г. Согласно этой концепции, бюджет дол- жен включать все фин. сделки правительства с общественностью. Однако начиная с 1971 г. были приняты различные законы, выво- дящие некоторые федеральные статьи из (или создающие их вне) бюджета. Др. законы перенесли определенные внебюджетные фе- деральные статьи в бюджет. Согласно текущему законодательству, внебюджетные федеральные статьи состоят из двух трастовых фон- дов социального обеспечения - Федерального фонда страхования по старости и Федерального фонда страхования недееспособности. Хотя контрольные цифры, относящиеся к поступлениям, издерж- кам, а также активному сальдо или дефициту внебюджетных феде- ральных статей, обычно не утверждаются Конгрессом, Закон о сба- лансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом 1985 г. (обычно известный как Закон Грэмма-Рудмана-Холлингза) потребовал учитывать активное сальдо или дефицит внебюджет- ных статей при вычислении контрольных цифр дефицита, прово- димом согласно этому закону, а также при вычислении дополни- тельного дефицита. Частично по этой причине внимание сосредо- точилось как на бюдж., так и на внебюджетных поступлениях, на издержках и дефиците правительства. При формировании фин. бюдж. политики сравниваются конт- ролируемые федеральные доходы (налоговые доходы минус транс- фертные платежи, напр, на цели социального обеспечения) с фе- деральными расходами на товары и услуги. Бюджет 1992 г. был первым, к-рый осуществлялся Конгрессом в рамках правил и процедур Закона о выполнении бюджета 1990 г. (Budget Enforcement Act of 1990 - BEA). BEA улучшил процесс вы- полнения бюджета. Ассигнования на дискреционные расходы были выдержаны в пределах лимитов расхода, наложенных ВЕА. Пра- вила "оплаты из текущих доходов" обеспечили компенсацию любого законодательно утвержденного увеличения обязательных расходов или уменьшения платежей. Согласно мерам, предусмот- ренным федеральной реформой кредита, требовалось, чтобы программы прямого кредитования и страхования кредитов финан- сировались и регулировались на основе, позволявшей проводить разумные сравнения со стоимостью др. программ. ВЕА требует, чтобы новые статьи расходов, связанные с выпол- нением законодательно утвержденных программ, а также др. обя- зательные расходы по программам или законодательные измене- ния существующих программ оплачивались за счет сокращения др. обязательных расходов или увеличения доходных статей. Однако отсутствует механизм, позволяющий управлять автоматическим ростом расходов для подобных программ. Правительство США ведет большое количество программ стра- хования, из к-рых наиболее объемные - программы страхования депозитов и гарантирования пенсий. Др. программы включают страхование зерновых культур, заграничных частных инвестиций, а также жизни ветеранов. В ВЕА не предусматривается изменение принципа бухучета - от принципа "кассовой базы" к принципу ку- мулятивных затрат, к-рый способен лучше раскрывать затраты на продолжение существующих программ, а также дополнительных затрат или экономии, связанных с предлагаемыми законодатель- ными изменениями. В последние годы велась серьезная нац. дискуссия по перспек- тивам принятия конституционной поправки, требующей обеспе- чения сбалансированного бюджета. Финансирование текущих рас- ходов с оплатой в будущем (в долг) более популярно, чем финан- сирование за счет текущих налогов или сокращения расходов. Сегодняшние налогоплательщики и потребители голосуют. Буду- щие - нет. Многие штаты требуют сбалансированного бюджета. В качестве аргумента в пользу сбалансированного бюджета часто используется факт, что без него отрицается принцип демократи- ческого представительства. Отмечается также, что будущие права граждан не защищены. Политическая реальность приводит к ро- сту дефицита и долга. Ниже представлены активное сальдо, или дефицит бюджета, в миллиардах долларов для избранных периодов времени: Активное сальдо или дефицит бюджета (—), млрд дол. 1950 1960 1970 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 16,4 -1,2 -2,8 -73,8 -78,9 -127,9 -207,8 -185,3 -212,3 -221,2 -149,7 -155,1 -153,4 -220,4 -250,4 -290,2 Источник: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis. На прилагаемой диаграмме показан федеральный бюджет - до- ходы, расходы и активное сальдо, или дефицит, в период с 1970 по 1992 гг. Административно-бюдж. управление - орган, входящий в состав Исполнительного управления президента США. Управление имеет широкие полномочия по управлению финансами и несет ответ- ственность за подготовку фин. сметы. К числу обязанностей, воз- ложенных на управление, относятся: • Изучение и рекомендации президенту по изменению сущест- вующей организационной структуры органов власти, их дей- ствий и методов ведения дел; по ассигнованиям и назначению конкретных мероприятий или задач органам исполнительной власти, а также по проведению любой необходимой реоргани- зации системы исполнительной власти. • Постатейное распределение принятых ассигнований между органами власти, создание резервов за счет снижения издер- жек, непредвиденных обстоятельств и др. подобных вопросов. • Обеспечение выполнения Закона о фин. добросовестности ру- ководителей федеральных служб. • Разработка стандартной общей бух. книги для правительства. • Разработка программ и инструкций для улучшения сбора, со- ставления и распространения статистических данных, имею- щих отношение к правительству США и его органам. • Предоставление Конгрессу по его запросу статистических дан- ных и оказание ему прочего содействия. Процесс разработки фин. сметы включает следующие этапы: разработку и оценку смет министерств, направление предваритель- ного варианта бюджета президенту; президентский обзор и руко- водящие принципы; направление президенту пересмотренного бюджета; подготовка и завершение фин. сметы для представления Конгрессу. Бюдж. управление Конгресса было создано в соответствии с Законом о бюдж. управлении Конгресса 1974 г. Цель закона состоя- ла в том, чтобы обеспечить Конгресс информацией о бюдж. дохо- дах и бюджете. К обязанностям управления относятся: 201БЮДЖЕТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ Федеральный бюджет - доходы, расходы, активное сальдо, или дефицит, в 1970-1992 гг. (в млрд дол.) 1400 1200 1000 800 600 400 200 0 -200 -400 1 I расходы в постоянных ценах, выраженных в долларах, 1987 г. доходы в постоянных ценах, выраженных в долларах, 1987 г. дефицит в постоянных ценах, выражении) в долларах, 1987 г. дефицит в текущем долларовом значении I Г ! L 1970 1975 1980 1985 1990 1995 Примечание: Данные на 1992 г. - прогнозные. Источник: Chart prepared by U.S. Bureau of the Census. • Экон. прогноз и анализ фин. политики. Накопление и сооб- щение информации относительно решений, принятых Кон- грессом (в ходе их принятия и немедленно после того), с целью сравнения результатов решений с целями, поставленными Конгрессом при выделении определенных ассигнований. • Фин. оценки выполнения любых законопроектов общегосу- дарственного значения, выдвигаемых комитетами, а также затрат на изменение существующей политики в области рас- ходов и налогообложения. • Представление ежегодного бюдж. отчета 1 апреля каждого года с целью выработки альтернативных уровней доходов, расхо- дов, источников дохода, а также программ и назначения рас- ходов с точки зрения нац. потребностей, экон. роста и разви- тия. • Специальные исследования по запросу комиссий Конгресса по связанным с бюджетом темам. Ассигнования бюдж. средств Конгрессом основаны на полномочии возложить обязанности по выплатам и займам на правительство США. После одобрения фин. законопроекта Конгрессом варрант на ассигнования выписывается Казначейством, подписывается Главным бюдж.-контрольным управлением (GAO) и направляется в соответствующее федеральное агентство. Агентство пересматри- вает свои планы и посылает просьбу об ассигновании в OMB. OMB делает для этого агентства власти постатейное распределение, ре- зервируя ассигнования на непредвиденные обстоятельства, сбере- жения, делает распределение по срокам с учетом политических целей. (Процесс "резервирования" (изъятия) ограничен Законом о бюджете и изъятии (1974). Согласно этому закону, президент дол- жен запрашивать у Конгресса отказ от бюдж. полномочий, если президент полагает, что все или некоторая часть ассигнований не должна использоваться на указанные цели, или что от расходова- ния средств следует отказаться по соображениям фин. политики, или в силу др. причин. Если Конгресс не реагирует на президент- ский запрос об изъятии в течение 45 дней, то утвержденные ассиг- нования должны быть профинансированы. Федеральный орган разрабатывает свои программы с распределением ассигнований по программам и мероприятиям, с учетом выдачи обязательств и рас- ходования денег, а также обеспечения услуг. Федеральные агент- ства сообщают ОМВ о своих действиях, об использовании ресур- сов, их затратах и достижениях. ОМВ сообщает президенту о со- стоянии выполнения бюджета и руководит выполнением бюджета федеральными органами власти. Федеральные агентства готовят оправдательные документы по расходам и представляют их на рас- смотрение Казначейству для оплаты. Единственная часть ежегод- ных утвержденных бюдж. ассигнований, доступная для федераль- ного агентства в любое время, - это постатейно распределенная ему часть. Глава агентства распределяет эти выделенные ассигнования по программам и/или организационно подчиненным ему подраз- делениям. На уровне подразделений федерального агентства утверж- денными бюдж. ассигнованиями являются только эти распределен- ные выделенные ассигнования. Секретарь Казначейства - главный бухгалтер и банкир правитель- ства США. К специфическим функциям Секретаря Казначейства относятся центральных бухучет и информирование правительства США, управление выплатой и поступлениями наличных денег, управление гос. долгом, управление трастовыми фондами, а также наблюдение за федеральными органами, заимствующими средства у Казначейства. Федеральные фин. действия, поскольку они ка- саются бюджета Соединенных Штатов, сформированы Казначей- ством следующим образом. Утвержденные бюдж. ассигнования обычно имеют форму ассигнований, к-рые позволяют выдать обя- зательства и сделать необходимые платежи. Переассигнования - это решения Конгресса, к-рые позволяют продлить использование не- использованных сумм, срок к-рых уже истек или истек бы без подобного решения. Они учитываются как новые утвержденные бюдж. ассигнования в том фин. году, когда было принято решение о переассигновании, независимо от того, когда эти суммы были первоначально ассигнованы или когда истек бы срок их использо- вания. Обязательства обычно ликвидируются выпуском чеков или оплатой ден. расходов. Обязательства могут также быть ликвиди- рованы (и зарегистрированные соответствующие издержки) путем наращивания процента на выпуски гос. ценных бумаг - долговых обязательств Казначейства (включая увеличение стоимости пога- шения выпущенных и обращающихся облигаций); или выпуском облигаций, долговых обязательств, векселей, ден. кредитов или электронных платежей. Обычно суммы возвратов по сборам рассматриваются как умень- шение поступлений, тогда как платежи по налоговым скидкам на производственные доходы, превышающие задолженность по нало- говым платежам, рассматриваются как расходы. Расходы в течение фин. года могут быть связаны с оплатой обязательств, принятых в предшествующие годы или в том же самом году. Следовательно, расходы обусловлены частично неизрасходованными остатками бюдж. полномочий предшествующего года и бюдж. полномочия- ми, принятыми в течение года, в к-ром были потрачены деньги. Общие расходы включают и бюдж., и внебюджетные расходы и являются заявленным нетто взаимного погашения поступлений. К доходам относят как бюдж. поступления, так и поступления прошлого периода. Они собираются с населения, за исключением взаимного погашения платежей и издержек. Эти доходы, называе- мые также правительственными доходами, состоят главным обра- зом из налоговых платежей (включая налоги на социальное стра- хование), поступлений от штрафов, налагаемых судами, выдачи некоторых лицензий и доходами от депонирования доходов ФРС. Возвраты платежей рассматриваются как вычет из валовой суммы платежей. Взаимопогашающиеся поступления от др. статей гос. доходов и расходов или от населения имеют деловой или рыночный харак- 202тер. Они подразделяются на ден. сборы, за счет к-рых кредитуют- ся ассигнования или финансируются фонды, и на погашающие поступления (т. е. суммы, депонированные на счетах поступлений). Первые обычно могут использоваться без законодательного ассиг- нования Конгрессом. Это происходит в двух случаях: 1) когда, в соответствии с законом, суммы, собранные для оплаты материа- лов или услуг, рассматриваются как возмещение ассигнований, и 2) для внутриправительственных фондов или зачисления на счета поступлений от правительственных ассигнований или со счетов фондов. С их помощью финансируются мероприятия в рамках одного или нескольких правительственных органов; они креди- туются поступлениями от др. гос. доходов и расходов. Внутрибюджетные операции разделяются на три категории: 1. Операции между фондами - платежи от одной группы фондов (федеральных либо трастовых фондов) на счет поступления другой группе фондов. 2. Федеральные внутрифондовые операции, как платежи, так и поступления, происходят в пределах федеральной группы фондов. 3. Трастовые внутрифондовые операции, как платежи, так и по- ступления, происходят в пределах трастовой группы фондов. Погашающие поступления обычно вычитаются из бюдж. ассиг- нований и издержек на функциональном или субфункциональном уровнях или уровне федерального агентства. Однако имеется че- тыре типа поступлений, к-рые вычитаются из суммарного бюдже- та как нераспределенные погашающие поступления. К ним отно- сятся: 1) платежи федеральных органов власти (включая платежи внебюджетных федеральных организаций) как нанимателей в пен- сионные фонды служащих; 2) проценты, полученные трастовыми фондами; 3) арендные и лицензионные платежи, собранные за использование территорий внешнего континентального шельфа; 4) др. проценты (т. е. проценты от денег, собранных на террито- риях внешнего континентального шельфа и помещенных в депо- зитные фонды, когда такие деньги передаются в бюджет).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БЮДЖЕТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»