В 1792 г. группа монреальских бизнесменов сделала по- пытку создать в Канаде банк. Эта попытка оказалась безуспешной. В 1817 г. девять монреальских торговцев учредили Монреальский банк (Montreal Bank) (сейчас Банк Монреаля - Bank of Montreal). Этот банк - старейший из существующих канадских банков. К1867 г. в британской Северной Америке было уже 35 банков. Вначале бан- ки регистрировались в качестве юр. лица в провинциях. С созда- нием в 1867 г. конфедерации новое федеральное правительство получило исключительную юрисдикцию по всем вопросам, связан- ным с деньгами и банковским делом. Окончательная редакция Закона о банках была принята в 1871 г. Закон о банках пересмат- ривался каждые десять лет. Закон о банках регулирует деятельность коммерческих банков. Пересмотренный в 1980 г. закон допускает существование двух ти- пов банков. 11 банков, функционировавших до пересмотра Зако- на в 1980 г., известны как банки Списка А. Банки Списка Б - это либо филиалы ин. банков, либо банки, принадлежащие канадцам, причем одному из владельцев принадлежат более 10% выпущен- ных и находящихся в обращении акций. Акции банков Списка А не могут находиться в руках ограниченного числа лиц. Зарегист- рированные коммерческие банки имеют почти 7 тыс. отделений, обслуживавших все провинции и территории. В редакции Закона о банках, принятой 1 декабря 1980 г., разъяс- няется порядок создания банка, какой для этого нужен капитал, какой должна быть квалификация директоров и какие ограничения накладываются на них, каковы их обязанности и ответственность, как осуществляются слияния и объединения, как осуществляются размещение и передача акций, какие фин. отчеты банк должен представлять своим акционерам и правительству, а также дается подробная информация о том, что вообще банк должен и чего не должен делать. В целях проведения ден.-кредитной политики за- кон обязывает коммерческие банки держать первичные и вторич- ные резервы в Банке Канады, к-рый принадлежит гос-ву. Банки не получают проценты по первичным резервам. Банк Канады является "банком банков", поскольку он контролирует клиринговую систе- му, через к-рую лицензированные коммерческие банки и др. фин. институты осуществляют взаимные расчеты. Министр финансов осуществляет регулярный контроль за деятельностью банков. В каждом банке есть главный исполнительный директор, ответ- ственный непосредственно перед советом директоров. Акции бан- ков Списка А продаются и покупаются на главных фондовых бир- жах. Тремя основными видами депозитных счетов являются сберега- тельные счета, чековые счета и срочные депозиты. Введены также новые виды счетов. Вклады в канадских долларах, размещенные в лицензированных коммерческих банках, страхуются на сумму до 60 тыс. дол. на одного вкладчика в каждом банке Канадской кор- порацией по страхованию депозитов (Canada Deposit Insurance Corporation), являющейся федеральным агентством. Канадские банки проводят активную деятельность на ин. рын- ках. В 1986 г. валютные активы составляли более 45% всех активов. Значительная часть доходов банков обеспечивается за счет между- народных операций. Канадские банки имеют ок. 300 отделений почти в 30 странах мира. Уровень процентных ставок зависит от рыночных факторов, к-рые воздействуют на спрос и предложение денег. Значительное влия- ние на эти ставки оказывает федеральное правительство, к-рое через своего агента - Банк Канады - проводит ден.-кредитную политику с учетом международных условий и внутренних задач.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ Банковское дело в Канаде жестко регулируется. Закон о банках определяет принципы банковского регулирования. К числу др. федеральных законов, прямо или косвенно затрагивающих банки, относятся Закон о переводных векселях, Закон о Канадской рас- четной ассоциации, Канадское трудовое законодательство, Закон Канады о пенсиях, Закон Канады о корпорациях по страхованию депозитов, Закон Канады об ипотечных и жилищно-строительных корпорациях, Закон Канады о производственно-торговых корпо- рациях, Закон о подоходном налоге. Банк Канады, учрежденный в 1945 г. как центральный банк, также оказывает большое воздей- ствие на операции коммерческих банков страны. По Закону о банках 1980 г. акционерам банка должен представ- ляться годовой отчет, включающий: 1. Консолидированный отчет о требованиях и обязательствах по форме, прилагаемой к закону (Перечень К). 2. Консолидированный счет прибылей и убытков по форме, при- лагаемой к закону (Перечень L). 3. Консолидированный отчет о выделении средств на непредви- денные расходы по форме, указанной в Перечне М, прилагае- мом к закону. 4. Консолидированный отчет об изменениях в акционерном ка- питале по форме, указанной в Перечне N закона. В результате изменений, введенных Законом о банках 1980 г., система фин. отчетности банков в Канаде приведена в соответствие с общепринятыми принципами бухучета по основным направле- ниям, кроме учета потерь по кредитам и учета резерва на непред- виденные расходы, к-рый исключается из акционерного капита- ла. По этим вопросам требуется предоставление полной информа- ции. Отношения с Банком Канады, БАНК КАНАДЫ - Центральный банк Канады не принимает вкладов от частных лиц и не конкурирует с лицензированными коммерческими банками в области коммерче- ских банковских операций. Однако, согласно положениям Закона о банках, Банк Канады может устанавливать общую сумму кассо- вых резервов, могущих быть использованными коммерческими банками как группой. Каждый коммерческий банк должен держать в Банке Канады определенную среднюю сумму наличных резервов в виде депозитов и авуаров в банкнотах Банка Канады. (Банк Ка- нады обладает исключительным правом выпуска банкнот для об- ращения в Канаде.) Вместо 4-процентного резервного требования по вкладам с уведомлением об изъятии и 12-процентного - по де- позитам до востребования установлены новые ставки, закреплен- ные в Законе о банках, - в размере 3% и 10% соответственно, при- чем по первым 500 млн дол. по вкладам с уведомлением резервное требование составляет только 2%. Снижение ставок обязательных резервов происходило поэтапно в течение трех с половиной лет. Кассовая наличность из суммы резервных требований вычиталась. Согласно предварительной оценке указанные изменения должны были снизить резервные отчисления банков приблизительно на одну пятидесятую. Резервные требования по безналичным депо- зитам (non-encashable deposits) сроком более одного года, как и по некоторым др. депозитам, включая RRSPs, RHOSPs, депозиты др. банков, вклады небанковских организаций - членов СВА (Ассоциа- ции канадских банкиров), а также вклады нерезидентов в канад- ской валюте, были отменены. Резервные требования были распро- странены на зарубежные филиалы, находящиеся в полной соб- ственности, а также на депозиты факторинговых и лизинговых компаний, находящихся в полной или частичной собственности. Банк Канады может предоставлять кредиты или ссуды (loans or advances) коммерческим банкам на срок не более 6 месяцев под за- лог определенных видов ценных бумаг. Кредиты или ссуды могут предоставляться на определенных условиях и на ограниченный срок правительству или провинциям. Учетная ставка банка явля- ется минимальной ставкой, по к-рой Банк Канады готов предос- тавлять кредиты или ссуды. Банк Канады может также потребовать от лицензированных коммерческих банков держать второй резерв, размеры к-poro мо- гут изменяться банком в определенных пределах. Второй резерв распространяется на излишки кассового резерва по отношению к уставному капиталу, казначейским векселям и однодневным ссу- дам дилерам-инвесторам. Другие канадские государственные кредитно-финансовые учреждения. Корпорация фермерского кредита была создана в 1959 г. для предоставления долгосрочных ипотечных кредитов фер- мерам. Канадская ипотечная и жилищно-строительная корпора- ция (Canada Mortgage and Housing Corporation) (ранее: Централь- ная ипотечная и жилищно-строительная корпорация (Central Mortgage and Housing Corporation) была зарегистрирована в каче- стве акционерной компании в 1945 г. и выполняет две задачи: стра- хование ипотечных кредитов, предоставляемых определенными кредиторами, и предоставление прямых ипотечных кредитов. Фе- деральный банк развития предпринимательства (Federal Business Development Bank - FBDB) создан в 1975 г. для оказания фин. и консультационных услуг по менеджменту малым и средним пред- приятиям. Банк является преемником Банка промышленного раз- вития (Industrial Development Bank), созданного в 1944 г. как фи- лиал Банка Канады. Международная деятельность канадских банков. Возрастающее значение международной деятельности канадских банков, а также деятельность Комитета банковского надзора (Committee of Bank Supervisors) БАНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ нашли троякое отраже- ние в Законе о банках 1980 г. Во-первых, банки должны представ- лять консолидированные фин. отчеты, включая балансы их филиа- лов (прежнее законодательство предусматривало консолидацию баланса только тех филиалов банка, к-рые находились в их пол- ной собственности). Во-вторых, банк не будет подвергаться конт- ролю со стороны канадских или ин. корпораций, если только он не получит от совета директоров этой корпорации постановление, дающее генеральному инспектору банков право доступа к бух. книгам, протоколам и отчетности фирмы, к-рые только в случае ин. корпорации находятся в сфере юрисдикции той страны, где эта корпорация зарегистрирована в качестве юр. лица. И, наконец, инспектор может, в виде особого исключения из положения о стро- гом соблюдении тайны, предписываемом его ведомству, предостав- лять информацию, касающуюся положения дел в банке, "старшим должностным лицам, отвечающим за контроль над деятельностью банков, находящихся в иной, нежели канадская, юрисдикции, в тех случаях, когда, по мнению инспектора, обмен такой информаци- ей служит интересам Канады и когда от должностных лиц, к-рым эта информация предоставляется, по закону требуется соблюдение тайны в отношении информации, предоставленной таким обра- зом". (Управление генерального инспектора по банкам было созда- но в Канаде в 1924 г. в соответствии с поправкой к Закону о банках после банкротства в 1923 г. Жилищного банка (Home Bank), зани- мавшегося обслуживанием мелкой клиентуры, крах к-рого задел очень многих). Иностранные банки в Канаде. Критерии, предъявляемые по Закону о банках 1980 г. к ин. банку, желающему открыть свои фи- лиалы в Канаде, следующие: 1. Это должен быть ин. банк. 2. Он должен иметь активы, опыт, а также доходы, достаточные для обеспечения функционирования филиалов в Канаде. 3. Его акции, как правило, должны находиться в руках широко- го круга акционеров. 4. Он должен находиться под надлежащим контролем и иметь хорошее фин. положение. 5. Он должен представить свидетельство о своей способности внести вклад в развитие конкурентоспособного банковского дела в Канаде, а также о наличии принципа взаимности в юрисдикции своей страны. 6. Он должен быть готов представить письмо-гарантию (letter of comfort), подтверждающее его готовность отвечать за деятель- ность филиала. 147БАНКОВСКАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ Относительно общей суммы активов филиалов ин. банков, фун- кционирующих в доминионе, существует ограничение: она долж- на составлять 8% всех нац. активов этих банков. Представитель- ства ин. банков подлежат регистрации. Большую часть информации о коммерческих банках Канады пре- доставила Ассоциация канадских банкиров (The Canadian Bankers' Association).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАНАДЫ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»