Учреждения, занимающиеся аккумулиро- , ванием сбережений и предоставлением ссуд на приобретение дома. В основном образованы в форме взаимных (mutual) предприятий, не имеющих акционерного капитала. Также известны под назва- нием сберегательных ассоциаций, строительных и ссудных ассо- циаций или строительных обществ, кооперативных банков и "гом- стед-ассоциаций". Самая первая С.а. в США - "Оксфорд провидент билдинг ассошиэйшн оф Филадельфия", учрежденная в 1831 г., была организована по типу английских строительных обществ. Первые 40 ее членов согласились сберегать определенную сумму еженедельно, и вносить эти деньги в фонд для предоставления жилищных ссуд своим членам. Ограниченность средств, аккумулируемых таким способом, заставила большинство ассоциа- ций в середине прошлого века открывать сберегательные счета ши- рокой публике, что т. о. превращало их в открытые сберегательные учреждения. К1890 г. ассоциации можно было найти в каждом шта- те и территории США. Будучи сначала добровольными неинкорпорированными ассо- циациями, к концу столетия многие ассоциации превратились в корпорации, созданные на основе законов о корпорациях штатов или на основе специальных положений. В последние годы 16 шта- тов предоставили право примерно 700 ассоциациям выпускать т. н. гарантированные акции, представляющие собой трансфера- бельные акции долгосрочного капитала, уступаемые др. лицу, но не погашаемые эмитентом. Объем их выпуска должен составлять определенный минимум по отношению к активам или пассивам. До 30-х гг. такие акционерные компании часто гарантировали про- цент по сберегательным депозитам, но в настоящее время это не делается. Большинство из 4613 С.а. в настоящее время являются взаимными (неакционерными). Акционерные ассоциации конт- ролируются своими владельцами (stockholders). В федеральных ассоциациях, являющихся в основном неакционерными (хотя, со- гласно правилу, установленному в 1980 г. правлением Системы федеральных банков жилищного кредита (ПСФБЖК), они могут включать и федеральные акционерные ассоциации), и обычно во взаимных ассоциациях, действующих на основе законодательства штатов, право на голосование реализуется следующим образом: один голос на каждого заемщика - члена ассоциации и один голос на каждые 100 дол. или их часть для владельцев сберегательных счетов. Общее количество голосов не может, однако, превышать 50 для любого члена. Голосованием решаются вопросы избрания директоров ассоциации и др. вопросы, выносимые обычно на по- вестку дня общих собраний акционеров корпораций; разрешена и широко применяется процедура голосования по доверенности (proxy voting), включающая оформление доверенности при откры- тии счета. Доверенности можно отозвать, тем не менее, чтобы не дать возможность управляющим нейтрализовать какого-либо уча- стника; ассоциации, зарегистрированные на основе федерального законодательства, согласно правилам ПСФБЖК, не могут по свое- му усмотрению закрыть или выкупить счет пайщика. Однако обыч- но подобного рода проблем не возникает. На практике большин- ству членов-вкладчиков безразличен или почти безразличен вопрос голосования, а некоторые, возможно, даже не читают договор об открытии счета, к-рый содержит вопрос о доверенности, или даже не знают о том, что им принадлежат какие-то права по голосова- нию. Они считают себя просто вкладчиками, как в коммерческих и сберегательных банках. Счета во взаимных С.а., однако, по за- кону не являются депозитами, а как бы паями акционеров; дохо- ды, выплачиваемые по сберегательным счетам, считаются не про- центами, а дивидендами. Счета застрахованы СТРАХОВЫМ ФОНДОМ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ (СФСА) до суммы в 100 тыс. дол. на каждый счет. Виды лицензий. Начиная с 1933 г., когда был принят ЗАКОН О КРЕДИТОВАНИИ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ, стало возможно получить федераль- ную лицензию (в то время только неакционерного типа). Тем са- мым в этой сфере была создана "двойная" или "двухуровневая" фе- дерально-штатная система, аналогичная той, к-рая существовала в отношении коммерческих банков. Федеральным лицензирующим органом, согласно разделу 5 Закона о кредитах домовладельцам, выступает ПСФБЖК (48 Ст. 132 после поправки), к-рое осуществ- ляет контрольные функции, а также исполняет роль, аналогичную роли центрального банка для своих членов. Федеральная лицензия может быть получена при создании та- кого учреждения или при замене лицензии штата. Ассоциации, по- лучающие федеральную лицензию, обязаны быть членами Феде- ральной корпорации страхования С.а. (в настоящее время - Стра- ховой фонд С.а.). Ассоциации, имеющие лицензию штата, могут стать ее членами. Во многих штатах членство в обеих федеральных организациях является предпосылкой получения лицензии штата. При лицензировании ассоциации СЛУЖБА КОНТРОЛЯ ЗА СБЕРЕГАТЕЛЬ- НЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ в соответствии с перечнем требований, изло- женных в разделе 5(е) закона, рассматривает всю имеющуюся ин- формацию, в особенности в части, касающейся характеристики лица, подающего заявку, обоснования необходимости подобного учреждения в данном регионе, перспектив его деятельности, а так- же возможности его создания без ущемления интересов уже суще- ствующих учреждений, выполняющих аналогичные функции в области сбережений и предоставления ссуд на приобретение до- мов. Прежде чем лицензия будет предоставлена, заявители, а так- же их возможные оппоненты получают возможность публично изложить свои идеи. При рассмотрении заявки от незастрахован- ного учреждения на конверсию лицензии штата в федеральную лицензию правление ориентируется на те же критерии, как если бы ассоциация собиралась застраховать свои счета по лицензии штата.АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЫНЫЕ Служба также рассматривает заявки на открытие отделений фе- деральных ассоциаций на основе тех же критериев, применяемых при получении федеральных лицензий. Они предоставляются толь- ко в том случае, если имеются убедительные свидетельства того, что предлагаемое отделение требуется в данном регионе и что оно сможет успешно действовать без ущерба для существующих сбе- регательных учреждений. В правила правления входит: прежде чем предоставить лицензию на открытие отделений, провести публич- ные слушания, на к-рых могут быть заявлены протесты, лично или в письменном виде. Решения правления основываются на резуль- татах слушаний и прочей имеющейся у него информации. В связи с конкуренцией и расширением деятельности позиция правления в отношении новых отделений, как и новые лицензии федераль- ным ассоциациям, вызывает все больший интерес со стороны контролеров ассоциаций штатов, к-рые, будучи заинтересованной стороной, посылают своих представителей на слушания. Виды счетов. До середины 60-х гг. счет с выдачей сберегатель- ной книжки являлся основным инструментом мобилизации сбе- режений, выпускавшимся С.а. Любая сумма могла быть добавлена на этот счет и снята с него в любое время. Эта гибкость, однако, означала, что С.а. находились в затруднительном положении, за- имствуя средства "до востребования" (поскольку они возвращались по первому требованию) и в то же время предоставляя кредиты на длительный срок (предоставляются в основном ипотечные ссуды на 20-30 лет). Лига сберегательных ассоциаций США дает следую- щее объяснение. В 1966 г. Конгресс принял законодательство, предоставляющее ПСФБЖК право устанавливать максимальный уровень процент- ных ставок по различным сберегательным счетам. До этого про- центные ставки С.а. не регулировались, в то время как процент- ные ставки по банковским вкладам контролировались с 1933 г. Новый закон и правила регулирования предотвратили ценовую войну, к-рая могла бы дестабилизировать фин. положение некото- рых ассоциаций. К несчастью, это регулирование также породило проблему оттока ден. средств: как только процентные ставки по др. видам вкладов или уровень доходности каких-либо фин. инстру- ментов превышали "потолок", установленный для сберегательных счетов, вкладчики начинали изымать свои депозиты из фин. посредников, включая С.а., для того чтобы осуществить прямое инвестирование (напр., в акции взаимных фондов ден. рынка, в ин- струменты ден. рынка или просто в традиционные ценные бумаги). Чтобы предотвратить подобный периодический отток средств, правление разрешило открывать несколько различных сберегатель- ных сертификатных счетов, по к-рым ассоциации получали право платить более высокий процент при условии, если на счете опре- деленное время оставалась минимальная сумма. Сначала максимальный уровень процентной ставки для ассоциа- ций был установлен, на 0,5% выше, чем для банков. Предполага- лось, что это отражает тот исторический факт, что ассоциации платили вкладчикам больше, чем банки. Разница в уровне процент- ных ставок также помогала гарантировать постоянный приток фондов жилищного строительства. Иными словами, действовал принцип: раз коммерческие банки могли предложить потребите- лю более широкий спектр фин. услуг, то пусть С.а. эффективно конкурируют с др. учреждениями за привлечение сбережений. В середине 1973 г. эта разница была снижена до 0,25% - отчасти в результате постепенной реализации новых прав, делегированных ассоциациям в отношении их активов и пассивов Жилищным ак- том 1968 г. Одновременно большая часть ограничений, включая "потолок" процентных ставок, была отменена в отношении депо- зитов на сумму свыше 100 тыс. дол. (т. н. "джамбо" ДС). (В Законе о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредитном конт- роле 1980 г. Конгресс продлил на 6 лет полномочия на фиксацию предельной процентной ставки, а также 0,25-процентную разницу между процентными ставками. Однако в течение этого периода контроль должен был быть полностью упразднен.) Право выпускать сертификаты на более длительный срок помог- ло стабилизировать депозитную базу ассоциаций. К концу 1973 г. клиенты ассоциаций впервые стали хранить более половины сво- их сбережений на сберегательных сертификатных счетах. Однако по мере того как в 70-е гг. усиливалась инфляция, сбере- гательным ассоциациям и др. фин. учреждениям становилось все труднее привлекать и удерживать сбережения населения, даже несмотря на растущую популярность сертификатов. Возросшая подвижность потоков сбережений, поступающих в ассоциации и изымаемых из них, усилила высокоцикличный характер строитель- ной отрасли. В мае 1978 г. рыночная ситуация изменилась, и федеральные органы регулирования вновь изменили подход, что привело к за- медлению притока сбережений. Они разрешили выпускать шести- месячный сертификат - краткосрочный сертификат ден. рынка с минимальной суммой вклада в 10 тыс. дол. Сертификат ден. рын- ка - сертификат с фиксированной процентной ставкой, однако максимально разрешенная ставка по вновь выпускаемым сертифи- катам подлежит изменению еженедельно, причем верхний предел привязан к средней доходности шестимесячных казначейских век- селей на последнем еженедельном аукционе по их размещению. Новый сертификат оказался намного более популярен, чем ожи- далось. Начиная с первых выпусков в середине 1978 г. население быстро перевело средства в эти сертификаты, и структура счетов ассоциаций стала быстро меняться. К концу 1980 г. более одной тре- ти всех сбережений в ассоциациях аккумулировалось с помощью этих краткосрочных, зависимых от изменения процентных ставок, сертификатов ден. рынка. Мелкие вкладчики - те, кто не мог набрать необходимых 10 тыс. дол., начали требовать доступный для них сертификат. Соответ- ственно с 1 июля 1979 г. был разрешен выпуск сертификата на срок в 4 года, однако он оказался неудачным. 1 января 1980 г. его заме- нили на аналогичный инструмент со сроком в 30 месяцев. В пер- вый же год он привлек сбережений на 50 млрд дол. Ассоциации предлагают также ряд др. счетов, хотя их роль в привлечении сбережений невелика. Счет с 90-дневным уведомлением об изъятии не содержит требований по минимальному остатку на вкладе или его сроку. От- сутствуют ограничения на частоту и размер довложений, однако вкладчик должен дать уведомление об изъятии за 90 дней, если он желает получить на 0,5% больше, чем по сберегательной книжке. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СЧЕТА (ИПС) И ПЕНСИОННЫЕ ПЛАНЫ КЕО фактически представляют собой доверительные счета, на к-рых накапливаются пенсионные отчисления лиц, не включенных в обычные пенсионные программы, реализуемые предприятиями (работодателями). Вкладчики помещают часть своих ежегодных до- ходов на один из этих счетов до достижения ими возраста 59,5 года. Вложенные средства вычитаются из налогооблагаемого дохода при выплате федерального подоходного налога. Взимание налогов с начисляемых по счетам процентов отсрочивается до начала изъя- тия средств со счета. Предполагается, что это происходит, когда вкладчик уходит на пенсию и попадает в иную доходную группу. (С 1 января 1982 г. стали доступны "новые" ИПС, к-рые позволяли вкладчикам уменьшить налоговые выплаты 1982 г. путем сбереже- ния средств на будущее. Любой работник мог положить до 2000 дол. в год на ИПС плюс еще 250 дол. при наличии неработающей(-щего) супруги(-га). Даже если работник был включен в основной, орга- низованный компанией, пенсионный план по месту работы, он мог открыть свой собственный ИПС. В общем порядке, чтобы сохра- нить налоговые льготы, изъятия со счета разрешается производить в возрасте от 59,5 до 70,5 года). "НАУ-СЧЕТА" (negotiable order of withdrawal - NOW) позволяют вы- писывать векселя, по сути напоминающие чеки, для снятия средств со счета, при этом по счетам продолжается начисление процентов. Эти процентные чековые счета были разрешены на всей террито- рии США 31 декабря 1980 г. 87АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ Евродолларовые сертификаты позволяют ассоциациям привле- кать средства из-за рубежа, когда процентные ставки в США выше, чем на международном рынке. Хотя возможности привлечения та- ких средств считаются очень заманчивыми, роль евродолларовых сертификатов по состоянию на 1981 г. была незначительной. К концу 1980 г. более половины всех сбережений С.а. представ- ляли собой депозиты, зависимые от уровня рыночных процентных ставок, - сертификаты ден. рынка, 30-месячные и 4-летние серти- фикаты с рыночной нормой процента и депозитные сертификаты "джамбо". Кроме этого, более половины депозитов, находящихся в ассоциациях в конце 1980 г., являлись краткосрочными (серти- фикаты ден. рынка и многие "джамбо" ДС) или бессрочными (по сберегательным книжкам). Эти средства оказались очень подвиж- ными, в большей степени уязвимыми в случае изъятия, чем долго- срочные вклады в форме сертификатов. Результатом изменений в структуре счетов С.а. стал серьезный рост стоимости привлекаемых С.а. ресурсов и резкое сокращение доходов в 1979, 1980 и 1981 гг., когда краткосрочные процентные ставки достигли рекордного уровня и продолжали оставаться весь- ма высокими еще некоторое время. Новые полномочия. В дополнение к ссудам на приобретение домов федеральные ассоциации в настоящее время получили пра- во осуществлять корреспондентские отношения, предоставлять лизинговые услуги (по потребительским товарам), выполнять функции депозитариев и фискальных агентов, выпускать кредит- ные карточки, совершать операции на рынке фин. фьючерсов и опционов, а также инвестировать средства в корпорации сферы УСЛУГ (СМ. ЗАКОН ОДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖ- НО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г.). В н а с т о я щ е е время ф е д е р а л ь н ы е ас- с о ц и а ц и и могут еще больше д и в е р с и ф и ц и р о в а т ь свою деятельность по предоставлению фин. услуг, чтобы успешно конкурировать с не- депозитными фин. учреждениями (так, Правление разрешило федеральным С.а. предоставлять ограниченный круг брокерско- консультационных услуг на рынке корпоративных ценных бумаг через их дочерние предприятия). Кроме того, в связи с расширенными правами по предоставле- нию коммерческих ссуд, одна из С.а. западного побережья, имею- щая федеральную лицензию, в феврале 1983 г. объявила о планах образования общенационального альянса С.а. для того, чтобы объединить свои ресурсы для предоставления крупных синдици- рованных займов корпорациям в дополнение к уже практикуемым операциям по кредитованию обустройства территорий, открытию кредитных линий для корпораций, лизингу оборудования, выпол- нению страховых и доверительных функций, а также различных услуг по управлению собственностью. Оба основополагающих закона заметно расширили операцион- ные возможности С.а. и коренным образом изменили их способ- ность конкурировать на рынке путем предоставления разнообраз- ных фин. услуг. По мнению председателя Правления банков жилищного креди- та, Закон Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. "позволит увеличить гибкость С.а. в выборе оптимальной структу- ры активов и оценке рисков, к-рые они могут принять на себя" при предоставлении не только традиционных услуг по кредитованию жилищного строительства, но и др. диверсифицированных фин. ус- луг. Закон расширил операционные полномочия С.а. в семи областях. 1. Право приема депозитов до востребования от граждан и юр. лиц. "Федералы" (учреждения, имеющие федеральную лицен- зию) могут принимать депозиты до востребования от физи- ческих лиц и корпораций. 2. Овердрафты. Кредиты по овердрафту могут предоставляться через любой трансакционный счет федеральной ассоциации, включая новые счета до востребования юр. и физических лиц, а также через "НАУ-счета". 3. Право предоставления кредитов предприятиям, включая: а. коммерческие кредиты. Федеральные С.а. могут вложить 5% своих активов в коммерческие ссуды с момента принятия закона (с 15 октября 1982 г.) и до 10% после 1 января 1984 г. Федеральные сберегательные банки с самого начала по это- му закону получили право направлять до 7,5% активов в подобные ссуды; б. коммерческие кредиты под залог недвижимости. До 40% ак- тивов могут состоять из ссуд, обеспеченных специальной закладной на недвижимость, не связанную с жильем (nonresidential). При этом закладные не обязательно долж- ны быть первыми (т. е. могут быть перезаложены); в. кредиты на пополнение товарных запасов, перепланиров- ку помещений, на приобретение потребительских товаров. Подобные кредиты могут составлять до 30% активов; г. лизинг оборудования - до 10% активов может быть направ- лено на покупку автомобилей, передвижных домиков, обо- рудования, станков, мебели и пр. товаров для сдачи в арен- ду или продажи. 4. Гос. ценные бумаги. До 100% активов может быть инвестиро- вано в облигации штатов и местных органов власти. Однако за исключением инвестиций в облигации без специального обеспечения (general obligation) инвестиции в облигации одного эмитента не могут превышать 10% общей суммы ка- питала и резервов ассоциации. 5. Ссуды на образование. Закон расширил право предоставления кредитов на образование, разрешив включать любые ссуды, связанные с получением образования. При этом доля этих ссуд в активах не должна превышать 5%. 6. Срочные депозиты в С.а. Закон разрешает ассоциациям взаим- ное размещение средств на срочные и сберегательные счета. 7. Новые счета ден. рынка (money market accounts). Указанный закон вносит поправку в Закон о дерегулировании депозит- ных учреждений 1980 г., давая специальные полномочия Комитету по дерегулированию депозитных учреждений раз- решать открытие новых счетов ден. рынка не позже 60 дней с момента принятия закона с тем, чтобы они были "эквивалент- ны и конкурентоспособны по отношению к взаимным фондам ден. рынка (money market mutual fund), зарегистрированным Комиссией по ценным бумагам и биржам на основе Закона об инвестиционных компаниях 1940 г.". Комитет уполномочил открытие новых депозитных счетов ден. рынка с 14 декабря 1982 г., 5 января 1983 г. он также разрешил открывать "супер- НАУ-счета". Закон о дерегулировании депозитных учреждений и ден.-кредит- ном контроле 1980 г. Второй по значению закон, "оказавший за- метное влияние на ссудосберегательные учреждения" {см. работы Марсиса и Риордана - ЗАКОН о ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖ- ДЕНИЙ и ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ 1980 г.). Он включает следую- щие новые права для С.а. 1. Право открывать "НАУ-счета" в общенациональном масшта- бе с 1 января 1981 г. 2. Право участия федеральных С.а. в трастовых операциях и операциях с кредитными карточками. 3. Право направлять до 20% активов на коммерческие ссуды, приобретение коммерческих бумаг, корпоративных долговых обязательств и банковских акцептов. 4. Новые права в области ипотечного кредитования. Федераль- ным С.а. разрешено предоставлять кредит под вторую заклад- ную и ипотечные кредиты на покупку жилых домов без каких- либо региональных ограничений, а также инвестировать в ипо- течные ссуды на покупку дома до 90% оценочной стоимости собственности, включая здание. (Ссуда может составлять 65% оценочной стоимости участка, не подвергшегося улучшению и 75% оценочной стоимости улучшенного участка без здания.) 5. Постоянный приоритет федеральных норм регулирования "потолка" процентных ставок по ипотечным кредитам над 88т АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ соответствующими нормами штатов, преимущественное предоставление ссуд в течение 3 лет на развитие предприни- мательства и с. х. на сумму свыше 25 тыс. дол. 6. Расширение инвестиций в предприятия сферы услуг. Доля средств, к-рые ассоциация может инвестировать в сферу услуг, была повышена с 1 до 3% активов. Инвестиции свыше 1% должны быть в равной степени поделены между программа- ми, направленными на благоустройство территории местного сообщества и обычной сферой деятельности данной корпора- ции. 7. Федеральным ассоциациям разрешено выпускать взаимные сертификаты (mutual capital certificates), при этом предусмат- ривается выплата по ним дивидендов, а не процентов. Тем самым сертификаты могут рассматриваться как акции. Кроме того, разрешается рассматривать взаимные сертификаты в ка- честве страхового резерва. Взаимные сертификаты рассматри- ваются как инструмент, к-рый обеспечивает взаимным учреж- дениям возможность притока в 80-е гг., необходимого для дальнейшего роста капитала без изменения устава и превра- щения в акционерное общество. 8. Отмена ограничений, связанных с Правилом Q о максималь- ном уровне процентных ставок по депозитам. Эта отмена счи- тается наиболее спорной статьей закона, поскольку сберега- тельные учреждения традиционно рассматривали контроль над ставками по депозитам и "дифференцированный подход к процентным" ставкам для разных учреждений (сберегатель- ные учреждения в известных рамках могли устанавливать бо- лее высокие ставки, чем банки) как важный фактор своей кон- курентоспособности . Согласно закону, Правило Q должно было быть полностью от- менена в течение 6 лет. Комитет по дерегулированию, состоящий из представителей от каждого из федеральных регулирующих ор- ганов и Казначейства, имел право повышать или не повышать "по- толок" процентных ставок по сберегательным счетам (со сберега- тельной книжкой), руководствуясь следующими целями, установ- ленными в законе: 1. В течение первых 18 месяцев после принятия закона (31 марта 1980 г.) цель - повышение ставки по сберегательному депози- ту на 25 базисных пунктов. 2. В течение следующих 18 месяцев цель - повышение на 50 ба- зисных пунктов. 3. С четвертого по шестой год цель - повышение на 50 базисных пунктов каждый год. В конце шестого года полномочия кон- тролировать процентные ставки прекращаются и их уровень определяется только рынком. Закон впервые устанавливал норму обязательного резервирова- ния депозитов всех депозитных учреждений, помимо банков - чле- нов ФРС, в форме беспроцентных депозитов в региональном фе- деральном резервном банке и наличности, находящейся в самом учреждении. После принятия закона не члены ФРС могли хранить резервы на специальном, "промежуточном" (passthrough), счете в уполномоченных учреждениях. Уровень резервного требования зависит от суммарной величины трансакционных счетов ("НАУ- счета", чековые счета и пр.), а также срочных депозитов для юр. лиц -12% при остатке денег на счете в сумме свыше 25 млн дол. (скорректированных с учетом ежегодного прироста), 3% по трансакционным счетам на сумму меньше 25 млн дол. и 3% по не- персональным срочным депозитам на срок менее 4 лет. Несмотря на то, что по вопросам, касающимся создания обяза- тельных резервов, закон передает небанковские учреждения под юрисдикцию ФРС и все депозитные учреждения имеют доступ к "дисконтному окну" ФРС, соответствующие органы регулирования небанковских депозитных учреждений продолжают выполнять регулирующие функции во всех остальных вопросах. В правилах ФРС - ожидать от небанковских учреждений обращения за помо- щью в свой регулирующий орган, прежде чем постучаться в "дис- контное окно" ФРС. В случае со С. а., кредиты ФБЖК - основной вид заимствованных средств, хотя некоторые ассоциации прибе- гают к заимствованию средств непосредственно на фин. рынках. Особенности регулирования ассоциаций со стороны ПСФБЖК. 1. Требования ликвидности (liquidity requirement). Предписыва- емые коэффициенты ликвидности рассчитываются по сбере- гательным счетам с правом изъятия и займам, погашаемым по требованию или в течение года и менее. Высоколиквидными инвестициями считаются наличные деньги, депозиты до вос- требования, ценные бумаги правительства США и федераль- ных агентств, срочные депозиты в коммерческих банках, бан- ковские акцепты, а также ценные бумаги органов власти шта- тов и муниципалитетов. К тем же видам инвестиций, но с более короткими сроками, применяется коэффициент крат- косрочной ликвидности. По закону Правление может изме- нять общий коэффициент ликвидности в пределах от 4 до 10%. 2. Резервы по обязательствам и норма собственного капитала (net worth requirement), устанавливаемые Правление для всех ассоциаций, застрахованных Федеральной корпорацией стра- хования ссудосберегательных ассоциаций (ФКССА). Ценные бумаги субординированного долга и взаимные капитальные сертификаты (у взаимных ассоциаций) могут также включать- ся в состав собственного капитала, равно как и акции - у ак- ционерных ассоциаций. Правление имеет право изменять норму собственного капитала в пределах от 3 до 6%. Виды ссуд. С.а. предоставляют широкий спектр ипотечных ссуд для финансирования покупки домов. Ссуды могут быть обычны- ми (conventional), т. е. не застрахованными или гарантированны- ми Федеральным управлением жилищного строительства (ФУЖС) или Администрацией по делам ветеранов (АДВ), или могут осуще- ствляться в рамках программ с участием гос-ва. С целью сниже- ния риска по обычным ссудам может применяться частное стра- хование закладных. Хотя большинство ассоциаций продолжали предоставлять традиционные ссуды с фиксированным процентом, многие начали предлагать новые альтернативные виды ипотечных инструментов, включая ссуды с возрастающими платежами в те- чение первоначального периода (graduated payment), с реверсивным аннуитетом (reverse annuity), плавающей процентной ставкой и пр. Общая черта всех этих новых видов ссуд - периодическая коррек- тировка процентных ставок. Помимо ипотечных ссуд, почти все ассоциации предоставляют разнообразные кредиты на покупку потребительских товаров дли- тельного пользования. Большая часть этих ссуд традиционно была так или иначе связана с жилищем (приобретение передвижного дома или ремонт). По Закону 1980 г. ассоциациям сейчас разреша- ется финансировать покупку иных потребительских товаров, напр, автомобилей, а также покупки по кредитным карточкам. Хотя обычно ипотечные ссуды предоставляются на срок в 25 лет и бо- лее, оборот кредитного портфеля ассоциаций относительно стаби- лен и обеспечивает предсказуемый и устойчивый приток ресурсов для дальнейшего кредитования в отличие от весьма неустойчивого и колеблющегося притока сберегательных вкладов в годы высоких процентных ставок и высокой доходности др. альтернативных сберегательных инструментов. Эти средства включают платежи в погашение основной суммы ипотечного долга, досрочного пога- шения задолженности, выручку от продажи заложенной собствен- ности и выручку от продажи закладных из своего портфеля на вто- ричном рынке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АССОЦИАЦИИ ССУДОСБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ» з дисципліни «Енциклопедія банківської справи, фінансів»