Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды, антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть). К основным законодательным документам, принятым в США, относятся: Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов, запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве объекта уголовного преступления, что предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет; штрафа до 1 млн долл для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирование компании. Монополия здесь понимается как доминирующее положение фирмы на рынке Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний. Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запрет ценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических (грабительских) цен - установление цены ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка. Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм: 1) незаконные как таковые (по сути, на основании буквы закона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие; 2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия. К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм: • горизонтальное фиксирование цен; • горизонтальный сговор о доле рынка; • групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка); • договоренность о взаимных продажах и закупках; • связанные продажи; • неправильная информация о товаре. Ко второму виду можно отнести такие действия, как: • регулирование цен в рамках вертикальных контрактов; • отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы, • исключительное право покупки или продажи; Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих соотношениях долей двух фирм на рынке (табл. 10.3).
Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршма-на (HHI) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется. Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования: • на стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств); • на стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия); • на гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования); • на стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Антимонопольная политика в США» з дисципліни «Теорія організації галузевих ринків»