Адаптация российских предприятий к рыночным условиям в первые годы экономической либерализации протекала нелегко. Одной из причин было отсутствие традиции и навыков сбора и использования информации о ценах и спросе, что существенно снижало ценовую конкуренцию. Роль государственных регулирующих органов в сборе и распространении информации на начальном этапе либерализации была чрезвычайно велика. Продуманная целенаправленная политика в области информации позволяла резко и быстро повысить эффективность конкуренции на товарных рынках. Примером может служить организованная Министерством сельского хозяйства России система информирования продавцов молока - сельскохозяйственных предприятий - в Калужской области. Молокозаводы - основные покупатели молока у сельскохозяйственных предприятий - в условиях низкой конкуренции благодаря неинформированности сдатчиков молока о ценах обладали монопсонической властью. Они проводили крайне негибкую ценовую политику, пересматривая цены (в 1992 году с его гиперинфляцией) лишь однажды в квартал. За считанные месяцы ситуация изменилась благодаря организации сбора информации о потенциальных покупателях молока и предлагаемых ими закупочных ценах и предоставлению ее сельскохозяйственным предприятиям. Государству удалось повысить конкуренцию на рынке и усилить ее эффективность только за счет столь «неосязаемого» блага, как вовремя предоставленная информация. Молочные заводы-покупатели молока быстро утратили свое квазимонопольное положение, закупочные цены на молоко в Калужской области выровнялись и, конечно, пересматривались по крайней мере раз в 2-3 дня. Источник: Серова Е.В., Мелюхина О.А. К проблеме монополизма в сфере переработки сельскохозяйственных продуктов // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -С. 67-76. Асимметричная информация о качестве служит одним из основных типов «провалов рынка». Она служит одним из главных факторов неэффективности конкурентного рынка для товаров, чье качество невозможно определить до потребления: острота ценовой конкуренции, присущая рынку с отсутствием монопольной власти, с одной стороны, требует стандартизации товаров разных продавцов, при которой невозможно разграничить товары разного качества; с другой стороны, вытесняет с рынка товары с более высокими издержками производства - то есть товары высокого качества. В свою очередь, разграничение товаров разных продавцов фактически создает особый тип дифференциации продукта на рынке, и, таким образом, мы видим, что решение проблемы «рынка лимонов» сопряжено с созданием монопольной власти. Асимметричная информация создает основы квазимонопольного поведения на рынках даже с достаточно большим числом продавцов. Асимметричная информация о ценах снижает эффективность ценовой конкуренции и дает возможность получать продавцам экономическую прибыль по крайней мере в краткосрочном периоде. Расходы на информацию, как и расходы на предоставление сигналов о качестве, могут повышать барьеры входа на рынок для новых фирм.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рынок молока в Калуге: «ловушка для совхозов»» з дисципліни «Теорія організації галузевих ринків»