Покупателем по договору поставки может выступать не только организация или индивидуальный предприниматель, но и такой субъект гражданского права, как государство. В этом случае имеет место поставка товаров для государственных нужд или муниципальных нужд. Понятие государственных и муниципальных нужд раскрыто в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Так в соответствии со ст. 3 Закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ с участием России, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под муниципальными нуждами понимаются соответственно обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи, регулируемого гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ. Однако в связи с тем, что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем такого специфического субъекта гражданско-правовых отношений, как государство, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, объединенных в параграфе 4 гл. 30 ГК РФ. Нужно сказать, что целью поставок товаров для государственных нужд являются: - создание и поддержание государственных материальных резервов; - поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны; - обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; - реализация федеральных целевых программ; - обеспечение иных федеральных государственных нужд. Пунктом 1 ст. 525 ГК РФ определено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Причем п. 2 указанной статьи ГК РФ определено, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено нормами ГК РФ. Следует отметить, что помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности, к таковым относятся: - Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"; - Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"; - Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"; - Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"; - Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и другие. Как следует из п. 2 ст. 525 ГК РФ, иные законы могут применяться только в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ, то есть приоритетными нормами в отношениях поставок товаров для государственных или муниципальных нужд являются нормы гражданского законодательства. Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками по размещению заказов могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения. Пунктом 1 ст. 527 ГК РФ установлено, что заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Отметим, что в настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ. Общим правилом, закрепленным в п. 1 ст. 527 ГК РФ, определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным. Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Напомним, что в соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Пунктом 4 ст. 527 ГК РФ определено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное п. 2 ст. 527 ГК РФ, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта. Анализ норм параграфа 4 гл. 30 ГК РФ позволяет говорить о том, что договорные отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут быть как простыми, так и сложными. В первом случае поставка товаров осуществляется непосредственно на основании самого государственного контракта, который совмещает в себе и договор поставки. Второй вариант предполагает наличие государственного или муниципального контракта, на основе которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым государственным заказчиком, и покупателем товаров. Порядок заключения государственного или муниципального контракта урегулирован нормами ст. 528 ГК РФ и состоит в следующем. Государственный или муниципальный заказчик (далее - заказчик) разрабатывает проект контракта и в двух экземплярах направляет его поставщику (исполнителю). При отсутствии разногласий по контракту сторона, получившая проект контракта, должна в течение тридцати дней его подписать и вернуть один экземпляр заказчику. Если у поставщика (исполнителя) имеются возражения по условиям контракта, то в течение указанных тридцати дней он должен: - либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне; - либо уведомить заказчика об отказе в заключении контракта (в случае наличия неприемлемых условий контракта). Заказчик, получивший контракт с протоколом возражений, должен в течение тридцати дней рассмотреть эти разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Обращаем ваше внимание, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству, в качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2007 г. по делу N А05-6518/2006-3. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда. Следует иметь в виду, что если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до двадцати дней, на это указано в п. 4 ст. 528 ГК РФ. Пунктом 5 ст. 528 ГК РФ установлено, что, если сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт. Как уже было отмечено выше, сложная структура договорных отношений требует помимо государственного или муниципального контракта еще и заключения договора поставки. При таком варианте договорных отношений заказчик в течение тридцати дней с момента подписания государственного или муниципального контракта должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 529 ГК РФ).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственный контракт» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»