ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Торгівля: енциклопедія

Выборка товаров
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор поставки представляет собой разновидность договора купли-продажи, гражданско-правовые основы которого установлены параграфом 1 гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ. Вместе с тем специфика этого вида хозяйственного договора позволяет законодателю выделить его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора, регулируемого параграфом 3 указанной главы ГК РФ.
Как следует из ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Даже из самого определения договора поставки вытекает его специфическое отличие от других видов договоров купли-продажи - продавцом и покупателем по такому виду договора могут выступать исключительно субъекты предпринимательской деятельности (организации или индивидуальные предприниматели). Кроме того, "особенным" по договору поставки является и сам предмет договора: товар, приобретаемый покупателем, должен использоваться им в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, домашним и иным подобным использованием.
Анализ норм ст. ст. 506 - 524 ГК РФ позволяет отметить, что помимо этого для договора поставки характерны и иные признаки, наличие которых позволяет говорить о том, что сделка, заключенная между продавцом товара и покупателем, представляет собой не что иное, как договор поставки. Одним из таких отличительных признаков является так называемая выборка товаров, которая исходя из положений ст. 510 ГК РФ представляет собой способ исполнения договора поставки.
Напомним, что основной обязанностью продавца по договору купли-продажи, в том числе и по договору поставки, выступает передача товаров покупателю. Так как место нахождения продавца всегда отличается от места нахождения покупателя, то стороны договора поставки должны предусмотреть в соглашении порядок доставки товара.
Как определено п. 1 ст. 510 ГК РФ, доставка товаров может осуществляться поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Например, если стороны договора предусмотрели, что доставка товаров осуществляется железнодорожным транспортом и за счет продавца, то данные условия являются обязательными для поставщика.
Если же договором поставки вид транспорта и условия доставки не предусмотрены, то право выбора вида транспорта или условий доставки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Следует заметить, что, несмотря на свое право, поставщик в случае отсутствия в договоре поставки условия о транспорте и порядке распределения транспортных расходов при выборе транспорта должен руководствоваться его целесообразностью, так как дорогостоящий транспорт может быть оправдан только характером товара, предназначенного к перевозке, например скоропортящегося.
Вместе с тем п. 2 ст. 510 ГК РФ предусмотрена возможность выборки товара покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика. Нужно отметить, что данный термин характерен исключительно для договора поставки, однако возможность применения выборки товара должна быть указана в самом тексте договора. Выборка товаров предполагает, что товар в месте нахождения поставщика получает покупатель (получатель) товара и самостоятельно его транспортирует до места своего нахождения.
Обращаем ваше внимание, что выбрать товар может не только сам покупатель товара, выступающий стороной по договору поставки, но и третье лицо, указанное в договоре поставки в качестве получателя товара.
При включении в договор поставки условия о выборке товара стороны договора, как правило, определяют и конкретные сроки выборки. Если же соглашением такие сроки не определены, то поставщик товара обязан уведомить покупателя (получателя) товара о том, что товар готов к отгрузке. Под готовностью товара следует понимать упаковку товара, затаривание, маркировку и тому подобное. После получения данного уведомления покупатель должен выбрать товар в сроки, указанные в уведомлении. Если в уведомлении, полученном от поставщика, срок выборки не указан, то покупатель (получатель) товара должен выбрать товар в течение семи дней с момента получения уведомления о готовности товара. Это вытекает из общих норм обязательственного права, установленных п. 2 ст. 314 ГК РФ.
Обратите внимание, что если договором поставки выборка товаров предусмотрена с указанием конкретных сроков, то поставщик не обязан уведомлять покупателя о том, что он готов отгрузить товары. На это указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 июля 2003 г. по делу N А79-5811/02-СК2-5060.
Если конкретные сроки выборки товара в договоре поставки не определены и поставщик не уведомил покупателя о готовности отгрузить товар, то у покупателя отсутствует обязанность по выборке товара. Именно к такому решению пришли арбитры в Постановлении ФАС Центрального округа от 10 июня 2002 г. по делу N А68-287/2-01. Аналогичное решение вынесено судом и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2008 г. N Ф04-41/2008(416-А70-28) по делу N А70-5855/9-2006.
В свою очередь, основными обязанностями покупателя по договору купли-продажи является принятие товара и его оплата.
Непосредственно порядку принятия товаров при выборке товаров в ГК РФ посвящена ст. 515 ГК РФ, п. 1 которой определено, что если договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, то последний обязан осуществить осмотр передаваемых товаров в месте их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Это обязанность перекликается с нормой, установленной ст. 513 "Принятие товаров покупателем" ГК РФ, в силу которой покупатель (получатель) товаров обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Причем в ст. 513 ГК РФ под необходимыми действиями покупателя понимается осмотр и проверка по количеству и качеству товаров, поступивших по договору поставки в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Аналогичные действия должен совершить покупатель (получатель) товара и при выборке товара в месте нахождения поставщика. Такие действия позволяют избежать в дальнейшем спорных вопросов, связанных с недопоставкой товаров, нарушением количества и качества поставленных товаров. Тем более что в месте нахождения поставщика разрешение возможных спорных ситуаций является очень выгодным для покупателя с точки зрения экономии времени и денежных средств.
Заметим, что осмотр товаров может производиться как путем осмотра всех получаемых (выбираемых) товаров полностью, так и путем выборочной проверки.
Пунктом 2 ст. 515 ГК РФ определено, что невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров.
Иначе говоря, если покупатель (получатель) товаров не произвел своевременную выборку товаров, то поставщик вправе либо вообще отказаться от исполнения договора поставки и продать товары другому лицу, либо требовать от покупателя оплаты товаров, однако в последнем случае покупатель товаров должен возместить поставщику все расходы по хранению данных товаров.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что невыборка товаров покупателем (получателем) товаров может стать причиной претензионных требований, выдвигаемых поставщиком к покупателю товаров.
Требование об оплате товаров и возмещении своих расходов поставщик товаров должен изложить в специальном письменном документе - претензии, которая используется как способ защиты прав и имущественных интересов хозяйствующего субъекта.
Так как унифицированной формы претензионного документа не существует, то форму претензии поставщик может разработать самостоятельно и закрепить ее использование в учетной политике. При этом следует помнить, что нормы ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускают использование организациями самостоятельно разработанных первичных форм учетных документов (в случае отсутствия унифицированных форм) при условии, что в них содержатся все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 указанного Закона.
В претензии, выставляемой покупателю за нарушение договорных условий поставщик должен изложить все свои требования, в частности указать сумму основного долга за товары, которые подлежат оплате поставщиком, а также указать сумму расходов за хранение товаров, которую должен возместить покупатель. Если договором предусмотрены штрафные санкции, то указывается и сумма штрафа. Ответить на претензионные требования продавца покупатель должен в сроки, установленные либо самим договором поставки (если соглашением установлен досудебный порядок досудебного урегулирования споров), либо в срок, указанный в претензионном документе поставщика. Если покупатель не ответил на претензию в установленные сроки или отказался погасить претензию полностью или частично, продавец вправе обратиться в арбитражный суд.
Нужно сказать, что существующая сегодня арбитражная практика свидетельствует о том, что в данном случае поставщик имеет неплохие шансы на положительное решение арбитров, об этом свидетельствует, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 августа 2007 г. по делу N А28-7901/2006-428/4.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Выборка товаров» з дисципліни «Торгівля: енциклопедія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВАЛЮТНИЙ КУРС
Критерії класифікації кредитних операцій
Планування діяльності аудиторських фірм
ВИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЙНІ ОЗНАКИ ТОВАРІВ І ПОСЛУГ
Аудит нерозподіленого прибутку


Категорія: Торгівля: енциклопедія | Додав: koljan (31.10.2011)
Переглядів: 923 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП