Спросу противостоит предложение производителей товаров и услуг — количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже на рынке по конкретной цене в известный период времени. Объем товарного предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути. Основной источник предложения на внутреннем рынке — сфера производства национальной экономики. Совокупное товарное предложение — это поступление по импорту и товарные запасы. Объем предложения на рынке зависит от следующих факторов: динамика цен на реализуемые товары; себестоимость производства; количество товаропроизводителей и др. При прочих равных условиях объем предложения определяется законом предложения, согласно которому товарное предложение увеличивается при росте цены и снижается при падении цены. Графически соотношение количества товаров на рынке и складывающихся цен отражает кривая предложения (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Кривая предложения Влияние увеличения цены на объем предложения измеряют коэффициентом эластичности предложения — процентное отношение изменения объема предложения к увеличению цены. Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие между спросом и предложением, называемое рыночным равновесием. Основу рыночного равновесия составляет равновесная цена, при которой количество товара, находящегося на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Точка равновесия спроса и предложения (Р) находится на пересечении кривых (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Равновесие спроса и предложения При цене Х количество находящегося на рынке товара соответствует предъявляемому на него спросу (У). При изменении параметров, определяющих местонахождение и форму кривых на графике, устанавливается новая точка равновесия спроса и предложения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Предложение» з дисципліни «Торгівельна справа: економіка і організація»