В условиях рыночных отношений предприятиям предостав- лены широкие права в хозяйственной деятельности, в том числе в организации и планировании оплаты труда. Предприятия сами устанавливают размеры средств, предназначенных на оплату труда, распределяют их, определяют формы и системы заработной платы. На основе повышения конкурентоспособности продукции, со- вершенствования производственно-хозяйственной деятельности предприятия обеспечивают рост выпуска продукции и производи- тельности труда. Главной целью планирования оплаты труда является обес- печение высоких конечных результатов производства, непосред- ственной зависимости размера оплаты труда от объема работ и прибыли. Сложный механизм организации и планирования оплаты труда должен быть направлен на решение следующих основных задач: • воспроизводство рабочей силы; • гарантирование работникам вознаграждения, эквивалентно- го вложенному труду; • создание стимулов увеличения количества и повышения ка- чества труда; • рост средней заработной платы; • повышение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы; • обеспечение обоснованных пропорций в оплате труда по видам деятельности, уровню квалификации и другим показателям, характеризующим интенсивность и эффективность труда.
240 Глава 6 В условиях формирования и развития рынка воспроизводство рабочей силы осуществляется на основе республиканской тариф- ной системы, состоящей из тарифной ставки первого разряда и еди- ного тарифного классификатора профессий. Установленная тариф- ная ставка первого разряда служит основой для дальнейшей диффе- ренциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам. Рыночные отношения предполагают отмену всяких ограниче- ний в росте индивидуальной заработной платы. Государство регу- лирует лишь минимальные размеры оплаты труда работников раз- личных профессионально-квалификационных групп. Используя их в качестве основы, предприятия самостоятельно в коллектив- ных договорах и тарифных соглашениях определяют размеры оп- латы труда. Предприятия самостоятельно устанавливают разного рода доплаты, надбавки, премии с учетом деловых характеристик, условий, количества, качества и результатов труда, которые тоже не ограничены. В условиях становления рынка фонд оплаты труда становится первичным, а не остаточным, появляются новые мотивы и стиму- лы в развитии предпринимательства. В связи с инфляцией важное значение приобретает индексация заработной платы. При индексации используется индекс потребительских цен. При его расчете учитывается цена "потребительской корзинки", т.е. цена на определенный фиксированный набор товаров и услуг, в среднем отражающий потребительский стандарт всего населе- ния республики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цели и задачи планирования оплаты труда» з дисципліни «Планування на підприємстві»