Стратегическое планирование рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. Кроме того, исследуется внутренняя среда. Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, спецификой бизнеса, в котором действует фирма; во-вторых, внутренним потенциалом организации. Из других элементов внешней среды в стратегическом отношении наиболее важным представляется макроокружение, поскольку возможность влиять на него со стороны фирмы является минимальной, а последствия его действия носят глобальный, всеобъемлющий характер. Угрозы и возможности, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты, можно сгруппировать в семь областей (рис. 5.1). Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальные условия.
Рассмотрим эти факторы. 1. Экономические факторы. Исследование экономической компоненты внешней среды позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики оказывает решающее влияние на деятельность субъектов хозяйствования и может иметь драматические последствия. Поэтому важнейшие параметры экономики должны постоянно отслеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являются следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта; производительность труда и т.д. Эти параметры оказывают на различные фирмы неодинаковое влияние: что для одной фирмы представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий -как выгода. 2. Политические факторы. Политические факторы должны изучаться в первую очередь, чтобы высшее руководство фирмы имело ясное представление о политических намерениях органов государственной власти и конкретных средствах и методах для осуществления этой политики. Это важно для того, чтобы знать, какие государственные программы намерено предпринять правительство в области политики и экономики, в какой мере эти программы могут затронуть интересы конкретной фирмы, какие группы лоббирования существуют в государственном аппарате, какое отношение у правительства существует к различным секторам экономики и регионам страны, какие изменения в законодательной и нормативно-технической базе возможны и т.д. Поскольку правительство постоянно предпринимает различные политические и экономические инициативы, то в рамках стратегического планирования необходимо следить за нормативными документами республиканских и муниципальных органов власти, финансово-кредитной политикой государства, заключаемыми правительством международными соглашениями в области тарифов и торговли, направленными против других стран или заключенными с другими странами. Здесь важно знать, какая идеология является доминирующей, насколько эффективно правительство может проводить свою политику, степень общественного недовольства политикой правительства и насколько сильна оппозиция и т.д. 3. Рыночные факторы. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на фирму: демографические факторы; жизненные циклы изделий и самих хозяйствующих субъектов; уровень конкуренции; уровень и динамика доходов и т.д. К примеру, повышение уровня жизни может создать спрос на товары для отдыха и развлечений. Удовлетворяя его, можно ожидать улучшения положения фирм, производящих товары для отдыха и развлечений: туристического снаряжения; компьютерных игр; парфюмерии и т.п. Провести четкую грань между экономическими и рыночными факторами сложно, но большинство авторов в области стратегического планирования выделяют эти группы факторов, как самостоятельные. 4. Технологические факторы. Анализ этой сферы внешней среды позволяет своевременно выявить возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники. Речь идет о возможности совершенствования как продукции, так и технологии ее изготовления. Развитие науки и техники таит в себе как огромные возможности, так и угрозы для хозяйствующих субъектов. Многие фирмы не всегда вовремя замечают открывающиеся научно-технологические перспективы, поскольку ноу-хау, необходимые для коренной реконструкции и модернизации, преимущественно создаются в смежных отраслях или вообще за пределами отрасли, утрачивают свое положение на рынке товаров и услуг. Одной из наиболее эффективных форм обновления продукции и технологии является рыночная форма научно-технологического обмена. Ее суть состоит в том, что лабораторные разработки, выполненные в наукоемких отраслях, поступают на рынок ноу-хау, где их покупают производители продукции. Такой подход приводит к революционным изменениям в технологии и технике различных товаров. Достаточно вспомнить ЭВМ, часы, аудио- и видеотехнику в результате появления принципиально новой элементной базы. Для характеристики этого явления американский ученый Элвин Тоффхер в 70-е годы ввел специальные термин - "футуро-шок" (шок будущего), под которым понимается разрушительный процесс, возникающий в фирмах из-за воздействия слишком больших перемен за короткое время. Не все фирмы в равной мере подвергаются воздействию НТП. Тем не менее в рамках стратегического планирования они должны определить, какие факторы в технологической среде могут привести к созданию "футурошока", который может привести к ликвидации фирмы, В качестве примера можно назвать разрушение отрасли, выпускающей бумажные пакеты, вследствие появления полиэтилена и стабилизации цен на нефть. 5. Международные факторы. Известно, что значительная часть фирм действует на международном рынке, что вызывает необходимость отслеживать специфическую область внешней среды -сферу международного сотрудничества. Угрозы и новые возможности здесь могут возникнуть в результате: облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных компаний или отечественных за рубежом; деятельности иностранных фирм; создания иностранных картелей (например, ОПЕК); изменения валютного курса; принятия политических решений в странах, выступающих в качестве иностранных инвесторов и т.д. Исследование этих проблем должно быть направлено на укрепление национального рынка, поиск правительственной поддержки и защиты против иностранных конкурентов. 6. Социальные факторы. Изучение социальных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес следующих социальных явлений и процессов: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования; мобильность людей к перемене жизни и т.п. Изучение социальных факторов важно по двум причинам. Во-первых, потому, что они являются всепроникающими, т.е. обусловливающими внутреннюю среду предприятия. Во-вторых, потому, что они влияют на другие компоненты внешней среды и таким образом оказывают дополнительное опосредованное влияние на фирму. Учет влияния социальных факторов в стратегическом планировании очень важен, ведь социальные процессы происходят относительно медленно, а изменения во внешней среде и внутренней структуре хозяйствующих субъектов происходят быстро и интенсивно. В качестве примера социального фактора, существенно влияющего на развитие экономики в нашей стране, можно назвать отношение людей к частному предпринимательству. Проведенные исследования показывают, что у населения существуют полярные взгляды на развитие частного бизнеса, что является сдерживающим фактором. Заканчивая рассмотрение факторов макроокружения фирмы, необходимо отметить следующие обстоятельства: Все параметры макроокружения взаимообусловлены. Изменения в одной области обязательно приводят к изменениям в другой. Например, изменения в политике оплаты труда (экономическая ' сфера) незамедлительно скажутся на настроении людей и их отношении к работе (социальная сфера). Поэтому в стратегическом планировании следует учитывать влияние не одного или нескольких факторов, а совокупное влияние всех факторов одновременно, что, естественно, затрудняет процесс анализа; Степень воздействия отдельных параметров макроокружения на различные хозяйствующие субъекты различна и зависит от многих обстоятельств: размера фирмы, ее отраслевой принадлежности; территориального расположения; формы собственности имущества и т.д. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, фирма должна выявить, какие внешние факторы и в какой мере оказывают на нее влияние. Эти факторы могут создавать угрозу, либо открывать дополнительные возможности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ макроокружения» з дисципліни «Планування на підприємстві»