Обсуждение теорий фирмы должно начинаться с неоклас- сической теории фирмы, рассматривающей фирму в основном в технологических терминах как набор выполнимых производ- ственных планов. Руководит работой фирмы менеджер, который покупает ресурсы и продает готовую продукцию, произведенную фирмой. Благосостояние собственника фирмы измеряется при- былью или приведенной рыночной ценностью фирмы. Изложения этой теории можно встретить в любом учебнике по экономике. Ее преимущества, которыми можно объяснить тот факт, что эта теория существует в течение длительного времени, заключается в следующем [Hart, 1989]. Во-первых, она поддается математической формализации, во-вторых, она полезна для ана- лиза того, как фирма меняет свое производство в ответ на изме- нения внешние факторов, таких, например, как, рост заработной платы или введение налога на продажи. В-третьих, эта теория мо- жет быть использована для анализа поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции. Например, ее можно использовать для анализа связи между уровнем концентрации в отрасли и объе- мом ее выпуска и уровнем цен. Но у этой теории есть существенные недостатки . Во-первых, она не объясняет, как организовано производство внутри фирмы, ничего не говорит о внутренней организации фирмы, об ее иерар- хической структуре, о том, как делегируется принятие решений, кто обладает властными полномочиями и т.д. Организационная структура фирм может быть изменена также, как и технология, и со временем, когда осуществляются организационные иннова- ции, она совершенствуется.
285 5.1. Альтернативные подходы к объяснению фирмы и ее границ Во-вторых, неоклассическая теория фирмы полностью иг- норирует проблемы, связанные со стимулами, действующими внутри фирмы. Предполагается, что внутри фирмы все функцио- нирует гладко, и все исполнители поступают в соответствии с по- лученными указаниями. Если смотреть на фирму со стороны, то она выглядит как единица, отношения внутри которой основаны на полном сотрудничестве. Однако если посмотреть более внима- тельно на фирму изнутри, то обнаружится, что у индивидов, со- трудничающих в рамках фирмы, могут быть свои частные цели, которые часто входят в конфликт с коллективными интересами организации. В-третьих, неоклассическая теория не объясняет, почему возникает фирма. По неоклассической теории у фирм нет основа- ний для того, чтобы существовать. Как объяснить, что некоторые сделки совершаются не на рынке, не с помощью ценовой систе- мы, а переносятся внутрь фирмы? В-четвертых, неоклассическая теория не в состоянии четко определить границы фирмы. Она не объясняет, что происходит, когда две фирмы сливаются в одну или когда одна фирма разделя- ется на две более мелкие фирмы. В-пятых, фирма в неоклассической теории — это абстрак- ция, в которой стерты все различия между реальными фирмами. Эти различия, конечно, важны для реальных фирм, но они лишь усложнили бы задачу стандартной теории при объяснении роли це- нового механизма. В неоклассической теории все фирмы исполь- зуют одну и ту же технологию, одни и те же факторы производства и у них одна цель — получение прибыли. Поведение фирмы (мак- симизация прибыли) не зависит от ее институциональной фор- мы (например, от структуры прав собственности, сложившейся в фирме). Поэтому в стандартной теории нет никаких оснований для различий между фирмами. Однако в реальной жизни фирмы различаются. Как же эти различия объясняет неоклассическая те- ория? Она дает объяснения ad hoc — по случаю. Фирмы могут раз- личаться в зависимости от способностей управляющих или из-за экономического эффекта, вызванного масштабом производства. Эти факторы, конечно, влияют на различия между фирмами, но в самой теории у них нет оснований [Demsetz, 1992].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Неоклассическая теория фирмы» з дисципліни «Індустріальна економіка»