ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Теория трансакционных издержек и роль доверия
Теория трансакционных издержек исходит из того, что эко-
номического агента, который может повести себя оппортунисти-
чески после заключения сделки, трудно определить до того, как
сделка заключена, и те, кто выбирают тип контракта и способ ор-
ганизации сделки должны постоянно учитывать потенциальную
возможность вымогательства со стороны партнера по сделке. Эта
экономическая теория уделяет основное внимание гарантиям вы-
полнения соглашения или их отсутствию и проблемам, возникаю-
щим в связи с этим, а не доверию или его отсутствию.
В реальной хозяйственной жизни по мере общения партне-
ров возникают возможности для проявления оппортунистиче-
ского поведения и всякий раз, когда партнер ими не пользуется,
между сторонами возрастает доверие, которое способно приве-
сти к отказу от более жестких форм гарантий при прочих равных
обстоятельствах. Возникновение доверия требует определенно-
го времени, поэтому чем более длительны отношения, тем более
высокого уровня доверия следует ожидать. Выделяют следующие
виды доверия.
1. Взаимное доверие может проявляться в соблюдении каждой
стороной устных или письменных договоренностей. Этот тип до-
верия можно назвать «доверие к договору» (
сontractual trust
). Любая
сделка основана на контрактном доверии. Эти обещания могут быть
даже не зафиксированы в письменном договоре, а просто соответ-
ствовать обычаям делового оборота. Чем в большей степени вы по-
лагаетесь на устные договоренности, а не на формальные условия
контракта, тем выше уровень «доверия к контракту».
2. Второй тип доверия относится к ожиданиям, что партнер
достаточно компетентен, чтобы выполнить свои обязательства.
Речь идет о технической и управленческой компетентности и
этот тип доверия можно назвать «доверие к компетенции» пар-
тнера (
сompetence trust
). Если покупатель проверяет качество по-
ставляемых компонентов, то этот тип доверия будет ниже, чем в
том случае, когда поставщики гарантируют качество и поставки
осуществляются прямо на сборочную линию заказчика. Различие
между этими двумя видами доверия важно для определения того,
имело ли место оппортунистическое поведение контрагента.
Предположим поставщик не поставил какой-то компонент вовре-

275
4.5. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта
мя. Это могло произойти по двум причинам: он мог взять заказ,
прекрасно зная, что не успеет выполнить его вовремя или, возмож-
но, у поставщика неожиданно сломалось оборудование, причи-
ной чего послужил недостаточной котроль за производственным
процесом. Если у заказчика есть необходимая информация для
того, чтобы выяснить, какая из причин действовала в этом случае,
то и реагировать он будет по-разному. Он прекратит отношения,
если здесь отсутствует доверие к контракту, поскольку имеет место
оппортунистическое поведение, однако, если причиной стала не-
достаточная компетентность, то заказчик может дать поставщику
еще один шанс, если есть основания полагать, что в течение до-
статочно короткого срока положение будет исправлено.
3. Третий тип доверия более неопределенный и относится к
взаимным ожиданиям партнеров, что их контрагент будет готов
пойти им навстречу, сделать больше, чем от него формально ожи-
дается. Этот тип доверия носит название «доверие к доброй воле»
партнера (
goodwill trust
). Здесь нет никаких явных обещаний, кото-
рые должны быть исполнены, никаких фиксированных профес-
сиональных стандартов. Когда мы говорим о репутации партнера,
то имеем в виду, скорее, первые два типа доверия, а не доверие
к доброй воле. Первые два вида доверия основаны на универ-
сальных стандартах, и о них можно узнать, собирая информацию
на рынке репутации. Третий вид доверия определяется скорее в
контексте конкретной сделки. В зависимости от типа доверия,
оппортунизм будет проявляться и восприниматься по-разному.
Утаивание технологической информации, которая может опреде-
лить коммерческий успех или провал рискованного проекта — это
оппортунистическое поведение с точки зрения доверия к доброй
воле, но эти действия не могут считаться оппортунистическим по-
ведением с точки зрения доверия к контракту, если партнеры не
договорились о передаче этой информации.
Как экономисты определяют доверие? Они рассматривают
доверие как разновидность риска. Когда мы говорим, что доверя-
ем кому-то или кто-то заслуживает доверия, то мы неявно подраз-
умеваем, что вероятность того, что это лицо предпримет действия,
которые выгодны нам или, по крайней мере, не нанесут нам ущер-
ба, достаточно высока для того чтобы рассматривать возможность
участия в каких-либо формах сотрудничества с ним [Gamdetta,
1988, p. 217].

276
Глава 4. Контрактные отношения
Предположим, что А, ожидая получить некоторую выгоду,
осуществляет капиталовложения, которые имеют специфический
характер по отношению к
В
. Если контроль
А
за
В
требует больших
издержек, тогда
А
может надеяться на то, что
В
не поведет себя
оппортунистически, заставляя пересмотреть соглашение, чтобы
экспроприировать квази-ренту от специфических инвестиций.
Решая вопрос о том, следует ли доверять
В
, экономический под-
ход предлагает оценить стимулы, которые есть у
В
к тому, чтобы
соблюдать договоренность или, наоборот, не оправдать доверия,
оказанного ему
А
, т.е., если у В есть стимулы к тому, чтобы оправ-
дать доверие, то
А
будет доверять
В
. Такое определение доверия
отражает экономическую предпосылку, что люди рациональны и
максимизируют свою полезность, а честность приносит большую
выгоду, чем обман. Мы рассуждали подобным образом, когда рас-
сматривали модель доверия в Главе 1 и самовыполняющиеся со-
глашения Главе 2.
Проблема доверия иллюстрируется в экономической теории
игрой «дилемма заключенных» или ее односторонней версией.
Экономисты предлагают ряд решений этой односторонней «дилем-
мы заключенных». Эти решения состоят из некоторых изменений
игры с тем, чтобы побудить игроков выбрать стратегию, которая
приведет к взаимовыгодному результату. Логика экономических
решений заключается в следующем: если индивидуальные стиму-
лы заставляют выбрать стратегию, которая приводит к некоопе-
ративному результату, тогда именно стимулы можно использовать
для того, чтобы побудить игроков к сотрудничеству. Так, в теории
трансакционных издержек проблема постконтрактного оппорту-
низма, создаваемая специфическими инвестициями, может быть
решена, если
А
предусмотрел их гарантию в контракте чтобы защи-
тить себя от возможного оппортунистического поведения
В
.
Таким образом, в экономической теории экономический
агент может считаться заслуживающим доверия, если у него нет
стимулов к тому, чтобы воспользоваться доверием других лиц. И
наоборот, можно с уверенностью ожидать, что при «соответству-
ющих стимулах» даже надежный партнер не оправдает доверия.
Существуют четыре основных категории решений дилеммы, воз-
никающей в игре «доверие», предложенных экономистами. Мы
уже говорили о них в других главах, в данном разделе мы сведем
их воедино.

277
4.5. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта
1.
Изменение предпочтений игроков
. В этом случае вводятся
внешние или внутренние изменения предпочтений игроков, так
что игроки предпочитают сотрудничать, а не следовать недально-
видной стратегии максимизации собственной выгоды. В случае
экзогенных изменений предполагается, что агент имеет предпо-
чтения оправдывать доверие, так как в противном случае он бу-
дет испытывать стыд (это внешняя санкция), в случае эндоген-
ных изменений вводится эмоциональная предрасположенность
к сотрудничеству, которая порождает чувство вины за обман, что
предполагает интериоризацию игроком норм, запрещающих по-
лучать выгоду за счет другого игрока.
2.
Подписание явного контракта
. Другой путь решения про-
блемы в игре «доверие» — это подписание явного обязательно-
го для сторон контракта, защищенного третьей стороной и тре-
бующего, чтобы игроки выбрали набор стратегий «доверять,
оправдать доверие». Эти контракты могут принимать одну из двух
форм: а) контроль с наказанием; б) контроль со стимулирова-
нием. Подобный подход характерен для экономической теории
трансакционных издержек, при этом являясь решением пробле-
мы, которое будет second best — следующим после оптимального,
поскольку контроль связан с издержками, стимулы могут иска-
жаться, а принуждение третьей стороной требует, чтобы действия
агента были наблюдаемы и поддавались контролю.
3.
Использование неявного социального контракта
. Сюда от-
носится, к примеру, модель самовыполняющегося соглашения
Телсера и модель репутации. Эти решения требуют, чтобы взаимо-
действие было повторяющимся или долгосрочным.
4.
Повторяющееся взаимодействие
. В этом решении предлага-
ются две стратегии для наказания игроков, которые отказываются
от сотрудничества — стратегия «око за око» и стратегия «спускового
крючка». В соответствии со стратегией «око за око» игроки сотрудни-
чают в первом раунде, а затем выбирают ту стратегию, которой при-
держивался другой игрок в предшествующем раунде игры [Axeldor,
1984]. В соответствии со стратегией спускового крючка игрок сотруд-
ничает до тех пор, пока другой игрок не откажется от сотрудничества,
а затем первый игрок отказывается от сотрудничества во всех после-
дующих раундах игры. При обеих стратегиях у игроков есть стимул
к сотрудничеству до тех пор, пока они ожидают, что сотрудничество
продолжится в следующем периоде, выгода от сотрудничества зна-
чительна, а выгода от обмана не слишком велика.

278
Глава 4. Контрактные отношения
Проблема экономического подхода к доверию заключается
в том, что, меняя структуру игры таким образом, чтобы создать у
игроков стимул к сотрудничеству, экономисты устраняют уязви-
мость экономического агента к обману со стороны партнера, а тем
самым устраняется и сама необходимость доверия. Если я знаю, что
у моего партнера нет стимула к злоупотреблению моим доверием,
могу ли я говорить о том, что я ему доверяю. По определению те, кто
доверяют, уязвимы и не могут ничего предпринять, чтобы изменить
ситуацию [James, 2002]. Поэтому все же, видимо, нужно проводить
различие между «доверием», создаваемым посредством стимулов, и
доверием, применяемым в ситуациях, в которых игроки сохраняют
уязвимость по отношению к действиям и выбору других. Это раз-
личие очень важно потому, что экономисты не всегда могут объяс-
нить роль доверия в экономическом обмене, особенно в ситуациях,
когда отсутствуют стимулы к оправданию доверия. Так, Уильямсон
различает между «доверие, основанное на расчете» (calculative trust)
и «личное доверие» (personal trust). Доверие, основанное на расче-
те, Уильямсон рассматривает как явное противоречие, предпола-
гающее рациональную оценку выгод и издержек доверия. Личное
доверие не основывается на сознательным расчете, а гарантируется
лишь особыми личными отношениями, которым был бы нанесен
серьезный ущерб, если бы был допущен расчет [Williamson, 1993].
Вопрос о том, почему же люди доверяют друг другу, остается, поэто-
му, открытым, если исключить доверие, основанное на стимулах к
оправданию доверия.
Мы рассматривали факторы, которые влияют на выбор фор-
мы контракта. При этом мы не учитывали ту институциональную
среду, в которой осуществляются сделки. Институциональная
среда оказывает большое влияние на выбор формы контракта и
в первую очередь на потребность в тех или иных гарантиях при
реализации специфических инвестиций. Сделки, которые вы-
полняются в одной институциональной среде, могут оказаться
нежизнеспособными в другой среде. Общество с высоким уров-
нем доверия будет реже прибегать к вертикальной интеграции
для гарантий специфических инвестиций, чем общество с низким
уровнем доверия. В Америке уровень доверия невысок, поскольку
экономические агенты привыкли полагаться на развитую право-
вую систему, поэтому с ростом специфичности активов в Америке
фирмы скорее прибегнут к вертикальной интеграции, чем евро-
пейские (германские, скандинавские) или японские компании,
которые при аналогичных обстоятельствах предпочтут неоклас-
сический контракт.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Теория трансакционных издержек и роль доверия» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Звіт про прибутки та збитки
Аудит надходження запасів
Поняття телекомунікаційної системи. Етапи розвитку телекомунікаці...
Період окупності
ТЕОРЕТИЧНІ КОНЦЕПЦІЇ КРЕДИТУ


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 1462 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП