Выбор типа контракта: история отношений компаний Д женерал Моторс и Фишер Боди
В 1919 году компания Дженерал Моторс подписала контракт на 10 лет с компанией Фишер Боди, которая производила крытые кузова для Дженерал Моторс. До этого времени кузова делались из дерева, и в этот период отношения между компаниями строились на основе классического контракта. Затем технология автомобиле- строения изменилась и потребовались специфические инвестиции в высокоспециализированные дорогие штамповочные станки. Компания Дженерал Моторс была весьма заинтересована в стабильном долгосрочном сотрудничестве с компанией Фишер Боди, поскольку Фишер Боди был ведущим производителем кузо-
269 4.5. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта вов. Но Фишер Боди опасался осуществлять специфические ин- вестиции, ведь компания Дженерал Моторс могла впоследствии повести себя оппортунистически: отказаться покупать кузова у Фишер Боди и заказывать их у других производителей или пере- смотреть цены на поставляемые кузова с целью присвоения квази- ренты. Фишер Боди попадал в зависимость от Дженерал Моторс, а это означало, что после заключения контракта все выгоды от взаимного сотрудничества могли отойти к Дженерал Моторс. Стороны вели переговоры, и в 1919 году был заключен долго- срочный контракт, существенно ограничивающий возможности оппортунистического поведения со стороны Дженерал Моторс, в соответствии с которым Дженерал Моторс была обязана приобре- тать у Фишер Боди фактически все крытые кузова, необходимые для производства своих автомобилей. Двусторонняя зависимость усилилась, была выбрана формула регулирования цен, и преду- сматривалось обращение к арбитру в случае возникновения спо- ров. Цены на поставляемые кузова определялись на основе прин- ципа «издержки плюс прибыль» (себестоимость плюс прибыль в размере 17,6% себесттоимости). Такой принцип ценообразования не очень выгоден покупателю, так как он подталкивает продав- ца увеличивать издержки вместо их снижения. Правда, соглаше- ние включало в себя условие, что цены для компании Дженерал Моторс не будут превосходить цены аналогичной продукции для автомобильных фирм-конкурентов Дженерал Моторс. Неоклассический контракт более гибкий по сравнению с классическим, однако, его гибкость имеет свои пределы. Непредвиденные обстоятельства могут поставить его исполнение под угрозу. Таким непредвиденным обстоятельством в отношени- ях между двумя компаниями стало резкое изменение спроса на крытые автомобили, которое превзошло все прогнозы и усилило позиции Фишер Боди. Руководство компании Дженерал Моторс стало выражать недовольство тем разделом контракта, в котором определялся механизм регулирования цен. В этих новых условиях Фишер Боди воспользовался неполнотой контракта для извлече- ния частных выгод, компания не соглашалась на пересмотр цен и не стремилась снизить себестоимость (формула цены не создавала стимулов для Фишер Боди к сокращению издержек). Дженерал Моторс был недоволен также качеством поставляемых кузовов, однако компания Фишер Боди возражала, что в условиях массо-
270 Глава 4. Контрактные отношения вого спроса она делает все возможное для поддержания качества. Кроме того, компания Дженерал Моторс просила Фишер Боди построить новый завод по производству кузовов в городе Флинт, штат Мичиган, где находился завод по сборке бьюиков. Дженерал Моторс могла бы в этом случае экономить на транспортных расхо- дах и издержках хранения запасов кузовов. Фишер Боди отказал- ся от строительства нового завода, видимо, опасаясь, что новый завод, построенный специально для нужд компании Дженерал Моторс, поставит его в зависимость от требований, которые она в будущем может выдвинуть. Если бы компания Дженерал Моторс подала в суд на Фишер Боди, то, скорее всего, суд лишь защитил бы несовершенный долгосрочный контракт, в который оказалась «запертой» компа- ния Дженерал Моторс, поскольку доказать, что Фишер Боди ведет себя оппортунистически, в суде было бы сложно. Когда догово- ренность закрепляется в формальном письменном контракте, воз- можности гибкого реагирования на изменившиеся условия рынка снижаются, и это может значительно увеличить потенциальные издержки, связанные с вымогательством в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Стороны вели длительные пере- говоры, которые касались вопросов качества продукции, цен, строительства нового завода, на которые были потрачены огром- ные трансакционные издержки. В 1925 году производители автомобилей приняли программы ежегодных изменений в моделях. Форма кузова стала еще более важной конструкционной составляющей, тесно связанной с кон- струкцией шасси и технологией производства, и поэтому значи- тельно возросла потребность в координации между производите- лями кузовов и автомобильными компаниями. Стало еще труднее точно специфицировать условия долгосрочного неоклассического контракта. Рост спроса на ежегодно меняющиеся крытые кузова можно рассматривать как увеличение фактора неопределенности, что в сочетании со специфичностью ресурсов и привело к верти- кальной интеграции. В 1924 году компания Дженерал Моторс начала приобретать акции компании Фишер Боди, и в 1926 году было подписано со- глашение о слиянии двух компаний. Дженерал Моторс приобрела компанию Фишер Боди в собственность, и братья Фишеры ста- ли наемными работниками Дженерал Моторс. Теперь решения
271 4.5. Вымогательство как вид оппортунистического поведения и выбор типа контракта о трансфертных ценах, о наиболее важных инвестициях, напри- мер, о местоположении завода по производству кузовов принимал собственник, и никакой наемный работник, даже менеджер под- разделения, не мог противиться этому решению. Контракт между Дженерал Моторс и Фишер Боди стал отношенческим, а спосо- бом организации сделки стала иерархия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Выбор типа контракта: история отношений компаний Д женерал Моторс и Фишер Боди» з дисципліни «Індустріальна економіка»