ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Індустріальна економіка

Роль механизмов принуждения к соблюдению правил
Отсутствие работоспособных механизмов принуждения яв-
ляется причиной того, что многие формальные правила, приня-
тые в процессе осуществления реформ в России, не работают. В
качестве примера можно привести российскую систему корпора-
тивного управления. По качеству корпоративного права Россия
относится к числу стран, где акционеры де-юре защищены от зло-
употреблений менеджмента, возможно, даже лучше и надежнее,
чем акционеры во Франции и Германии. Но реально, де-факто,
акционеры защищены очень слабо, и при разрешении корпо-
ративных конфликтов в России открыто применяется насилие.
Разработчики «Закона об акционерном обществе», активное уча-
стие в разработке которого принимали американские специали-
сты Блэк и Кракман, создавая модель корпоративного права для
России, в недостаточной степени учли слабость механизмов при-
нуждения к исполнению закона.
В отличие от самих формальных правил, механизмы при-
нуждения не поддаются заимствованию. Очень редко их удается
заимствовать в готовом виде, в основном приходится создавать
самим. Если следовать аналогии со спортивными играми, кото-
рой пользуется Д. Норт, то проблема заключается не в изменении

56
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
устаревших правил, а в том, чтобы найти судей, которые судили
бы честно, не шли на сговор с командами, и вообще приходили бы
судить [Капелюшников, 2000]. Когда у новых формальных инсти-
тутов нет надежных механизмов защиты и контроля, то они неиз-
бежно модифицируются неписаными правилами и используются
в качестве инструментов для проведения неформальных сделок.
Роль механизмов принуждения хорошо иллюстрируется
историческим примером попытки трансплантации кредитных
кооперативов Райффайзен в Ирландии, где в 1894 году были соз-
даны сельскохозяйственные кредитные кооперативы, смодели-
рованные по образцу работавших весьма успешно сельскохозяй-
ственных кооперативов Райффайзен в Германии. Но в Ирландии
эти кооперативы потерпели крах, несмотря на то, что ирландский
вариант кредитного кооператива по форме был почти точной ко-
пией германского оригинала. Германские кооперативы привле-
кали людей, которые искали возможности вложения свободных
средств, и эти люди были заинтересованы в контроле над процес-
сом выдачи кредитов. В ирландских кооперативах практически не
было депозитов, сельское население не нуждалось в них для сбе-
режения средств, в кооперативах были заинтересованы только те
индивиды, которые хотели получить кредит. Ирландские коопе-
ративы в основном перераспределяли кредиты, которые они по-
лучали от государства. Механизмы принуждения к выполнению
обязательств в ирландских кооперативах работали очень слабо.
Ключевое значение для работы подобных кооперативов имеет не-
явная угроза, что тот член кооператива, который не возвращает
заем или каким-либо другим образом нарушает свои обязатель-
ства, будет наказан соседями. В Ирландии сосед заемщика не был
склонен заставлять должника возвращать заем, и это лишало коо-
ператив потенциальных преимуществ перед банками в контроле и
защите контрактов. Кроме того, структура капитала кооперативов
была такова, что заемщик, не возвращающий кредит, не подвергал
опасности сбережения соседа, он просто уменьшал способность
кооператива вернуть заем государству [Guinnane, 1994].
Описанные трудности в работе кредитных кооперативов в
Ирландии позволяют выделить два важнейших момента в отно-
шении возникновения и развития институтов. Первый заключа-
ется в том, что институты — это нечто большее, чем формальный
набор правил. И члены кооперативов, и те, кто не был их членом,
но пользовался услугами кооперативов, зависели от местной сре-

57
1.4.

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
ды. Преимущества кооперативов перед банками заключаются в
возможности получения информации о заемщике и возможно-
сти применения к заемщикам тех санкций, которые недоступны
крупным кредитным учреждениям. Ирландская среда препят-
ствовала контролю и не поддерживала механизм принуждения,
поэтому информационные преимущества кооперативов не смог-
ли проявиться. Второй момент заключается в том, что важную
роль играет правильный выбор времени для развития институ-
тов. Германские кооперативы сформировались в то время, когда
сельскохозяйственные сберегательные институты были развиты
слабо, и в них нуждались как заемщики, так и те люди, которые
хотели осуществить сбережения. В начале 1990-х годов, когда на-
чали возникать сельскохозяйственные кредитные кооперативы в
Ирландии, система привлечения сбережений из сельского хозяй-
ства уже сложилась, поэтому у ирландских кооперативов не было
времени, чтобы сформировать местные навыки управления, кон-
троля и твердого подхода, которые необходимы для выживания
института подобного рода.
Принуждение к соблюдению установленных правил можно
определить как достоверную угрозу заставить выполнять прави-
ла. Суть принуждения к соблюдению правил — это способность
налагать издержки разнообразными методами — нагрубить, ис-
пользовать физическую силу, отказаться иметь с кем-то дело или
испортить его репутацию и т.д. Способность налагать издержки
не требует специальной организации. Физическое насилие — это
лишь один из методов принуждения, обычно используемый в том
случае, когда нет возможности испортить репутацию. В долго-
срочных отношениях физическое насилие может использоваться,
но у него нет преимущества по сравнению с испорченной репута-
цией. Использование насилия отличается от других способов на-
казания, во-первых, тем, что оно часто бывает более дешевым по
сравнению с другими способами; во-вторых, оно в большей степе-
ни угрожает конфискацией [Barzel, 2000]. Единственная сторона,
которая обладает законным правом использовать насилие, — это
государство. Государство можно определить как иерархическую
организацию, обладающую юридическими полномочиями при-
чинять вред лицам (в пределах географических территорий, на ко-
торые распространяется ее юрисдикция), которые не обязательно
добровольно подчиняются ее власти. См.: [Ellickson, 1987, p.72;
Michelman, 1977, p. 1167].

58
Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения
Каждый из людей наделен определенной способностью к нало-
жению издержек на другую сторону. Но люди различаются абсолют-
ными и относительными способностями налагать издержки, пред-
ставляющиеми определенную ценность для тех, кто ими обладает, и
они могут осуществлять инвестиции в развитие этих способностей.
Можно выделить следующие элементы системы принужде-
ния к соблюдению правил. Для этого мы воспользуемся класси-
фикацией, предложенной Робертом Элликсоном [Ellicrson, 1987,
p. 76]. Все эти элементы контроля в совокупности образуют систе-
му общественного контроля.
Таблица 9
Cистема общественного контроля

Кто контролирует
соблюдение
правил?
ПравилаНаказание Система
контроля
Первая сторона

личная этикаугрызения со-
вести, чувство
вины
внутренний
контроль
Вторая сторона

контрактынаказание осу-
ществляет
пострадавшая
сторона

в рамках
контракта за
контроль
осуществляет ы-
сторона,
которой дается
обещание
Третья сторона

а) сообщество
людей
б) организация
в) государство

нормы,
действующие
в данном
сообществе
правила, дей-
ствующие в в
организации
законы
наказание, осу-
ществляемое
членами со-
общества
принуждение со
стороны органи-
зации
принуждение
со стороны госу-
дарства
неформальный
контроль
контроль
со стороны
организации
правовая
система

59
1.4.

Взаимоотношения между формальными и неформальными правилами
Первая сторона
— это сам человек, который следит за соблю-
дением тех норм поведения, которые стали его внутренним убеж-
дением, и он сам наказывает себя, если нарушает их.
Вторая сторона
— это лицо, которому при заключении кон-
тракта дается обещание (кредитор по договору). Оно следит за ис-
полнением данных ему обещаний и применяет награды и санкции
в зависимости от того, исполняет ли другая сторона свои обяза-
тельства перед ним.
Контроль
третьей стороной,
отличается от контроля, кото-
рый осуществляет вторая сторона, тем, что в этом случае действу-
ют правила, на которые контролируемое лицо не давало явного
согласия, а санкции осуществляют люди, не принимавшие уча-
стия в исходном взаимодействии. Третьей стороной, осуществля-
ющей контроль, могут быть не организованные в форме иерархии
социальные силы, организации, или государство. Третьи стороны,
которые осуществляют принуждение, весьма разнообразны. Они
могут включать правовую систему государства, фирмы с двумя
или более занятыми, католическую церковь, международную фе-
дерацию тенниса, Всемирную торговую организацию и т.д. Третьи
стороны налагают издержки различными способами. Государство
налагает издержки путем использования физического насилия
(заключение в тюрьму), католическая церковь — путем отлучения
от церкви. В рамках неформального контроля внутри определен-
ного сообщества людей, контролерами* могут быть родственни-
ки, друзья, те лица, которые передают слухи о нарушителе, члены
«комитета бдительности» и другие лица.
Различные контролеры могут разнообразными способами
объединять свои усилия, и тогда возникают
смешанные
системы
контроля. Один контролер может сознательно следить за соблю-
дением правила, установленного другим контролером. Граждане
государства могут стать членами «комитетов бдительности», кото-
рые следят за соблюдением требований закона. С другой стороны
представители государственной власти (полицейские), исполняя
свои обязанности, могут руководствоваться неформальными пра-
вилами и собственной этикой, а не буквой закона.
Когда суды обращаются к обычаям делового оборота, чтобы
конкретизировать неполный контракт, заключенный сторонами,
они принуждают к исполнению неформальных правил, возник-
ших в определенном деловом сообществе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Роль механизмов принуждения к соблюдению правил» з дисципліни «Індустріальна економіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Аудит товарів


Категорія: Індустріальна економіка | Додав: koljan (19.10.2011)
Переглядів: 3214 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП