В течение длительного времени стандартная экономическая теория отвлекалась от реальных процессов, влияющих на дей- ствия и выбор экономических агентов. Однако в последнее время обнаружился постоянно растущий интерес экономической нау- ки к изучению институциональной структуры общества. Обычно изучением институтов общества занимаются ученые-социологи и антропологи. Зачем же экономистам понадобилось изучать ин- ституты, которые регулируют обмен в обществе? Экономика — это наука, которая изучает, каким образом об- щество с ограниченными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Ресурсы, необходимые для производства материаль- ных благ, рассредоточены весьма широко, а спрос на материаль- ные блага чрезвычайно разнообразен. Поэтому появляется необ- ходимость скоординировать использование ресурсов с тем, чтобы оно соответствовало спросу на материальные блага. В обществе действуют определенный механизм, координирующий деятель- ность людей и побуждающий их к сотрудничеству. На вопрос о том, что представляет собой этот механизм, экономист-теоретик ответит, что это механизм рыночной координации с присущими ему институтами, Однако стандартная экономическая наука пред- полагает заданными и не изучает. С подобными предложениями, например, выступил О. Ланге, когда в 1920—1930-х годах возник- ла дискуссия о том, каким образом должна быть организована социалистическая экономика. О. Ланге, поляк по происхожде- нию, заведовал кафедрой в Чикагском Университете. Он был со- циалистом по своим убеждениям и экономистом-неоклассиком по образованию и теоретическим взглядам. О. Ланге предложил 13 1.1. Определение института и его функции в обществе осуществлять координацию социалистической экономики с по- мощью ценового механизма. Цены, которые свидетельствуют об относительной редкости благ, как он предполагал, могут быть рас- считаны вне рыночной системы без актов непосредственного об- мена при помощи специального планирующего органа, который должен был взять на себя роль рынка. Могут ли рынки решить все проблемы координации деятель- ности людей? Даже в странах с развитой рыночной экономикой рыночные отношения — это лишь некоторая составляющая часть общественных отношений. Даже в странах с развитой рыночной экономикой существуют чужеродные нерыночные элементы, функционирование которых основано на других принципах, на- пример, семья и домашнее хозяйство, профсоюзы, фирма, госу- дарство. Их объединяет то, что распределение ресурсов и коор- динация деятельности внутри них осуществляется не рыночными способами. И, наконец, функционирование самого рынка зависит от наличия большого числа разнообразных конвенций и институ- тов: прав собственности, механизмов защиты контрактов, денег, единой системы мер и весов и т.д. Люди реагируют не только на цены и количество товаров. Их поведение в значительной степени определяется институциональной средой, в которой они действу- ют и принимают решения. В реальной жизни существуют механизмы, которые рас- пределяют блага и услуги там, где конкурентные рынки не рабо- тают. Рассмотрим в качестве иллюстрации следующую ситуацию [Schotter, 1981, р. 8- 9]: Таблица 1 Игра «Дорожное движение» * Водитель С Ждать Проезжать Водитель D Ждать -3;-3 -2; 7 Проезжать 5; 0 -4;-4 Два автомобиля — С и D едут навстречу друг другу и одно- временно приближаются к перекрестку. Оба водителя торопятся: * Об использовании игр см. Приложение к главе 1.14 Глава 1. Институты и их роль в регулировании поведения С хочет повернуть налево, а D — проехать прямо. Выигрыши, ко- торые они получат, отражены в матрице. Эта игра представляет собой разновидность игры «борьба полов». В описанной ситуации игрокам нужен какой-то механизм, который координировал бы определенным образом их действия и не требовал бы чрезмерных затрат на свою организацию.
C D A Рис. 1. Каков же должен быть механизм, который поможет скоор- динировать действия водителей? Экономист-теоретик, конечно же, предложит рыночный механизм координации. Необходимо, скажет он, создать рынок, который будет на платной основе рас- пределять права пользования перекрестком. Пусть права будут распределяться с помощью аукциона. Представим себе аукциони- ста, который стоит в центре перекрестка и мгновенно принимает заявки с ценами от обоих водителей. Водитель С торопится силь- нее и готов заплатить до 7 долл. за право проехать первым. Если он приедет вовремя, то его выигрыш составит 7 долл. Водитель D торопится в меньшей степени и готов заплатить за право проехать первым до 5 долл. Аукционист продаст первоочередное право про- езда водителю, предложившему максимальную цену, и водитель С получит это право. Но очевидно, что этот механизм распределе- ния прав проезда не бесплатный, напротив, он весьма дорогостоя- щий и громоздкий. Однако можно предложить другой путь для решения пробле- мы координации действий водителей. Мы разрабатываем правила дорожного движения, заставляем водителей выучить их, прежде 1.1. Определение института и его функции в обществе чем выдать им разрешение на вождение транспорта. Вводится не- которое произвольное решение, например, водитель, желающий повернуть на перекрестке, должен ждать, пока проедут встречные автомобили. Координация движения в данном случае осущест- вляется бесплатно (если не принимать во внимание издержки, связанные с разработкой системы правил). Это пример показывает, что во многих случаях ценовой ме- ханизм является не бесплатным, а, напротив, неудобным и до- рогостоящим механизмом координации деятельности людей. Институты во многих ситуациях — более эффективный механизм координации деятельности людей. Институты, координирующие деятельность людей, и являются предметом изучения институци- ональной экономики. Институциональная экономика пытается дать экономическое объяснение возникновения институтов и вы- яснить, как институты влияют на богатство общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рыночный механизм координации и институты» з дисципліни «Індустріальна економіка»