Концепция реинжиниринга предложена в 1993 г. американс кими специалистами М. Хаммером и Дж. Чампи, которые дали 601 следующее определение: «Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектировние деловых про цессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в ре шающих, современных показателях деятельности компании, та ких, как стоимость, качество, сервис и темпы» [1]. В соответствии с этой концепцией хозяйственный реинжини ринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное пе репроектирование предприятия и его важнейших процессов. Ре зультатом является резкое улучшение важнейших количественно измеряемых показателей издержек, качества, обслуживания и сроков. Речь должна идти о глубинной реорганизации предприя тия по всей цепочке создания стоимости. Радикальной реоргани зации также подлежит процесс удовлетворения потребностей клиента. В центре любого пересмотра хозяйственного процесса стоит удовлетворение запросов потребителей (клиентов). Основное внимание следует уделять разработкам новой продукции, новых технологий, системности. Системность, реинжиниринга заключается в комплексном ис пользовании различных методов разработки и реализации про ектов и бизнес-процессов, в реализации реинжиниринга на осно ве стратегического планирования деятельности организации. При этом необходимо проводить анализ степени влияния предлагае мых преобразований на стратегические цели предприятия, ис пользуя методы организации слоэ/сных экспертиз (см.). Для реализации системного подхода при реинжиниринге не обходимо обеспечить взаимосвязанность и взаимодействие всех бизнес-процессов и подразделений, их реализующих. В качестве основы для этого целесообразно использовать логико-лингвис тический подход [2] и, в частности, модель, базирующуюся на использовании идей ситуационного моделирования (см.). Такая модель позволяет фиксировать базовые понятия и базовые отно шения функционирования хозяйственной системы и является хо рошей основой для разработки экспертных систем (например, [3]), обеспечивающих реализацию реинжиниринга. Особое внимание необходимо придавать технологии орга низационного управления [4], т.е. анализу изменений в организа ционной структуре, распределению прав и обязанностей между подразделениями организации или корпорации, реализующей пе репроектирование бизнес-процессов, т.е. реструктуризацию (см.) предприятия. 602 Технология организационного управления основана на фор мировании организационно-технологических процедур (ОТП) под готовки и реализации управленческих решений (см.), формируемых для регламентации конкретных функций управления, закрепляе мых в стандартах предприятия, положениях о подразделениях и других нормативно-технических и нормативно-методических до кументах системы нормативно-методического обеспечения управ ления (см.) предприятия. Оргтехпроцедуры разрабатываются для всех процессов системы организационного управления предпри ятием, начиная с ОТП анализа и заключения договоров на по ставку продукции, оказание сервисных услуг и до упорядочения финансовых взаимоотношений между подразделениями предпри ятия или корпорации. Глубина ОТП, фиксируемых в СТП, индивидуальна для каж дого предприятия, зависит от его масштабов, внутрифирменных связей, сложности производственных отношений и ряда других факторов. При реализации технологии организационного управления целесообразно использовать методы и методики системного ана лиза, современные средства информационной технологии: CASE- средства, SADT-технологии, методики IDEF и DFD. При проведении инжиниринга важную роль играют система мониторинга и внутрифирменные информационные системы, фиксирующие состояние ресурсов предприятия. Проведение реинжиниринга в силу закона «необходимого раз нообразия» У.Р. Эшби (см.) не может осуществляться одним под разделением, необходимо привлечение всего персонала органи зации. В то же время для организации этой работы необходимы специально «уполномоченные» сотрудники, которые должны стать «профессионалами процесса», организующими работу по реинжинирингу и составляющими основу специально создавае мого для этих целей подразделения. Должно быть улучшено сотрудничество персонала (например, в рабочих группах). По мере надобности сотрудник должен иметь средства коммуникации с любым коллегой. Необходимы и дру гие изменения в области кадрового менеджмента. Систему сти мулирования следует ориентировать прежде всего на фактичес кие способности сотрудников, а не на их прежние заслуги.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕИНЖИНИРИНГ» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»