ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

Классификации методов формализоваиного представления сис­тем
В большинстве первоначально применявшихся при иссле­
довании систем классификаций выделяли детерминированные и
вероятностные (статистические) методы или классы моделей,
которые сформировались в конце прошлого столетия. Затем по-
.явились классификации, в которых в самостоятельные классы
выделились теоретико-мнооюественные представления, графы,
математическая логика и некоторые новые разделы математики.
Например, в классификации современного математического ап­
парата инженера В.П. Сигорского [11] ъьт^п^пыMnooicecnwa, мат­
рицы, графы, логика, вероятности.
В одной из первых классификаций, предложенных специально
для целей системных исследований академиком А.И. Кухтенко
[9], наряду с выделением таких уровней математического
абстрагирования, как общеалгебраический, теоретико-мноэ/сествен-
ный, логико-лингвистический, предлагается рассматривать инфор­
мационный и эвристический уровни изучения сложных систем.
Имеются и другие классификации (см., например, [13]).
Далее кратко характеризуется классификация Ф.Е. Темнико-
ва, предложенная в [5], в которой выделяются следующие обоб­
щенные группы (классы) методов (табл. 1):
аналитические (см.), к которым в рассматриваемой классифи­
кации отнесены методы классической математики, включая интег-
ро-дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов
функций, вариационное исчисление и т.п.; методы математичес­
кого программирования; первые работы по теории игр и т.п.;
статистические (см.), включающие и теоретические разделы
математики - теорию вероятностей, математическую статистику
и направления прикладной математики, использующие стохас­
тические представления - теорию массового обслуживания, ме­
тоды статистических испытаний (основанные на методе Монте-
Карло), методы выдвижения и проверки статистических гипотез
А. Вальда и другие методы статистического имитационного мо­
делирования);
теоретико-мноэ/сественные (см.), логические (см. Математи­
ческая логика), лингвистические (см. Математическая лингвисти­
ка), семиотические представления (методы дискретной математи­
ки), составляющие теоретическую основу разработки языков
моделирования, автоматизации проектирования, информационно-
поисковых языков; Т а б л и ц а 1
Класс методов
и симюличе-
ский образ
Основная терминологая и примеры теорий,
возникших и развивающихся на базе
соответствующего класса методов
Сферы и возможности применения
Аналитиче­
ские
Ф[5х]
Лнаттинескымы здесь названы методы, которые
ряд свойств многомерной, многосвязной системы
отображают в «-мерном пространстве в виде одной
единственной точки (безразмерной в строгих мате­
матических доказательствах), совершающей какие-
либо перемещения в пространстве (или обладающей
каким-то поведением), ^ о отображение осуществ­
ляется посредстюм оператора (функции, функцио­
нала) Ф[3], Можно также две (или более) системы
или их части отобразить точками и рассматривать
взаимодействие этих точек. Поведение точек, их
взаимодействие описываются строгими соотноше­
ниями, имеющими силу закона.
Основу понятийного (терминологического) аппа­
рата этих представлений составляют понятия класси­
ческой математики {величина, формула, функция, урав­
нение, система уравнений, логарифм, дифференциал,
интеграл и т. д.).
На базе аналитических представлений возникли
и развиваются математические теории различной
сложности - от аппарата классического математи­
ческого анализа (методы исследования функций, их
вид, способы представления, поиск экстремумов
функций и т.п.) до таких новых разделов совре
менной математики, как математическое програм
мирование (линейное, нелинейное, динамическое и
т.п.), теория игр (матричные ифы с чистыми стра­
тегиями, дифференциальные ифы и т.п.).
Применяются в тех случаях, когда свойства
системы можно отобразить с помощью детерми­
нированных величин или зависимостей, т.е. когда
знания о процессах и событиях в некотором интер­
вале времени позволяют полностью определить по­
ведение их вне данного интервала. Эти методы ис­
пользуются при решении задач движения и
устойчивости, оптимального размещения, распре­
деления работ и ресурсов, выбора наилучшего
пути, оптимальной стратегии поведения, в том
числе в конфликтных ситуациях и т.п.
Математические теории, развивающиеся на базе
аналитических предстаклений, стали осноюй многих
прикладных направлений, в том числе теории авто­
матического управления, теории оптимальных реше­
ний и тд.
При практическом применении аналитических
представлений для отображения сложных систем
следует иметь в виду, что они требуют установле­
ния всех детерминированных связей между учи­
тываемыми компонентами и целями системы в
виде аналитических зависимостей.
Для сложных многокомпонентных, многокри
териальных систем получить аналитические зави­
симости крайне трудно. Более того, даже если это
и удается, то практически невозможно доказать
правомерность применения таких выражений, т.е.
адекватность модели рассматриваемой задаче. 4^
as
Продоллсение
Класс методов
и символиче­
ский образ
Статистиче­
ские
а^^ Ь
Основная терминология и примеры теорий,
юзникших и развивающихся на базе
соответствующего класса методов
Статистическим называют отображение системы
с помощью случайных (стохастических) событий,
процессов, которые описываются вероятностными
характеристиками и статистическими закономерно­
стями.
Статистические отображения системы можно
представить (см. Символический образ) как бы в виде
«размьпхзй» точки (размьп'ой области) в л-мерном
пространстве, в которую переводит систему (ее учи­
тываемые в модели сюйства) оператор Ф[^Я]. «Раз-
мьпую» точку следует понимать как некоторую об­
ласть, хараюгеризующую движение системы (ее
поведение); при этом фаниш>1 области заданы с
некоторой вероятностью р (под вероятностью собы­
тия понимается р{Л) = т/п, где т - число появле­
ний собьп-ия А, п - общее число опьп-ов; если при
« -^ 00, то (т/п) -> const.), т.е. как бы «размьпы», и
движение точки описывается некоторой случайной
функцией.
Закрепляя все параметры этой области, кроме од­
ного, можно получить срез по линии а-Ь, смысл ко­
торого - воздействие дднного параметра на поведение
системы, что можно описать статистическим распре­
делением по этому параметру. Аналогично можно
получить двухмерную, трехмерную и т.п. картины
1 статистического распределения.
Сферы и юзможности применения
На базе статистических представлений ю з - |
никли и развиваются ряд прикладных областей:
статистическая радиотехника, статистическая
теория распознавания образов, экономическая ста­
тистика, теория массового обслуживания, а также
развившиеся из направлений, юзникших на базе
аналитических представлений, - стохастическое]
программирование, новые разделы теории игр и т.п.
Расширение юзможностей отображения
сложных систем и процессов по сравнению с ана­
литическими методами можно объяснить тем, что
в случае применения статистических представле­
ний процесс постановки задачи как бы частично
заменяется статистическими исследованиями,
позволяющими, не выявляя все детерминирован­
ные связи между изучаемыми обьектами (собы­
тиями) или учитываемыми компонентами слож­
ной системы, на основе выборочного
исследования (репрезентативной выборки) полу­
чать статистические закономерности и распро­
странять их на поведение системы в целом с ка­
кой-то вероятностью.
Однако не всегда можно получить статистиче­
ские закономерности, не всегда может быть
определена репрезентативная выборка, доказана
1 правомерность применения статистических законо-На базе статистических предстаапений развива­
ется ряд математических теорий: математическая
статистика, теория статистических испытаний
(основой которой является метод Монте-Карло, а
развитием - теория статистического имитационного
моделирования); теория выдвижения и проверки ста­
тистических гипотез, базирующаяся на общей тео­
рии статистических решающих функций А. Вальда
(частным случаем этой теории, важным для теории
систем, является байесовский подход к исследованию
передачи информащ4и в процессах общения, обуче­
ния и других ситуациях); теория потенциальной по­
мехоустойчивости и теория решающих функций;
обобщение последних двух напраапений - теория
статистических решений.
мерностей. Если же не удается доказать репрезента­
тивность выборки или для этого требуется неприем­
лемо большое щземя, то применение статистических
методов может привести к неверным результатам.
В таких случаях целесообразно обратиться к
методам, объединяемым под общим названием
методы дискретной математики, которые помогают
разрабатывать языки моделирования, модели и
методики постепенной формализации процесса
принятия решения.
Статистические и теоретико-множественные
методы инициировали возникновение теории не­
четких, или «размьпых», множеств Л. Заде, которая
явилась началом развития ноюго направления -
нечетких формализации (см. Нечеткие, или размы-
тые, множества) и тд.
Теоретико-
множествен­
ные представ­
ления
Ф[5х1
Теоретико-множественные представления бази­
руются на понятиях множество, элементы множест­
ва, отношения на множествах, континуум.
Множества могут задаваться следующими спо­
собами: 1) перечислением (интенсионально): {а},
где / = 1...П или <а„ а,, ... , д., ... , а>, где А, G /4;
2) путем указания некоторого характеристического
свойства А (экстенсионально).
В основе теоретико-множественных преобразова­
ний лежит переход от одного способа задания мно­
жества к другому.
В множестве могут бьпъ выделены подмножест­
ва. Из двух или нескольких множеств можно сфор­
мировать путем установления отношений межау
элементами этих множеств новое множестю, обла­
дающее принципиально новыми свойствами, и, как
правило, новое качество приобретают и элементы.
Благодаря юзможности введения любых отно­
шений теоретико-множественнью представления
используются как обобщающий язык при сопос­
тавлении различных направлений математики и
других дисциплин; они явились осноюй для воз­
никновения новых научных направлений или раз­
вития существующих.
В частности, теоретико-множественные пред­
ставления получили широкое распространение для
уточнения ряда математических направлений (пер­
вой теорией, для которой на основе этих представ­
лений были получены важные новые результаты,
стала теория чисел), сыграли большую роль в ста­
новлении комбинаторики, топологии, в разработке
теории «размытых» множеств Л. Заде; на их основе 00
Продолэ/сеиие
Класс методов
и символиче­
ский образ
Основная терминология и примеры теорий,
юзникших и развивающихся на базе
соответствующего класса методов
Теоретико-множественные представдения до­
пускают введение любых произвольных отношений.
При конкретизащ1И отношений и правил их ис­
пользования можно получить одну из алгебр логи­
ки, один из формальных языков математической
лингвистики, создать язык моделирования сложной
системы, который затем, получив соответствующее
название, может развиваться как самостоятельное
научное направление.
Между теоретико-множественными описаниями
разных систем или их частей можно устанавливать соот­
ветствия: гомоморфизма, изоморфизма, автоморфизма,
отношения рефлексивности, симметричности, транзи­
тивности, заимствованные теорией множеств из других
разделов математики.
1 _ _. _ __ .._ .
Сферы и юзможности применения
стали создаваться первые информационно-поискоЛ
вые языки, языки автоматизации моделирования', на
теоретико-множественных представлениях базирует­
ся вариант математической теории систем М Меса-
ровича
Система может бьтгь представлена союкупно-
стью множеств или подмножеств разнородных
компонентов с произюльно вюдимыми элемен­
тами и отношениями. Однако свобода введения
произвольных отношений приюдщ к тому, что в
формализованном с их помощью описании про­
блемной ситуации довольно быстро могут обнару­
житься неразрешимые противоречия - парс^оксы,\
апории или антиномии, что не позволяет оперировать
с получаемыми теоретико-множественными моделя­
ми таким же образом, как с классическими матема­
тическими (аналитическими, статистическими) со­
отношениями, гарантируя дрсговерность получаемых
результатов. Лошческие
методы, или
математиче­
ская логика
Ф[5х]
Логические представления переводят реальную
систему и отношения в ней на язык одной из а1гебр
логики (двузначной, многозначной), основанной на
применении алгебраических методов для выражений
законов алгебры логики. Наибольшее распростране­
ние получила бинарная алгебра логики Буля (булева
алгебра).
Базовыми понятиями алгебры логики являются:
высказывание, предикат, логические функции {опера­
ции), кванторы, логический базис, логические законы
или теоремы {законы алгебры логики), применяя кото­
рые можно преобразовать систему из одного описа­
ния в другие с целью ее совершенствования. Напри­
мер, получить более простую структуру (схему),
содержащую меньшее число состояний, элементов,
но осуществляющую требуемые функции.
Теоремы доказываются и используются в рамках
формального логического базиса, определяемого со­
вокупностью специальных правил.
Логические методы представления систем отно­
сятся к детерминистским, хотя возможно их расши­
рение в сторону вероятностных оценок.
На базе математической логики созданы и раз­
виваются теории логического анализа и логического
синтеза, теория автоматов. На основе логических
представлений первоначально начинали развиваться
некоторые разделы теории формальных языков.
В силу ограниченности смысловыражакхшх воз­
можностей бинарной алгебры логики в последнее щземя
имеются попьпки создания многозначных (тернарной и
т.п.) алгебр логики с соответствующими логическими
базисами и TeqxMaMH.
Применяются при исследовании новых сгрук-|
тур и систем разнообразной природы (технических!
о5ьекга, текстов и др.), в которых характер взаимо­
отношений между элементами еще не настолько!
ясен, чтобы было возможно их представление ана­
литическими методами, а статистические исследо­
вания либо затруднены, либо не привели к выявле­
нию устойчивых статистических закономерностей.
В то же ^ м я следует иметь в виду, что с помо­
щью логических алгоритмов можно описывать не
любые отношения, а только те, которые предусмотре­
ны законами алгебры логики и удовлетворяют требо­
ваниям логического базиса
Логические представления широко применя­
ются при исследовании и разработке автоматов
разного рода, автоматических систем контроля,
при решении задач распознавания образов. На их
основе развивается самостоятельный раздел тео­
рии формальных языков - языки моделирования
проблемных ситуаций и текстов.
Вместе с тем смысловыражаюшие юзможно-
сти логических методов офаничены базисом и не
всегда позволяют адекватно отобразить реальную
проблемную ситуацию. Поэтому стали предпри­
ниматься попьп-ки создания вначале тернарной
логики, а затем и многозначных логик, вплоть до
непрерывной.
Однако попьпки создания многозначных логик
на практике пока не находят широкого примене­
ния из-за сложности обоснования логического базиса
и доказательства формальных теорем-законов много­
значной алгебры лошки, без чего невозможно фор­
мально применягП) логические законы и aлгopит^vlы и
получать достоверные результаты. Продолэ/сение
Класс методов
и символиче­
ский образ
Основная терминология и примеры теорий,
юзникших и развивающихся на базе
соответствующего класса методов
Сферы и юзможности применения
I Лингвистиче-
ские и семио­
тические пред­
ставления, или
математиче­
ская лингвис­
тика и семио­
тика
4S,]
Основными понятиями, на которых базируются
лингвистические представления, являются понятия:
тезаурус Т, грамматика G, семантика, прагматика.
Термин тезаурус (от греч. GrjSaupoi; - сокровищ­
ница, богатстю, клад, запас и т.п.) в общем случае
характеризует «совокупность научных знаний о яв­
лениях и законах внешнего мира и духовной дея­
тельности людей, накопленную всем человеческим
обществом».
В математической лингвистике и семиотике
термин тезаурус используется в более узком смысле,
для характеристики конкретного языка, его много­
уровневой структуры. Для этих целей удобно поль­
зоваться одним из принятых в лингвистике опреде­
лений тезауруса как «множества смысловыражаюших
элементов языка с заданными смысловыми отноше­
ниями», которое дал Ю.А Шрейдер.
Для системных приложений интересно сочетание
математической лингвистики и семиотики, которая
юзникла как наука о знаках, знаковых системах.
Однако некоторые школы, развивающие семио­
тические представления, равноправно пользуются в
семиотике понятиями математической лингвистики,
такими, как тезаурус, грамматика, семантика и т.п.
Такие представления иногда называют лингвистиче­
ской семиотикой или лингвосемиотикой.
С теоретической точки зрения фаницу между
лингвистическими и семиотическими представле-
ниями при разработке языков моделирования можно
Для практических приложений модели лингвис­
тических и семиогических представлений можно рас-
смафивагь как один класс методов формализованного
представления систем.
Лингвистические и семиотические представле­
ния возникли и развиваюггся в связи с потребно­
стями анализа текстов и языков. Однако ю второй
половине XX в. эти представления стали широко
применяться для отображения и анализа процессов
в сложных системах в тех случаях, когда не удается
применить сразу аналитические, статистические
представления или методы формальной логики.
В частности, лингвистические и семиотиче­
ские представления являются удобным аппаратом
(особенно в сочетании с графическими) для пер-
юго этапа постановки и формализации задач
принятия решений в ситуащмх с большой на­
чальной неопределенностью, чем и был вызван
интерес к этим методам со стороны инженеров и
специалистов, занимающихся исследованием и
разработкой сложных систем. На их основе разра­
батывают языки моделирования и автоматизации
проектирования.
В случае применения этих методов следует
иметь в виду, что при усложнении языка модели
рования, применении правил произвольной грам
матики или семиотики трудно гарантировать дос
товерность получаемых результатов, возникают
проблемы алгоритмической разрешимости, пара доксов, которые частично могут бьп"ь преодолены
с помощью содержательного контроля и коррек­
тировки языка на каждом шаге его расширения в
диалогоюм режиме моделирования. При этом
разработчик языка моделирования не всегда мо­
жет формально объяснить его возможности, про­
исходит как бы «выращивание» языка, у которого
появляются новые сюйства, повышающие его
смысловыражающие возможности.
определить характером правил фамматики: если пра­
вила не охватываются классификацией формальных
грамматик Н. Хомского, то модель относят к семио­
тической и применяют произвольные правила взаи­
моотношений между знаками, отображающими ком­
поненты модели, допустимые семиотикой.
Графические
представления
<t>isj
К графическим представлениям здесь отнесены
любые графики {диаграммы, гистограммы, графики
Ганта, т.е. «время-операция» в прямоугольных коор­
динатах, и т.д.) и юзникшие на основе графических
отображений теории: теория графов, теория сетевого
планирования и управления и т.п., т.е. все, что позволя­
ет наглядно представить процессы, происходящие в
системах, и облегчить таким образом их анализ для
человека (лица, принимающего решения).
Графики Ганта выполнялись с ручным, а в после­
дующем - и с автоматическим управлением. В даль­
нейшем на этой основе возникли представления со-
юкупности дискретных операций в дискретном
времени как множества собьппй, упорядоченных в
двух измерениях, - сетевые структуры.
Есть и юзникшие на основе фафических пред­
ставлений методы, которые позволяют ставить и
решать юпросы оптимизации процессов организа­
ции, управления, проектирования и являются мате­
матическими методами в традиционном смысле.
Таковы геометрия, теория графов.
Понятие графа в математическом смысле перю-
начально было введено Л. Эйлером.
4^
00
Графические представления являются удоб­
ным средстюм исследования структур и процес­
сов в сложных системах, средстюм организации
взаимодействия человека и технических устройств
(в том числе ЭВМ).
На основе сетевых структур возникли при­
кладные теории: PERT (ProgTam Evaluation and
Review Technique - Методика оценки и контроля
профамм), теория сетевого планирования и управ­
ления (СПУ).
Перюначально СПУ широко применялись не
только в управлении произюдственными процессами
(где достаточно несложно построить сетеюй график),
но и в системах организационного управ/1ения.
Однако применение СПУ ограничивается ее не­
достатками: 1) теория перюначально была ориенти­
рована на анализ только одного класса фафов - на­
правленных (не имеющих обратных связей, т.е. циклов,
петель) и 2) доля «ручного» труда ЛПР при ра:рабоже
сетеюго графика составляет, по оценкам специали­
стов, до 95% общих затрат щземени на анализ сшуа-
ций и процессов с использованием СПУ.
Поэтому разрабатываются методы статисти
неского сетевого моделирования с использованием
вероятностных оценок и ненаправленных фафов,
подходы к автоматизации формирования фафов. графические (см. Графические представления), включающие
теорию графов и разного рода графические представления ин­
формации типа диаграмм, гистограмм и других графиков.
Разумеется, в табл. 1 приведены лишь укрупненные группы-
направления, конкретные методы которых только в начальный
период развития характеризуются рассмотренными особеннос­
тями. Эти направления непрерывно развиваются, и в их рамках
появляются методы с расширенными возможностями по сравне­
нию с исходными.
Кроме того, в математике постоянно возникают новые на­
правления как бы «на пересечении» методов, отнесенных к упо­
мянутым укрупненным группам.
В частности, на пересечении аналитических и теоретико-мно­
жественных представлений возникла и развивается алгебра групп;
параллельно в рамках алгебры групп и теории множеств начала
развиваться комбинаторика (см.); теоретико-множественные и
графические представления стали основой возникновения топо­
логии', статистические и теоретико-множественные методы ини­
циировали возникновение теории «размытых» множеств Л. Заде,
которая, в свою очередь, явилась началом развития нового на­
правления - нечетких формализации (см. Нечеткие или размытые
мноэ/сества) и т.д.
Практически невозможно создать единую классификацию,
которая включала бы все разделы современной математики. В то
же время перечисленные направления помогают понять особен­
ности конкретных методов, использующих средства того или ино­
го направления или их сочетания, выбрать методы для конкрет­
ных приложений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификации методов формализоваиного представления сис­тем» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Види та операції комерційних банків
Оцінка
Шляхи активізації інвестування
Пушка на Луне
Омоніми, омофони, оморфми і омографи


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (26.10.2011)
Переглядів: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП