Трудность в разграничении виртуальных организационных форм и других форм сотрудни чества и децентрализации связана и с тем, что на практике суще ствует множество в той или иной степени «виртуализированных» организаций. Следует отметить, что довольно часто под вирту альными организациями в производстве понимают ту или иную форму организации взаимодействия предприятий в области ло гистики и материально-технического снабжения. в целом виртуальные организационные формы - это динами ческие сетевые объединения людей, коллективов и предприятий. Далее, виртуальные организационные формы можно разделить на внутриорганизационные (в пределах одного предприятия) и меж организационные (объединения различных предприятий, коллек тивов и людей). Одна из классификаций виртуальных организаци онных форм, базирующаяся на приведенных в [1] видах и описаниях реально действующих предприятий, отображена на рис. 2. Внутри- организационные формы Т Работа на дому с телесвязью Банки знаний Виртуальные организационные формы Т Временная модульная сеть Сеть для отдельных заказов Целевое сетевое объединение Централизованно\ управляемая сеть Меж организационные формы Специальные сети Сеть для крупных проектов Меж дисциплинарная сеть знаний Долгосрочный сетевой пул Рис.2 Согласно этой классификации можно следующим образом охарактеризовать виды виртуальных предприятий: • временная модульная сеть, объединяющая партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерны низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, асимметричная зависимость партнеров по сети; • сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мо билизацию ориентированных на проект высококлассных ресур- 97 сов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки выполнения заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети сим метрична; • целевое сетевое объединение в определенной сфере рассчи тано на совместные решения и оптимизацию услуг клиентам. Кооперация в таких сетях, отличающихся высокой степенью от крытости и симметричной зависимостью партнеров, ориентиро вана на предложение общих решений; • централизованно управляемые сети характеризуются тем, что одна фирма специализируется на координации и управлении производственными процессами действующей в мировом масш табе сети с односторонне заменяемыми партнерами; • долгосрочные сетевые пулы ориентированы на постоянное получение различных рыночных заказов. Основой сотрудничества являются доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Сетевому пулу свойственна симметричная зависимость сетевых партнеров. Наибольший интерес пул представляет для мелких и средних предприятий, которые благодаря такой кооперации обес печивают возможность получать заказы и снижать издержки; • междисциплинарная сеть знаний является объединением носителей «ноу-хау», характеризуется централизованным управ лением, выходящим за рамки выполнения отдельных заказов, и симметричной зависимостью партнеров; • сети для крупных проектов - открытые организации, наце ленные на рациональное объединение ресурсов для выполнения крупного (долгосрочного) проекта; • специальные сети, ориентирующиеся на выполнение отдель ных заказов с цифровой передачей данных. Для организации и координации таких виртуальных предприятий широко исполь зуются глобальные вычислительные и коммуникационные сети с целью привлечения известных высококлассных партнеров. Приведенная классификация не совсем четко разграничивает виды виртуальных предприятий, что связано с попыткой учесть множество признаков: тип управления (централизованное или децентрализованное), зависимость партнеров, время «жизни» сети, количество проектов в некоторый период времени, исполь зуемые технологии, сферу деятельности и сферу интересов. С позиции организационных и управленческих моментов наи более важны следующие признаки: тип управления (централизо- 98 ванное или децентрализованное); время «жизни» сети (выполне ние одного проекта или нескольких в некий период времени). По признаку время «жизни» сети можно выделить два основ ных типа: временные сети - возникают при выявлении рыночной возможности или поступлении рыночного заказа и распадаются после выполнения заказов; постоянные сети, ориентированные на постоянный поиск и получение заказов в определенной сфере деятельности. По типу управления можно выделить три вида виртуальных предприятий [11]: с централизованным типом управления, когда один из участников сети управляет сетью и выполнением рыноч ных заказов; с децентрализованным типом управления, при ко тором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий участников сети; с распределен ным типом управления, когда сохраняется общий координаци онный центр.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Виды виртуальных предприятий» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»