ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)
Разработка АСУ была обусловлена научно-техническим про­
грессом и возникшими в связи с этим проблемами организаци­
онного управления.
Из истории АСУ и ЛИС, Этапы развития машинной (механизиро­
ванной) обработки экономической информации (МОЭИ) и АСУ в на­
шей стране можно рассматривать в двух аспектах: историческом и ас­
пекте научно-технической революции.
В историческом аспекте можно выделить несколько периодов [6]:
1. До 1931 г. создавались машиносчетные бюро (МСБ) и машино­
счетные установки (МСУ) на транспорте, связи и др. Технические сред­
ства - арифмометры и механические счетные машины.
2. С 1931 по 1941 г. создавалась отрасль машиностроения по выпус­
ку клавишных вычислительных машин (КВМ) и перфорационных вы­
числительных машин (ПВМ). Обработка данных переписи населения в
1939 г. проводилась с помощью отечественной техники. Большое коли­
чество МСБ и МСУ возникло на крупных промышленных предприяти­
ях и в органах статистики.
3. В 50-х гг. XX в. появились ЭВМ первого поколения. Создаются в
городах (Киев, Минск, Орел и др.) заводы, выпускающие вычислитель­
ную технику. В 1949 г. принято постановление о подготовке кадров по
организации механизированной обработки экономической информации
(ОМОЭИ).
4. Период с 1960 по 1970 г. характеризуется широким использовани­
ем ЭВМ для решения экономических задач. В министерствах, централь­
ных органах управления (ЦСУ, Госплан и т.д.) создаются отделы управ­
ления ВТ. В 1963 г. вышло постановление о создании АСУ и об улучшении
руководства внедрением ВТ.
5. С 1971 по 1980 г. приняты на правительственном уровне основ­
ные решения по разработке АСУ, в том числе о создании общегосудар­
ственной автоматизированной системы (ОГАС), обеспечивающей инфор­
мацией принятие решений по управлению народным хозяйством страны.
Развитие АСУ пошло по пути повышения эффективности и качества,
перехода на ЭВМ третьего и четвертого поколений.
6. С 1985 г. создается отрасль материального производства «Инфор­
мационно-вычислительное обслуживание». В этот период разрабатыва­
ется общегосударственная программа создания, развития производства
57 и эффективного использования ВТ и автоматизированных систем (АС)
в период до 2000 г. Разработаны системы автоматизированного проек­
тирования (САПР) и автоматизированные системы научных исследова­
ний (АСНИ).
Этапы развития МОЭИ и АСУ с позиций научно-технического про­
гресса:
1) до 1950 г. - частичная механизация;
2) 1950 -1959 гг. - комплексная механизация;
3) с 1960 г. - частичная автоматизация;
4) 70-е гг. - комплексная автоматизация.
Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программ­
ных процедур, и основные работы велись в направлении исследования и
совершенствования возможностей ВТ, разработки средств, обеспечиваю­
щих наиболее рациональную организацию информационных массивов,
удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ и т.п.
В нашей стране проблему обеспечения информацией управленческих
работников поставили сразу системно. Была разработана классификация
АСУ, в которой выделялись АСУ разных уровней управления - АСУП
(для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые АСУ), рес­
публиканские и региональные АСУ (РАСУ) и, наконец, - ОГАС.
Эти уровни составили основу концепции идеолога АСУ академика
В.М. Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС [5].
На уровне предприятий, особенно создаваемых в 70-е гг. XX в. на­
учно-производственных объединений (НПО), выделяли АСУ техноло­
гическими процессами (АСУ ТП), АСУ технической подготовки произ­
водства (АСУ ТПП) и АСУ организационного управления предприятием
(АСУП, или АСОУ), а в структуре АСУП выделялись уровни (страты) -
АСУ объединения, АСУ предприятий и организаций (научно-исследо­
вательских институтов, конструкторских бюро и т.п.), входящих в НПО,
АСУ производств, комплексов цехов, АСУ цехов и участков и т.д.
В начале 80-х гг. XX в. была осознана целесообразность создания
объединенных организационно-технологических АСУ (АСУОТ), в ко­
торых информация, регистрируемая при управлении технологическими
процессами, использовалась и при организационном управлении. Ини­
циатором создания АСУОТ было объединение АвтоВАЗ [12].
В последующем автоматизированные системы управления предпри­
ятиями стали создаваться как интегрированные АСУ промышленными
предприятиями (см.).
В настоящее время разновидностью АСУ можно считать корпора­
тивные информационные системы.
58 Принципы построения АСУ. Системы такой сложности, как
АСУ, обладают рядом специфических особенностей, присущих
открытым системам (см.) с активными элементами, к которым, в
частности, относятся неоднозначность использования понятий
«цели» - «средства», «система» - «подсистема»; трудность прогно­
зирования (а иногда и принципиальная непредсказуемость) пове­
дения системы при внесении в нее изменений. Для адаптивности
(см. Адаптация) системы, способности ее к самоорганизации не­
обходимо предусмотреть соответствующие средства, обеспечива­
ющие целеобразование, способность вырабатывать варианты по­
ведения, а при необходимости - изменять структуру системы
управления и АСУ. Эти особенности были осознаны с самого на­
чала разработки АСУ и обусловили необходимость привлечения
для их объяснения и обеспечения системных представлений, зако­
номерностей функционирования и развития систем (см. Введение).
Понимая неизбежность и необходимость проявления назван­
ных особенностей и обусловливающих их закономерностей, кото­
рые действуют в системе независимо от того, учитывают их или
нет, и затрудняют управление разработками АСУ, некоторые спе­
циалисты уже на ранних стадиях создания этих систем предлагали
создавать системы проектирования и развития АСУ, разрабаты­
вать единые принципы проектирования и терминологию.
В понимании принципов построения и организации функци­
онирования АСУ большую роль играет выделение ф у н к ц и о ­
н а л ь н о й и о б е с п е ч и в а ю щ е й частей, что не утрачивает
актуальности и в настоящее время при разработке любых авто­
матизированных информационных и управляющих систем.
На стадии проектировани,1 АСУ любой страты (общегосудар­
ственной, региональной, предприятия и организаций и т.п.) воз­
никает необходимость разделить сложную систему на части, что­
бы распределить работы между исполнителями, занимающимися
разработкой и организацией функционирования АСУ. Прежде
всего в соответствии с постановкой задачи принятия решения
по аналогии с понятиями «цель» и «средства» введены понятия
ф у н к ц и о н а л ь н о й и о б е с п е ч и в а ю щ е й части АСУ
(ФЧ и ОЧ).
Структура ФЧ определяется на основе анализа целей и функций
системы управления, для обеспечения деятельности которой созда­
ется АСУ, т.е. ФЧ определяет ц е л и и основные ф у н к ц и и АСУ
и включает подсистемы и задачи, выбранные для автоматизации.
59 Структура 0 4 включает различные виды обеспечения (орга­
низационное, информационное, техническое, программное, линг­
вистическое, эргономическое и т.п.), необходимые для реализации
подсистем и задач ФЧ АСУ, т.е. ОЧ представляет собой средства
для достижения целей, реализации задач АСУ.
При этом под структурой ОЧ понимается не просто совокупность
средств информационного, технического, сшгоритмического, программного
и других видов обеспечения, а организационная форма взаимодействия всех
видов обеспечения, необходимых для реализации подсистем и задач (вхо­
дящих в структуру ФЧ) па всех уровнях иерархии структуры ОЧ.
Необходимость введения новых терминов ФЧ и ОЧ вместо привыч­
ных понятий «цели» и «средства» можно объяснить с помощью особен­
ностей и закономерностей сложных систем.
В таких системах каждый уровень иерархической структуры ведет
себя как «двуликий Янус» - как средство по отношению к вышестояще­
му уровню и как цель по отьюшению к нижележащему [4, 11] (см. Законо­
мерность коммуиикстшвиосты). Соответственно составляющие любого
промежуточного уровня в структуре АСУ можно рассматривать как
подсистемы по отношению к вышестоящему уровню, к системе в целом,
их объединяющей, и в го же время, взятые сами по себе, они могут рас­
сматриваться как системы. Поэтому часто при разработке АСУ возни­
кали противоречивые ситуации; отдельные подсистемы «Кадры», «Ка­
чество» и т. п. на определенной стадии развития АСУ начинали называть
«АСУ-Кадры», «АСУ-Качество», т.е. считали их как бы самостоятель­
ными системами - АСУ, в то время как по отношению к общей системе
предприятия они продолжали оставаться подсистемами.
Более того, на каждом уровне иерархической структуры ФЧ в силу
закономерности иерархической упорядоченности всегда следует опре­
делять свои цели, функции, задачи, средства. Иными словами, понятия
«цели» и «средства» в иерархической структуре всегда используются не­
однозначно, и это должны осознавать разработчики АСУ, не тратя вре­
мя на бессмысленные дискуссии по поводу терминов.
Следует также подчеркнуть, что введенные термины ФЧ и ОЧ нельзя
однозначно отождествлять с понятиями «цели» и «средства». Они явля­
ются более сложными понятиями.
Действительно, иногда говорят об обеспечивающих подсистемах, имея
в виду определенным образом организованные совокупности информа­
ционных, программных, технических средств, используемых для реализа­
ции не укрупненной функции (для которой используется термин «функ­
циональная подсистема»), а какой-либо вспомогательной функции
ьшжележащих уровней или определенной их совокупности (например,
такого рода обеспечивающими подсистемами были банки данных опре-
60 деленного назначения, типа ИНЭС, СИОД, БАНК [3, 7 и др.] и т.п., ис­
пользуемые как средства для хранения и предоставления лицам, прини­
мающим решения, информации о состоянии производства). С другой сто­
роны, когда сдают в эксплуатацию функциональную подсистему, то имеют
в виду не только совокупность задач и функций, включаемых в нее, но и
технические средства, алгоритмы, программы, инструкции по их исполь­
зованию, т.е. и совокупность средств реализации этой подсистемы.
Таким образом, термины ФЧ и 0 4 являются обобщающими услов­
ными понятиями, которые помогают охарактеризовать автоматизиро­
ванную систему как целое, выделив в ней работы, в большей мере свя-
за^шые с анализом и описанием целей системы (формирование структуры
ФЧ АСУ), и работы, связанные с определением общей структуры средств
реализации целей (разработка структуры 0 4 АСУ).
Соответственно при управлении разработками автоматизи­
рованных систем вначале выделяли две основные проблемы.
1. Формирование структуры ФЧ АСУ и выбор на ее основе
первоочередных задач автоматизации (для АСУ соответствую­
щей очереди).
2. Разработка структуры ОЧ АСУ.
Решение этих двух основных проблем взаимосвязано. С од­
ной стороны, структура ОЧ определяется структурой ФЧ. В то
же время выбор структуры ФЧ во многом зависит от имеющихся
технических, программных и иных средств, т.е. потенциальных
возможностей ОЧ.
Основные проблемы управления разработками АСУ, в свою
очередь, делят на задачи, которые часто можно решать парал­
лельно.
Например, первую проблему можно разделить на следующие
под этапы:
1.1. Прогнозирование структуры ФЧ АСУ. Разработка про­
гнозного варианта структуры ФЧ АСУ (на 20 лет) и основных
направлений развития АСУ (на 10 лет).
1.2. Разработка структуры ФЧ АСУ последующей очереди (на
5 лет). Эту задачу называют также «Выбор первоочередных под­
систем (комплексов задач) автоматизации для последующей оче­
реди АСУ».
1.3. Выбор первоочередных (наиболее значимых) задач в под­
системах АСУ и последовательности их проектирования и вне­
дрения.
1.4. Проектирование подсистем АСУ.
61 Вторую проблему можно представить следующим образом.
2.1. Выбор (обоснование) структуры ОЧ АСУ.
2.2. Проектирование отдельных видов обеспечения.
Кроме того, в действующей АСУ важно создавать о р г а н и ­
з а ц и о н н у ю с т р у к т у р у АСУ, которая определяется соста­
вом и взаимосвязью отдельных структурных подразделений в ус­
ловиях эксплуатации АСУ.
Поэтому к названным основным проблемам позже была до­
бавлена проблема управления разработками АСУ.
Систему управления разработками АСУ можно считать 3-й
составляющей АСУ и разделить ее на следующие задачи.
3.1. Разработка структуры организационного обеспечения
управлением разработками АСУ (на первых этапах эта задача
сводится к определению структуры подразделения, разрабаты­
вающего АСУ, а по мере развития - к определению взаимоотно­
шений между подразделениями-разработчиками и подразделени­
ями, использующими результаты разработки в практической
деятельности, а также подразделениями, подготавливающими и
контролирующими вводимую информацию). Иногда эту состав­
ляющую выделяют в самостоятельную проблему.
3.2. Создание информационной системы для обеспечения
проектирования подсистем и задач АСУ.
Структура этапов разработки АСУ приведена на рисунке.
Для управления разработками автоматизированных систем
были подготовлены соответствующие руководящие методичес­
кие материалы [9], в которых АСУ трактовалась как развиваю­
щаяся система и вводилось понятие о ч е р е д и . АСУ первой оче­
реди разрабатывалась как автоматизированная информационная
сиапема (АИС).
В руководящих материалах оговаривался также порядок раз­
работки соответствующей очереди АСУ (АИС) и ввода ее в эксп­
луатацию. Были разработаны типовые положения, типовые
структуры, порядок разработки и другие методические материа­
лы, объединенные затем в единый документ - Общеотраслевые
руководящие методические материалы (ОРММ) [8-10].
Четкий порядок, установленный ОРММ, ускорил распрост­
ранение опыта организации работ по проектированию АСУ, об­
легчил учет и сравнительный анализ хода работ по созданию АСУ
на предприятиях и в отраслях. Однако одновременно он ограни-
62 1. Формирование структуры ФЧ АСУ
1.1. Анализ
целей
и функций
организации
1.2. Разработка
структуры ФЧ АСУ|
последующей
очереди
1.3. Выбор
первоочередных
задач
в подсистемах
1.4. Проек­
тирование
подсистем
АСУ
А А
2. Разработка структуры ОЧ АСУ ор
2.1. Выбор
(обоснование)
структуры 0 4 АСУ
2.2. Проектирование
отдельных видов
обеспечения
3. Управление разработками АСУ
3.1. Разработка структуры
организационного
обеспечения управлением
разработками АСУ
3.2. Создание
информационной системы
для обеспечения подсистем
и задач АСУ
чил развитие АСУ ряда предприятий и НПО, что неизбежно в
силу «закона необходимого разнообразия» У.Р. Эшби [2, 4, 11,
13] (именно за счет ограничения «разнообразия», т.е. упрощения,
типизации и в конечном счете примитивизации систем, было до­
стигнуто облегчение в управлении разработками АСУ).
Негативная роль ОРММ была в дальнейшем осознана, осо­
бенно в период перехода предприятий на самоокупаемость и хоз­
расчет. Типовые решения и структуры можно использовать лишь
на начальных стадиях создания АСУ, а по мере их развития все
больше начинают проявляться индивидуальные особенности кон­
кретных предприятий и объединений и связанная с этим индиви­
дуальность АСУ.
В этих условиях для управления разработками АСУ потребо­
вались методические материалы, в которых не только определя­
лось бы, ч т о нужно делать в процессе разработки АСУ, и дик­
товались бы готовые типовые проектные решения, а давались бы
рекомендации о том, к а к нужно принимать решения по выбору
структуры АСУ, средств ее реализации в конкретных условиях.
63 Начались разработки соответствующих методик и моделей для
принятия решений по управлению разработками АИС и АСУ с
учетом конкретных особенностей предприятий и организаций.
Очевидно, что принципы построения и эффективность АСУ
существенно зависят от уровня развития информационных тех­
нологий.
С появлением в середине 70-х гг. XX в. персональных ЭВМ
происходит корректировка идеи АСУ: от ВЦ и централизации
управления - к распределенному вычислительному ресурсу и де­
централизации управления. Такой подход нашел свое примене­
ние в с и с т е м а х п о д д е р ж к и п р и н я т и я р е ш е н и й
(СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной ин­
формационной технологии организационного управления. При
этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислитель­
ные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосре­
доточить в них решение крупных долгосрочных стратегических
задач.
В то же время для обеспечения эффективного управления круп­
ными предприятиями остается актуальной идея создания интег­
рированных А СУ промышленными предприятиями (см.), а для обес­
печения информацией по группам основных функций
организационного управления предприятиями - корпоративных
информационных систем (см.) - КИС в настоящее время ставится
задача интеграции КИС.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит Звіту про рух грошових коштів
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування
Странный карандаш
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
ПОЗИЧКОВИЙ ПРОЦЕНТ


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1834 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП