Разработка АСУ была обусловлена научно-техническим про грессом и возникшими в связи с этим проблемами организаци онного управления. Из истории АСУ и ЛИС, Этапы развития машинной (механизиро ванной) обработки экономической информации (МОЭИ) и АСУ в на шей стране можно рассматривать в двух аспектах: историческом и ас пекте научно-технической революции. В историческом аспекте можно выделить несколько периодов [6]: 1. До 1931 г. создавались машиносчетные бюро (МСБ) и машино счетные установки (МСУ) на транспорте, связи и др. Технические сред ства - арифмометры и механические счетные машины. 2. С 1931 по 1941 г. создавалась отрасль машиностроения по выпус ку клавишных вычислительных машин (КВМ) и перфорационных вы числительных машин (ПВМ). Обработка данных переписи населения в 1939 г. проводилась с помощью отечественной техники. Большое коли чество МСБ и МСУ возникло на крупных промышленных предприяти ях и в органах статистики. 3. В 50-х гг. XX в. появились ЭВМ первого поколения. Создаются в городах (Киев, Минск, Орел и др.) заводы, выпускающие вычислитель ную технику. В 1949 г. принято постановление о подготовке кадров по организации механизированной обработки экономической информации (ОМОЭИ). 4. Период с 1960 по 1970 г. характеризуется широким использовани ем ЭВМ для решения экономических задач. В министерствах, централь ных органах управления (ЦСУ, Госплан и т.д.) создаются отделы управ ления ВТ. В 1963 г. вышло постановление о создании АСУ и об улучшении руководства внедрением ВТ. 5. С 1971 по 1980 г. приняты на правительственном уровне основ ные решения по разработке АСУ, в том числе о создании общегосудар ственной автоматизированной системы (ОГАС), обеспечивающей инфор мацией принятие решений по управлению народным хозяйством страны. Развитие АСУ пошло по пути повышения эффективности и качества, перехода на ЭВМ третьего и четвертого поколений. 6. С 1985 г. создается отрасль материального производства «Инфор мационно-вычислительное обслуживание». В этот период разрабатыва ется общегосударственная программа создания, развития производства 57 и эффективного использования ВТ и автоматизированных систем (АС) в период до 2000 г. Разработаны системы автоматизированного проек тирования (САПР) и автоматизированные системы научных исследова ний (АСНИ). Этапы развития МОЭИ и АСУ с позиций научно-технического про гресса: 1) до 1950 г. - частичная механизация; 2) 1950 -1959 гг. - комплексная механизация; 3) с 1960 г. - частичная автоматизация; 4) 70-е гг. - комплексная автоматизация. Зарубежная практика шла по пути разработки отдельных программ ных процедур, и основные работы велись в направлении исследования и совершенствования возможностей ВТ, разработки средств, обеспечиваю щих наиболее рациональную организацию информационных массивов, удобный для пользователя интерфейс, наращивание памяти ЭВМ и т.п. В нашей стране проблему обеспечения информацией управленческих работников поставили сразу системно. Была разработана классификация АСУ, в которой выделялись АСУ разных уровней управления - АСУП (для уровня предприятий и организаций), ОАСУ (отраслевые АСУ), рес публиканские и региональные АСУ (РАСУ) и, наконец, - ОГАС. Эти уровни составили основу концепции идеолога АСУ академика В.М. Глушкова по разработке стратифицированной структуры ОГАС [5]. На уровне предприятий, особенно создаваемых в 70-е гг. XX в. на учно-производственных объединений (НПО), выделяли АСУ техноло гическими процессами (АСУ ТП), АСУ технической подготовки произ водства (АСУ ТПП) и АСУ организационного управления предприятием (АСУП, или АСОУ), а в структуре АСУП выделялись уровни (страты) - АСУ объединения, АСУ предприятий и организаций (научно-исследо вательских институтов, конструкторских бюро и т.п.), входящих в НПО, АСУ производств, комплексов цехов, АСУ цехов и участков и т.д. В начале 80-х гг. XX в. была осознана целесообразность создания объединенных организационно-технологических АСУ (АСУОТ), в ко торых информация, регистрируемая при управлении технологическими процессами, использовалась и при организационном управлении. Ини циатором создания АСУОТ было объединение АвтоВАЗ [12]. В последующем автоматизированные системы управления предпри ятиями стали создаваться как интегрированные АСУ промышленными предприятиями (см.). В настоящее время разновидностью АСУ можно считать корпора тивные информационные системы. 58 Принципы построения АСУ. Системы такой сложности, как АСУ, обладают рядом специфических особенностей, присущих открытым системам (см.) с активными элементами, к которым, в частности, относятся неоднозначность использования понятий «цели» - «средства», «система» - «подсистема»; трудность прогно зирования (а иногда и принципиальная непредсказуемость) пове дения системы при внесении в нее изменений. Для адаптивности (см. Адаптация) системы, способности ее к самоорганизации не обходимо предусмотреть соответствующие средства, обеспечива ющие целеобразование, способность вырабатывать варианты по ведения, а при необходимости - изменять структуру системы управления и АСУ. Эти особенности были осознаны с самого на чала разработки АСУ и обусловили необходимость привлечения для их объяснения и обеспечения системных представлений, зако номерностей функционирования и развития систем (см. Введение). Понимая неизбежность и необходимость проявления назван ных особенностей и обусловливающих их закономерностей, кото рые действуют в системе независимо от того, учитывают их или нет, и затрудняют управление разработками АСУ, некоторые спе циалисты уже на ранних стадиях создания этих систем предлагали создавать системы проектирования и развития АСУ, разрабаты вать единые принципы проектирования и терминологию. В понимании принципов построения и организации функци онирования АСУ большую роль играет выделение ф у н к ц и о н а л ь н о й и о б е с п е ч и в а ю щ е й частей, что не утрачивает актуальности и в настоящее время при разработке любых авто матизированных информационных и управляющих систем. На стадии проектировани,1 АСУ любой страты (общегосудар ственной, региональной, предприятия и организаций и т.п.) воз никает необходимость разделить сложную систему на части, что бы распределить работы между исполнителями, занимающимися разработкой и организацией функционирования АСУ. Прежде всего в соответствии с постановкой задачи принятия решения по аналогии с понятиями «цель» и «средства» введены понятия ф у н к ц и о н а л ь н о й и о б е с п е ч и в а ю щ е й части АСУ (ФЧ и ОЧ). Структура ФЧ определяется на основе анализа целей и функций системы управления, для обеспечения деятельности которой созда ется АСУ, т.е. ФЧ определяет ц е л и и основные ф у н к ц и и АСУ и включает подсистемы и задачи, выбранные для автоматизации. 59 Структура 0 4 включает различные виды обеспечения (орга низационное, информационное, техническое, программное, линг вистическое, эргономическое и т.п.), необходимые для реализации подсистем и задач ФЧ АСУ, т.е. ОЧ представляет собой средства для достижения целей, реализации задач АСУ. При этом под структурой ОЧ понимается не просто совокупность средств информационного, технического, сшгоритмического, программного и других видов обеспечения, а организационная форма взаимодействия всех видов обеспечения, необходимых для реализации подсистем и задач (вхо дящих в структуру ФЧ) па всех уровнях иерархии структуры ОЧ. Необходимость введения новых терминов ФЧ и ОЧ вместо привыч ных понятий «цели» и «средства» можно объяснить с помощью особен ностей и закономерностей сложных систем. В таких системах каждый уровень иерархической структуры ведет себя как «двуликий Янус» - как средство по отношению к вышестояще му уровню и как цель по отьюшению к нижележащему [4, 11] (см. Законо мерность коммуиикстшвиосты). Соответственно составляющие любого промежуточного уровня в структуре АСУ можно рассматривать как подсистемы по отношению к вышестоящему уровню, к системе в целом, их объединяющей, и в го же время, взятые сами по себе, они могут рас сматриваться как системы. Поэтому часто при разработке АСУ возни кали противоречивые ситуации; отдельные подсистемы «Кадры», «Ка чество» и т. п. на определенной стадии развития АСУ начинали называть «АСУ-Кадры», «АСУ-Качество», т.е. считали их как бы самостоятель ными системами - АСУ, в то время как по отношению к общей системе предприятия они продолжали оставаться подсистемами. Более того, на каждом уровне иерархической структуры ФЧ в силу закономерности иерархической упорядоченности всегда следует опре делять свои цели, функции, задачи, средства. Иными словами, понятия «цели» и «средства» в иерархической структуре всегда используются не однозначно, и это должны осознавать разработчики АСУ, не тратя вре мя на бессмысленные дискуссии по поводу терминов. Следует также подчеркнуть, что введенные термины ФЧ и ОЧ нельзя однозначно отождествлять с понятиями «цели» и «средства». Они явля ются более сложными понятиями. Действительно, иногда говорят об обеспечивающих подсистемах, имея в виду определенным образом организованные совокупности информа ционных, программных, технических средств, используемых для реализа ции не укрупненной функции (для которой используется термин «функ циональная подсистема»), а какой-либо вспомогательной функции ьшжележащих уровней или определенной их совокупности (например, такого рода обеспечивающими подсистемами были банки данных опре- 60 деленного назначения, типа ИНЭС, СИОД, БАНК [3, 7 и др.] и т.п., ис пользуемые как средства для хранения и предоставления лицам, прини мающим решения, информации о состоянии производства). С другой сто роны, когда сдают в эксплуатацию функциональную подсистему, то имеют в виду не только совокупность задач и функций, включаемых в нее, но и технические средства, алгоритмы, программы, инструкции по их исполь зованию, т.е. и совокупность средств реализации этой подсистемы. Таким образом, термины ФЧ и 0 4 являются обобщающими услов ными понятиями, которые помогают охарактеризовать автоматизиро ванную систему как целое, выделив в ней работы, в большей мере свя- за^шые с анализом и описанием целей системы (формирование структуры ФЧ АСУ), и работы, связанные с определением общей структуры средств реализации целей (разработка структуры 0 4 АСУ). Соответственно при управлении разработками автоматизи рованных систем вначале выделяли две основные проблемы. 1. Формирование структуры ФЧ АСУ и выбор на ее основе первоочередных задач автоматизации (для АСУ соответствую щей очереди). 2. Разработка структуры ОЧ АСУ. Решение этих двух основных проблем взаимосвязано. С од ной стороны, структура ОЧ определяется структурой ФЧ. В то же время выбор структуры ФЧ во многом зависит от имеющихся технических, программных и иных средств, т.е. потенциальных возможностей ОЧ. Основные проблемы управления разработками АСУ, в свою очередь, делят на задачи, которые часто можно решать парал лельно. Например, первую проблему можно разделить на следующие под этапы: 1.1. Прогнозирование структуры ФЧ АСУ. Разработка про гнозного варианта структуры ФЧ АСУ (на 20 лет) и основных направлений развития АСУ (на 10 лет). 1.2. Разработка структуры ФЧ АСУ последующей очереди (на 5 лет). Эту задачу называют также «Выбор первоочередных под систем (комплексов задач) автоматизации для последующей оче реди АСУ». 1.3. Выбор первоочередных (наиболее значимых) задач в под системах АСУ и последовательности их проектирования и вне дрения. 1.4. Проектирование подсистем АСУ. 61 Вторую проблему можно представить следующим образом. 2.1. Выбор (обоснование) структуры ОЧ АСУ. 2.2. Проектирование отдельных видов обеспечения. Кроме того, в действующей АСУ важно создавать о р г а н и з а ц и о н н у ю с т р у к т у р у АСУ, которая определяется соста вом и взаимосвязью отдельных структурных подразделений в ус ловиях эксплуатации АСУ. Поэтому к названным основным проблемам позже была до бавлена проблема управления разработками АСУ. Систему управления разработками АСУ можно считать 3-й составляющей АСУ и разделить ее на следующие задачи. 3.1. Разработка структуры организационного обеспечения управлением разработками АСУ (на первых этапах эта задача сводится к определению структуры подразделения, разрабаты вающего АСУ, а по мере развития - к определению взаимоотно шений между подразделениями-разработчиками и подразделени ями, использующими результаты разработки в практической деятельности, а также подразделениями, подготавливающими и контролирующими вводимую информацию). Иногда эту состав ляющую выделяют в самостоятельную проблему. 3.2. Создание информационной системы для обеспечения проектирования подсистем и задач АСУ. Структура этапов разработки АСУ приведена на рисунке. Для управления разработками автоматизированных систем были подготовлены соответствующие руководящие методичес кие материалы [9], в которых АСУ трактовалась как развиваю щаяся система и вводилось понятие о ч е р е д и . АСУ первой оче реди разрабатывалась как автоматизированная информационная сиапема (АИС). В руководящих материалах оговаривался также порядок раз работки соответствующей очереди АСУ (АИС) и ввода ее в эксп луатацию. Были разработаны типовые положения, типовые структуры, порядок разработки и другие методические материа лы, объединенные затем в единый документ - Общеотраслевые руководящие методические материалы (ОРММ) [8-10]. Четкий порядок, установленный ОРММ, ускорил распрост ранение опыта организации работ по проектированию АСУ, об легчил учет и сравнительный анализ хода работ по созданию АСУ на предприятиях и в отраслях. Однако одновременно он ограни- 62 1. Формирование структуры ФЧ АСУ 1.1. Анализ целей и функций организации 1.2. Разработка структуры ФЧ АСУ| последующей очереди 1.3. Выбор первоочередных задач в подсистемах 1.4. Проек тирование подсистем АСУ А А 2. Разработка структуры ОЧ АСУ ор 2.1. Выбор (обоснование) структуры 0 4 АСУ 2.2. Проектирование отдельных видов обеспечения 3. Управление разработками АСУ 3.1. Разработка структуры организационного обеспечения управлением разработками АСУ 3.2. Создание информационной системы для обеспечения подсистем и задач АСУ чил развитие АСУ ряда предприятий и НПО, что неизбежно в силу «закона необходимого разнообразия» У.Р. Эшби [2, 4, 11, 13] (именно за счет ограничения «разнообразия», т.е. упрощения, типизации и в конечном счете примитивизации систем, было до стигнуто облегчение в управлении разработками АСУ). Негативная роль ОРММ была в дальнейшем осознана, осо бенно в период перехода предприятий на самоокупаемость и хоз расчет. Типовые решения и структуры можно использовать лишь на начальных стадиях создания АСУ, а по мере их развития все больше начинают проявляться индивидуальные особенности кон кретных предприятий и объединений и связанная с этим индиви дуальность АСУ. В этих условиях для управления разработками АСУ потребо вались методические материалы, в которых не только определя лось бы, ч т о нужно делать в процессе разработки АСУ, и дик товались бы готовые типовые проектные решения, а давались бы рекомендации о том, к а к нужно принимать решения по выбору структуры АСУ, средств ее реализации в конкретных условиях. 63 Начались разработки соответствующих методик и моделей для принятия решений по управлению разработками АИС и АСУ с учетом конкретных особенностей предприятий и организаций. Очевидно, что принципы построения и эффективность АСУ существенно зависят от уровня развития информационных тех нологий. С появлением в середине 70-х гг. XX в. персональных ЭВМ происходит корректировка идеи АСУ: от ВЦ и централизации управления - к распределенному вычислительному ресурсу и де централизации управления. Такой подход нашел свое примене ние в с и с т е м а х п о д д е р ж к и п р и н я т и я р е ш е н и й (СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной ин формационной технологии организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислитель ные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосре доточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач. В то же время для обеспечения эффективного управления круп ными предприятиями остается актуальной идея создания интег рированных А СУ промышленными предприятиями (см.), а для обес печения информацией по группам основных функций организационного управления предприятиями - корпоративных информационных систем (см.) - КИС в настоящее время ставится задача интеграции КИС.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ)» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»