ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Менеджмент » Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями

Классификация систем по степени организованности и ее роль в выборе методов моделирования систем
Впервые разделение сис­
тем по степени организованности, по аналогии с классификацией
Г. Саймона и А. Ньюэлла (хорошо структуризованные, плохо струк-
туризованные и неструктуризованные проблемы), было предложе­
но В.В. Налимовым*, который выделил класс хорошо организован­
ных и класс плохо организованных, или диффузных, систем.
Позднее к этим двум классам был добавлен [6, 7] еще класс
самоорганизующихся систем, который включает рассматриваемые
иногда в литературе раздельно классы систем саморегулирующих­
ся, самообучающихся, самонастраивающихся и т.п.
* Методологические проблемы кибернетики' В 2 т. - М.: МГУ, 1970.
27 Выделенные классы практически можно рассматривать как
подходы к отображению объекта или решаемой задачи, которые
могут выбираться в зависимости от стадии познания объекта и
возможности получения информации о нем.
Кратко охарактеризуем эти классы.
1. Представление объекта или процесса принятия решения в
виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях,
когда исследователю удается определить все элементы системы и
их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерми­
нированных (аналитических, графических) зависимостей.
Для отображения сложного объекта в виде хорошо органи­
зованной системы приходится выделять существенные и не учи­
тывать относительно несущественные для конкретной цели рас­
смотрения компоненты.
Представление объекта в виде хорошо организованной сис­
темы используется в тех случаях, когда может быть предложено
детерминированное описание и экспериментально показана пра­
вомерность его применения, т.е. экспериментально доказана адек­
ватность модели реальному объекту или процессу.
Для сложных многокомпонентных многокритериальных за­
дач найти требуемые аналитические зависимости между компо­
нентами и целями системы крайне сложно. Более того, если даже
это и удается, то практически невозможно поставить эксперимент,
доказывающий адекватность модели. Поэтому в большинстве
случаев при представлении сложных объектов и проблем на на­
чальных этапах исследования их отображают классами, характе­
ризуемыми далее.
2. При представлении объекта в виде плохо организованной (или
диффузной) системы не ставится задача определить все учитывае­
мые компоненты и их связи с целями системы. Система характери­
зуется некоторым набором макропараметров и закономерностя­
ми, которые выявляются на основе исследования не всего объекта
или класса явлений, а путем изучения определенной с помощью
некоторых правил достаточно представительной выборки компо­
нентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На
основе такого (выборочного) исследования получают характери­
стики, или закономерности (статистические, экономические и т.п.)
и распространяют эти закономерности на поведение системы в це­
лом. При этом делаются соответствующие оговорки. Например,
при получении статистических закономерностей их распространя-
28 ют на поведение системы с какой-то вероятностью, которая оце­
нивается с помощью специальных приемов, изучаемых математи­
ческой статистикой.
Отображение объектов в виде диффузных систем находит ши­
рокое применение при определении пропускной способности сис­
тем разного рода, численности штатов в обслуживающих, напри­
мер ремонтных, цехах предприятия и в обслуживающих учреждениях
(для решения подобных задач применяют методы теории массово­
го обслуживания), при исследовании документальных потоков ин­
формации и т.д.
3. Отображение объектов в виде самоорганизующейся (разви­
вающейся) системы позволяет исследовать наименее изученные
объекты и процессы с большой неопределенностью на началь­
ном этапе постановки задачи.
Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем ха­
рактеризуется рядом признаков, особенностей, приближающих
их к реальным развивающимся объектам.
Эти особенности, как правило, обусловлены наличием в сис­
теме активных элементов и носят двойственный характер: они
являются новыми свойствами, полезными для существования си­
стемы, приспосабливаемости ее к изменяющимся условиям сре­
ды, но в то же время вызывают неопределенность, затрудняют
управление системой.
Основные из этих особенностей следующие: нестационарность
параметров и стохастичность поведения; уникальность и непредс­
казуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря
наличию активных элементов у системы как бы проявляется «сво­
бода воли»); способность адаптироваться к изменяющимся усло­
виям среды и помехам (причем как к внешним, так и к внутрен­
ним, что весьма затрудняет управление системой); способность
противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденци­
ям и проявлять негэнтропийные тенденции; способность выраба­
тывать варианты поведения и изменять свою структуру, сохраняя
при этом целостность и основные свойства; способность и стрем­
ление к целеобразованию; стремление использовать энергию не для
поддержания стабильности, устойчивости, а для поддержания себя
в неравновесном состоянии (особенность впервые обнаружена
Э. Бауэром*); неоднозначность использования понятий (например,
«цель» - «средство», «система» - «подсистема» и т.п.).
' Общая биология: Учебник / Под ред. Э.С. Бауэра. - М.: Учпедгиз, 1936.
29 Перечисленные на рис. 2 особенности объясняются с помо­
щью закономерностей систем, основные группы которых приве­
дены на этом же рисунке.
Особенности
самоорганизующихся систем
• Нестационарность параметров
и стохастичность поведения
• Уникальность и непредсказуе­
мость поведения системы
в конкретных условиях
• Способность адаптироваться
к изменяющимся условиям
среды и помехам (как
к внешним, так и к внутренним)
• Способность противостоять
энтропийным (разрушающим
систему) тенденциям
и проявлять негэнтропийные
тенденции
• Способность вырабатывать
варианты поведения
• Способность изменять свою
структуру, сохраняя при этом
целостность и основные
свойства
• Способность и стремление
к целеобразованию
• Стремление использовать
энергию не для поддержания
стабильности, устойчивости,
а для поддержания себя
в неравновесном состоянии
• Неоднозначность использования
понятий
Закономерности
систем
• Закономерности взаимодействия
части и целого:
целостность
или эмерджентность
интегративность
прогрессирующая
систематизация
прогрессирующая
факторизация
аддитивность
• Закономерности иерархической
упорядоченности:
коммуникативность
иерархичность
• Закономерности осуществимости
систем:
эквифинальность
закон "необходимого
разнообразия" У.Р. Эшби
закономерность потенциальной
эффективности
СБ. Флейшмана
• Закономерности развития систем:
историчность
самоорганизация
Рис.2
Между особенностями и закономерностями существуют не­
простые взаимосвязи, объясняющие сложность учета указанных
закономерностей на практике.
В то же время анализ деятельности предприятий показывает,
что если не создавать условия для развития предприятия, такие,
30 как способность адаптироваться, вырабатывать варианты поведе­
ния, формулировать цели, изменять структуру и т.п., то предприя­
тие не выживет в условиях нестабильной среды. А реализацию этих
свойств можно обеспечить, изучая и используя закономерности
функционирования и развития самоорганизующихся систем.
По мере накопления опыта исследования и преобразования
систем, обладающих подобными свойствами, была осознана их
основная особенность - принципиальная ограниченность форма­
лизованного описания развивающихся, самоорганизующихся си­
стем. Эта особенность, т.е. необходимость сочетания формаль­
ных методов и методов качественного анализа, и положена в
основу большинства моделей и методик системного анализа. При
формировании таких моделей меняется привычное представле­
ние о моделях, характерное для математического моделирования
и прикладной математики. Изменяется представление и о дока­
зательстве адекватности таких моделей.
Основную конструктивную идею моделирования при отобра­
жении объекта классом самоорганизующихся систем можно сфор­
мулировать следующим образом: разрабатывается знаковая сис­
тема, с помощью которой фиксируют известные на данный момент
компоненты и связи, а затем путем преобразования полученного
отображения с помощью установленных (принятых) правил (струк­
туризации или декомпозиции; композиции, поиска мер близости
на пространстве состояний) получают новые, не известные ранее
компоненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо
послужить основой для принятия решений, либо подсказать пос­
ледующие шаги на пути подготовки решения.
Таким образом, можно накапливать информацию об объек­
те, фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила
взаимодействия компонент) и, применяя их, получать отображе­
ния последовательных состояний развивающейся системы, посте­
пенно создавая все более адекватную модель реального, изучае­
мого или проектируемого объекта. При этом информация может
поступать от специалистов различных областей знаний и накап­
ливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе по­
знания объекта).
Адекватность модели также доказывается последовательно
(по мере ее формирования) в ходе оценки правильности отраже­
ния в каждой последующей модели компонентов и связей, необ­
ходимых для достижения поставленных целей.
31 Иными словами, такое моделирование становится как бы сво­
еобразным «механизмом» развития системы. Практическая реа­
лизация этого «механизма» связана с необходимостью разработ­
ки языка моделирования процесса принятия решения. В основу
такого языка (знаковой системы) может быть положен один из
методов моделирования систем: например, теоретико-миоэ/се-
ственные представления, математическая логика, математичес­
кая лингвистика, имитационное динамическое моделирование, ин­
формационный подход и т.д. По мере развития модели методы
могут меняться.
Представление объекта в виде самоорганизующейся системы
применяется для решения наиболее сложных проблем с большой
начальной неопределенностью, которая снимается постепенно.
При этом «механизм» развития (самоорганизации) может быть
реализован в форме соответствующего подхода (см. Постепен­
ная формализация модели принятия решения, Графо-семиотичес-
кое моделирование или методики системного анализа) с использо­
ванием различных методов для реализации ее этапов.
Именно этим классом систем удается наиболее адекватно ото­
бражать предприятия, научно-производственные объединения,
территориальные образования и другие органинизации.
Кратко охарактеризованные классы систем удобно исполь­
зовать как подходы на начальном этапе моделирования любой
задачи. Этим классам поставлены в соответствие .иешоЭм форма­
лизованного представления систем"^, и, определив класс системы,
можно дать рекомендации по выбору метода, который позволит
более адекватно ее отобразить.
Если предварительный анализ проблемной ситуации показы­
вает, что она может быть представлена в виде хорошо организо­
ванной системы, то можно выбирать методы моделирования из
классов аналитических и графических методов. Если специалис­
ты по теории систем и системному анализу рекомендуют пред­
ставить ситуацию в виде плохо организованных, или диффузных,
систем, то следует обратиться прежде всего к статистическому
моделированию (см. Статистические методы). Если не удастся
доказать адекватность ее представления в виде системы такого
класса, то нужно искать закономерности в прикладных направ-
* Т е м н и к о в ФЕ. Подход к выбору метода формализованного пред­
ставления системы / Ф.Е. Темников, В.Н. Волкова // Моделирование слож­
ных систем. - М.. МДНТП, 1978. - С. 38-40.
32 лениях (например, в экономике, социологии и т. п.); при пред­
ставлении ситуации классом самоорганизующихся систем следу­
ет применять методы дискретной математики, в частности, тео­
ретико-множественные представления, математическую логику,
математическую лингвистику, разрабатывая на их основе языки мо­
делирования и автоматизации проектирования, и, как правило,
формировать модель, сочетая методы из групп МАИС (см. Ме­
тоды активизации интуиции и опыта специалистов) и МФПС (см.
Методы формализованного представления систем).
Для выбора метода моделирования систем разрабатывают их
классификации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация систем по степени организованности и ее роль в выборе методов моделирования систем» з дисципліни «Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОРГАНІЗАЦІЯ ФІНАНСОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВ
Особливості фінансових інвестицій
Шляхи активізації інвестування
Визначення життєвого циклу проекту
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ


Категорія: Теорія систем і системний аналіз в управлінні організаціями | Додав: koljan (20.10.2011)
Переглядів: 1468 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП