Сопоставим олигополию с другим крупным действующим лицом рыночной экономики — естественной монополией. Типично олигополистическая фирма, входящая в 500 крупнейших национальных и мультинациональных корпораций Глава И. Олигополия 311 мира, как правило, гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере действия, чем типичная естественная монополия. Кажется очевидным, что фирма, которая единолично доминирует на рынке, должна быть крупнее той, что делит рынок с немногочисленными конкурентами. Но именно размер рынка, а не абсолютная величина фирмы, определяет, являет ся ли рынок монопольным или олигополъным. Например, нефтепродукты могут быть транспортированы при значительно меньших издержках (относительно цены единицы продукта), чем электричество или вода; олигополистической является и нефтяная промышленность. С другой стороны, местные электросети почти всегда представлены одним продавцом и являются естественной монополией. Рынок нефтяных продуктов, как правило, глобальный, а рынок электричества — местный. Рис. 1 1 . 1 . Отличие естественной монополии (а) от олигополии (б). Экономия масштаба определяет размер фирмы, в то время как рыночный спрос определяет количество фирм На рис. 11.1 сравним рыночные условия, ведущие к образованию естественной монополии и олигополии. На рис. 11.1, а, кривая рыночного спроса (D) пересекает долгосрочную кривую средних издержек (LAC) единственного производителя ле вее точки минимума. Единственное предприятие в отрасли, имеющее общие сред ние издержки АТС { и выпуск Q, при цене Р г , способно отвратить потенциальных конкурентов от вхождения на рынок. Однако естественный монополист будет мак симизировать прибыль исходя из условий АТС 0 (при МС 0 = MR), ограничив вы пуск объемом Од, и установив цену Р т , о чем шла речь в главе 9. В отличие от естественной монополии, олигополия является «естественным» результатом ситуации, в которой одна фирма испытывает неэкономичность мас штаба, пытаясь единолично доминировать на рынке. В то же время минимальный размер эффективной фирмы является достаточно крупным, поэтому такая фир ма является ценоустановителем. На рис. НА, б кривая рыночного спроса пересекает кривую долгосрочных сред них издержек фирмы справа от ее горизонтального участка. Если фирма с кривой краткосрочных издержек АТС 1 попыталась бы обслужить весь рынок, то для по крытия издержек потребовалось бы установить цену Р или выше. 312 Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены Вторая фирма, строя меньшее по размерам предприятие (например с издерж ками А ТС 0 ), получает возможность превратиться в потенциального монополиста, установив цену Р Так как для вхождения в отрасль минимальная производствен ная мощность равна Q 0 , лишь небольшое число фирм достаточно для того, чтобы произвести весь необходимый объем ( 2 ^ ) при цене нулевой прибыли (Р 0 ). Вме сте с тем количество фирм в отрасли (п = 0^/I.Q^) оказывается слишком малым для того, чтобы ценовая конкуренция привела к установлению самой низкой цены Р . Конкуренция среди небольшого количества фирм делает более привле кательным ценовой сговор. Группа фирм, действующая в олигополистической отрасли, способна ограни чить выпуск объемом Q^, установив картельную цену на уровне Р т . Вход в от расль может быть затруднен, хотя и не полностью заблокирован: экономия масш таба не препятствует вхождению в отрасль, но способна установить верхний предел для количества производителей. Типичная олигополия производит широкую гамму товаров, продавая блага, ко торые являются сопутствующими продуктами в производстве (бензин и нефтехи мические продукты), комплементами в потреблении (телевизоры и видеомагнито фоны) либо подобными продуктами, предназначенными для разных потребителей (малые, семейные и автомобили «люкс»). Продуктовая дифференциация увеличи вает трудность вхождения для тех немногих продавцов, которые должны произво дить, продавать и рекламировать на многих рынках одновременно.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономия масштаба и олигополия» з дисципліни «Мікроекономіка»