ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Экономия масштаба и олигополия
Сопоставим олигополию с другим крупным действующим лицом рыночной
экономики — естественной монополией. Типично олигополистическая фирма,
входящая в 500 крупнейших национальных и мультинациональных корпораций Глава И. Олигополия 311
мира, как правило, гораздо крупнее по объему капиталов и географической сфере
действия, чем типичная естественная монополия.
Кажется очевидным, что фирма, которая единолично доминирует на рынке,
должна быть крупнее той, что делит рынок с немногочисленными конкурентами.
Но именно размер рынка, а не абсолютная величина фирмы, определяет, являет­
ся ли рынок монопольным или олигополъным.
Например, нефтепродукты могут быть транспортированы при значительно
меньших издержках (относительно цены единицы продукта), чем электричество
или вода; олигополистической является и нефтяная промышленность. С другой
стороны, местные электросети почти всегда представлены одним продавцом и
являются естественной монополией. Рынок нефтяных продуктов, как правило,
глобальный, а рынок электричества — местный.
Рис. 1 1 . 1 . Отличие естественной монополии (а) от олигополии (б). Экономия масштаба
определяет размер фирмы, в то время как рыночный спрос определяет количество фирм
На рис. 11.1 сравним рыночные условия, ведущие к образованию естественной
монополии и олигополии. На рис. 11.1, а, кривая рыночного спроса (D) пересекает
долгосрочную кривую средних издержек (LAC) единственного производителя ле­
вее точки минимума. Единственное предприятие в отрасли, имеющее общие сред­
ние издержки АТС { и выпуск Q, при цене Р г , способно отвратить потенциальных
конкурентов от вхождения на рынок. Однако естественный монополист будет мак­
симизировать прибыль исходя из условий АТС 0 (при МС 0 = MR), ограничив вы­
пуск объемом Од, и установив цену Р т , о чем шла речь в главе 9.
В отличие от естественной монополии, олигополия является «естественным»
результатом ситуации, в которой одна фирма испытывает неэкономичность мас­
штаба, пытаясь единолично доминировать на рынке. В то же время минимальный
размер эффективной фирмы является достаточно крупным, поэтому такая фир­
ма является ценоустановителем.
На рис. НА, б кривая рыночного спроса пересекает кривую долгосрочных сред­
них издержек фирмы справа от ее горизонтального участка. Если фирма с кривой
краткосрочных издержек АТС 1 попыталась бы обслужить весь рынок, то для по­
крытия издержек потребовалось бы установить цену Р или выше. 312 Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены
Вторая фирма, строя меньшее по размерам предприятие (например с издерж­
ками А ТС 0 ), получает возможность превратиться в потенциального монополиста,
установив цену Р Так как для вхождения в отрасль минимальная производствен­
ная мощность равна Q 0 , лишь небольшое число фирм достаточно для того, чтобы
произвести весь необходимый объем ( 2 ^ ) при цене нулевой прибыли (Р 0 ). Вме­
сте с тем количество фирм в отрасли (п = 0^/I.Q^) оказывается слишком малым
для того, чтобы ценовая конкуренция привела к установлению самой низкой
цены Р . Конкуренция среди небольшого количества фирм делает более привле­
кательным ценовой сговор.
Группа фирм, действующая в олигополистической отрасли, способна ограни­
чить выпуск объемом Q^, установив картельную цену на уровне Р т . Вход в от­
расль может быть затруднен, хотя и не полностью заблокирован: экономия масш­
таба не препятствует вхождению в отрасль, но способна установить верхний
предел для количества производителей.
Типичная олигополия производит широкую гамму товаров, продавая блага, ко­
торые являются сопутствующими продуктами в производстве (бензин и нефтехи­
мические продукты), комплементами в потреблении (телевизоры и видеомагнито­
фоны) либо подобными продуктами, предназначенными для разных потребителей
(малые, семейные и автомобили «люкс»). Продуктовая дифференциация увеличи­
вает трудность вхождения для тех немногих продавцов, которые должны произво­
дить, продавать и рекламировать на многих рынках одновременно.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Экономия масштаба и олигополия» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Віднесення грошових потоків до інвестиційного проекту
Дисконтований період окупності
Економічні нормативи, що регулюють діяльність комерційного банку
Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП