ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

ЧИСТАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ
Конкуренция является микроэкономическим термином, 1 который вызывает
неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных оте­
чественных ученых, покойный профессор В.М. Гальперин, противопоставлял
понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплано­
вые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурса­
ми. 2 Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому
исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повсе­
дневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «со­
перничество» как совершенные синонимы.
Попробуем разобраться в этой путанице. Как мы выяснили в главе 1, люди
живут в мире ограниченных ресурсов. Именно поэтому, что греха таить, люди
не ангелы (по поводу чего и сокрушался молодой А. В. Кольцов, столкнувший­
ся с реалиями жизни, стихотворение которого приведено в эпиграфе). В стрем­
лении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами
1 В курсе макроэкономики явление конкуренции не рассматривается. Макроэкономика
изучает экономических агентов агрегированно, т. е. совокупно и обезличенно, вне связей друг
с другом. Конкуренция же подразумевает соперничество между экономическими агентами.
2 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.,
1999. С. 18-19. 238 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
природы и общества, соперничестве друг с другом, конкуренции. В этом широ­
ком смысле можно смело ставить знак равенства между конкуренцией, соперни­
чеством и борьбой.
Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского сопсигго — сбегаюсь,
сталкиваюсь) — процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных
отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и
потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или
прибыли (для производителей).
Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Пор­
тер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой
отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или
на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появ­
ления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-замените­
лей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться;
4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся
конкурентов между собой» (рис. 8.1). 1
Угроза появления
новых конкурентов
Способность
поставщиков
торговаться
Соперничество
между имеющимися
конкурентами
Способность
покупателей
торговаться
Угроза появления
субститутов
Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)
Другой исследователь, профессор Миллер, определяет соперничество следую­
щим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество
форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модифи­
кация старых продуктов и т. д. Соперничество среди покупателей также принимает
множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме
1 См.: Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 52-53. Кстати, как следует
из этой фразы и рисунка, Портер также не делает различий между конкуренцией и сопер­
ничеством. В данном случае приводится модель механизма отраслевой конкуренции, что
представляет собой лишь один из аспектов этого многомерного явления. Глава 8, Чистая (совершенная) конкуренция 239
ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограни­
ченного продукта и т. п.». 1 В нашей повседневной речи мы не делаем никакой раз­
ницы между терминами «соперничество», «борьба» или «конкуренция».
Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстракт­
ные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных в прошлой
главе структурных переменных. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается,
что совершенная (или чистая) конкуренция как определенная структура рынка
«начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем
определение чистой конкуренции.
Чистая конкуренция (англ. риге competition) — рыночная структура, при которой
множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и
запрашивая однородный продукт.
Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается преж­
де всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью про­
дукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.
Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих ха­
рактеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях
чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, о которых
писал вышеупомянутый профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке от­
сутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследовани­
ях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться
искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как
все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде та­
кое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.
Однако не следует забывать, что в данной главе мы рассматриваем не просто
конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкурен­
цию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание дру­
гой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции
с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации,
так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию,
олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.
Вывод: между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой
разницы; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от
реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры рынка не
существует!)
А теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный
читатель заметит, что в учебниках используются разные термины: «совершенная
1 См.: Miller R. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 236-237. Конкуренция, как и
соперничество, является излюбленным предметом исследования экономистов-маркси­
стов. Так, В. И. Ленин любил повторять, что в конкурентной борьбе соперники не оста­
навливаются ни перед какими средствами, «вплоть до применения динамита». Увы, по­
добные картинки вовсе не редкость в наше смутное время. 240 Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
конкуренция» («perfect competition») и «чистая конкуренция» («pure compe­
tition»). 1 По большому счету, разницы здесь нет. Профессор Р. Билас пишет по
данному поводу: «Многие экономисты предпочитают использовать термин "совер­
шенная конкуренция", нежели "чистая конкуренция". Совершенная конкуренция
подразумевает чистую конкуренцию, но при этом включает и другие характеристи­
ки. Чистая же конкуренция подразумевает одно свойство: совершенное отсутствие
монополии. В целом, совершенная конкуренция отражает понятие совершенной
(беспрепятственной) мобильности ресурсов и совершенной информации... Конку­
ренция может быть чистой и совершенной или чистой и несовершенной... С другой
стороны, монополия также может быть чистой и совершенной или чистой и несо­
вершенной». 2
Рассмотрим чистую (совершенную) конкуренцию как одну из четырех глав­
ных рыночных структур исходя из структурных переменных, проанализирован­
ных в предыдущей главе (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Структурные переменные чистой конкуренции
Институциональные
Поведенческие
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
Условия спроса
Количество продавцов
Количество покупателей
Вход в отрасль и выход
Целевая функция
Стратегическая
переменная
Ожидания относительно
действии соперников
Однородная продукция,
совершенная
информированность
Много
Много
Свободный
Максимизация прибыли
в краткосрочном периоде
Уровень цены и выпуска
Отсутствуют, так как
соперников очень много
Под совершенной информированностью в условиях чистой конкуренции
подразумевается не «всеведение», а, скорее, точное знание покупателями и про­
давцами своих экономических возможностей. Имеется в виду, что покупатели
информированы о ценах на все товары и услуги, которые относятся к принятию
решения в области потребления. На чисто конкурентном рынке ни один произ­
водитель не способен предложить цену выше, чем другие производители. Так
как продукция абсолютно однородна, хорошо информированные покупатели
всегда предпочтут иметь дело с теми продавцами, которые предложат наиболее
низкие цены. Продавцы, в свою очередь, знают, что информация об уровне цен
1 Термином «совершенная конкуренция» оперирует большинство авторов отечествен­
ных учебников по микроэкономике. Термин «чистая конкуренция» встречается реже. См.,
например, известный учебник К. Р. Макконнела и С. Л. Брю. (Т. 2. С. 66).
2 BilasR.A. Microeconomic theory. N.Y., 1967. P. 159-160. В нашем учебнике мы предпо­
читаем использовать термин «чистая конкуренция», причем в самом широком смысле.
При этом термин «совершенная конкуренция» не отвергается и порой применяется как
почти полный синоним. Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция 241
известна всем заинтересованным лицам. Поэтому продавцы не станут пытаться
установить более высокие цены, так как их клиенты просто уйдут к другим про­
давцам. Конечно, в реальной жизни это не совсем так: цены на однородную про­
дукцию на рынке со множеством продавцов и покупателей могут несколько
отличаться друг от друга. Однако не следует забывать, что мы рассматриваем
в данном случае абстрактную микроэкономическую модель, которая отвлекает­
ся от несовершенства определенности и единственности рыночной цены реаль­
ной жизни.
В реальной жизни даже при совершенной информации цены могут различать­
ся, так как покупатели предпочитают платить несколько более высокую цену за
продукцию, которая, как они считают, у одних продавцов лучше, чем у других. Но
подобные частности мы не принимаем в расчет, чтобы не усложнять наш анализ.
Модель чистой конкуренции имеет чрезвычайно важное теоретическое значе­
ние. Как отмечалось в главе 1, главная задача теории — оценивать, объяснять и
предсказывать экономические процессы и явления. Как экономическая модель
чистая конкуренция не способна совершенно соответствовать реалиям рыночной
экономики (ни одна отрасль народного хозяйства ей не соответствует на 100%).
Но этого вовсе и не требуется.
Хотя допущения модели чистой конкуренции не полностью описывают ха­
рактеристики какой-то определенной отрасли, тем не менее данная модель охва­
тывает наиболее существенные черты многих экономических сил, которые дей­
ствуют на реальных рынках.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧИСТАЯ (СОВЕРШЕННАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
ВВЕДЕННЯ В ДІЮ ОБ’ЄКТІВ ІНВЕСТУВАННЯ
Аудит орендованих необоротних активів
. ВИМОГИ МІЖНАРОДНИХ СТАНДАРТІВ ДО ОКРЕМИХ ЕТАПІВ І ПРОЦЕСІВ СТВО...
WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1355 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП