На рис. 4.6 изображено множество точек, представляющих соответствующие товарные наборы (или товары) с порядковыми номерами. Рис. 4.6. Ранги предпочтений, ненасыщенность и безразличие Больший номер означает предпочтение по отношению к меньшему, а равные номера означают безразличие в предпочтениях. Индивиды, чьи предпочтения представлены этими номерами, предпочтут точку А точке В, так как точка А име ет номер 30, а В — номер 29. Индивид предпочтет точку J5 (29) точке С (20), но будет безразличен в своем выборе между С (20) и D (20) и т. п. И хотя, к примеру, точки £и В расположены друг от друга на сравнительно большом расстоянии, тем не менее они обладают одинаковой ценностью для потребителя. Глава 4. Теория индивидуального потребления 135 1 . Аксиома полной упорядоченности, или сравнимости (axiom of comparability): допущение того, что для любой пары товаров (А и В) существуют три вероятности: 1)либо,4 предпочтительнее В, 2) либо В предпочтительнее А, 3) либо А и В одинаково предпочтительны. Данная аксиома ничего не говорит о том, какой набор товаров является наибо лее предпочтительным. Разные люди обладают разными предпочтениями, и эко номисты не претендуют на то, чтобы знать эти предпочтения. Аксиома сравнимо сти должна быть дополнена и уточнена рядом других аксиом. 2. Аксиома рефлективности (axiom of reflexibility): любой товар (например А) не может быть предпочтительней относительно самого себя. Иначе говоря, индивид безразличен в своем выборе между А и А. Аксиома срав нимости создает фундамент для выбора и дополняется аксиомой транзитивности. 3. Аксиома транзитивности (axiom of transitivity): если товар {А) предпочтитель ней товара (В), а товар (В) предпочтительней товара (С), то товар (С) не может быть предпочтительней товара (А). Очевидно, что товары А и В на рис. 4.6 предпочтительней товара С: большее предпочтительней меньшего. Однако данная посылка не является абсолютной. Люди могут потреблять какие-то блага в определенных объемах и считать допол нительные объемы нежелательными. Такие вещи, например, как мусор и загряз нения, нежелательны абсолютно, а такие, как сигареты, желательны для одних и нежелательны для других. 4. Аксиома ненасыщения (axiom of nonsatiation): при прочих равных условиях потребитель обычно предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. Аксиома ненасыщения хотя не является абсолютной, упрощает и избегает повто ров, так как она утверждает, что все точки, лежащие выше и правее товара С, пред почтительней этого товара С. На графике 4.6 любая точка в квадранте I (к примеру, А или В) предпочтительней набора С. В квадранте же II таких точек нет. А что можно сказать относительно квадрантов III и IV? К примеру, имеется ли набор товаров, который находится левее точки F и является предпочтительней точки С? Является ли С предпочтительней набора товаров, расположенного выше точки G? Не обязательно, но если существует функция полезности, то ответ на все эти вопросы будет положительным. 5. Аксиома непрерывности (axiom of continuity) — это аксиома, которая обеспе чивает существование функции полезности. На рис. 4.6 видно, что, согласно принципу ненасыщения, Fпредпочтительней, чем С, а С предпочтительней чем G. В соответствии с аксиомой непрерывности на любой непрерывной кривой, соединяющей FH G, имеется по крайней мере одна точка (Н), одинаково предпочтительная по отношению к точке С. Через точку С можно провести кривую в квадранты III и IV таким образом, чтобы потребитель 136 Часть I. Основы рыночного анализа не выражал предпочтений относительно любого набора товаров, лежащих на кри вой. Число 20 свидетельствует о том, что точки С, D и Н лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия — это линия, объединяющая ряд наборов благ, одинаково предпочтительных для потребителей. Совокупность кривых безразличия, называемая картой безразличия, изображе на на рис. 4.7. Необходимо отметить пять основных свойств кривых безразличия: 1) кривая безразличия, лежащая выше и правее других, представляет собой более предпочтительные наборы товаров; 2) для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия выпуклы к началу координат; 3) кривые безразличия имеют отрицательный наклон; 4) кривые безразличия не могут пересекаться; 5) кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства. Важное свойство предпочтений потребителя характеризует норма, руковод ствуясь которой потребитель согласен обменять один товар на другой или про дать один товар и купить другой. Это свойство представлено в каждой точке на кривой безразличия предельной нормой замещения, которая определяется как ве личина наклона кривой безразличия в этой точке. Предельная норма замещения (MRS — marginal rate of substitution): в любой точке на кривой безразличия норма, руководствуясь которой потребитель согласен отдать один товар, указанный на оси ординат, в обмен на другой товар, находящий ся на оси абсцисс, равна величине наклона кривой безразличия. Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна по определению: dY MRS = ~-j— = ~ наклон. (4.7) ал. Например, между точками А и А' предельная склонность к замещению равна двум (рис. 4.7). В данном случае экономический субъект склонен заменить одну единицу блага X на две единицы блага У, и это не изменит его благосостояния. Форма кривой иллюстрирует шестую аксиому, аксиому выпуклости. Эта аксио ма не что иное, как закон уменьшения предельной склонности к замещению. 6. Закон уменьшения предельной склонности к замещению (аксиома выпук лости): при увеличении одного блага (X) относительно другого (У) каждая дополни тельная единица X компенсируется все меньшим сокращением блага У. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую к началу координат форму. 1 1 Математическое значение выпуклости относится к прямой линии, построенной меж ду двумя точками (А и В), лежащей на той же кривой безразличия. Если кривая безразли чия выпукла, то А и В не могут быть предпочтительней любой точки С на более высокой кривой безразличия, т. е. ни А, ни В не могут быть предпочтительней точки С, где С = [аЛ + + (1 -а)В]и 0<а< 1. Глава 4. Теория индивидуального потребления 137 На рис. 4.7 MRS уменьшается с двух (в районе точек А и А') до одной трети (в районе точек В и В'). MRS- О X Рис. 4.7. Кривые безразличия и предельная склонность к замещению Существование непрерывной кривой безразличия означает возможность по строения соответствующей функции безразличия: U-U(X,Y), или в самом общем виде: U=U(x v x 2 ,...x n ), где U — полезность или удовлетворение; х — переменные, представляющие количества альтернативных товаров и услуг, потребленных за данный период времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Аксиомы порядкового подхода» з дисципліни «Мікроекономіка»