ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Парадоксы закона спроса
Когда говорят о парадоксе закона спроса, то имеют в виду прежде всего парадокс
английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). При этом одни исследова­
тели утверждают, что в конце XIX в. Гиффен обнаружил это явление во время голо­
да в Ирландии в середине 1890-х гг., когда существенно увеличились спрос и цена
на картофель. 1 Другие говорят, что событие это произошло вовсе не в Ирландии, а в
Англии. И речь шла не о картофеле, а о хлебе. 2 Третьи заявляют, что Гиффен здесь и
вовсе ни при чем, а парадокс открыл гораздо раньше С. Грей (1795-1840). 3
1 См.: Гальперин В. М, Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 1999. С. 43.
2 См.: Ивашковский С. Н. Микроэкономика. М., 1998. С. 63.
•* См.: The happiness of states. London, 1815. 48 Часть I. Основы рыночного анализа
Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекраща­
ет себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.4).
Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых
экономистов, спорное) исключение из закона спроса.
Парадокс Гиффена проявил себя в России в начале 1990-х гг. Когда 2 апреля
1991 г. были резко повышены цены на так называемые «продукты для бедняков»
(мука, картофель, хлеб, крупы, макароны и т. п.), это отнюдь не привело к сокраще­
нию, а, напротив, подстегнуло спрос на эти товары в условиях тотального обнища­
ния населения. Чтобы поддержать свое существование, люди были вынуждены все
свои скромные доходы пустить на покупку самых необходимых продуктов питания.
Аналогичную ситуацию наблюдали россияне и во время августовского финансово­
го кризиса 1998 г., когда, к примеру, только цены на растительное масло взметну­
лись в 6-8 раз. Строго говоря, эффект Гиффена не отменяет действие закона спроса.
Р А
Рис. 2.4. Спрос на товар Гиффена
Ведь речь здесь идет об аномальных условиях, при которых экономические
ценности приобретают парадоксальные формы, а линия спроса предметов первой
необходимости обнищавшего населения меняет свой наклон. Но подчеркнем еще
раз: здесь рассматриваются аномальные условия, т. е. нарушение принципа ceteris
paribus. Именно поэтому некоторые экономисты сомневаются, что эффект Гиф­
фена отменяет действие закона спроса. 1
Кроме парадокса Гиффена существуют еще некоторые ситуации, которые
ошибочно принимают за исключения из общего закона спроса. Все эти ситуации
вызваны тем, что изменение цены приводит к отмене условия ceteris paribus, а по­
тому изменение цены приводит к сдвигу линии спроса. Такие ситуации принято
называть условиями mutatis mutandis.
Условие mutatis mutandis («с соответствующими изменениями» — лат.) — ситуа­
ция, при которой изменение цены полностью или частично отменяет действие пра­
вила ceteris paribus. В ситуации mutatis mutandis изменение цены воздействует не
только на величину спроса, но и на сам спрос, что приводит к соответствующему
сдвигу линии спроса.
1 В дальнейшем, при изучении эффекта дохода и эффекта замены, мы вернемся к
парадоксу Гиффена, чтобы рассмотреть его более подробно. Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 49
1. Цена как показатель качества (price as a proxy for quality). Представим
ситуацию: универмаг установил цену на новую помаду 0,5 ден. ед. Однако торгов­
ля пошла вяло. Тогда менеджер универмага решил поднять цену до 1,0 ден. ед.,
считая, что сокращение объема продаж будет компенсировано увеличением цены.
Р
Pi
Ро
0 Go Qi Q.2 Q
Рис. 2.5. Цена — показатель качества
К удивлению продавцов, данное увеличение цены не только не сократило
объема продаж, но привело к его резкому росту. Это произошло потому, что по­
вышение цены покупатели ошибочно связали с (мнимым) улучшением качества
продукта. Однако такая ситуация не может длиться достаточно долго, так как по­
купатель убедится, что «новый» товар не отличается от старого. Поэтому практи­
ка подобного повышения цены может быть успешной лишь при непрерывной
смене моделей и при значительном их разнообразии. Данный случай изображен
на рис. 2.5. Здесь D 0 — линия первоначального спроса на продукт. Увеличение
цены до Р внушило покупателю мысль, что «новый» товар обладает особым каче­
ством. Это приводит к сдвигу линии спроса в положение D i и увеличению объема
потребления с Q„ до Q v Однако данное увеличение потребления вовсе не явилось
следствием действия закона спроса. Если реклама или личный опыт убедит поку­
пателя, что новый товар обладает особым качеством, то снижение цены до перво­
начального уровня Р 0 увеличит потребление до Q r Если же покупатели разочару­
ются в товаре, то линия спроса может вновь вернуться в положение D 0 .
2. Эффект подражания или «эффект присоеденинения к большинству» (band­
wagon effect) имеет место при совпадении увеличения спроса на продукт и возник­
новении моды на него (рис. 2.6, а).
Пусть спрос покупателей на какой-то продукт составил Q„ при цене Р 0 (рис. 2.6, а).
В данном случае линия спроса D 0 отражает обычные условия ceteris paribus: неиз­
менные объемы доходов покупателей, вкусов, цен товаров-субститутов и комп-
лиементов. При снижении цены с Р 0 до Р { отдельный потребитель увеличит объем
спроса до Q r Однако если при этом другие потребители также начнут спрашивать
товар в увеличивающихся масштабах и товар войдет в моду, то потребитель уве-50 Часть I, Основы рыночного анализа
личит спрос (линия спроса сдвинется вправо до положения D,). При новом рав­
новесии объем потребления модного продукта достигнет уровня Q r В результате
этого возникнет новая кривая спроса mutatis mutandis — D e , более чувствительная
к изменению цены. 1 В данном случае эффект изменения цены выразился в прира­
щении спроса на Q,, - Q,, а эффект подражания (моды) — в приращении Q i - Q 2 .
^ i ( Q i )
^о(Оо)
О Go Qi Q.2 Q'
Рис. 2.6. Кривые спроса «mutatis mutandis»: а) эффект подражания и б) эффект сноба
Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения
потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым
нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. При этом кривая
спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального
спроса отсутствует.
1 Чувствительность объемов спроса и предложения к изменению цены и некоторых дру­
гих факторов называется эластичностью. В дальнейшем мы рассмотрим понятие эластич­
ности в специальной главе. Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 51
3. Эффект сноба (рис. 2.6, б) по своей сути противоположен эффекту подража­
ния: в данном случае вкусы потребителя обратны величине Q (а объем спроса, есте­
ственно, в свою очередь, находится в обратной зависимости от Р). Люди, которые
ценят «исключительное» желание потреблять больше тех товаров (при данной
цене), которые, как они полагают, прочие люди потребляют меньше. При цене Р 0
потребление равно Qo на кривой спроса D 0 , для чего ожидаемое рыночное потреб­
ление соответствует наблюдаемому Q,,. Если Р а возрастет до Р, то потребление упа­
дет до Q,, так как для данного ожидаемого уровня потребления количество запра­
шиваемого продукта обратно цене. Однако сниженное рыночное потребление
послужит причиной увеличения спроса, сдвигая кривую спроса из положения D 0 в
положение D,, но увеличенное потребление тормозит эффект сноба. Когда потреб­
ление достигнет Q,, «реакция сноба» на увеличение цены прекращается.
Следует уяснить, что кривая спроса mutatis mutandis (D e ) должна иметь отри­
цательный наклон. Если уменьшение в потреблении из-за увеличения цены до Р 1
сдвинет кривую спроса настолько, что потребление сдвинется к исходному уров­
ню Р , ожидание сниженного потребления не подтвердилось опытом. Кривая
спроса вновь сдвинется, на этот раз в положение D 0 . Эффект сноба делает кривую
спроса mutatis mutandis менее эластичной, чем кривую спроса ceteris paribus, но
он не отменяет обратной зависимости между ценами и объемом спроса.
Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса группы людей из-за
того, что другие люди потребляют данный товар. При этом реакция сноба направле­
на в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Кривая спроса ста­
новится менее эластичной.
4. Эффект Веблена, или «демонстративное потребление», гипотетически спо­
собен создать положительную зависимость между ценой и количеством спроса
(рис. 2.7). Сомнительно, что данный эффект имеет широкое распространение: Суть
его в следующем.
Представим дорогой автомобиль, который удовлетворяет две услуги: перевоз­
ку и престиж. Спрос на услугу «перевозки» находится в обратной зависимости от
цены; увеличение цены автомобиля вынуждает большинство людей искать дру­
гие транспортные средства. Но когда такой автомобиль покупается лишь неболь­
шим количеством людей, престижность его обладанием может возрасти и сдви­
нуть кривую спроса вправо, как это изображено на рис. 2.7.
Увеличение цены с Р 0 до Р ( снизит объем покупок с Q^ до Q, если с более высо­
кой ценой не ассоциируется престижность. Но если престижность продукции по­
высилась, кривая спроса может сместиться вправо. Поэтому и потребление может
возрасти, скажем, до объема Q,. Таким образом, имеется гипотетическая основа
для возможности существования положительно наклоненной кривой спроса
mutatis mutandis типа D e на рис. 2.7. Но при этом имеется сильный мотив как для
продавцов, так и для «демонстративных покупателей» — фальсифицировать цену
товара. Так, если действительная цена товара равна Р , но все, кроме продавцов и
«демонстративных покупателей» данного товара, думают, что она равна Р,, по­
требление будет больше (например Q" на рис. 2.7), чем если бы потребитель
должен был на самом деле уплатить Р . 52 Часть I. Основы рыночного анализа
Pi
Q' Qo Qi Q' Q
Рис. 2.7. Эффект Веблена
Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спро­
са, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эф­
фект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эф­
фект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде
всего от цены.
5. Эффект ожидаемых цен. К примеру, произошло снижение цен. Нетрудно
предположить, что покупатель может ожидать дальнейшего их понижения и сокра­
тить текущий спрос. Напротив, если покупатель будет ожидать повышения цен, то
текущий объем спроса возрастет. Таким образом, может создаться впечатление, что
в данном случае существует прямая зависимость между ценой и величиной спроса,
а линия спроса имеет не традиционный отрицательный, а положительный наклон.
Но такое умозаключение неверно. Ведь в данном случае сопоставляются те­
кущие и ожидаемые цены. Так, если ожидается снижение цен, то покупатель вос­
принимает текущую цену как относительно высокую по отношению к будущей
цене и сокращает спрос, т. е. общий закон спроса отнюдь не нарушается.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Парадоксы закона спроса» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналогові стільникові мережі
Неоінституційна теорія фінансування
Модемні протоколи
Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...
РОБОЧІ ДОКУМЕНТИ АУДИТОРА


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 2697 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП