Когда говорят о парадоксе закона спроса, то имеют в виду прежде всего парадокс английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). При этом одни исследова тели утверждают, что в конце XIX в. Гиффен обнаружил это явление во время голо да в Ирландии в середине 1890-х гг., когда существенно увеличились спрос и цена на картофель. 1 Другие говорят, что событие это произошло вовсе не в Ирландии, а в Англии. И речь шла не о картофеле, а о хлебе. 2 Третьи заявляют, что Гиффен здесь и вовсе ни при чем, а парадокс открыл гораздо раньше С. Грей (1795-1840). 3 1 См.: Гальперин В. М, Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. СПб., 1999. С. 43. 2 См.: Ивашковский С. Н. Микроэкономика. М., 1998. С. 63. •* См.: The happiness of states. London, 1815. 48 Часть I. Основы рыночного анализа Парадоксом Гиффена называются ситуации, при которых закон спроса прекраща ет себя явно проявлять, а линия спроса получает положительный наклон (рис. 2.4). Парадокс Гиффена представляет собой единственное (хотя, по мнению некоторых экономистов, спорное) исключение из закона спроса. Парадокс Гиффена проявил себя в России в начале 1990-х гг. Когда 2 апреля 1991 г. были резко повышены цены на так называемые «продукты для бедняков» (мука, картофель, хлеб, крупы, макароны и т. п.), это отнюдь не привело к сокраще нию, а, напротив, подстегнуло спрос на эти товары в условиях тотального обнища ния населения. Чтобы поддержать свое существование, люди были вынуждены все свои скромные доходы пустить на покупку самых необходимых продуктов питания. Аналогичную ситуацию наблюдали россияне и во время августовского финансово го кризиса 1998 г., когда, к примеру, только цены на растительное масло взметну лись в 6-8 раз. Строго говоря, эффект Гиффена не отменяет действие закона спроса. Р А Рис. 2.4. Спрос на товар Гиффена Ведь речь здесь идет об аномальных условиях, при которых экономические ценности приобретают парадоксальные формы, а линия спроса предметов первой необходимости обнищавшего населения меняет свой наклон. Но подчеркнем еще раз: здесь рассматриваются аномальные условия, т. е. нарушение принципа ceteris paribus. Именно поэтому некоторые экономисты сомневаются, что эффект Гиф фена отменяет действие закона спроса. 1 Кроме парадокса Гиффена существуют еще некоторые ситуации, которые ошибочно принимают за исключения из общего закона спроса. Все эти ситуации вызваны тем, что изменение цены приводит к отмене условия ceteris paribus, а по тому изменение цены приводит к сдвигу линии спроса. Такие ситуации принято называть условиями mutatis mutandis. Условие mutatis mutandis («с соответствующими изменениями» — лат.) — ситуа ция, при которой изменение цены полностью или частично отменяет действие пра вила ceteris paribus. В ситуации mutatis mutandis изменение цены воздействует не только на величину спроса, но и на сам спрос, что приводит к соответствующему сдвигу линии спроса. 1 В дальнейшем, при изучении эффекта дохода и эффекта замены, мы вернемся к парадоксу Гиффена, чтобы рассмотреть его более подробно. Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 49 1. Цена как показатель качества (price as a proxy for quality). Представим ситуацию: универмаг установил цену на новую помаду 0,5 ден. ед. Однако торгов ля пошла вяло. Тогда менеджер универмага решил поднять цену до 1,0 ден. ед., считая, что сокращение объема продаж будет компенсировано увеличением цены. Р Pi Ро 0 Go Qi Q.2 Q Рис. 2.5. Цена — показатель качества К удивлению продавцов, данное увеличение цены не только не сократило объема продаж, но привело к его резкому росту. Это произошло потому, что по вышение цены покупатели ошибочно связали с (мнимым) улучшением качества продукта. Однако такая ситуация не может длиться достаточно долго, так как по купатель убедится, что «новый» товар не отличается от старого. Поэтому практи ка подобного повышения цены может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей и при значительном их разнообразии. Данный случай изображен на рис. 2.5. Здесь D 0 — линия первоначального спроса на продукт. Увеличение цены до Р внушило покупателю мысль, что «новый» товар обладает особым каче ством. Это приводит к сдвигу линии спроса в положение D i и увеличению объема потребления с Q„ до Q v Однако данное увеличение потребления вовсе не явилось следствием действия закона спроса. Если реклама или личный опыт убедит поку пателя, что новый товар обладает особым качеством, то снижение цены до перво начального уровня Р 0 увеличит потребление до Q r Если же покупатели разочару ются в товаре, то линия спроса может вновь вернуться в положение D 0 . 2. Эффект подражания или «эффект присоеденинения к большинству» (band wagon effect) имеет место при совпадении увеличения спроса на продукт и возник новении моды на него (рис. 2.6, а). Пусть спрос покупателей на какой-то продукт составил Q„ при цене Р 0 (рис. 2.6, а). В данном случае линия спроса D 0 отражает обычные условия ceteris paribus: неиз менные объемы доходов покупателей, вкусов, цен товаров-субститутов и комп- лиементов. При снижении цены с Р 0 до Р { отдельный потребитель увеличит объем спроса до Q r Однако если при этом другие потребители также начнут спрашивать товар в увеличивающихся масштабах и товар войдет в моду, то потребитель уве-50 Часть I, Основы рыночного анализа личит спрос (линия спроса сдвинется вправо до положения D,). При новом рав новесии объем потребления модного продукта достигнет уровня Q r В результате этого возникнет новая кривая спроса mutatis mutandis — D e , более чувствительная к изменению цены. 1 В данном случае эффект изменения цены выразился в прира щении спроса на Q,, - Q,, а эффект подражания (моды) — в приращении Q i - Q 2 . ^ i ( Q i ) ^о(Оо) О Go Qi Q.2 Q' Рис. 2.6. Кривые спроса «mutatis mutandis»: а) эффект подражания и б) эффект сноба Под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. При этом кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует. 1 Чувствительность объемов спроса и предложения к изменению цены и некоторых дру гих факторов называется эластичностью. В дальнейшем мы рассмотрим понятие эластич ности в специальной главе. Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие 51 3. Эффект сноба (рис. 2.6, б) по своей сути противоположен эффекту подража ния: в данном случае вкусы потребителя обратны величине Q (а объем спроса, есте ственно, в свою очередь, находится в обратной зависимости от Р). Люди, которые ценят «исключительное» желание потреблять больше тех товаров (при данной цене), которые, как они полагают, прочие люди потребляют меньше. При цене Р 0 потребление равно Qo на кривой спроса D 0 , для чего ожидаемое рыночное потреб ление соответствует наблюдаемому Q,,. Если Р а возрастет до Р, то потребление упа дет до Q,, так как для данного ожидаемого уровня потребления количество запра шиваемого продукта обратно цене. Однако сниженное рыночное потребление послужит причиной увеличения спроса, сдвигая кривую спроса из положения D 0 в положение D,, но увеличенное потребление тормозит эффект сноба. Когда потреб ление достигнет Q,, «реакция сноба» на увеличение цены прекращается. Следует уяснить, что кривая спроса mutatis mutandis (D e ) должна иметь отри цательный наклон. Если уменьшение в потреблении из-за увеличения цены до Р 1 сдвинет кривую спроса настолько, что потребление сдвинется к исходному уров ню Р , ожидание сниженного потребления не подтвердилось опытом. Кривая спроса вновь сдвинется, на этот раз в положение D 0 . Эффект сноба делает кривую спроса mutatis mutandis менее эластичной, чем кривую спроса ceteris paribus, но он не отменяет обратной зависимости между ценами и объемом спроса. Под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют данный товар. При этом реакция сноба направле на в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Кривая спроса ста новится менее эластичной. 4. Эффект Веблена, или «демонстративное потребление», гипотетически спо собен создать положительную зависимость между ценой и количеством спроса (рис. 2.7). Сомнительно, что данный эффект имеет широкое распространение: Суть его в следующем. Представим дорогой автомобиль, который удовлетворяет две услуги: перевоз ку и престиж. Спрос на услугу «перевозки» находится в обратной зависимости от цены; увеличение цены автомобиля вынуждает большинство людей искать дру гие транспортные средства. Но когда такой автомобиль покупается лишь неболь шим количеством людей, престижность его обладанием может возрасти и сдви нуть кривую спроса вправо, как это изображено на рис. 2.7. Увеличение цены с Р 0 до Р ( снизит объем покупок с Q^ до Q, если с более высо кой ценой не ассоциируется престижность. Но если престижность продукции по высилась, кривая спроса может сместиться вправо. Поэтому и потребление может возрасти, скажем, до объема Q,. Таким образом, имеется гипотетическая основа для возможности существования положительно наклоненной кривой спроса mutatis mutandis типа D e на рис. 2.7. Но при этом имеется сильный мотив как для продавцов, так и для «демонстративных покупателей» — фальсифицировать цену товара. Так, если действительная цена товара равна Р , но все, кроме продавцов и «демонстративных покупателей» данного товара, думают, что она равна Р,, по требление будет больше (например Q" на рис. 2.7), чем если бы потребитель должен был на самом деле уплатить Р . 52 Часть I. Основы рыночного анализа Pi Q' Qo Qi Q' Q Рис. 2.7. Эффект Веблена Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спро са, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эф фект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается тем, что эф фект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит прежде всего от цены. 5. Эффект ожидаемых цен. К примеру, произошло снижение цен. Нетрудно предположить, что покупатель может ожидать дальнейшего их понижения и сокра тить текущий спрос. Напротив, если покупатель будет ожидать повышения цен, то текущий объем спроса возрастет. Таким образом, может создаться впечатление, что в данном случае существует прямая зависимость между ценой и величиной спроса, а линия спроса имеет не традиционный отрицательный, а положительный наклон. Но такое умозаключение неверно. Ведь в данном случае сопоставляются те кущие и ожидаемые цены. Так, если ожидается снижение цен, то покупатель вос принимает текущую цену как относительно высокую по отношению к будущей цене и сокращает спрос, т. е. общий закон спроса отнюдь не нарушается.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Парадоксы закона спроса» з дисципліни «Мікроекономіка»