Государственный оборонный заказ и контрактная система его реализации
В условиях рыночных преобразований экономики России ее обо- ронно-промышленный комплекс (ОПК) как поставщик оборонной про- дукции должен объединить в себе два базовых принципа: регулирующую функцию государства и право товаропроизводителей на свободу хозяй- ственной деятельности . Наиболее эффективно эти принципы, пред- ставленные на рис. 5.5, реализуются на основе контрактного механиз- ма взаимоотношений государственного заказчика и продавца .
Государство должно устанавливать и контролировать строгое со- блюдение правил, с одной стороны, обеспечивающих получение высо- кокачественной продукции по приемлемой цене, а с другой, - делающих выполнение оборонного заказа выгодным для исполнителей. Контрактно-закупочная система заказов и закупок оборонной продукции как составная часть федеральной контрактной системы представляет собой организационно-экономический механизм, регла- ментирующий финансово-экономические, правовые, управленческие, технические и социальные аспекты отношений государства в лице гос- заказчиков (МО, МВД, ФСБ, МЧС, ФСО и др.) с поставщиками, разра- Рис. 5.5. Принципы функционирования контрактно-закупочной системы Принципы функ- ционирования контрактно- закупочной системы Высокая компетентность специалистов Система документационного, информационного обес- печения, подотчетность Правовая основа взаи- модействия участников оборонного заказа Равноправные отношения между партнерами Поддержка рациональной конкурентной среды Взаимная заинтересо- ванность участников распределения оборонного заказа Недопущение перерасхо- да бюджетных ассигнова- ний, выделенных для размещения заказа Обоснованность нужд государства общественными потребностями Поощрение экономически выгодных стратегий приобретения продукции Охрана коммерческой тайны и персональной информации Минимизация риска принятия ошибочных решений
128
батывающими, изготавливающими и поставляющими оборонную и спе- циальную продукцию. Контрактно-закупочная система как механизм взаимодействия госзаказчиков и исполнителей в интересах реализации военно- технической политики позволяет обеспечить выгодность гособоронза- каза для его исполнителей, максимально учитывая интересы всех сто- рон; оптимизировать затраты и наиболее эффективно использовать ин- вестиции, минимизировав при этом экономический и технический рис- ки при создании новых дорогостоящих видов В и ВТ, и в конечном ито- ге обеспечить успешное выполнение всего объема предусмотренных работ в установленные сроки. Анализ контрактных отношений при распределении и исполне- нии оборонного заказа показывает, что в целях его оптимизации долж- ны использоваться все формы взаимоотношений экономических субъ- ектов: аренда, лизинг, залог, страхование и т.д., позволяющие миними- зировать риски, оптимизировать налоговые и другие платежи, повысить экономическую эффективность его реализации. Весь контрактный про- цесс должен иметь предварительно разработанное методическое обес- печение. Однако на сегодняшний день ощущается дефицит, прежде все- го, нормативно-методических документов, позволяющих оперативно решать в рамках контрактно-закупочной системы различные управлен- ческие задачи. Также необходимо ускорить работу по межведомствен- ному согласованию механизмов проведения объединенных закупок од- нотипной продукции. Особенностями российского оборонно-промышленного комплек- са (ОПК), требующими учета при формировании контрактной системы в сфере военной экономики, являются: - наличие явных различий в структуре государственных, в том числе оборонных, бюджетов, в организации бюджетного процесса и финансирования оборонной сферы, в оргструктурах управления обо- ронной промышленностью; - централизованная и монополизированная структура производ- ства, а также сферы исследований и разработок; - нерешенность проблемы защиты интеллектуальной собственно- сти, наличие двухканальной системы финансирования производства оборонной продукции (по линии Минэкономразвития РФ и госзаказчи- ков); - неразвитость инфраструктуры рыночных отношений в ОПК и экономике в целом, неподготовленность кадров в части контрактных отношений в промышленном и управленческих звеньях. Поэтапное создание нового организационно-экономического ме- ханизма распределения и реализации гособоронзаказа позволило сфор- мировать эффективную, отвечающую требованиям административной реформы систему заказов и поставок продукции, техники и услуг, функционирующую в интересах всей военной организации государства, действующую на федеральном и региональном уровнях (рис. 5.6).
Новые стратегические вызовы в области военной безопасности усиливают приоритетность расходов государства на национальную обо- рону. За последние шесть лет по линии МО РФ наблюдается сущест- венный рост увеличения ассигнований на национальную оборону и го- сударственный оборонный заказ. О необходимости повышения качества ВС РФ и эффективности расходов военного бюджета неоднократно ука- зывал Президент РФ. В качестве одной из мер его указом образовано Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специаль- ной техники и материальных средств. С 1 января 2008 г. Федеральное агентство отвечает за размещение госконтрактов и их финансирование, ведет учет и контроль их выполнения, а также следит за ценами на воо- ружение. Функции надзора и контроля за деятельностью агентства вы- полняет Федеральная служба по гособоронзаказу и Федеральная анти- монопольная служба, а самим силовым ведомствам остается лишь пред- лагать, что и в каких объемах необходимо заказывать. На региональном уровне На федеральном уровне Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации Центр (заказов и поставок материальных и технических средств ВС РФ) Базы и склады Центра Органы заказов и поставок материальных средств в военных округах и на флотах (9 отделов) Базы и склады Предприятия промышленности Предприятия промышленности Войсковые органы тылового обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (ВВ МВД, ПВ ПС ФСБ, ГО МЧС и др.) Рис. 5.6. Организационно-экономический механизм функционирования федеральной контрактно-закупочной системы реализации оборонного заказа
При такой экономической политике значительная часть финансо- вых ресурсов поступает производителям от заказчиков напрямую, ми- нуя торгово-посреднические организации, что способствует более рит- мичной загрузке производственных мощностей, улучшению показате- лей финансово-хозяйственной деятельности предприятий- Рис. 5.7. Модель функционирования системы государственного оборонного заказа
Федеральный бюджет Формирование государственного оборонного заказа Военная доктрина РФ; Федеральные программы создания, производства ВиВТ, НИОКР, МТО; Мобилизационный план экономики РФ; Программы военно-технического сотруд- ничества РФ Военно-промышленная комиссия (разработка концепций, программ и планов в области военно-технического обеспечения обороноспособности стра- ны, производства и утилизации вооруже- ний, мобилизационной подготовки госу- дарства) Рособоронзаказ - контроль за проведением конкурсов (торгов) на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных госу- дарственных нужд по государственному оборонному заказу; - государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; - разработка предложений по установле- нию правил договорных взаимоотноше- ний, обеспечивающих экономическое стимулирование исполнителей ГОЗ; - финансово-экономический мониторинг о состоянии предприятий – исполнителей ГОЗ; - координация деятельности государст- венных заказчиков в федеральных округах Федеральное агентство по размещению заказов на поставки ВиВТ, специальной техники и материальных средств - размещение заказов на поставку продукции, оказание услуг в рамках ГОЗ; - заключение и контроль исполнения контрактов; - обеспечение финансирования заключенных государственных контрактов; - осуществление учета выполнения контрактов с исполнителями гособоронзаказа; - контроль качества продукции, услуг и работ, проведение претензионной и исковой работы, проведение единой ценовой политики в сфере реализации гособоронзаказа ОПК Размещение ГОЗ Конкурсный механизм Экономическое стимулирование Финансовое управление Надзор и контроль качества Территориальные центры федерального агентства (функции) - организация и проведение торгов (аукционов); - исполнение функ- ций агента бюджета; - реализация функ- ций, связанных с осуществлением инвестиций и т.п. Исполнитель оборонного заказа Представитель заказчика
131
производителей и через мультипликационные механизмы - общему оживлению хозяйства страны и регионов. Окончательная модель организации и реализации государствен- ного заказа в сегменте рынка военных закупок в ближайшее время бу- дет выглядеть так, как показано на рис. 5.7.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Государственный оборонный заказ и контрактная система его реализации» з дисципліни «Мікроекономіка»