Микроэкономика. Рынок, его сущность, функции и структура
Для начала поясним, что микроэкономика (от греч. micros - ма- лый ) - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведе- ние отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируют- ся цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства. Сложнейшую систему взаимоотношений производителей и по- требителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, вклю- чая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием по- средников, можно назвать современным рынком. Поскольку микроэкономика изучает взаимодействие экономиче- ских субъектов и единиц на рынках, необходимо ответить на вопрос: в чем заключается сущность рынка как экономической категории, каковы его структура и основные функции. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, по- рядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элемен- ты на основе самых разнообразных критериев, образует систему рын- ков .
47
Существуют многообразные критерии для характеристики струк- туры и системы рынка: 1. По объектам: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок) (включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохра- нения, рынок жилья); - рынок рабочей силы (развитие рынка рабочей силы предполага- ет признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем); - рынок средств производства (капитала) (рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в кото- рой объектом рыночных отношений являются капиталовложения); - рынок ценных бумаг, валюты (до недавнего времени был пред- ставлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов; в настоящее время проводится купля-продажа ак- ций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств. Рынок денег и валюты практически офи- циально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер; нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фон- довых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному кур- су); - рынок научно-технических разработок, патентов (переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как то- вар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несо- мненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса); - рынок информации (особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и ве- ликое множество других предметов и видов деятельности, несущих лю- дям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, обра- зовательный продукт, то рынок подобной продукции только формиру- ется. Определенное распространение получают в качестве объекта куп- ли-продажи программы для ЭВМ); - рынок лицензий (объектом купли и продажи здесь служат па- тентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологи- ческого опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, ис- пользование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией) и др. 2. По субъектам: - рынок покупателей (на рынке покупателей предложение долж- но превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конку-
48
ренция производителей, что характерно для современных развитых на- циональных и международных рынков); - рынок продавцов (рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет ко- личество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями от- сутствует, товарный ассортимент беден); - рынок государственных учреждений (рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государст- венных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти); - рынок промежуточных продавцов-посредников (рынок проме- жуточных продавцов выражает совокупность экономических отноше- ний лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя). Иные признаки классификации представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Признак классификации Виды рынков По признаку пространства Местный (локальный) рынок; региональный; внутренний; внешний; национальный; мировой
По формам контакта Рынки на личном контакте и на безличностном контакте
По уровню насыщения Равновесный рынок; дефицитный; избыточный По степени зрелости Неразвитый рынок; развитый; формирующийся По степени ограниченности конкуренции Свободный рынок; монополистический; олигополистический По соответствию дейст- вующему законодательству Легальный рынок; нелегальный («теневой») По отраслям Автомобильный рынок; компьютерный и т.д.
По характеру продаж Оптовый рынок; розничный По учету ассортимента товаров Замкнутый рынок (товары только одного производителя); насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей); рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); смешанный рынок (наличие разнооб- разных товаров, не связанных между собой)
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфра- структуры . Впервые термин «инфраструктура» был использован в эко- номическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе- чивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.). В соро- ковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокуп-
49
ность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование мате- риального производства. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме ин- фраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нор- мального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: - биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их органи- зационно оформленное посредничество; - аукционы, ярмарки и другие формы организационного не бир- жевого посредничества; - кредитная система и коммерческие банки; - эмиссионная система и эмиссионные банки; - система регулирования занятости населения и центры государ- ственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); - информационные технологии и средства деловой коммуника- ции; - налоговая система и налоговая инспекция; - система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; - специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; - торговые палаты, другие общественные, добровольные и госу- дарственные объединения (ассоциации) деловых кругов; - таможенная система; - профсоюзы работающих по найму; - коммерческо-выставочные комплексы; - система высшего и среднего экономического образования; - аудиторские компании (аудит - это комплексная ревизия финан- сово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); - консультативные (консалтинговые) компании (по заказам пред- принимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам); - общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; - специальные свободные экономические зоны (в настоящее вре- мя используется несколько терминов, определяющих понятие «свобод- ные экономические зоны»: зоны свободного предпринимательства (ЗСП); зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны (ЭПЗ); производственные зоны в регионах; свободные порты; свобод- ные банковские зоны).
50
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, они рождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка следующие: - облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; - организационное оформление рыночных отношений; облегче- ние форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики. Инфраструктуру рынка можно представить в виде рис. 3.1.
В экономической системе в целом взаимодействуют три само- стоятельные подсистемы (как это показано на рис. 3.2). В зависимости от того, какая подсистема занимает наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если пре- обладает рынок, то и система рыночная, так возникает рыночная эконо- мика; если преобладает государство, то и система административно- ИН ФР АС ТР УК ТУ РА Р ЫН КА
Товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи Биржи труда Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п. Рынок товаров и услуг Рынок: денежный; фондовый; инвестиционный Рынок труда Рис. 3.1. Инфраструктура рынка
51
командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и систе- ма в целом.
На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место: - отношения производства (продолжение производства в сфере обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена (собственно акты купли-продажи) и потребления; - отношения собственности, реализация экономических интере- сов и организация рыночной деятельности; - отношения регулирования экономики, конкуренции и др. Сущность рынка
находит свое выражение в его главных эконо- мических функциях. Экономическая функция - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность. К числу важнейших функций относятся: - функция саморегулирования производства , предполагающая со- гласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объ- ему и цене; - стимулирующая функция, состоящая в побуждении производи- телей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на ус- ловную единицу и максимумом прибыли; - регулирующая функция, предполагающая обеспечение опреде- ленной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства; - функция экономичности, предполагающая сокращение издер- жек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величи- ны заработной платы труда отдельного производителя с общественным эталоном при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара; 1 2 3 1 – рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования
2 – государство как подсистема хозяйствования 3 – натуральное хозяйство как подсистема хозяйствования Рис. 3.2. Экономическая система
52
- функция демократизации хозяйственной деятельности, со- стоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспо- собных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации това- ропроизводителей-конкурентов. Из сущности рынка, рыночных функций логически вытекает его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль катего- рии, которая ее осуществляет. Роль рынка в общественном производстве сводится к следую- щему: - выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных первичных связей; - уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбаланси- рованность экономики; - дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эф- фективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; - «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто- способных предприятий и свертыванию устаревших производств. Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но проблема рынка гораздо сложнее. Рынок - это не только общеэкономи- ческая категория, присущая в той или иной степени всем этапам разви- тия цивилизации, но это одновременно сложное социально- философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человече- ского общества рынок включает обязательно исторические, националь- ные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций со- вместного устройства культурной и экономической жизни. Это опреде- ляет особенности современного рынка и рыночной системы в различ- ных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня да- леки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершен- ство вообще недостижимо. Основной характеристикой конъюнктуры рынка является сте- пень сбалансированности спроса и предложения . Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволя- ет определять тип конъюнктуры. Различают благоприятный или небла- гоприятный типы конъюнктуры. При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансирован- ность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уров- не.
53
При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предло- жения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачи- ваемости товаров, наблюдаются затруднения в сбыте товаров. При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические на- блюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также по- зволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурным обзором . Спрос и предложение, их факторы и эластичность либо неэла- стичность являются основными категориями экономического анализа функционирования рыночного механизма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Микроэкономика. Рынок, его сущность, функции и структура» з дисципліни «Мікроекономіка»