ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Економічні теми » Мікроекономіка

Микроэкономика. Рынок, его сущность, функции и структура
Для начала поясним, что
микроэкономика
(от греч.
micros
-
ма-
лый
) - один из двух основных разделов экономикс, изучающий поведе-
ние отраслей, фирм, домохозяйств и других экономических единиц, а
также их взаимодействие на рынках, в результате которого формируют-
ся цены на конкретные товары и услуги и на факторы производства.
Сложнейшую систему взаимоотношений производителей и по-
требителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, вклю-
чая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием по-
средников, можно назвать современным рынком.
Поскольку микроэкономика изучает взаимодействие экономиче-
ских субъектов и единиц на рынках, необходимо ответить на вопрос: в
чем заключается сущность рынка как экономической категории, каковы
его структура и основные функции.
Структура рынка
- это внутреннее строение, расположение, по-
рядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме
рынка.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элемен-
ты на основе самых разнообразных критериев, образует
систему рын-
ков
.


47

Существуют многообразные критерии для характеристики струк-
туры и системы рынка:
1. По объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок)
(включает
рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных,
транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохра-
нения, рынок жилья);
- рынок рабочей силы
(развитие рынка рабочей силы предполага-
ет признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей
рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на
основе контракта между работником и нанимателем);
- рынок средств производства (капитала)
(рынок инвестиций
представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в кото-
рой объектом рыночных отношений являются капиталовложения);
- рынок ценных бумаг, валюты
(до недавнего времени был пред-
ставлен только куплей и продажей облигаций государственных займов,
лотерейных билетов; в настоящее время проводится купля-продажа ак-
ций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других
видов денежных обязательств. Рынок денег и валюты практически офи-
циально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер;
нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фон-
довых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за
рубли по мировому, государственному, свободному и акционному кур-
су);
- рынок научно-технических разработок, патентов
(переход к
рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как то-
вар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несо-
мненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса);
- рынок информации
(особый рынок, предметом купли-продажи
здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и ве-
ликое множество других предметов и видов деятельности, несущих лю-
дям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если
понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая
в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, обра-
зовательный продукт, то рынок подобной продукции только формиру-
ется. Определенное распространение получают в качестве объекта куп-
ли-продажи программы для ЭВМ);
- рынок лицензий
(объектом купли и продажи здесь служат па-
тентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологи-
ческого опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, ис-
пользование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией) и др.
2. По субъектам:
- рынок покупателей
(на рынке покупателей предложение долж-
но превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и
оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конку-


48

ренция производителей, что характерно для современных развитых на-
циональных и международных рынков);
- рынок продавцов
(рынок продавца характеризует значительное
превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет ко-
личество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается,
все продается сразу, так как конкуренция между производителями от-
сутствует, товарный ассортимент беден);
- рынок государственных учреждений
(рынок государственных
учреждений включает совокупность актов купли-продажи государст-
венных организаций, федерального правительства, штатов, местных
органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им
для выполнения своих основных функций по отправлению власти);
- рынок промежуточных продавцов-посредников
(рынок проме-
жуточных продавцов выражает совокупность экономических отноше-
ний лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или
сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя).
Иные признаки классификации представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Признак классификации Виды рынков
По признаку пространства
Местный (локальный) рынок; региональный; внутренний;
внешний; национальный; мировой

По формам контакта
Рынки на личном контакте и на безличностном контакте

По уровню насыщения
Равновесный рынок; дефицитный; избыточный
По степени зрелости
Неразвитый рынок; развитый; формирующийся
По степени ограниченности
конкуренции
Свободный рынок; монополистический; олигополистический
По соответствию дейст-
вующему законодательству
Легальный рынок; нелегальный («теневой»)
По отраслям
Автомобильный рынок; компьютерный и т.д.

По характеру продаж
Оптовый рынок; розничный
По учету ассортимента
товаров
Замкнутый рынок (товары только одного производителя);
насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих
производителей); рынок широкого ассортимента (несколько
видов товаров, связанных между собой и направленных на
удовлетворение одной или нескольких связанных между
собой потребностей); смешанный рынок (наличие разнооб-
разных товаров, не связанных между собой)

Развитый цивилизованный рынок требует и развитой
инфра-
структуры
. Впервые термин «инфраструктура» был использован в эко-
номическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе-
чивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.). В соро-
ковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокуп-


49

ность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование мате-
риального производства. Дословно инфраструктура - это основание,
фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме
ин-
фраструктура
- это совокупность организационно-правовых форм,
опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или
совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих
рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нор-
мального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка
являются:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их органи-
зационно оформленное посредничество;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного не бир-
жевого посредничества;
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- система регулирования занятости населения и центры государ-
ственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуника-
ции;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования коммерческого хозяйственного риска и
страховые компании;
- специальные рекламные агентства, информационные центры и
агентства средств массовой информации;
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и госу-
дарственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании (аудит - это комплексная ревизия финан-
сово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее
возможности на рынке и в сфере бизнеса);
- консультативные (консалтинговые) компании (по заказам пред-
принимателей они консультируют по экономическим и юридическим
вопросам);
- общественные и государственные фонды, предназначенные для
стимулирования деловой активности;
- специальные свободные экономические зоны (в настоящее вре-
мя используется несколько терминов, определяющих понятие «свобод-
ные экономические зоны»: зоны свободного предпринимательства
(ЗСП); зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны
(ЭПЗ); производственные зоны в регионах; свободные порты; свобод-
ные банковские зоны).


50

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам
извне, они рождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их
интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных
субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и
видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений; облегче-
ние форм юридического и экономического контроля, государственного
и общественного регулирования деловой практики.
Инфраструктуру рынка можно представить в виде рис. 3.1.



В экономической системе в целом взаимодействуют три само-
стоятельные подсистемы (как это показано на рис. 3.2).
В зависимости от того, какая подсистема занимает наибольший
удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если пре-
обладает рынок, то и система рыночная, так возникает рыночная эконо-
мика; если преобладает государство, то и система административно-
ИН
ФР
АС
ТР
УК
ТУ
РА
Р
ЫН
КА

Товарные биржи, предприятия оптовой
и розничной торговли, аукционы,
ярмарки, посреднические фирмы
Банки, страховые компании, фонды,
фондовые биржи
Биржи труда
Информационные центры, юридические
конторы, рекламные агентства, аудиторские
и консалтинговые фирмы и т.п.
Рынок
товаров и услуг
Рынок:
денежный; фондовый;
инвестиционный
Рынок
труда
Рис. 3.1. Инфраструктура рынка


51

командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и систе-
ма в целом.


На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место:
- отношения производства (продолжение производства в сфере
обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена
(собственно акты купли-продажи) и потребления;
- отношения собственности, реализация экономических интере-
сов и организация рыночной деятельности;
- отношения регулирования экономики, конкуренции и др.
Сущность рынка

находит свое выражение в его главных эконо-
мических функциях.
Экономическая функция
- это основное назначение, которое
призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность.
К числу важнейших функций относятся:
- функция саморегулирования производства
, предполагающая со-
гласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а
также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объ-
ему и цене;
- стимулирующая функция,
состоящая в побуждении производи-
телей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на ус-
ловную единицу и максимумом прибыли;
- регулирующая функция,
предполагающая обеспечение опреде-
ленной пропорциональности в производстве и обмене между регионами
и сферами национального хозяйства;
- функция экономичности,
предполагающая сокращение издер-
жек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величи-
ны заработной платы труда отдельного производителя с общественным
эталоном при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении
ценности товара;
1
2
3
1 – рынок как самостоятельная
подсистема хозяйствования

2 – государство как подсистема
хозяйствования
3 – натуральное хозяйство как
подсистема хозяйствования
Рис. 3.2. Экономическая система


52

- функция демократизации хозяйственной деятельности,
со-
стоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспо-
собных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации това-
ропроизводителей-конкурентов.
Из сущности рынка, рыночных функций логически вытекает его
роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и
«роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы
ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция
непосредственно выражает сущность явления и определяет роль катего-
рии, которая ее осуществляет.
Роль рынка
в общественном производстве сводится к следую-
щему:
- выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой
структуре следует производить с помощью обратных первичных связей;
- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбаланси-
рованность экономики;
- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эф-
фективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного
спроса;
- «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто-
способных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но
проблема рынка гораздо сложнее. Рынок - это не только общеэкономи-
ческая категория, присущая в той или иной степени всем этапам разви-
тия цивилизации, но это одновременно сложное социально-
философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической
сферой. Как результат естественно-исторического развития человече-
ского общества рынок включает обязательно исторические, националь-
ные, культурные, религиозные, психологические особенности развития
народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций со-
вместного устройства культурной и экономической жизни. Это опреде-
ляет особенности современного рынка и рыночной системы в различ-
ных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них
значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня да-
леки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершен-
ство вообще недостижимо.
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является
сте-
пень сбалансированности спроса и предложения
. Она проявляется в
поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволя-
ет определять тип конъюнктуры. Различают благоприятный или небла-
гоприятный типы конъюнктуры.
При
благоприятной конъюнктуре
достигается сбалансирован-
ность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уров-
не.


53

При
неблагоприятной конъюнктуре
спрос отстает от предло-
жения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачи-
ваемости товаров, наблюдаются затруднения в сбыте товаров.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические на-
блюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых
показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также по-
зволяет анализировать причины этих изменений. После переработки
информации составляется аналитический документ, который называется
конъюнктурным обзором
.
Спрос и предложение, их факторы и эластичность либо неэла-
стичность являются основными категориями экономического анализа
функционирования рыночного механизма.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Микроэкономика. Рынок, его сущность, функции и структура» з дисципліни «Мікроекономіка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит кредитних операцій
Модель протоколів INTERNET
КАПІТАЛ ПІДПРИЄМСТВА ТА ЙОГО ЕКОНОМІЧНА СУТНІСТЬ
Аудиторський висновок та його види
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ


Категорія: Мікроекономіка | Додав: koljan (18.10.2011)
Переглядів: 1607 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП