Приватизация в переходной экономике является, во-первых, главной формой разгосударствления и, во-вторых, основной формой наделения граждан собственностью за счет перераспределения государственного имущества. Это перераспределение осуществляется путем продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базе государст-венных предприятий возникают фирмы различных форм собственности – от частных до смешанных государственно-частных. В этом состоит сущ-ность приватизации. Главное содержание приватизации заключается в трансформации госпредприятий – производителей, основанных на том или ином производ-ственно-техническом комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Ос-новные и оборотные средства, находящиеся в пользовании госпредприя-тий, превращаются в основной и оборотный капитал. Это превращение не-сет с собой коренное изменение в целях деятельности предприятий, их функциях, внутренних и внешних связях. Зарождение и развитие отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения капиталом коренным образом меняют кол-лективные и частные интересы в рамках предприятия и требуют новых ме-ханизмов их согласования. Вместо рабочих, инженерно-технических ра-ботников и служащих советского предприятия, «сохозяев» общественной собственности, появляются новые социальные группы – собственники (ак-ционеры), управляющие (менеджеры), наемные работники. Эти изменения в первичном звене экономики являются основой для коренных изменений в социальной структуре общества. Они и определяют типы и результаты (успех или провал) рыночной трансформации экономики. К основным факторам, определяющим темпы и успех трансформации, относятся: - экономическая политика государства; - принципы и методы реформирования отношений собственности; - рынок капиталов. При этом создание рынков капиталов имеет первостепенное значе-ние для успеха рыночной трансформации экономики. Основные направления, конкретные способы приватизации зависят от того, на каких принципах передается государственное имущество но-вым собственникам: платная или бесплатная передача; с учетом трудового вклада работника или без учета его; только членам трудового коллектива или всем, даже детям и заключенным; учитывать при этом бывших вла-дельцев и их наследников или нет и т.д. При этом обязательным является соблюдение принципа социальной справедливости. В России в основу приватизации был положен принцип – возвраще-ние собственности народу. Именно в возвращении собственности народу, считали разработчики первой программы приватизации «500 дней» С. Ша-талин, Н. Петраков, Г. Явлинский, проявится социальная ориентация эко-номики: восстановление социальной справедливости; закрепление права человека на его долю в национальном богатстве страны. Считалось, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже зара-ботанной людьми, и она может быть предоставлена им бесплатно или за символическую плату. В соответствии с этими принципами были определены цели, направ-ления приватизации и ее этапы. Ставились задачи: а) покончить с монополизмом государственной собственности; б) сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс». Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял во-прос о том, кто может претендовать на имущество приватизированных предприятий – все граждане или только члены трудового коллектива, об-ладатели достаточных для выкупа капиталов; могут ли претендовать пен-сионеры – бывшие работники предприятия. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим вопросам в постсоциалистических станах шли острые дискуссии. Привати-зация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и основное содержание приватизации» з дисципліни «Перехідна економіка»