Каждая страна уникальна и своеобразна. Тем не менее, в теории и на практике проведения рыночных реформ можно выделить две концепции, выражающие противоположные подходы к проведению реформ. Одна из них называется «градуализм» (в буквальном переводе с английского – «по-степенный»), а вторая получила название «шоковой терапии». Это выра-жение заимствовано из медицины и не является строгим научным терми-ном для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно опи-сывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе. 2.1. Концепция градуализма Она предполагает проведение реформ медленно и последовательно, шаг за шагом. Но не только это отличает данную концепцию. Двигателем рыночных преобразований эта теория считает государство. Именно оно, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно заменять командную экономику рыночной. Градуалистский подход пред-полагает смягчение экономических и социальных последствий реформ, стремится избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Это переход не революционного, а эволюционного характера. Его основные черты: - рыночные отношения начинаются с насыщения потребительского рынка товарами и услугами путем развития частного сектора производства и сбыта; - только после достижения равновесия на потребительском рынке проводится медленная либерализация цен. При этом сохраняется государ-ственный контроль над ценами в монополизированных отраслях; - проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции. Практика показала, что эволюционный путь целесообразно приме-нять в тех странах, где: - имеется довольно развитые сельское хозяйство и кустарное произ-водство, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства. Это дает возможность быстро увеличивать предложение на рынке. - сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно ВПК; - стабильна финансовая система; - среди политической и хозяйственной элиты преобладают люди, за-интересованные в проведении реформ. К преимуществам градуализма по сравнению с «шоковой терапией» можно отнести то, что он снижает риск возникновения тупиковой ситуа-ции вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа не принесет успеха, можно вернуться на предыдущий этап, закре-питься и затем попробовать снова. Градуализм также снижает возмож-ность чрезмерного обострения социально-экономической ситуации в стра-не как реакции общества на перемены во всех сферах жизни. Основной недостаток градуализма по сравнению с «шоковой тера-пией» состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса проч-ности в экономике и обществе, который позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода времени перемен. Примерами успешной реализации градуалистского подхода являются Венгрия и Китай. В Венгрии рыночные преобразования начались в конце 60-х годов прошлого века. Тогда они не предполагали смены политического строя. В течение 20 лет, вплоть до конца 80-х годов венгерское руководство посте-пенно расширяло поле для свободного ценообразования и частного пред-принимательства. Коммерческие условия деятельности шаг за шагом вво-дились и в государственном секторе. В течение последующих десяти лет преобразования были ускорены путем платной приватизации и создания сильного банковского сектора. В последние годы в Венгрии успешно про-водятся программы реформирования предприятий и привлечения ино-странного капитала. Однако следует отметить, что медленные реформы обусловили дли-тельный период застоя в венгерской экономике. Так, экономический рост здесь прекратился еще в 1986г. и возобновился только почти десять лет спустя – в середине 1990-х годов. Венгерское государство несет высокие социальные расходы, которые часто превышают финансовые возможности бюджета. Поэтому Янош Корнаи назвал Венгрию «преждевременно ро-дившимся государством всеобщего благоденствия». Бремя высоких соци-альных расходов провоцирует инфляцию и заставляет венгерское прави-тельство периодически принимать программы жесткой экономии. Удачным считается градуалистский опыт Китая. Действительно, с начала 1980-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Благодаря быстрому росту экономики- до 10% в год – Китай вошел в десятку ведущих госу-дарств мира и в ближайшие годы догонит передовые страны Запада. Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагма-тизм». Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Рыночными стали и сельское хозяйство, где даже в годы Мао Цзе Дуна сохранялось частное землевладение, и мелкая и средняя городская промышленность. Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию экономики. В Китае понятие «рыночная экономика» не противопоставляют государственному регулированию как таковому; это понятие считают несовместимым с командно-распределительным механизмом, обслуживавшим отношения между эко-номическими агентами в социалистических странах. Ведущим признаком китайского градуализма в российской и зару-бежной литературе считается отказ от одномоментной либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики. В самом же Китае сущностью градуализма считают так называемую «двухколей-ность». «Двухколейный» подход означает строительство рыночной колеи параллельно плановой. Это касается всех сфер и секторов экономики: структурной реформы, снятия контроля над ценами, рыночной реформы предприятий, регионального развития, фискальных отношений между Центром и местными органами самоуправления. «Освобождение» цен при этом подходе осуществляется путем: - открытия свободного рынка без изменения при этом объема госу-дарственных поставок по более низким плановым ценам; - постепенного изменения плановых цен с целью выхода на уровень рыночных цен. На поставки, планируемые по плановым ценам, обычно ус-танавливается квота, если их объем со временем снижается. Такой подход введен в конце 1978г. при быстрой и всеобщей либерализации сельскохо-зяйственного сектора, в то время как промышленный сектор продолжал существовать в условиях традиционного планового управления. Реформирование китайской экономики шло по пути, который прежде использовали Япония, Тайвань, Южная Корея для перехода от потрясен-ной войной или неразвитой экономики к рыночной. Этот путь предполага-ет: - создание государством основных институтов, включающих права собственности, юридическую систему, надежную валюту, коммерческие и инвестиционные банки, правила коммерческой деятельности, бухгалте-рию, страхование, финансы и рекламу; - создание конкурирующих городских и сельских предприятий; - правительство, которое обладает активностью и стабильностью на вех уровнях – национальном, областном, городском, районном и сельском. Сильное и активное правительство должно играть главную роль в осуще-ствлении переходных мероприятий путем оказания помощи в создании ин-ститутов рыночной экономики. Речь идет, прежде всего, о правилах, зако-нах, рамках экономической деятельности хозяйствующих субъектов, включая систему социальной безопасности. В качестве особых мер прави-тельство может проводить активную экспансионистскую политику, охва-тывающую: погашение задолженности по заработной плате и пенсиям; ин-вестиции в инфраструктуру; реструктуризацию государственных и прива-тизированных предприятий и т.д. Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались чрезвы-чайно успешными. Так, главным мерилом экономического успеха являют-ся темпы роста: Китай переживает бум со среднегодовыми темпами роста около 10%, начиная с 1985г. Самый большой в мире устойчивый прирост ВВП в одной из крупнейших стран – это хороший показатель. А текущие темпы роста промышленной продукции – 13%, что быстро превращает Ки-тай в ведущую индустриальную страну мира. Другим показателем экономического успеха является уровень ин-фляции. В последние четыре года годовые темпы инфляции в Китае нахо-дились на уровне 6%. Третьим мерилом являются инвестиции. Темпы прироста инвести-ций в Китае огромны. Инвестиции идут за счет использования, как внут-ренних крупномасштабных направлений, так и массового притока капита-ла со всего мира. Это характерная черта китайского градуализма и китай-ской модели модернизации экономики, носящей название «политики от-крытости». Использование Китаем многообразных форм территориальной внешнеэкономической открытости позволило привлечь в народное хозяй-ство страны за 1979-2000гг. примерно 250 млрд. долларов прямых ино-странных инвестиций. Речь идет о специальных экономических зонах. Их появление и развитие позволило Китаю накопить опыт привлечения капи-талов из-за рубежа и опыт собственно экономических реформ, таких как реформа системы цен и заработной платы в 80-е годы, создание фондового рынка, реформа системы социального страхования и пенсионного обеспе-чения в 90-е годы. В целом весьма успешное функционирование специальных экономи-ческих зон сыграло важную роль в популяризации в Китае идеи рыночных преобразований, в налаживании взаимодействия экономики Китая с миро-вым хозяйством. Четвертым показателем экономического успеха является реальная заработная плата и уровень жизни, которые возрастают в Китае, создавая не существовавший в Китае средний класс и расширяя внутренний рынок. Вместе с тем подавляющее число ученых-экономистов в Китае не абсолютизируют и не идеализируют принципы градуализма и тем более не считают его универсальным рецептом, применимым в любой ситуации. Открыто признается, что градуализму на практике присущи серьезные не-достатки: был упущен ряд возможностей для более эффективного прове-дения реформ; длительное сосуществование старых и новых институцио-нальных структур в рамках «двухколейной экономики» неизбежно усили-вало инфляционное давление на экономику, подхлестывало распростране-ние незаконных способов обогащения и общее усиление неравенства в распределении доходов; большие региональные различия; коррупцию; не-эффективность государственных предприятий и т.п. И, тем не менее, плю-сы постепенности преобразований все же перекрыли ее минусы и побоч-ные издержки. 2.2. Концепция «шоковой терапии» Шок – это удар, толчок. Выбор шокового варианта является обычно вынужденным. Он связан с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от командно-административной системы, а также острого товарного дефицита, вызван-ного накопившимися структурными диспропорциями. Концепция «шоко-вой терапии» позволяет провести изменения хотя и болезненно, но быстро. Быстрое достижение той стадии реформ, когда изменения необратимы, - преимущество этой теории по сравнению с градуализмом. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного вари-анта либеральной рыночной теории. Монетаризм часто называют Чикаг-ской школой, потому что эта теория в основном разработана в Чикаго аме-риканским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма экономической деятельности. Он способен к самоорганизации. По-этому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная зада-ча государства – поддержание устойчивой финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень монетаристской доктрины. Основным инструментом антиинфляционной политики монетаристы считают одно-моментную либерализацию цен и резкое сокращение государственных рас-ходов. Именно этот чрезвычайно болезненный для экономики акт и назы-вают «шоковой терапией». Сторонники монетаризма считают, что он обеспечивает быстрое восстановление равновесия в финансовой системе, укрепление денежной единицы, формирование частного каптала и на этой основе – переход к экономическому росту. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» должна обеспечивать так называемые жесткие бюджетные ограничения. Это означает, что предприятия могут тратить только то, что зарабатывают сами. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы. Доктрина «шоковой терапии» была впервые разработана для практи-ческого применения американским ученым Джеффри Саксом и успешно опробована в середине 80-х годов в латиноамериканских странах, пережи-вавших чудовищную инфляцию и развал экономики. Поэтому и в странах с переходной экономикой, парализованных огромной инфляцией и распа-дом государственной власти, «шоковая терапия» была принята в качестве экономического курса на ранних этапах преобразований. В наиболее последовательном виде доктрина «шоковой терапии» реализована в Польше в 1990-1991гг. первым некоммунистическом прави-тельством под руководством премьер-министра Лешека Бальцеровича. Ос-новными элементами этого курса были: либерализация цен и валютного курса, замораживание заработной платы, повышение ставки банковского процента, сокращение государственного финансирования промышленно-сти и социальной сферы, либерализация внешнеэкономической деятельно-сти. Правительству Бальцеровича удалось решить основную задачу – по-давить инфляцию. Если в 1990г. цены выросли на 250%, то в 1991г. – только на 60%, а в последующие годы инфляция опустилась до 20-30% в год. Укрепление де-нежной системы в сочетании с быстрым ростом частного сектора и прито-ком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три-четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах, например, в Польше, Чехии и Эстонии, этот опыт был вполне успешным. В России «шоковая терапия» смягчилась тем, что правительство не ограничивало заработную плату, и это привело к возникновению классиче-ской инфляционной спирали «цены – заработная плата». Кроме того, уже с весны 1992г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредито-вание народного хозяйства. Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года. Если в 1992г. инфляция составляла 2500%, то в 1996г. она опустилась до 22%. Такой длительный период стабилизации по-зволяет утверждать, что полномасштабной «шоковой терапии» в России не было. Борьба с инфляцией растянулась на несколько лет и в других странах с переходной экономикой, например, в Армении и на Украине. Следует подчеркнуть, что и в этих странах правительство было вынуждено в конце концов прибегнуть к жестким мерам антиинфляционного регулирования, так как быстрый рост цен на протяжении нескольких лет не оставлял на-родному хозяйству шансов на стабилизацию и оживление.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Концепции переходного периода» з дисципліни «Перехідна економіка»