Мировая капиталистическая система поддерживается идеологией, которая коре-нится в теории совершенной конкуренции. Согласно этой теории, рынки стремятся к рав-новесию, а равновесное положение означает наиболее эффективное распределение ресур-сов. Любые ограничения свободы конкуренции снижают эффективность рыночного меха-низма, поэтому им следует противиться. Выше я охарактеризовал такой подход как идео-логию свободного рынка (laissezfaire), но рыночный фундаментализм — более удачный термин. Дело в том, что фундаментализм предполагает своего рода веру, которую легко довести до крайностей. Это — вера в совершенство, вера в абсолют, вера в то, что любая проблема должна иметь решение. Фундаментализм предполагает наличие авторитета, об-ладающего совершенным знанием, даже если это знание недоступно обыкновенным смертным. Таким авторитетом является Бог, а в наше время его приемлемым заменителем стала Наука. Марксизм претендовал на наличие научной основы; точно так же поступает рыночный фундаментализм. Научная основа обеих идеологий сложилась в XIX веке, ко-гда наука все еще сулила обладание окончательной истиной. С тех пор мы многое осознали как в отношении пределов научного метода, так и относительно несовершенства ры-ночного механизма. Идеологии марксизма и свободы предпринимательства (laissezfaire) были полностью дискредитированы. Первой в результате Великой депрессии и появления кейнсианской экономической теории была отвергнута идеология laissezfaire. Марксизм сохранял свое влияние, несмотря на эксцессы сталинского правления, но после краха со-ветской системы он пережил почти полный провал. В мои студенческие годы — в 50-х годах — идеология свободного предприни-мательства считалась чем-то еще более неприемлемым, чем вмешательство в экономику в наши дни. Идея о том, что свободное предпринимательство может вернуться, казалось немыслимой. Я полагаю, что возрождение рыночного фундаментализма можно объяснить лишь верой в магическое свойство рынка (его «невидимую руку»), которая еще важнее, чем научная основа рыночного механизма. Не зря же президент Рейган говорил о «магии рынка». Ключевая особенность фундаментальных воззрений состоит в том, что они по-коятся на оценочных суждениях. Например: если какая-либо мысль неверна, то противо-положное суждение считается верным. Именно такая логическая путаница и лежит в ос-нове рыночного фундаментализма. Вмешательство государства в экономику неизменно приводило к негативным последствиям. Это справедливо не только в отношении центра-лизованного планирования, но и в отношении идеи государства благосостояния и кейнси-анского управления спросом. На основе этой банальной мысли рыночные фундаментали-сты приходят к совершенно нелогичному выводу: если вмешательство государства — по-рочно, то свободный рынок — само совершенство. Следовательно, государству нельзя по-зволить вмешиваться в экономику. Едва ли стоит упоминать, что порочна здесь — сама аргументация. Справедливости ради надо заметить, что аргументы в пользу нерегулируемых рынков редко выступают в столь грубой форме. Напротив, исследователи, подобно Мил-тону Фридману, представили огромный статистический материал, а теоретики рациональ-ных ожиданий прибегали к изощренным математическим выкладкам. Меня уверяли, что некоторые предусмотрели в своих моделях несовершенную и асимметричную информа-цию, однако конечная цель всех этих ухищрений заключалась, как правило, в том, чтобы определить совершенные условия, а именно условия равновесия. Мне это напоминает бо-гословские дискуссии в Средние века о числе ангелов, которые могут танцевать на була-вочной головке. Рыночный фундаментализм играет решающую роль в мировой капиталистиче-ской системе. Он обеспечивает идеологию, которая не только вдохновляет наиболее ус-пешных представителей системы, но и движет политикой. Если бы ее не было, мы не мог-ли бы говорить о капиталистическом строе. Рыночный фундаментализм стал господ-ствующей идеей в экономической политике около 1980 г., когда более или менее одно-временно пришли к власти Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. Преобладающая тенденция — международная конкуренция за капитал — была отмечена раньше; она сложилась в ре-зультате двух нефтяных кризисов 70-х годов и создания оффшорного рынка евровалют. С тех пор вера и тенденция подкрепляли друг друга. Это многообразный процесс, имеющий различные проявления, которые трудно отделить друг от друга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Рыночный фундаментализм» з дисципліни «Криза світового капіталізму»