Обращенность к людям. Руководитель любого ранга должен в совершенстве владеть техникой коммуникационного общения. Что такое коммуникационное общение? Это многообразные формы и способы информационного (вербального и невербального) взаимодействия людей. В процессе его происходят восприятие людьми каких-то сведений, их распространение или пресечение, поддержка или развенчание источника информации. Менеджеры призваны профессионально им владеть. Практически это достижимо при серьезном изучении риторики. По разработанной автором методике было проведено изучение коммуникационного эффекта выступления двух президентов - М. Горбачева и Дж. Буша. Контент-анализу были подвергнуты их новогодние обращения к американскому и советскому народам в 1990 году. Сюжетная идентичность и равный временной регламент обращений президентов - облегчили решение этой задачи. Контент-анализ осуществлялся по четырем блоковым показателям: · идеология спича (речи); · построение выступления; · лексико-психологическая выразительность речи; · личный имидж. В итоге балльный подсчет показал, что коммуникационный эффект выступления президента Дж. Буша в целом значительно выше, чем М. Горбачева. В чем особенно проиграл президент М. Горбачев президенту США Дж. Бушу? В пять раз - по личному имиджу. В два раза - по лексико-психологической выразительности выступления, а также по идеологии спича. В целом же контекст-анализ еще раз подтвердил, что многим нашим политическим и хозяйственным руководителям явно недостает знаний и умений в области коммуникационного общения. И правоту слов Наполеона: "Кто не умеет говорить, карьеры не сделает". Риторика в переводе с греческого - это теория красноречия. Аристотель ее определял как способность находить возможные способы стройно излагать свои мысли относительно определенного предмета. Главная цель данной теории - это разработка правил склонения людей к своим позициям и взглядам. В наше время объектом этой науки является "поле информационного взаимодействия" выступающего и его слушателей, а предметом - свод правил и приемов убеждающей речи. Эффект коммуникационного общения зависит от риторического мастерства. Наиболее ярко он выражен в ораторстве. Владение риторикой - профессиональное требование, которое предъявляется к каждому руководителю. Владение ораторством - это проявление его личностного таланта. Основателем русской риторики или школы красноречия считается М.В. Ломоносов. О чем свидетельствует его труд "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладко-речия". Он придавал важное значение качествам, которыми должен обладать ритор. Таковых было пять: природные данные (голосовые качества), образцовый литературный язык, логика суждений, телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание) и умение творить в речи. Значителен вклад в развитие российского красноречия сделан В.К. Тредиаковским. Им были написаны учебник по теории поэзии "Новый краткий способ к сложению российских стихов", ряд историко-филологических работ - "Речь о чистоте российского языка" и др. Не случайно императрица Елизавета Петровна пожаловала ему звание профессора Академии наук "как латинская, так и российская элоквенции", т.е. красноречия. До сих пор популярны "Правила высшего красноречия" известного российского государственного деятеля М.М. Сперанского, изданные в 1844 году, в которых он утверждал: "...обучаться красноречию не можно - это природный дар, но есть определенные приемы, с помощью которых можно развить искусство говорить, - этим приемам обучает риторика". Риторика не тождественна ораторству. Чтобы стать оратором, недостаточно знать правила речи. Для этого надо иметь талант. Поэтому обещать менеджерам, что они, пройдя курс "ораторского мастерства", станут ораторами - это несерьезно. Говорить же толково и увлекательно-обязательное условие для эффективного построения коммуникационного общения. Для этого менеджерам следует обратиться к управленческой риторике, которая является прагматичным вариантом общей риторики. Другими словами, в управленческую риторику включено все то, что позволяет менеджеру овладеть общими риторическими знаниями и умениями, и то, что способствует их адаптации к специфическим условиям управленческой деятельности. Введение в управленческую риторику. Она базируется на формальной, научной и профессиональной логике, филологии и имиджелогии. Важное значение для овладения риторикой имеют природные и национальные данные людей. Известно, что красивые голоса редко бывают у народов, говорящих на неблагозвучных языках, и наоборот. В этой связи предлагаем фрагмент из статьи И.Ильина "Сущность и своеобразие русской культуры": "Кто хочет хорошо говорить по-русски, должен прежде всего расслабиться, освободиться от телесной и духовной скованности и совсем легко и непринужденно приступить к делу, дать возможность каждому слову произноситься и жить уютно, достойно, выразительно, со вкусом. Русский язык хочет звучать и петь, быть естественным и выразительным, наслаждаться означаемым предметом, придавать ему фонетическую ценность и тем самым процветать самому. Он весьма глубок в чувствах и проникновенен в мыслях. И при этом остается гибким по форме, многообразным в ритме и послушным в стиле". Для успешного овладения управленческой риторикой необходимо наличие самых разнообразных знаний и прежде всего по управленческой антропологии. Руководитель, как никакой другой управленец, должен постоянно поддерживать внимание к себе. Вот почему ему так важно знать психологию людей, законы восприятия речи и особенно избегать языковых штампов. Марк Лиори, американский психолог, предложил такую схему языковых штампов: · эгоцентризм (беседа о себе и своих делах); · банальность (изложение хорошо известного); · пассивность (отсутствие своего мнения); · самоуглубленность (в свои успехи и неудачи); · низкая эмоциональность (монотонность, равнодушие к слушателям); · угрюмость (визуальная непривлекательность); · льстивость (показное дружелюбие); · отвлеченность (уход от основной темы). Овладение управленческой риторикой всегда сопряжено с деловыми успехами менеджеров, ростом их личного рейтинга в трудовых коллективах. Формы вербальных контактов. Французский психолог Сюлже утверждает, что в разговорной речи люди придают словам 7% значения, интонации - 3%, мимике и жестам - 55%. Таким образом, получается, что вербальное воздействие обладает эффектом , который равен 10%. Однако не следует недооценивать такой эффект. Как показывает практика, нередко "эффект речи" (тембр и интонации голоса, лексика, логика изложения, аргументация, эмоциональная аранжировка) оказывает доминирующее, по сравнению с внешними характеристиками выступающего, впечатление на слушателей. В практике руководителя активно используются две формы вербальных контактов: индивидуальная и групповая. Каждая из них предполагает свои технологии коммуникационного общения и имеет важное профессиональное значение для руководителя. Поэтому целесообразно разработать базовые технологии речевого поведения в каждой из названных форм общения с подчиненными или другими людьми. Для этого полезно пригласить соответствующих специалистов, которых называют спичрайтерами. Например, в зарубежной практике у руководителей крупных фирм или политических деятелей имеется по пять-восемь таких специалистов. В индивидуальном общении лучше использовать собеседование, свободное интервью, консультирование, дискуссию, поучение и др. Возможно обращение к известному методу Сократа как майевтика, смысл которого состоит в извлечении скрытых в человеке сведений (знаний) с помощью искусственно наводящих вопросов. Наиболее общими риторическими требованиями, которые следует соблюдать в индивидуальном общении руководителю, являются: · составление мнения о субъекте общения; · определение своего поведения при общении с ним; · разработка логики разговора; · подбор соответствующей аргументации; · прогнозирование желаемого итога общения. Практически по каждой позиции можно получить необходимые сведения, внимательно ознакомившись с изложенными в книге материалами в разделах по философии конвергентного менеджмента, управленческим дисциплинам по психологии, педагогике, этике, имиджелогии. Здесь же приведем практические советы Цицерона, согласно которым оратор должен: · доказать истинность приводимых фактов и аргументов; · доставить слушателю эстетическое удовольствие; · воздействовать на его волю и поведение; · пробудить их к активной деятельности. В групповом общении в управленческой практике часто используются совещания, собрания, брифинги, переговоры. В этих видах коммуникационного общения многое заимствуется из риторического арсенала индивидуального общения. Вместе с тем в групповом общении широко применяются такие риторические технологии, как дискуссия и полемика, ориентированные на выяснение различных точек зрения, поиск истинного мнения, создание новых данных. Обратим внимание на одно важное требование, заимствованное из математики. Есть понятия "необходимые условия" и "достаточные условия". Первые - это те, без которых рассматриваемое утверждение не может быть верным. Его можно представить выражением: "Тогда и только тогда". Вторые - это те, при выполнении которых это утверждение заведомо верно. Его можно представить выражением: "Если и только если". Так как в дискуссии и полемике всегда происходит столкновение мнений, то чтобы не превратить их в словесную перебранку или еще хуже - в непримиримое противостояние, напомним пожелание М.Монтеня: спор должен являть собой "интеллектуальное пиршество", а противные моим взглядам суждения не оскорбляют меня, а только возбуждают и подхлестывают мои умственные силы. Методы словесного воздействия. Менеджер широко применяет такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание. О них уже говорилось в разделах книги, посвященных психологии, педагогике и этике. Здесь же рассмотрим именно их риторическую эффективность. Убеждение. Это главный метод программно-целевого воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение - активизация мышления личности при освоении информации, формирование у нее убежденности. Метод убеждения воздействует на обыденное и теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представление о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания и поднимется до содержательного познания какого-то явления (идеи), в ее сознании начинают складываться убеждения, т. е. собственная позиция, закрепленная волевым ее признанием. Чем надежнее корреспондирующая связь сформировавшейся мировоззренческой позиции личности с позицией коммуникатора (ритора), тем значительнее результативность его убеждающего воздействия. Подражание и внушение. Убеждение редко применяется как отдельный метод воздействия на людей Оно постоянно взаимодействует с подражанием и внушением, так как эти методы наиболее эффективны при коммуникационном общении. Чем отличаются подражание и внушение от убеждения? Убеждение предполагает достижение сознательного понимания и усвоения людьми адресуемой им информации. Подражание и внушение предполагают некритическое восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, при проведении массовых мероприятий - театральных, спортивных. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи. Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Образно это выразил Аристотель, говоря, что люди отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые познания человек приобретает посредством подражания. Подражание, как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и в деловой практике. Более сложным является метод внушения. По мнению В.М. Бехтерева, это искусственное привитие с помощью слова или каких-то других способов различных психологических состояний (настроения, впечатления, действия) другому лицу при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения. Чем отличается внушение от подражания? При подражании достижение коммуникационной цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа - основа восприятия информации. При внушении достижение подобной цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главным в котором является слово. Диапазон применения названных методов широк. Они активно применяются при работе с молодежью, особенно с детьми. Объясняется это тем, что у детей еще не сформировались волевые качества, а углубленная потребность в познании, активный процесс "чувствования", свойственный им, обостряют у них склонность к подражанию, к некритическому восприятию многих советов и наставлений старших. Каждый из этих риторических методов основывается на стимулировании эмоционально-чувственной сферы психики, благодаря чему обеспечивается активизация такого познавательного процесса как восприятие. Воспринимаемая информация вызывает в сознании человека яркие, рельефные впечатления. Психическая контагиозность. В коммуникационном общении убеждение, внушение и подражание применяются как система риторических методов. Менеджеры призваны умело их использовать во время проведения служебных собраний, различных публичных встреч, рабочих совещаний. Практический смысл всех этих форм работы с людьми - образование такого их "аудиторного состояния" как психическая контагиозность. Психическая контагиозность достигается посредством вызова у людей идентифицированного эмоционально-чувственного восприятия адресованных им положений (фактов) в процессе речевого общения с незаурядной личностью. На основе такого восприятия образуется состояние общего сопереживания, совместного осмысления информации. Внешне это проявляется в повышенном внимании людей к коммуникатору, их общей реакции (смех, гул негодования, аплодисменты), "наэлектризованное" аудитории. В чем практический смысл психической контагиозности ? Во-первых, образуется общая атмосфера сопереживания людей. В таком психологическом состоянии людей облегчается "ввод" информации в их сознание. Во-вторых, возникает процесс активной информационной идентификации. Поэтому возможно успешное формирование общей точки зрения людей, доброжелательное принятие ими информации, в которой заинтересован руководитель. В-третьих, в контагиозном состоянии люди особенно предрасположены к подражанию и внушению, а потому более управляемы и настроены к коллективным действиям. "Ключи" аудиторного общения. Как бы ни был профессионально подготовлен менеджер, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми на аудиторном уровне. Чем выше его управленческий статус, тем актуальнее для него данная проблема. Найти свой риторический "ключ" и умело его использовать в общении с людьми - важное условие профессионального успеха руководителя. Какие факторы влияют на выбор "ключа" коммуникационного общения? Кратко представим их: · - состав аудитории: ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества; · - содержание и характер материала выступления, т.е. предмет разговора; · - самооценка коммуникатором своих личностно-деловых качеств, научной компетенции, коммуникабельных данных. Условно нами выделяются такие "ключи" аудиторного общения: "менторский" - поучительный, назидательный; "одухотворяющий" - возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; "конфронтационный" – вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; "информационный" - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний. При всей дискуссионное приведенной типологии "риторических ключей" аудиторного общения нецелесообразно ее отвергать, не видеть в ней практический смысл. Например, надо стремиться в ограниченном объеме пользоваться "менторским" ключом. Однако остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у менеджера не участились "нотки поучающего" общения, некорректного проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на излагаемую информацию. Современные люди сдержанно относятся к "информационному" речеизложению. Не сама по себе информационная манера общения не устраивает многих из них, а изложение хорошо известных сведений, пассивное их представление. В подобных ситуациях коммуникатор как бы находится "в стороне" от информации. Он ее просто ретранслирует слушателям. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя в достоверном понимании реальных фактов, выработки собственных убеждений. В наше время все более популярным становится "одухотворяющее" речевое воздействие. В процессе его люди проникаются очарованием интеллектуального общения. У них актуализируется потребность в совершенствовании своего духовного мира, в активном проявлении своего мышления. В качестве примера можно сослаться на речь А. Камю при получении Нобелевской премии "О принципах поведения человека в мире", рефреном которой была мысль, высказанная героем его романа "Чума": "...все-таки стыдно быть счастливым одному". "Одухотворяющее" речевое общение - наглядный показатель высокой культуры коммуникационного общения. Заслуживает внимания "конфронтационная" риторическая манера общения. В ряде случаев она дидактически необходима. Бывают пассивные аудитории или аудитории, которые, как говорят, ничем не удивишь. Есть темы выступлений, которые не вызывают у людей по самым разным причинам живого интереса. "Конфронтационная" манера речи используется как дидактический прием активизации внимания людей, эмоционального вовлечения их в обсуждение проблемы. "Конфронтационная" манера коммуникационного общения наиболее предрасполагает к дискуссиям, к полемическому противоборству различных точек зрения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эффект коммуникационного общения» з дисципліни «Управлінська антропологія: людська компетентність менеджера»