ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Логика информационной войны
Информационная война во многом строится по схе-
мам, противоположным войне обычной. Так, в основе
лежит предоставление информации для противоположной
стороны, которая получает как раз то, что ищет сама. На-
пример, в случае высадки союзных войск во вторую ми-
ровую войну немцы искали информацию о месте высад-
ки и получили ее. Подброшенный труп содержал
необходимый документ и массу других детализаций типа
писем от невесты и квитанции о купленном кольце для
будущей свадьбы. Противник получает ответ на сформу-
лированный им самим запрос. Этого не может быть в
случае войны обычной, когда вряд ли противник желает
получать бомбовые удары. В избирательной кампании
также избиратель получает те сообщения, которые он хо-
чет услышать о кандидате.
Единственно, что информация, сформированная под
интересы противника, проходит определенный процесс
модификации. В основе нашего оперирования с инфор-
мацией лежит логика эквивалентности, в соответствии с
которой мир информации и мир реальности соотносятся
эквивалентно друг с другом. В результате этой эквива-
лентности человек опирается на мир информации, чтобы
получить сведения о мире реальности. Модификации ми-
ра информации позволяют изменять реальность. Основ-
ными подобными искажениями являются:

 исчезновение в мире информации при сохранении в
мире реальности, что может быть обозначено как ма-
скировка;

 исчезновение в мире реальности при сохранении в ми-
ре информации, что может быть обозначено как обман;

 изменение приоритетов объектов в мире информа-
ции, благодаря чему вводится несоответствие, кото-
рое может приводить к завышению статуса объекта
489
или занижению его, что можно обозначить как иска-
жение приоритетов.

Следует также подчеркнуть, что модифицируются так-
же потоки информации, чтобы ввести необходимую неэк-
вивалентность в представления противника. Тут можно
выделить два основные пути:
 увеличение информационного потока, когда против-
ник нуждается в его уменьшении, что можно обозна-
чить как создание информационного шума,
 уменьшение потока, когда противник остро нуждает-
ся в его увеличении, что можно представить себе как
вариант цензуры.
Противоположная сторона оказывается не в состоянии
выйти на немодифицированные варианты данных реали-
заций, поскольку вторжение в чужое информационное
пространство в большинстве случаев даже не детектиру-
ется. По этой причине в случае информационной войны
максимально эксплуатируется логика неэквивалентности.
К подобным проблемам неэквивалентности следует от-
нести и то, что конечной целью информационной атаки
является человеческий разум. Как пишет Л. Скотт Джон-
сон: "Подлинной целью кампании информационной
войны являются не конкретные системы, которые реаль-
но атакуются, а скорее процесс принятия решений про-
тивником" 1 . То есть даже в этом проявляется неэквива-
лентность, состоящая в несовпадении целей для атаки.
Вероятно, это определяется тем, что воздействовать не-
посредственно на процессы принятия решений невоз-
можно. Каждый раз направление удара задается теми или
иными потоками информации, идущими к центру приня-
тия решения.
Л. Скотт Джонсон выделяет три уровня своей целевой
модели:

 уровень информационной системы – физические эле-
менты, порождающие, передающие, хранящие ин-
формацию. Атака против информационных систем
создает технические эффекты;
490
 уровень информационного менеджмента – процессы об-
работки и распространения информации. Проведение
атаки на этом уровне создает функциональные эффекты;

 уровень принятия решений – интеллектуальные про-
цессы интерпретации и использования информации.
Атака на этом уровне создает операционные эффекты.

Атака на нижнем уровне привносит соответствующие
эффекты на вышестоящих уровнях. При этом конечной
целью каждый раз является уровень принятия решений. В
истории зафиксировано множество случаев, когда лидеры
приходили к победе, благодаря хорошему пониманию воз-
можных действий противника. Каждый из предложенных
уровней в свою очередь может быть разделен на составля-
ющие его компоненты. Атака проводится и планируется
против каждого из компонентов в отдельности.
Р. Форно с коллегой сформулировали ряд факторов,
которые облегчают противнику проведение информа-
ционной атаки 2 :

 информационная война является недорогой;

 информационная атака является менее рисковой для
противника, чем другие виды атаки;

 шансы быть схваченным в случае информационной
атаки достаточно малы;

 шансы быть осужденным еще меньше.

Все это говорит о существовании простой и доступной
всем технологии, которая получает все большее распрост-
ранение.
Дороти Деннинг из Джорджгаунского университета
(США) классифицирует информационные ресурсы по сво-
им функциям на пять классов: контейнеры, транспортеры,
сенсоры, рекордеры и процессоры 3 . Это, вероятно, следу-
ет трактовать как типологию информационных объектов.
Контейнеры содержат информацию и дезинформацию.
Они могут размещаться один в другом. Например, файл
может быть в кабинете, кабинет в здании и т.д. Компью-
терный файл размещается в директории. Транспортеры
перемещают информацию из одного места в другое. Сен-
491
соры извлекают информацию из других объектов. Рекор-
деры сохраняют информацию в контейнерах, это могут
быть принтеры, магнитофоны, человеческие процессы.
Процессорами являются объекты, которые манипулиру-
ют информацией. Сюда включаются люди, микропроцес-
соры, компьютерные программы.
Ценность информационных ресурсов измеряется шес-
тью факторами. При этом ресурс, представляющий цен-
ность для кого-то одного не является таковым для друго-
го. Факторами, задающими ценность ресурсов, являются
следующие:

 обязательства: ресурс должен помогать в действиях
или процессах, нужных потребителю;

 возможности: сюда подпадают знания, умения, инст-
рументарий, поскольку ресурс имеет ценность, если
потребитель в состоянии его использовать;

 доступность: информация, которая засекречена от
потребителя, не является для него доступной;

 доступность другим потребителям: в контексте ин-
формационной войны ценность обычно обратно про-
порциональна доступности данного ресурса другим
игрокам;

 полнота: это степень точности, достоверности, обычно
ценность ресурса напрямую зависит от его полноты;

 время: ценность ресурса может расти или падать со
временем в зависимости от его роли в проводимой
операции.

Дороти Деннинг предлагает свои три типа информа-
ционной стратегии нападения, основанные на концепции
Майкла Брауна 4 :

 увеличение доступности для нападающего, куда подпа-
дает шпионская деятельность, информационное пи-
ратство, незаконное проникновение;

 уменьшение доступности для защищающегося, куда от-
носится физическая кража, разрушение информаци-
онных ресурсов;
492
 уменьшение полноты предполагает искажение, про-
никновение и фабрикацию, что создает в результате
недостоверную информацию.

В первый вариант стратегии попал также "менеджмент
восприятия", когда речь идет о воздействии, например,
средствами телевидения, чтобы поменять представления
населения и в результате его поведение.
А. и Х. Тоффлеры предложили шесть видов искажений,
используемых спиндокторами 5 :

 обвинения в зверствах, что использовалось как во вре-
мя первой мировой войны, так и в войне в Персид-
ском заливе;

 гиперболизация ставок, которые включаются в ситуа-
ции войны, например, Дж. Буш войну в Персидском
заливе рассматривал в контексте войны цивилизаций;

 демонизация, дегуманизация оппонента: Дж. Буш пода-
вал Саддама Хуссейна как Гитлера;

 божественные санкции, обе стороны в войне в Персид-
ском заливе опирались на религиозные аргументы;

 поляризация, что отражается в фразе "кто не с нами,
тот против нас";

 метапропаганда, под которой понимается пропаган-
дистское воздействие, направленное на борьбу с про-
пагандой противоположной стороны.

Все эти методы активно используются государствами
второй волны. Однако Тоффлеры считают, что подобные
методы будут изменены для случая войны между общест-
вами третьей волны.
Уже в этом новом типе войны они отмечают возникно-
вение иных стратегий воздействия, среди которых:

 демассификация, ведущая к созданию все более инди-
видуализированных сообщений для каждого из сег-
ментов аудитории: "рассказы о зверствах, без сомне-
ния, когда-то будут создаваться таким способом, что-
бы "жертвы" описывались по разному для каждой из
версий, чтобы создать максимум симпатии или нена-
висти для каждого коллектива зрителей" (С. 224);
493
 информирование в реальном времени возникнет с перехо-
дом ко все большим скоростям обработки информации;

 моделирование нереальности происходящего, которое се-
годня мы наблюдаем в случае мыльных опер или запи-
санного смеха, в дальнейшем это затронет и новости;

 видеомифология позволит создавать события, которые
будут выглядеть настоящими: "Новые медиа позволят
показывать битвы, которых никогда не было, или
встречу в верхах, где лидер страны будет отвергать
мирные переговоры, хотя это не происходит в дейст-
вительности" (С. 228).

Интересный пример последнего рода приводит также
Р. Форно, когда говорит о возможности создания якобы
документального видео с исламским лидером, восседаю-
щим среди спиртного и красоток 6 . Понятна реакция его
населения на подобные якобы документальные картинки.
Следует подчеркнуть также две различные логики по-
ведения для случая прямого столкновения и столкнове-
ния скрытого, которое может стать более характерным
для информационной войны. Например, П. Ершов гово-
рит о первом случае как о двух разных тактиках говоре-
ния: для сильного и для слабого оппонента 7 . Сильный
игрок говорит мало, его и так должны слушать, ему и так
должны внимать. Слабый игрок должен говорить много,
чтобы выудить из сильного информацию или помощь.
Однако в варианте скрытого информационного столк-
новения поведение становится совсем другим. Здесь ис-
пользование асимметрических характеристик информа-
ционного оружия выводит слабого игрока на вариант
партизанского варианта информационного противобор-
ства. Можно отметить следующие параллели именно с
партизанской борьбой:

 партизаны действуют в рамках цикла принятия реше-
ний противником, поэтому уровень неожиданности у
их нападения всегда выше, чем у обычной армии;

 партизаны рассеиваются после атаки: поскольку у
них как бы нет места постоянной дислокации, невоз-
можно провести по отношению к ним ответный удар;
494
 партизаны часто смешиваются с местным населени-
ем, от которого они получают не только материаль-
ную поддержку, но и пополнение в виде живой силы.

Все эти параметры легко переносятся на вариант ин-
формационной атаки, которая также характеризуется
как неожиданностью, так и принципиальной сложнос-
тью нанесения адекватного ответа. В информационной
атаке (как и в партизанской) противник оказывается
всегда сильнее в момент нанесения удара, поскольку он де-
лает это неожиданно и в асимметричной парадигме.
Важно быть готовым, чтобы отразить эту атаку, но она
всегда будет неожиданной. При этом в информацион-
ной борьбе в мирное время наблюдается такая законо-
мерность, что борьба смещается в область фиктивных
обвинений, которые трудно как опровергнуть, так и до-
казать.
Логика информационной борьбы требует иных реше-
ний, чем те, которые вытекают из войны обычной. Так,
информационное воздействие может строиться на таких
закономерностях:

 эмоциональное сообщение сильнее рационального;

 фактическое сообщение сильнее интерпретирующего;

 сообщение о знакомом объекте сильнее сообщения о
незнакомом объекте.

В случае войны обычного порядка эти закономернос-
ти были бы иными. Война обычного порядка сориенти-
рована на физические закономерности, где объектом
становится тело солдата. Война информационная сори-
ентирована на нематериальные характеристики, где объ-
ектом является разум солдата или оппонента. Многие
анализы информационных потоков, сделанные с пози-
ции цивилизаций второй волны, демонстрируют пара-
доксальные закономерности. Так, хотя признано, что
война во Вьетнаме на домашнем фронте проигрывается
из-за активного показа ее по телевидению, цифры под-
держки ее совсем иные. Исследование общественного
мнения 1972 года 8 показывает, что 69% тех, кто смотрел
495
телевизионные новости выражали поддержку военным, в
то время как среди тех, кто читал газеты, уровень под-
держки составлял 59%. А известно, что лидеры мнения
находятся среди тех, кто отдает предпочтение газетам
(такова тенденция в западном обществе, что необяза-
тельно должно соответствовать нашему). То есть образу-
ется следующая цепочка: война сначала разрушает свой
позитив в глазах лидеров мнения, лишь затем переходя
ко всему населению. И телевидение при этом не играет
никакой роли.
Информационное противоборство может также идти
по методу мимикрии, когда требует порождение ожидае-
мых высказываний. Это не только преодоление защиты
информационных систем, но и вариант, когда вор гром-
че других кричит: "Держи вора", тем самым моделируя
свое подобие с остальными. То есть мы все время гово-
рим об атаке в плане порождения новой информации, но
атака может состоять и в порождении стандартной ин-
формации. Информационная мимикрия может помогать
входить сообщениям в агрессивную информационную
среду. В пропагандистской войне против Японии страте-
гия правды воспитывала доверие к пропагандистским со-
общениям, что позволяло в дальнейшем вводить нужные
сообщения, когда данный канал коммуникации призна-
вался в качестве достоверного.
Разного рода трансформации исходного сообщения ак-
тивно используются в рамках информационного проти-
воборства. Как пишет Д. Деннинг: "Менеджмент вос-
приятия часто опирается на дезинформацию. Важная
информация может быть изъята или искажена, или ситу-
ация может быть сознательно гиперболизирована. Напа-
дение может распространять слухи или явную ложь о за-
щите, чтобы уменьшить доверие к ней или разрушить ее
репутацию" 9 .
Трансформации может подвергаться каждый из трех
основных компонентов коммуникативного цикла (выде-
лен трансформируемый компонент):
496
Коммуникативные компоненты Пример
отправитель сообщение получатель сообщение, подготовленное
спецслужбами, размещается
в обычной печати
отправитель сообщение получатель создается специальный инфор-
мационный объект типа слухов
отправитель сообщение получатель сообщение подается как подго-
товленное для другой аудито-
рии (например, сознательная
утечка информации)

Логика информационного противоборства делает рав-
ными сильную и слабую сторону, чего нет в обычной
войне. То есть неэквивалентность в реальном простран-
стве снимается эквивалентностью в информационном
пространстве.
В целом следует признать, что если обычная война
строится на полном контроле пространства, ради чего пере-
мещаются огромные массы живой силы и энергии, то ин-
формационная война строится по принципу контроля клю-
чевых точек этого пространства. Нельзя достичь полного
информационного доминирования из-за возможности от-
крытия все новых и новых ниш в нем. Оно не материально
и не имеет четко очерченных границ, которые в результате
можно блокировать теми или иными способами. Контроль
над информационным пространством все равно отражается
на контроле над обычным пространством, подобно тому
как контроль воздушного пространства приводит к победе
на пространстве сухопутном или морском. Схема контроля
состоит в переносе управления одним пространством на
другое. Это оказалось возможным из-за существенной зави-
симости всех пространств от информационного:

Информационное пространство

Воздушное
пространство
Сухопутное
пространство
Морское
пространство

497

С другой стороны, усилия по контролю воздушного, су-
хопутного или морского пространства будут сведены на нет
без достижения определенной степени контроля информа-
ционного пространства. Аналитики подчеркивают: "Дости-
жение информационного доминирования будет столь же
критичным в следующей войне, как получение воздушно-
го превосходства в войне в Персидском заливе" 10 .
Однако это не только проблема военного времени, ре-
шение любой сегодняшней проблемы опирается на воз-
можность решения ее информационным способом. По-
литические, социальные, экономические проблемы могут
решаться на информационном поле.
Информация может использоваться в трех возможных
направлениях:

 может быть наложен запрет на ее распространение;

 может подвергнуться распространению информация
ограниченного доступа;

 может быть изменена информация с последствиями
для ее последующего использования.

Эти три вида оперирования с информацией – запрет,
распространение и модификация – активно используются
в современном мире. Традиционное общество как бы ис-
пользовало четвертый метод – колоссальную привержен-
ность традициям, которая предполагала неизменяемость
информации. Все ритуальные системы построены именно
на этом, включая ритуалы современного общества, напри-
мер, бывшего Советского Союза. Эти виды оперирования
с информацией представимы в следующем виде:

запрет рспространение

консерватизм модификация

Все они отражают разную степень изменяемости имею-
щейся в обществе информации. Использование информа-
ции в чьих-то конкретных целях предполагает управление
этими процессами с целью создания искусственного уско-
рения или замедления этих информационных потоков.
498
Логика ускорения предполагает создание такого типа
информационного продукта, который легко распростра-
няется по информационным сетям. Слухи и ложь в этом
случае идеальны, поскольку могут соответствовать требо-
ваниям аудитории, которая в результате слышит то, что
хочет услышать. То есть информационный продукт моди-
фицируется таким образом, чтобы иметь облегченное
распространение. При этом ориентация идет чаще на се-
ти устного его распространения, поскольку в них слож-
нее использовать те или иные схемы контроля. Опровер-
жение подобных фактов в СМИ лишь способствует их
распространению.
Информационный продукт может модифицироваться
также ради иных целей. Противник может вводиться в за-
блуждение, его могут подталкивать к неверному реше-
нию. В этом случае создается информационная среда, со-
ответствующая тем или иным вариантам возможного
поведения. Противник принимает решение исходя из ин-
формации, следовательно, он получает ту информацию,
которая должна привести его к нужному решению. Ин-
формационная среда начинает в большей степени отра-
жать виртуальную, а не подлинную реальность. Однако
люди, сами имеющие сильно выраженную виртуальную
реальность (типа идеологической), слабее поддаются по-
добным изменениям. Из условий пропагандистской вой-
ны против Японии был вынесен следующий вывод:
"Пропаганда слабее действовала на японцев с существен-
но высоким уровнем боевого духа" 11 . Т.е. наличие вирту-
альной реальности в арсенале воздействия вступает в
противоречие с другими типами виртуальной реальности,
останавливая потенциальные возможности пропаганды.
В этом плане хороши консервативные общества, кото-
рые в сильной степени запрограммированы против ком-
муникативного воздействия изнутри и особенно извне.
Подобные общества в принципе очень чувствительны к
фигуре чужого, чужака. Даже детские сказки, начиная с
"Красной Шапочки" учат опасности общения с чужими.
Подобный фильтр способствовал усилению единой ин-
499
тсрпретации действительности, характерной для всех чле-
нов общества.
Также для всех обществ, кроме сегодняшнего, был ха-
рактерен временной разрыв между повествованием о со-
бытии и самим событием. Сегодняшнее телевидение типа
репортажей CNN сводит этот разрыв к нулю. В прошлых
обществах наличие такого разрыва позволяло существен-
ным образом цензурировать события. Современная цензу-
ра также оказывается возможной за счет введения единой
интерпретации происходящего события. Когда мы смот-
рели на войну в Персидском заливе глазами одного теле-
видения, то это и было современным вариантом цензуры.
То есть современное массовое общество сохраняет ту же
тенденцию к уменьшение числа интерпретаций, которая в
прошлом осуществлялась из идеологических или религи-
озных оснований. Сегодня она реализуется более интен-
сивной выдачей на информационный рынок одного типа
информационного продукта.
Помимо интенсива выдачи одного продукта для совре-
менного общества характерна мозаичность подачи, когда
набор новостных сообщений не подлежит соединению в
единую логическую картинку. Факт (землетрясение в од-
ной стране, захват заложников в другой) следует призна-
вать как факт. Завтрашний набор фактов будет уже иным,
но эта смена не дает возможности сфокусироваться на за-
кономерностях. Клип как современная форма подачи му-
зыкального произведения лежит в этой же плоскости.
Здесь вновь мы видим бесконечную смену визуальных
картинок, не поддающихся логическому осмыслению. Их
смысл в смене. То есть современное общество перешло к
новому акценту в своем подходе к информации. Мы мо-
жем построить приблизительно следующую иерархию по-
добной динамики. Из набора (Человек, Информация, Пе-
редача) мы постепенно перешли исключительно к
последнему элементу. Первые варианты были сориенти-
рованы на авторитете говорящего, делая акцент на чело-
веке. Затем внимание человечества сместилось на акцен-
туацию Информации, отсюда все объективные методы
познания, начиная с позитивизма. Современное общест-

500
во делает акцент на Передаче, стирая значимость как Ин-
формации, так и Человека. Мы можем изобразить это в
следующем виде, назвав эти три подхода тремя типами
информационной войны:

Tип информа-
ционной войны
Акцентируемый
элемент
Пример
Первая Человек Религиозные тексты
Вторая Информация Научные тексты
Третья Передача Современные новостные
или музыкальные тексты

Отсюда, кстати, и требование к современным пропа-
гандистам добавлять необходимый уровень развлекатель-
ности к создаваемым ими потокам информации. Дж. Фи-
ске в этом плане отмечал, что суть Мадонны не в
конечном продукте, а в самом процессе трансляции 12 .
Первый тип информационной войны центрировался на
первом лице (бог, царь). Жрецы или сановники – это те,
кто стоят рядом с первым лицом. Война шла за призна-
ние данной иерархии другими. В христианстве апостолы,
пророки, затем священники обладают прерогативой тол-
кования священного слова. В прошлом они приближены
к авторитету живого слова, сегодня – слова Библии.
Второй тип информационной войны строится на рацио-
нальных доводах. В войне США против Японии они опи-
рались на второй тип, когда листовка говорила, что США
и союзники выпускают столько самолетов, что Японии за
ними не угнаться. Япония в своей пропагандистской вой-
не опиралась на инструментарий первого типа, когда гово-
рила, что японский боевой дух выше любого другого.
Войны третьего типа как бы ведутся повсеместно, по-
скольку экран телевизора занят постоянной сегментацией
действительности, доводя ее до таких частей, которые не-
возможно совместить вместе. Ведь против индивидуаль-
ного зрителя работают целые гигантские информацион-
ные инфраструктуры, своей детализацией раскалывающие
мир на мельчайшие кусочки. Отсюда феномен "звезд",
когда о персоналиях с экрана зритель знает больше по-
дробностей, чем о своем соседе по лестничной клетке.
501
В принципе человек и ранее всегда получал информа-
цию, прошедшую многократную обработку. Однако рань-
ше объемы этой информации и скорости ее переработки
были сопоставимыми с возможностями по совершению
этой работы самим человеком. Сегодня он получает резуль-
тат, до которого практически невозможно дойти самостоя-
тельно. Он вновь должен ему либо верить, либо отвергать
полностью, поскольку спорить с ним он не в состоянии.
Мы как бы вновь вернулись первому этапу обработки ин-
формации. Тогда как на рациональном этапе человек был
в состоянии оценить получаемую им информацию.

Этапы
обработки
информации
Основной
метод обработки
информации
Пример
информационного
объекта
Первый Принятие на веру Религиозный текст
Второй Рациональная оценка Научный текст
Третий Принятие на веру Телевизионный текст

Правда, в последнем случае это принятие на веру
оформляется в рациональном режиме: оно выполнено
под рациональную подачу информации, хотя по сути сво-
ей не является таковой. Рациональная проверка смещена
в сферу экспертов, журналистов, ученых, зритель же по-
лучает готовый продукт. У него нет возможности принять
реальное участие в такой проверке. Проверочные меха-
низмы в сегодняшнем обществе оказались вытесненными
за пределы человека – в СМИ, которые одновременно
взяли на себя две функции из прошлых этапов: авторитет
и рациональную проверку. Таким образом, эти три вари-
анта информационного воздействия представимы в еди-
ной таблице следующего вида:

Этапы развития
информационной войны
Используемый инструментарий
Первый Авторитет
Второй Рациональный довод
Третий Сегментация
502
Например, рациональную сторону ораторского воздей-
ствия подчеркивает Сталин в своей оценке Ленина: "Ме-
ня пленила та непреодолимая сила логики в речах Ленина,
которая несколько сухо, но зато основательно овладевает
аудиторией, постепенно электризует ее и потом берет ее в
плен, как говорят, без остатка" 13 . Ссылку на авторитет мы
активно используем и сегодня, когда в рамках телепереда-
чи отдаем слово эксперту или свидетелю события, кото-
рый также является ситуативным авторитетом.
Иная логика, свойственная информационным войнам,
возникает, когда мы начинаем работать в рамках не ком-
муникации, а метакоммуникации. Метакоммуникативные
процессы имеют место, когда делается попытка активно-
го вмешательства в формирование информационного
пространства. Реально мы размещаем нужное нам сооб-
щение о реальном или фиктивном событии в том месте
информационного пространства, которое наиболее нам
выгодно. При этом нарушенными оказываются две воз-
можные составляющие информационного пространства:

 нарушение в области закрытости/открытости инфор-
мации, в результате чего мы можем делать открытой
(например, для себя) закрытую информацию, чем за-
нимается разведка;

 нарушение в области проверки на соответствие дей-
ствительности, в результате чего мы можем разме-
щать неправдивую, но выгодную для нас информа-
цию (сюда же подпадает и нарушение приоритетов
или борьба за информационную повестку дня).

Мы можем представить себе эти два типа "искажений"
информационного пространства как расположенные в
его двух разных сегментах:

Информационное пространство

Действительность

Открытая
часть




Закрытая
Часть
503
Нарушение имеет место на "стыках", отмеченных
стрелками. Установившаяся естественная структура ин-
формационного пространства подвергается искажению.
Поскольку это делается в интересах одного из участни-
ков, то последствия таких изменений также выгодны
только для него.
В любом случае мы размещаем в нужном нам сегменте
информационного пространства новую информацию, ис-
точники которой могут быть совершенно разными. В ка-
честве возможных примеров можно привести следующее:

 смена режима доступа в результате незаконного про-
никновения в базу данных;

 конструирование недостоверной информации.

Источник всегда метакомуникативен, поскольку для
получения информации используются сознательные на-
рушения структуры информационного пространства.
Логика коммуникации отличается от логики метаком-
муникации, поскольку коммуникация (как и обычная
война) опирается на симметрию, а метакоммуникация
(как и война информационная) использует в своей осно-
ве асимметрию. Симметричная логика требует, например,
ответа объемом на объем: массы войск или объемы ин-
формации встречают равные по силе массы и объемы.
Асимметричная логика действует в пределах имеющейся
ниши, для нее не столько существенными являются
представления об объеме, поскольку в данном сегменте
информационного пространства доминирование достига-
ется реализацией стратегии нападения.
Есть также примеры сочетания симметрических и
асимметрических схем. Так, использование западной
пропагандой диссидентов строится как на асимметрии
(диссидент против советской пропаганды), так и на сим-
метрии (западная пропаганда против советской пропа-
ганды). При этом асимметрическая структура тиражиро-
валась симметрической схемой.
Активно используемым примером асимметрии являет-
ся упреждающий выброс негативной информации. Так,
британское правительство могло выдать наперед опреде-

504
ленный негативный экономический показатель с тем,
чтобы облегчить себе будущую критику правительствен-
ного документа. Американская администрация могла
совместить два отрицательных факта вместе, выдавая их
для общественного обсуждения, чтобы не получать отри-
цательную прессу дважды. Советским примером такого
рода является упреждающая публикация бесконфликт-
ных отрывков из воспоминаний Н. Хрущева в западной
прессе, переданных туда с благословения КГБ сыном
опального руководителя С. Хрущевым (документальный
фильм "Большие родители", НТВ, 1999, 14 ноября). За-
дачей при этом стало снизить существующий интерес,
поскольку последующие публикации (даже других глав)
уже не получили бы такого внимания.
То есть перед нами возникают два новых варианта раз-
мещения информации с метакоммуникативными целями
(помимо размещения информации в нарушение режима
секретности или в нарушение режима соответствия дей-
ствительности):

 размещение негативной информации с целью вызвать
реагирование противника заранее в более выгодном
для себя контексте ("упреждающий удар");

 размещение информации с целью определения реак-
ции общественного мнения ("пробный шар").

В данном случае сознательная утечка информации прин-
ципиально метакоммуникативна, поскольку вновь строит-
ся на нарушении принятой структурности информацион-
ного пространства. Эта структурность "взрывается", когда
мы начинаем сознательно управлять этим процессом.
Точкой отсчета в случае информационной войны ста-
новится информационное пространство, и те или иные
его закономерности диктуют избранный вариант инфор-
мационного поведения. Есть типы сообщений, которые
требуют сильной спонсорской поддержки для своего рас-
пространения. Другие типы сообщений движутся мето-
дом самораспространения. Но в любом случае информа-
ционная война состоит в передвижении информации.
505
Информацинное пространство связано со скоростями
распространения информации. Если первые газеты мог-
ли иметь периодичность раз в месяц, соответствуя часто-
те движения почты, то современное телевидение отража-
ет ситуацию в системе реального времени. Более того,
работа с "псевдособытиями" в рамках профессиональной
деятельности спиндокторов или специалистов по паблик
рилейшнз характеризуется уже не просто освещением, но
и предварительным созданием самого события для после-
дующего его освещения. То есть возникает новый вари-
ант соотношения события и его освещения:

Этап Соотношение
освещения и события
Пример
Первый запаздывание Газета
Второй одновременность телевидение
Третий опережение работа спиндоктора

Ускоренные процессы освещения приводят к лучшей
представленности организации/структуры в информацион-
ном пространстве. Приведем конкретный пример из войны
в Персидском заливе. Сухопутные войска не помогали
журналистам в освещении своих действий, в результате че-
го сообщения в СМИ проходили четырехдневный цикл,
что теряло к ним всякий интерес 14 . Военно-морские и во-
енно-воздушные силы уделяли этому дополнительное вни-
мание, стараясь сокращать цикл. В результате они получа-
ли лучшее освещение в СМИ. В принципе порождение
событий стараются сделать параллельным выходу новостей.
Такими примерами приуроченных к новостям событий мо-
гут являться визиты президентов, захваты террористов, ма-
нифестации демонстрантов. Все они планируются во вре-
мени таким образом, чтобы совпадать с циклом выхода
новостей. То есть информационное пространство структу-
рируется в том числе и в соответствии с работой порожда-
ющих информацию механизмов данного общества.
Каждый тип общества и его типаж потребителя инфор-
мации создает под себя соответствующий коммуникатив-
ный инструментарий. Античность могла общаться в ре-
506
жиме лицом к лицу, дальнейшее развитие общества и го-
сударства приводит к изобретению газет. Массовый чело-
век начала века вызвал к жизни изобретение массовой га-
зеты и кинематографа. Пятидесятые годы приводят к
функционированию телевидения. Однако общим остает-
ся методология воздействия. Как справедливо подчерки-
вают исследователи британской пропаганды: меняется
контекст применения, методы остаются прежними 15 .
А. Тоффлер, как и другие исследователи, говорит о бу-
дущих войнах как о войнах знаний, которые ведут "вои-
ны знаний", когда констатирует: "Знания могут выигры-
вать или предотвращать войны" 16 . И это следующий этап
развития методологии информационной войны, посколь-
ку речь начинает идти не просто о перемещении инфор-
мации, а об управлении знаниями. Более того, речь начи-
нает идти о концепции нераспространения знаний,
подобно нераспространению ядерного оружия, примером
чего может служить препятствия со стороны США появ-
лению российских ядерщиков на объектах в Иране и Се-
верной Корее. То есть уже положено начало и этой новой
методологии. Как пишет А. Тоффлер: "Умные стратеги
знаний будут уделять завтра столько же внимания "по-
ставке знаний", как они уделяют сегодня поставкам ком-
пьютерной техники" (Р. 187). Перед нами происходит оп-
ределенное изменение конфигурации определенных
параметров человеческой цивилизации, при которых ин-
формация и процессы ее порождения и распространения
выходят на первое место.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Логика информационной войны» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
Лексикографія і словники
Інтелектуальні інвестиції
БІЗНЕС-ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЕКТУ
Поняття ISDN


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 985 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП