Инструментарий психологических операций: листовки, громкоговорители, радиовещание, слухи, Интернет, общение лицом к лицу
Все средства воздействия обладают разными характе- ристиками, поэтому реальным их использованием стано- вится многоканальное воздействие, когда каждое из средств выполняет свою функцию. Так, информация по радио, в отличие от листовки, может легче пересекать границы и воздействовать на гражданское население. В то же время листовка обладает определенным преимуще- ством, стимулирующим сдачу в плен, например, когда она подается как пропуск через линию фронта. Слухи и общение лицом к лицу эксплуатируют особенности уст- ного общения, они также могут распространяться вне особых материальных преград, тогда как радио, к приме- ру, требует наличия радиоприемника у аудитории для то- го, чтобы коммуникативная цепочка могла замкнуться.
Листовки Психологические операции сориентированы на ис- пользование самых современных методологий. И они бу- дут двигаться в направлении использования новых техни- ческих средств доставки своих сообщений. С другой стороны, экстремальные условия нахождения на линии фронта каждый раз вызывают к жизни самые простые ис- точники передачи информации, например, листовки. Другой причиной обращения именно к данному средству может служить необходимость выхода на конкретную ау- диторию с учетом имеющихся на тот период в обществе информационных потоков. Так, к примеру, в ситуации Боснии НАТО вело информационные программы против антинатовских сербских программ, включая телевизион- ное вещание. Когда обнаружилось, что восточная Босния лежит вне действия этих станций, были применены лис- товки. В них подчеркивались такие темы, как роль офи- циальных лиц в демократических обществах, роль поли- 444 ции в поддержании порядка и т.д. 1 . Листовки распрост- ранялись с вертолетов, раздавались солдатами на земле. В них были цитаты из Джефферсона, Лока, Платона. Впос- ледствии специалисты признали ошибочным, что текст одной из листовок опирался на цитату из Иммануила Канта, поскольку сербы исторически плохо относятся ко всему немецкому. В период войны в Персидском заливе применение ли- стовок привело к следующим результатам 2 : 98% военно- пленных видели листовки, 80% – поверили их сообще- ниям, 70% – сказали, что на них повлияли листовки в их желании сдаться. Всего было сброшено 29 миллионов копий 38 различных видов листовок, приблизительный суммарный вес которых составил 29 тонн. Основные те- мы листовок и их количество представлены в следующей таблице:
Темы Количество, млн Сдача в плен 12.4 Неизбежность 6.6 Бросайте технику 1.9 Саддам как причина 4.7 Другие 3.5 Всего 29.1
Следует обратить внимание на концентрацию пропа- гандистских усилий на ограниченном объеме тем, кото- рые максимальным образом тиражировались. Листовки могут сбрасываться с помощью соответству- ющей бомбы М129, доставляющей до 60 тысяч экземпля- ров. Могут использоваться вертолеты. Листовки могут просто раздаваться солдатами. Но они в любом случае должны доходить до населения. Например, после земле- трясения в Армении отмечалось, что все напечатанные объявления скапливались в органах власти и население не знало самой простой информации. Листовки должны создаваться с учетом требований ау- дитории. Например, в случае войны с Японией листовки 445 оценивались как неудовлетворительные из-за своего книжного или сложного характера. То есть стиль листо- вок должен стремиться к разговорным вариантам как по- нятным большому числу аудитории. В целом, по представлениям американских аналитиков, листовки обладают следующим набором преимуществ:
печатное слово более авторитетно и престижно;
печатное слово передается от одного лица к другому без изменений;
печатное слово может быть усилено рисунками и фо- тографиями, которые понятны даже неграмотным;
печатное слово можно распространить на большую аудиторию;
печатное слово может перечитываться для усиления воздействия;
сложные материалы могут быть объяснены в деталях;
листовки можно спрятать и прочесть в одиночестве;
сообщения можно печатать на любых поверхностях.
Как видим, перед нами целый набор важных характери- стик, заставляющих уделять листовкам особое внимание.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Инструментарий психологических операций: листовки, громкоговорители, радиовещание, слухи, Интернет, общение лицом к лицу» з дисципліни «Психологічні війни»