Если посмотреть на проведенные информационные кампании с точки зрения сегодняшнего дня, то можно увидеть следующие положительные черты, что позволило обеспечить нужный уровень эффективности: 284 а) пропаганда носила тайный характер, поскольку бы- ла выдержана косвенная выдача информации. Это особо важно, так как воздействие извне всегда воспринимается очень болезненно и приводит к потере эффективности;
б) пропаганда носила четкий семиотический характер: были задействованы все имеющиеся у Южной Африки знаковые фигуры – всемирно известный хирург К. Бер- нард, игрок в гольф Г. Плейер; при этом для воздействия используются фигуры, значимые с точки зрения целевой аудитории; важно и то, что их не следует "раскручивать", а, наоборот, они добавляют свой позитив к сообщению;
в) пропаганда имела понятный мифологический харак- тер. Южная Африка подавалась как составляющая хо- лодной войны, четко стоящая на стороне западного мира в защите демократии; например, фотографии, распрост- раняемые одним из агентств, демонстрировали кубин- ских инструкторов в Анголе с российским оружием в ру- ках. Даже структура в защиту спортсменов носила название "комитет за честность", поскольку никто не мо- жет возражать против честности или справедливости;
г) пропаганда была организована с целью достижения доступа к лидерам мнения и каналам коммуникации. При- чем в лидеры мнения, на которых работали, попадали и лидеры производства;
д) пропаганда строилась не на опровержении стереоти- пов, что бессмысленно, а на построении рядом с ними новых стереотипов (типа вышеназванной стратегии для США, когда акцентировалось, что изменения в нужную сторону идут, что это просто вопрос времени);
е) пропаганда активно использовала межличностные контакты, которые наиболее эффективны; в Южную Африку постоянно привозились разнообразные группы лидеров влияния.
В целом подобный опыт воздействия следует признать удачным с точки зрения профессиональных результатов, что оказалось также возможным как благодаря хорошему финансированию, так и благодаря привлечению серьезных специалистов в стране, куда направлялось воздействие. 285 Индия США
На Индию в этом аспекте работал классик паблик ри- лейшнз Э. Бернейс. Информационная кампания под его руководством длилась с октября 1951 г. по май 1952 г. Первоначальное знание американцев об Индии ограни- чивалось тиграми-людоедами, святыми коровами, Мауг- ли, религиозными сектами и т.д. Индийцы же хотели, чтобы американцы увидели их в качестве молодого демо- кратического государства. Как и всегда в создании этой кампании сыграл большую роль личностный фактор. Послом Индии в США в тот пе- риод была сестра президента Неру, которая смогла полу- чить от парламента 35 тысяч долларов на саму кампанию, а также 175 тысяч долларов на неофициальные расходы по ее поддержке. Э. Бернейс согласовывал свои действия с госдепартаментом и ЦРУ, опасаясь проводить кампанию в стране, которая могла бы оказаться врагом США. Однако правительственные структуры одобрили идею кампании, надеясь, что Индия в результате сблизится с США. Бернейс подготовил для Неру список вопросов, на ко- торые следовало ответить нужным образом, чтобы про- двигать благоприятный имидж Индии в США. Среди во- просов были следующие:
1. Каково подлинное отношение Неру к США?
2. В чем совпадают политики Индии и США?
3. Какова подлинная политика Индии по отношению к Советскому Союзу?
4. Что будет делать Индия, если СССР окажется агрес- сором по отношению к ней?
5. Какова роль Индии в поддержании демократии в Азии?
6. Каково отношение Индии к американским инвести- циям?
Как видим, набор вопросов был четко политическим, подводящим Индию к ответам на чисто гипотетические ситуации типа агрессии Советского Союза. В результате Э. Бернейс сам составляет заявление, передает его послу, посол отправляет его в Индию, где оно появляется в га- 286 зетах. А уже оттуда текст перепечатывается на страницах "Нью-Йорк Таймс". К январю было также отправлено 35 тысяч писем к различным лидерам влияния США, созданных для каж- дой из отдельных групп интересов. Посол ездил по США, давая разные речи для разных аудиторий. Для каждого из городов готовились свои собственные материалы для прессы. В феврале 1952 г. президент Неру выступил с ре- чью, учитывающей пожелания Э. Бернейса, которая была положительно оценена американскими масс-медиа. Ин- дия была представлена в специальных телевизионных программах. Дальнейшая работа Э. Бернейса была прервана появле- нием нового посла Индии, который уже не слушался его советов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ южноафриканской кампании» з дисципліни «Психологічні війни»