ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Маркетинг та торгівля » Психологічні війни

Использование масс-медиа в военных конфликтах с целью управления общественным мнением
Масс-медиа играют особую роль в современных воен-
ных конфликтах. В данном разделе мы просуммируем не-
которые аспекты этого явления, в ряде случаев рассмот-
ренные выше.
В военных конфликтах значимой задачей оказывается
не только воздействие на противника. Уже в первую ми-
ровую войну существенную роль стало играть влияние на
нейтральные страны и на своих собственных союзников,
для достижения большего единения перед лицом против-
ника. Причем оценки роли пропаганды в тот период бы-
ли достаточно противоположны. Гитлер, к примеру, счи-
тал, что пропагандистская война в первую мировую
войну была проиграна Германией, союзники, наоборот,
подчеркивали ограниченность успехов в этой области.
Интересно, что англичане, к примеру, разрешали появле-
ние на фронте корреспондентов из нейтральных стран,
чего не было в случае немецких войск.
В конфликтах последнего времени возникла задача ле-
гитимизации военного вмешательства в глазах междуна-
родного общественного мнения, что также можно трак-
товать как влияние на нейтральную сторону. Поскольку
поменялся статус общественного мнения, существенным
компонентом подготовки стал аспект создания справед-
ливости своих действий и несправедливости действий
противной стороны. Именно масс-медиа становятся ин-
струментарием этого воздействия как на международное
общественное мнение, так и на международные институ-
ты (типа ООН).
П. Янг и П. Йессер предлагают следующую периодиза-
цию роли прессы в военных конфликтах 1 :

1. Период империалистических войн, когда из-за отда-
ленности конфликтов и отсутствия современных средств
связи масс-медиа не могли реально влиять на происходя-
щие события.
261
2. Второй период исторически расположен между
Крымской войной и русско-японской войной 1904 г. По-
явился телеграф и возможность непосредственного влия-
ния на ход событий. В ответ военные вводят цензуру и
ограничивают доступ к средствам коммуникации.

3. Третий период имеет место от первой мировой вой-
ны до второй. В это время масс-медиа становятся парт-
нерами правительств из-за кризисных ситуаций, в кото-
рых оказываются страны.

В последние десятилетия локальные конфликты пока-
зали большую включенность масс-медиа в успех/неуспех
военной кампании. Так, считается, что США во Вьетна-
ме в сильной степени оказались неподготовленными к
функционированию нового канала коммуникации – те-
левизионного. Показ смерти по телевизору предопреде-
лил отрицательное отношение населения к данной войне.
Правительства впервые столкнулись с ситуацией, когда
после поддержки действий властных структур в первые
недели войны возникла ситуация оппозиции свободной
прессы, способной формировать общественное мнение.
США во время войны во Вьетнаме оказались неспо-
собными выиграть у прессы и общественного мнения.
Поэтому, пройдя через ряд локальных конфликтов, США
в войне в Персидском заливе продемонстрировали жест-
кую модель взаимоотношений прессы и масс-медиа. От-
ветственный за вопросы паблик рилейшнз генерала
Шварцкопфа выпустил тогда секретную инструкцию, где
среди прочего говорилось следующее: "Представители
масс-медиа могут передвигаться только в сопровождении.
Повторяю, во всех случаях" 2 . Введенный тогда "пул"
журналистов подвергся жесткой критике со стороны
масс-медиа. В "Нью-Йорк таймс" даже прозвучало, что
каждый журналист стал бесплатным сотрудником Мини-
стерства обороны, готовя рассказы о войне для внешнего
мира. Но критиковали эти правила не те, кто имел право
их устанавливать.
После Вьетнама модель взаимодействия с прессой отра-
батывалась США на следующих конфликтах: Фолкленды,
Гренада, Панама, Персидский залив, Сомали, Камбоджа,
262
Гаити. Сюда же входят разного рода миротворческие опе-
рации под эгидой ООН. НАТО о таких случаях предпочи-
тает говорить об информационных операциях, ведущихся
параллельно с операциями по поддержанию мира. Нахо-
дится в стадии подготовки соответствующая информаци-
онная доктрина НАТО. То есть роль информационной
поддержки военного конфликта стала существенным ком-
понентом работы, что также вытекает из глобализации
коммуникативных потоков и необходимости обеспечения
поддержки своих действий в международных масс-медиа.
До телевидения не менее важным для воздействия на
массовое сознание было кино. Вспомним роль фильмов в
Великую Отечественную войну, где, с одной стороны, ви-
зуальная, с другой, эмоционально окрашенная информа-
ция работала намного сильнее любых официальных сво-
док. Это учла пропаганда того времени, когда
"переписала" ряд концовок известных фильмов типа
"Чапаева". Фильмы также четко соответствовали структу-
рам желания того времени: ср. такие названия, как "Жди
меня", "В шесть часов вечера после войны" и т.д. Фильм
в сильной степени становится резонатором общественно-
го мнения: его смотрят неоднократно, его обсуждают, он
предоставляет ирреальность, компенсирующую неадек-
ватность действительности. Героем, миллионером, лю-
бовником красавицы и т.д. может стать каждый. Одно-
временно эта модель легко вписывается в ту или иную
идеологию. Тогда в ней основные характеристики
"враг/друг" заполняются нужными типажами.
После вторжения Гитлера в Советский Союз Голливуд
стал делать про-русские фильмы, чтобы воспитать у аме-
риканцев чувство союзничества по отношению к России.
У американцев, так же как и у нас во время войны воз-
никло более сильное желание видеть фильмы из граждан-
ской жизни. В 1942-1945 гг. только 30% голливудских
фильмов имели отношение к войне 3 . Зато во времена хо-
лодной войны Голливуд активно занимался культивиро-
ванием антикоммунизма, в чем также преуспел.
Некоторые фильмы послевоенного времени выстрели-
вали очень точно. Американский фильм "Китайский син-
263
дром" (1979) был призван продемонстрировать ядерную
опасность. Советский фильм "Девять дней одного года",
наоборот, как бы интеллектуализировал эту опасность.
Она была эстетизирована блистательной игрой А. Баталова.
Физик-ядерщик входил тогда в число модных профессий.
Анализ взаимодействия масс-медиа во время военных
операций привел исследователей к следующим ключевым
моментам, которые в том или ином виде в последнее вре-
мя в случае вооруженных конфликтов повторяются 4 :

1. Секретность планирования. Подобного ухода от прес-
сы можно достичь только при наличии совершенно от-
дельной военной группы по разработке планов, которая
будет иметь выход на самое высокое политическое руко-
водство.

2. Демонизация лидера противоположной стороны. Если
политические факторы свидетельствуют, что речь идет о
спасении населения, то противоположного лидера пред-
ставляют с максимально отрицательной стороны. Часто
речь идет о правах человека и об особенностях личной
жизни лидера. Именно на этом уровне возникает необхо-
димость вовлечения прессы.

3. Дестабилизация целевого режима. Дестабилизация до-
стигается с помощью экономических, политических и
дипломатических средств. Часто в этом случае использу-
ется механизм эмбарго. Одновременно активно разверты-
вается разведка, специальные силы.

4. Поиск легитимности. Следует достичь поддержки от
региональных группировок или от ООН. Именно масс-
медиа начинают играть существенную роль на этом эта-
пе. Международные масс-медиа призваны воздействовать
на национальные правительства. Готовятся специальные
статьи, интервью, необходимый фактаж, которые могут
быть сразу же использованы в масс-медиа.

5. Размещение. Когда целевая страна уже изолирована,
происходит процесс размещения войск. Поскольку эта
операция ведется в условиях секретности, журналисты
оказываются изолированными от нее. Особо это касается
первых часов размещения, первых дней конфликта. Эта
изолированность может достигаться созданием журна-
264
листских пулов, а также с помощью проведения своих
собственных конференций для населения.

6. Последствия. На этом этапе имеет место быстрая
эвакуация военных сил с места конфликта. Поскольку
событие перестает носить новостной характер, масс-ме-
диа не остается ничего другого, как присоединиться к хо-
ру восхвалений.

Как видим, практически каждый этап развертывания
военного конфликта выработал свои модели поведения с
прессой, задавая требования к информационной кампа-
нии. При этом авторы упустили из виду такой аспект, как
работа с местным населением, которое столь активно
"спасали" чужие вооруженные силы.
Это общая модель использования масс-медиа. Приведем
теперь некоторые примеры конкретного "наполнения"
этой модели в период разных конфликтов. Интересно, что
в чернобыльской ситуации, когда не было внешнего врага,
процесс "демонизации" все равно имел место: его напра-
вили на директора станции, который предстал перед су-
дом. Таким образом, осмысление любой конфликтной си-
туации требует ответа на вопрос "кто виноват", и
подобный враг всегда будет найден. При этом возникает
очень тонкая грань перехода от ситуации конфликта к си-
туации виновности. На первой стадии масс-медиа еще не
ищут виновных, а пытаются выступать в унисон с власт-
ными структурами. Процесс обвинения возникает на сле-
дующем этапе. В случае внешнего конфликта эти два про-
цесса оказываются совмещенными. Более того, для
массового сознания они даже ставятся в обратном поряд-
ке: сначала "демонизация" врага, потом ситуация локаль-
ного конфликта в качестве "разрешающего" средства. Мы
можем представить это следующим образом:

тип конфликта первый этап второй этап
чернобыльская ситуация катастрофа поиск врагов
военный конфликт поиск врагов военный конфликт

Рассмотрим теперь некоторые мировые конфликты в
хронологическом порядке, пользуясь информацией из
265
книги членов международной военной ассоциации масс-
медиа 5 .
Фолкленды-1982. Поскольку острова находятся вне до-
ступа журналистов, военные смогли установить жесткий
контроль для желающих попасть туда. М. Тэтчер в свою
очередь удалось добиться поддержки своих действий пар-
ламентом, что было важно для общественного мнения
страны. Особую роль в организации взаимодействия с
журналистами была возложена на отдел паблик рилейшнз
Министерство обороны Великобритании. Кстати, за год
до этого конфликта были разработаны соответствующие
инструкции по работе в области паблик рилейшнз в си-
туации напряженности и войны.
Реально нахождение журналистов в составе вооружен-
ного контингента ничего не решало. Журналистов не
допускали до места конфликта. И даже потом все свои
сообщения журналисты передавали, используя военно-
морские корабли. Правительственная информация мане-
рой своей подачи напоминали сообщения периода вто-
рой мировой войны, вызывая у населения достаточно
четкие ассоциации.
Уроки Фолкленда продемонстрировали, что в совре-
менных условиях пресса часто используется властными
структурами для проведения разного рода дезинформа-
ции противника, а также она обладает большими воз-
можностями для организации общественного мнения.
Фолкленды также показали, как выигрыш в одной
сфере переносится на другую: консерваторы имели в мо-
мент начала избирательной кампании разрыв в 15,8%.
Они приходят к победе над лейбористами, получив на
15,2% больше голосов. Это отражение отмеченного ис-
следователями феномена, когда одно сильное событие
начинает доминировать над остальными, подавляя их как
несущественные. Военный конфликт на Фолклендах и
оказался таким событием для политической жизни в Ве-
ликобритании. Естественно, что военный проигрыш при-
вел бы и к политическому провалу, как это произошло в
Аргентине, где в результате этого конфликта президент
должен был уйти в отставку.
266
Гренада-1983. По заявлению президента Рейгана ос-
новной целью вооруженного вмешательства была защита
американских граждан. Хотя из тысячи американских
граждан проживавших там, как показали опросы, хотели
вернуться в США лишь 10%. На Гренаду высадилось 2000
американских морских пехотинцев, поддержанных с мо-
ря и воздуха.
Планирование операции проводилось в обстановке
полной секретности. Даже пресс-секретарь президента
Л. Стаже находился в неведении. В первый момент жур-
налистов, пытавшихся прибыть самостоятельно, депорти-
ровали назад. Им просто не дали высадиться.
Вследствие контролируемого доступа прессы 46% аме-
риканцев одобрили действия своего президента, 37%
придерживались противоположного мнения.
По результатам этой операции был выработан ряд реко-
мендаций. Первая требовала одновременно с планировани-
ем вести работу по отношениям с общественностью. Вто-
рая определяла включение журналистов только через
образование соответствующего пула. Третья и четвертая об-
рисовывали суть такого пула, в рамках которого журналис-
ты добровольно должны придерживаться выработанных
для них инструкций. Пятая и шестая – помощь военных
журналистам, включая предоставление средств связи. Седь-
мая подчеркивала необходимость предоставления транс-
порта для журналистов при продвижении к театру военных
действий и внутри него. Восьмая была посвящена взаимо-
действию Министерства обороны с руководителями масс-
медиа, организации посещений военными информацион-
ных организаций, ведению соответствующих спецкурсов в
военных академиях, т.е. как бы созданию долговременных
отношений между масс-медиа и военными.
Панама-1989. Панамский кризис начался с убийства
американского военнослужащего и сексуального насилия
над его женой. Это послужило прямой причиной, хотя до
этого была попытка переворота, исходящая от ЦРУ, ко-
торый окончился неудачей.
"Демонизация" генерала Нориеги, которая была необ-
ходима для легитимизации военного вмешательства,
267
представляла его как сатаниста, наркомана, палача и т.д.
Этот имидж должен был повлиять на ООН и междуна-
родные масс-медиа.
Тремстам журналистам, которые прибыли в аэропорт,
было предложено вернуться обратно в США или полететь в
третью страну. Ни один журналист не увидел военных дей-
ствий. Контроль телевизионной картинки, проделанный
специалистами Пентагона, позволил показать, что война за-
кончилась в первый же день. Вероятно, этому придавалось
особое значение еще и потому, что это был предрождест-
венский период. Также ничего не сообщалось о потерях.
Все это привело к тому, что поддержка населением прези-
дента Буша в этот период была от 70 до 90 процентов.
Манипуляция общественным мнением продолжалась и
позже. Так, найденный в апартаментах генерала Нориеги
наркотик был тут же показан всему миру. Наркотик в ре-
зультате оказался просто тальком. Но в символическом
мире масс-медиа он так и остался наркотиком генерала
Нориеги.
В целом Панама задала модель работы с масс-медиа,
которая затем была повторена в Персидском заливе.
П. Янг и П. Йессер объясняют процессы "демонизации"
Нориеги тем, что это необходимо было делать из-за отда-
ленности конфликта, не несущего непосредственной уг-
розы населению, а также в целях дальнейшей работы по
стабилизации ситуации в регионе 6 .
Персидский залив-1990. В этом конфликте впервые сы-
грало интересную и необычную роль CNN, когда прези-
дент США мог прервать пресс-конференцию, чтобы по-
смотреть прямой репортаж, передаваемый по каналу
CNN. Журналист Питер Арнетт, которого, правда, потом
обвиняли в сотрудничестве с Саддамом Хуссейном, вел
передачи как бы с "вражеской" территории, создав при-
мер совершенно нового показа войны в "живом виде", в
момент того, как происходят сами события.
В ходе процесса подготовки вторжения произошла
смена целей: сначала масс-медиа ориентировали на "за-
щиту Саудовской Аравии", потом все переключились на
"освобождение Кувейта". Была проведена серьезная ин-
268
формационная кампания по "демонизации" Саддама
Хуссейна, представленного в виде арабо-говорящего Гит-
лера, "багдадского подонка" и т.д.
Масс-медиа также использовались для обмана против-
ника. Так, журналисты и эксперты говорили о высадке
морского десанта, а на экране демонстрировались соот-
ветствующие тренировки.
Одновременно проводилась работа по организации
поддержки ООН. Различные страны, включая бывший
Советский Союз, получили миллиардные суммы помощи
от США и Саудовской Аравии. Саудовская Аравия также
наняла крупнейшую фирму по паблик рилейшнз Hill &
Knowlton, заплатив 12 миллионов долларов, для соответ-
ствующей обработки общественного мнения. Они рабо-
тали с разными целевыми группами, включая "зеленых",
когда нефть была разлита в море.
8 августа 1990 г. был отдан приказ о начале военного
конфликта, пресса же присоединилась лишь 13 августа,
создав пул из 17 журналистов. В первые тридцать шесть
часов вообще существовал запрет на информирование об-
щественности. Потом число журналистов временами дохо-
дило до 1600, но большинство из них не были допущены
в число тех, кто мог видеть реальные события. Остальные
просто жили в гостиницах и "питались" брифингами.
Управление прессой достигло в этом конфликте макси-
мума. Например, редактор Ассошиэйтед Пресс, просмот-
ревший тысячи фотографий, не увидел на них ни одного
мертвого солдата. Не было ни одной фотографии подо-
жженного американского танка, хотя танковые атаки
проводились. Говорилось о 500-600 тысячах иракских
солдат, в реальности же их было менее 300 тысяч. По
другим данным против 700 тысяч союзников сражалось
180 тысяч иракских солдат. Война активно выигрывалась
именно на уровне масс-медиа.
Гаити-1994. Вышеприведенная схема "демонизации"
противника работала и в этом случае. Дополнительно
американская пресса высмеивала боевую мощь гаитян-
ских военных. В результате информационной кампании,
на телеэкране гаитянцы, размахивающие американскими
269
флажками, приветствовали высаживающиеся американ-
ские войска. Хотя понятно, что флажки могли быть заве-
зены только самими войсками.
Это была чисто информационная война, пресса посто-
янно доказывала неизбежность поражения для Гаити.
После шестнадцатичасовых переговоров гаитянские ру-
ководители отступили и началась высадка войск.
В целом во всех конфликтах заметна все возрастающая
роль масс-медиа, которая используется для легитимиза-
ции последующего вооруженного разрешения конфликта:
как на уровне международных организаций, так и на
уровне обработки общественного мнения внутри своей
страны и за ее пределами. Конфликт в Гаити показал так-
же, что масс-медиа могут выступать в роли "заменителя"
реальных военных действий. Но в любом случае пресса и
телевидение стали одним из существенных военных ком-
понентов, поэтому любые военные действия должны
проводиться с учетом этой роли масс-медиа и соответст-
вующего воздействия через них на общественное мнение.
Общественное мнение как участник процесса также яв-
ляется новым феноменом. Во всех случаях вооруженных
конфликтов приходилось искать пути их легитимизации,
для чего требовалось сделать общественное мнение своим
сторонником. В вышеприведенных случаях это было легко
еще и по той причине, что мировые масс-медиа неравно-
ценно сориентированы. С одной стороны, большую часть
информации поставляют западные мировые агентства. С
другой, третий мир как бы заполняет ячейку негативных
новостей. Картинка масс-медиа рисуется так, что все зем-
летрясения, перевороты, наводнения и т.д. в основном
идут из другой части мира, которая в массовом сознании
становится источником хаоса. Источник порядка находит-
ся в других странах, которые каждый раз пытаются восста-
новить этот порядок, когда слишком уж "зашкаливает".
Совершив этот законный акт, вооруженные силы возвра-
щаются к себе домой, радостно приветствуемые населени-
ем как у себя дома, так и в стране конфликта. Такая семи-
отическая схема распределения на чистых и нечистых
пронизывает интерпретации всех мировых СМИ.
270
Масс-медиа как прямой участник локального воору-
женного конфликта может способствовать следующим
вариантам действий:
1. Сокрытию планирования конфликта.
2. Выдаче иного направления удара.
3. Дезинформации в отношении характера вооружен-
ного вмешательства.
4. Подрыву боевого духа противника.
5. Преувеличению успеха кампании.
Все эти цели напрямую связаны с эффективным введе-
нием военных действий, поэтому роль масс-медиа долж-
на оцениваться как гораздо более серьезная. Мы можем
представить в этом случае схему информирования как от-
клоняющуюся от стандарта:

а) стандартная схема работы СМИ:
объект А
источник получатель
б) схема СМИ в случае военного конфликта:
объект А
источник получатель
объект Б

Происходит систематическое искажение картинки в
угоду поставленной цели. СМИ в принципе всегда иска-
жает картинку ситуации в сторону своих стандартов, на-
пример, в случае предвыборной борьбы. СМИ больше
внимания уделяют процессу "гонки" между кандидатами,
чем расхождению между ними по проблемным вопросам.
Однако в данном случае искажение возникает не из-за
стандартов канала, а из-за поставленных целей.
Процесс "демонизации" выступает в роли определен-
ного оператора легитимности, что может быть изображе-
но следующим образом:

объект А позитивные черты
демонизация источник получатель
объект Б негативные черты
271
В данном случае для описания объекта СМИ исполь-
зуют исключительно слова из негативного словаря. При
этом, как правило, образ врага персонализируется и под-
водится к уже апробированным негативным ролям (са-
дист, наркоман, фашист и т.д.). Данные характеристики
не требуют дополнительных доказательств. Акцент сме-
шен в сторону привлечения к данному объекту набора уже
имеющегося негатива.
Проблема управления сообщениями СМИ в случае
конфликта решается также ограничением доступа журна-
листов к театру развития событий. Резко сузив возможно-
сти получения информации, удается увеличить интерес к
официальной точке зрения. Но такие задержки могут но-
сить только временный характер, только в первые часы
после начала военных действий, в противном случае раз-
вивается существенное неприятие действий властных
структур со стороны журналистов, что наиболее ярко
продемонстрировала послечернобыльская ситуация, ког-
да в результате возникло резкое недоверие к официаль-
ной информации.
Не только военный конфликт в чистом виде вызывает
необходимость обращения к данной проблематике. Серь-
езные проблемы по управлению масс-медиа эффектами
возникают в современном мире при захвате заложников
террористами. Террористы в этих случаях очень сильно
сориентированы на средства коммуникации и журналис-
тов, соответствующим образом коррелируя свои дейст-
вия. Так, захват заложников в 1985 г. ливанскими терро-
ристами привел к тому, что международные телесети
пользовались только картинкой, предоставляемой сами-
ми террористами. В результате были представлены не та
точка зрения и не та интерпретация событий, к которым
стремились властные структуры.
При этом возникают проблемы и после военных кон-
фликтов. НАТО к примеру считает, что без информаци-
онных операций невозможно проведение адекватных мер
по поддержанию мира. Есть соответствующие примеры
обращения целых стран к данной проблематике. Гречес-
кая хунта, захватившая власть в 1967 г., обратилась к
272
фирме паблик рилейшнз для того, чтобы достичь взаимо-
понимания с международным общественным мнением.
Это была фирма Томас Диген Компани, среди клиентов
которой были в том числе Тайм Инкорпорейтед и Кока
Кола. Был заключен контракт на два года по созданию
благоприятного имиджа. Было также нанято британское
рекламное агентство Фрейзер для помощи культурным
выставкам в аспекте паблик рилейшнз, например, вы-
ставке об Александре Великом. При этом греческие пол-
ковники пошли по апробированному пути, опираясь на
имеющуюся в западном массовом сознании мифологию
под лозунгом: "Греция была спасена от коммунизма".
При этом активно выбивались из седла идеологические
противники. Мелина Меркури, являвшаяся активным
борцом против хунты, была объявлена в письме в газете
Washington Post сторонником варианта демократии по-
московски. Как выяснилось позднее, письмо было напи-
сано вице-президентом еще одной компании по паблик
рилейшнз. В этой ситуации, как видим, тоже задейство-
вана та же мифология, в соответствии с которой отсылка
на Москву уже сама по себе может служить серьезным
обвинением.
Михаэл Кунчик считает, что самым главным событи-
ем, которое ничего не стоило греческим властям, но при-
несло им огромные дивиденды, стала свадьба Онассиса и
Жаклин Кеннеди 7 . Действительно, свадьба такого уровня
как событие эмоциональное, политически незаангажиро-
ванное несомненно попала на первые полосы всех газет.
Свадьба, в отличие, например, от войны, является обы-
денным событием, которое понятно всякому. Здесь же
соединялись браком две личности, которые всегда инте-
ресовали масс-медиа.
Когда в 1981 г. к власти пришли социалисты премьер
Папандреу нанял новую компанию по паблик рилейшнз,
чтобы убеждать американцев, что им не следует ожидать
негативного развития событий от нового социалистичес-
кого правительства.
В 1991 г. Дж. Буш пугал Америку с помощью директо-
ра ЦРУ и американского посла в Москве тем, что Совет-
273
ский Союз не сможет управлять своими ядерными боего-
ловками. До этого Р. Рейган делал из бывшего СССР
империю зла. А еще раньше в 1947 г. для получения одо-
брения в конгрессе плана Маршалла также была преуве-
личена угроза со стороны Советского Союза.
Все эти примеры наглядно демонстрируют, что манипу-
ляции с общественным мнением являются серьезным ин-
струментарием политики как в военное, так и в мирное
время. Практически все страны открыты воздействию
международных масс-медиа, что повышает эффективность
подобных информационных операций. В тезисах россий-
ского Совета по внешней и оборонной политике "Страте-
гия России в XXI веке: анализ ситуации и некоторые пред-
ложения" 8 не только констатируется, что Россия выпадает
из мирового информационного процесса, но также гово-
рится следующее: "Происходит рост трансграничных ин-
формационных потоков, также не контролируемых госу-
дарством. Происходит быстрое распространение знаний.
Сознание людей все более выходит из-под влияния наци-
ональных политических и государственных институтов". В
нашем веке созданы мощные механизмы информационно-
го воздействия, для которых не существует границ.
Соответственно меняется статус лиц, которые реально
руководят сегодняшними СМИ из-за изменения статуса
информационной кампании, возможности влиять на об-
щественное мнение. Так, И. Шабдурасулов, переместив-
шийся со статуса "голоса" В. Черномырдина в статус под-
готовки "голоса" Б. Ельцина, говорит о своих отношениях
с Б. Березовским: "Надо быть полным идиотом, чтобы не
общаться с теми людьми, которые контролируют, владеют
или управляют определенными средствами массовой ин-
формации, потому что я и в аппарате правительства, и в
какой-то степени здесь занимаюсь взаимодействием со
средствами массовой информации, руководителями, хозя-
евами, журналистами, работающими в этих газетах, журна-
лах, на телевидении. Почему же мне не общаться с Бере-
зовским, Гусинским, Смоленским, Потаниным?" 9 . При
этом Б. Березовский, даже заняв государственный пост,
может позволить себе продолжать отстаивать идею неизби-
раемости Б. Ельцина на третий срок.
274
В качество такого же примера полого феномена роли
общественного мнения и институтов его формирующих
можно назвать конвенцию о запрещении использования
противопехотных мин. Она, как отмечается в "Стратегии
России в XXI веке...", была навязана государствам давле-
нием общественного мнения неправительственных орга-
низаций. В странах СНГ неправительственные организа-
ции еще не имеют того статуса и тех возможностей,
которые они получили в западном мире, где "группы дав-
ления" различного толка являются достаточно серьезным
средством формирования общественного мнения.
Мы не до конца также осознали феномен изменения
объема информации, потребляемой человеком. Если ис-
ходно человек сам получал факт и сам его обрабатывал,
то сегодня потребитель информации нуждается не только
в факте как таковом, но и интерпретации его, поскольку,
как правило, факт этот выходит за пределы его обыден-
ного мира. То есть чем больший объем информации мы
получаем, тем меньше наша способность адекватно его
контролировать. Мы можем представить следующую пе-
риодизацию увеличения объемов информации:

I этап. Человек сам добывает факты и сам их интер-
претирует.

II этап. Человек получает факты от кого-то, но еще
может сам их интерпретировать.

III этап. Человек получает факты и интерпретации и
пытается поместить их в своей модели мира.

IV этап. Человек получает факты, интерпретации и од-
новременно модель мира.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование масс-медиа в военных конфликтах с целью управления общественным мнением» з дисципліни «Психологічні війни»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Поняття ISDN
Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
Поняття про інвестиційний проект
Аудит звітності з податку з власників транспортних засобів та інш...


Категорія: Психологічні війни | Додав: koljan (02.10.2011)
Переглядів: 1226 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП