Использование масс-медиа в военных конфликтах с целью управления общественным мнением
Масс-медиа играют особую роль в современных воен- ных конфликтах. В данном разделе мы просуммируем не- которые аспекты этого явления, в ряде случаев рассмот- ренные выше. В военных конфликтах значимой задачей оказывается не только воздействие на противника. Уже в первую ми- ровую войну существенную роль стало играть влияние на нейтральные страны и на своих собственных союзников, для достижения большего единения перед лицом против- ника. Причем оценки роли пропаганды в тот период бы- ли достаточно противоположны. Гитлер, к примеру, счи- тал, что пропагандистская война в первую мировую войну была проиграна Германией, союзники, наоборот, подчеркивали ограниченность успехов в этой области. Интересно, что англичане, к примеру, разрешали появле- ние на фронте корреспондентов из нейтральных стран, чего не было в случае немецких войск. В конфликтах последнего времени возникла задача ле- гитимизации военного вмешательства в глазах междуна- родного общественного мнения, что также можно трак- товать как влияние на нейтральную сторону. Поскольку поменялся статус общественного мнения, существенным компонентом подготовки стал аспект создания справед- ливости своих действий и несправедливости действий противной стороны. Именно масс-медиа становятся ин- струментарием этого воздействия как на международное общественное мнение, так и на международные институ- ты (типа ООН). П. Янг и П. Йессер предлагают следующую периодиза- цию роли прессы в военных конфликтах 1 :
1. Период империалистических войн, когда из-за отда- ленности конфликтов и отсутствия современных средств связи масс-медиа не могли реально влиять на происходя- щие события. 261 2. Второй период исторически расположен между Крымской войной и русско-японской войной 1904 г. По- явился телеграф и возможность непосредственного влия- ния на ход событий. В ответ военные вводят цензуру и ограничивают доступ к средствам коммуникации.
3. Третий период имеет место от первой мировой вой- ны до второй. В это время масс-медиа становятся парт- нерами правительств из-за кризисных ситуаций, в кото- рых оказываются страны.
В последние десятилетия локальные конфликты пока- зали большую включенность масс-медиа в успех/неуспех военной кампании. Так, считается, что США во Вьетна- ме в сильной степени оказались неподготовленными к функционированию нового канала коммуникации – те- левизионного. Показ смерти по телевизору предопреде- лил отрицательное отношение населения к данной войне. Правительства впервые столкнулись с ситуацией, когда после поддержки действий властных структур в первые недели войны возникла ситуация оппозиции свободной прессы, способной формировать общественное мнение. США во время войны во Вьетнаме оказались неспо- собными выиграть у прессы и общественного мнения. Поэтому, пройдя через ряд локальных конфликтов, США в войне в Персидском заливе продемонстрировали жест- кую модель взаимоотношений прессы и масс-медиа. От- ветственный за вопросы паблик рилейшнз генерала Шварцкопфа выпустил тогда секретную инструкцию, где среди прочего говорилось следующее: "Представители масс-медиа могут передвигаться только в сопровождении. Повторяю, во всех случаях" 2 . Введенный тогда "пул" журналистов подвергся жесткой критике со стороны масс-медиа. В "Нью-Йорк таймс" даже прозвучало, что каждый журналист стал бесплатным сотрудником Мини- стерства обороны, готовя рассказы о войне для внешнего мира. Но критиковали эти правила не те, кто имел право их устанавливать. После Вьетнама модель взаимодействия с прессой отра- батывалась США на следующих конфликтах: Фолкленды, Гренада, Панама, Персидский залив, Сомали, Камбоджа, 262 Гаити. Сюда же входят разного рода миротворческие опе- рации под эгидой ООН. НАТО о таких случаях предпочи- тает говорить об информационных операциях, ведущихся параллельно с операциями по поддержанию мира. Нахо- дится в стадии подготовки соответствующая информаци- онная доктрина НАТО. То есть роль информационной поддержки военного конфликта стала существенным ком- понентом работы, что также вытекает из глобализации коммуникативных потоков и необходимости обеспечения поддержки своих действий в международных масс-медиа. До телевидения не менее важным для воздействия на массовое сознание было кино. Вспомним роль фильмов в Великую Отечественную войну, где, с одной стороны, ви- зуальная, с другой, эмоционально окрашенная информа- ция работала намного сильнее любых официальных сво- док. Это учла пропаганда того времени, когда "переписала" ряд концовок известных фильмов типа "Чапаева". Фильмы также четко соответствовали структу- рам желания того времени: ср. такие названия, как "Жди меня", "В шесть часов вечера после войны" и т.д. Фильм в сильной степени становится резонатором общественно- го мнения: его смотрят неоднократно, его обсуждают, он предоставляет ирреальность, компенсирующую неадек- ватность действительности. Героем, миллионером, лю- бовником красавицы и т.д. может стать каждый. Одно- временно эта модель легко вписывается в ту или иную идеологию. Тогда в ней основные характеристики "враг/друг" заполняются нужными типажами. После вторжения Гитлера в Советский Союз Голливуд стал делать про-русские фильмы, чтобы воспитать у аме- риканцев чувство союзничества по отношению к России. У американцев, так же как и у нас во время войны воз- никло более сильное желание видеть фильмы из граждан- ской жизни. В 1942-1945 гг. только 30% голливудских фильмов имели отношение к войне 3 . Зато во времена хо- лодной войны Голливуд активно занимался культивиро- ванием антикоммунизма, в чем также преуспел. Некоторые фильмы послевоенного времени выстрели- вали очень точно. Американский фильм "Китайский син- 263 дром" (1979) был призван продемонстрировать ядерную опасность. Советский фильм "Девять дней одного года", наоборот, как бы интеллектуализировал эту опасность. Она была эстетизирована блистательной игрой А. Баталова. Физик-ядерщик входил тогда в число модных профессий. Анализ взаимодействия масс-медиа во время военных операций привел исследователей к следующим ключевым моментам, которые в том или ином виде в последнее вре- мя в случае вооруженных конфликтов повторяются 4 :
1. Секретность планирования. Подобного ухода от прес- сы можно достичь только при наличии совершенно от- дельной военной группы по разработке планов, которая будет иметь выход на самое высокое политическое руко- водство.
2. Демонизация лидера противоположной стороны. Если политические факторы свидетельствуют, что речь идет о спасении населения, то противоположного лидера пред- ставляют с максимально отрицательной стороны. Часто речь идет о правах человека и об особенностях личной жизни лидера. Именно на этом уровне возникает необхо- димость вовлечения прессы.
3. Дестабилизация целевого режима. Дестабилизация до- стигается с помощью экономических, политических и дипломатических средств. Часто в этом случае использу- ется механизм эмбарго. Одновременно активно разверты- вается разведка, специальные силы.
4. Поиск легитимности. Следует достичь поддержки от региональных группировок или от ООН. Именно масс- медиа начинают играть существенную роль на этом эта- пе. Международные масс-медиа призваны воздействовать на национальные правительства. Готовятся специальные статьи, интервью, необходимый фактаж, которые могут быть сразу же использованы в масс-медиа.
5. Размещение. Когда целевая страна уже изолирована, происходит процесс размещения войск. Поскольку эта операция ведется в условиях секретности, журналисты оказываются изолированными от нее. Особо это касается первых часов размещения, первых дней конфликта. Эта изолированность может достигаться созданием журна- 264 листских пулов, а также с помощью проведения своих собственных конференций для населения.
6. Последствия. На этом этапе имеет место быстрая эвакуация военных сил с места конфликта. Поскольку событие перестает носить новостной характер, масс-ме- диа не остается ничего другого, как присоединиться к хо- ру восхвалений.
Как видим, практически каждый этап развертывания военного конфликта выработал свои модели поведения с прессой, задавая требования к информационной кампа- нии. При этом авторы упустили из виду такой аспект, как работа с местным населением, которое столь активно "спасали" чужие вооруженные силы. Это общая модель использования масс-медиа. Приведем теперь некоторые примеры конкретного "наполнения" этой модели в период разных конфликтов. Интересно, что в чернобыльской ситуации, когда не было внешнего врага, процесс "демонизации" все равно имел место: его напра- вили на директора станции, который предстал перед су- дом. Таким образом, осмысление любой конфликтной си- туации требует ответа на вопрос "кто виноват", и подобный враг всегда будет найден. При этом возникает очень тонкая грань перехода от ситуации конфликта к си- туации виновности. На первой стадии масс-медиа еще не ищут виновных, а пытаются выступать в унисон с власт- ными структурами. Процесс обвинения возникает на сле- дующем этапе. В случае внешнего конфликта эти два про- цесса оказываются совмещенными. Более того, для массового сознания они даже ставятся в обратном поряд- ке: сначала "демонизация" врага, потом ситуация локаль- ного конфликта в качестве "разрешающего" средства. Мы можем представить это следующим образом:
тип конфликта первый этап второй этап чернобыльская ситуация катастрофа поиск врагов военный конфликт поиск врагов военный конфликт
Рассмотрим теперь некоторые мировые конфликты в хронологическом порядке, пользуясь информацией из 265 книги членов международной военной ассоциации масс- медиа 5 . Фолкленды-1982. Поскольку острова находятся вне до- ступа журналистов, военные смогли установить жесткий контроль для желающих попасть туда. М. Тэтчер в свою очередь удалось добиться поддержки своих действий пар- ламентом, что было важно для общественного мнения страны. Особую роль в организации взаимодействия с журналистами была возложена на отдел паблик рилейшнз Министерство обороны Великобритании. Кстати, за год до этого конфликта были разработаны соответствующие инструкции по работе в области паблик рилейшнз в си- туации напряженности и войны. Реально нахождение журналистов в составе вооружен- ного контингента ничего не решало. Журналистов не допускали до места конфликта. И даже потом все свои сообщения журналисты передавали, используя военно- морские корабли. Правительственная информация мане- рой своей подачи напоминали сообщения периода вто- рой мировой войны, вызывая у населения достаточно четкие ассоциации. Уроки Фолкленда продемонстрировали, что в совре- менных условиях пресса часто используется властными структурами для проведения разного рода дезинформа- ции противника, а также она обладает большими воз- можностями для организации общественного мнения. Фолкленды также показали, как выигрыш в одной сфере переносится на другую: консерваторы имели в мо- мент начала избирательной кампании разрыв в 15,8%. Они приходят к победе над лейбористами, получив на 15,2% больше голосов. Это отражение отмеченного ис- следователями феномена, когда одно сильное событие начинает доминировать над остальными, подавляя их как несущественные. Военный конфликт на Фолклендах и оказался таким событием для политической жизни в Ве- ликобритании. Естественно, что военный проигрыш при- вел бы и к политическому провалу, как это произошло в Аргентине, где в результате этого конфликта президент должен был уйти в отставку. 266 Гренада-1983. По заявлению президента Рейгана ос- новной целью вооруженного вмешательства была защита американских граждан. Хотя из тысячи американских граждан проживавших там, как показали опросы, хотели вернуться в США лишь 10%. На Гренаду высадилось 2000 американских морских пехотинцев, поддержанных с мо- ря и воздуха. Планирование операции проводилось в обстановке полной секретности. Даже пресс-секретарь президента Л. Стаже находился в неведении. В первый момент жур- налистов, пытавшихся прибыть самостоятельно, депорти- ровали назад. Им просто не дали высадиться. Вследствие контролируемого доступа прессы 46% аме- риканцев одобрили действия своего президента, 37% придерживались противоположного мнения. По результатам этой операции был выработан ряд реко- мендаций. Первая требовала одновременно с планировани- ем вести работу по отношениям с общественностью. Вто- рая определяла включение журналистов только через образование соответствующего пула. Третья и четвертая об- рисовывали суть такого пула, в рамках которого журналис- ты добровольно должны придерживаться выработанных для них инструкций. Пятая и шестая – помощь военных журналистам, включая предоставление средств связи. Седь- мая подчеркивала необходимость предоставления транс- порта для журналистов при продвижении к театру военных действий и внутри него. Восьмая была посвящена взаимо- действию Министерства обороны с руководителями масс- медиа, организации посещений военными информацион- ных организаций, ведению соответствующих спецкурсов в военных академиях, т.е. как бы созданию долговременных отношений между масс-медиа и военными. Панама-1989. Панамский кризис начался с убийства американского военнослужащего и сексуального насилия над его женой. Это послужило прямой причиной, хотя до этого была попытка переворота, исходящая от ЦРУ, ко- торый окончился неудачей. "Демонизация" генерала Нориеги, которая была необ- ходима для легитимизации военного вмешательства, 267 представляла его как сатаниста, наркомана, палача и т.д. Этот имидж должен был повлиять на ООН и междуна- родные масс-медиа. Тремстам журналистам, которые прибыли в аэропорт, было предложено вернуться обратно в США или полететь в третью страну. Ни один журналист не увидел военных дей- ствий. Контроль телевизионной картинки, проделанный специалистами Пентагона, позволил показать, что война за- кончилась в первый же день. Вероятно, этому придавалось особое значение еще и потому, что это был предрождест- венский период. Также ничего не сообщалось о потерях. Все это привело к тому, что поддержка населением прези- дента Буша в этот период была от 70 до 90 процентов. Манипуляция общественным мнением продолжалась и позже. Так, найденный в апартаментах генерала Нориеги наркотик был тут же показан всему миру. Наркотик в ре- зультате оказался просто тальком. Но в символическом мире масс-медиа он так и остался наркотиком генерала Нориеги. В целом Панама задала модель работы с масс-медиа, которая затем была повторена в Персидском заливе. П. Янг и П. Йессер объясняют процессы "демонизации" Нориеги тем, что это необходимо было делать из-за отда- ленности конфликта, не несущего непосредственной уг- розы населению, а также в целях дальнейшей работы по стабилизации ситуации в регионе 6 . Персидский залив-1990. В этом конфликте впервые сы- грало интересную и необычную роль CNN, когда прези- дент США мог прервать пресс-конференцию, чтобы по- смотреть прямой репортаж, передаваемый по каналу CNN. Журналист Питер Арнетт, которого, правда, потом обвиняли в сотрудничестве с Саддамом Хуссейном, вел передачи как бы с "вражеской" территории, создав при- мер совершенно нового показа войны в "живом виде", в момент того, как происходят сами события. В ходе процесса подготовки вторжения произошла смена целей: сначала масс-медиа ориентировали на "за- щиту Саудовской Аравии", потом все переключились на "освобождение Кувейта". Была проведена серьезная ин- 268 формационная кампания по "демонизации" Саддама Хуссейна, представленного в виде арабо-говорящего Гит- лера, "багдадского подонка" и т.д. Масс-медиа также использовались для обмана против- ника. Так, журналисты и эксперты говорили о высадке морского десанта, а на экране демонстрировались соот- ветствующие тренировки. Одновременно проводилась работа по организации поддержки ООН. Различные страны, включая бывший Советский Союз, получили миллиардные суммы помощи от США и Саудовской Аравии. Саудовская Аравия также наняла крупнейшую фирму по паблик рилейшнз Hill & Knowlton, заплатив 12 миллионов долларов, для соответ- ствующей обработки общественного мнения. Они рабо- тали с разными целевыми группами, включая "зеленых", когда нефть была разлита в море. 8 августа 1990 г. был отдан приказ о начале военного конфликта, пресса же присоединилась лишь 13 августа, создав пул из 17 журналистов. В первые тридцать шесть часов вообще существовал запрет на информирование об- щественности. Потом число журналистов временами дохо- дило до 1600, но большинство из них не были допущены в число тех, кто мог видеть реальные события. Остальные просто жили в гостиницах и "питались" брифингами. Управление прессой достигло в этом конфликте макси- мума. Например, редактор Ассошиэйтед Пресс, просмот- ревший тысячи фотографий, не увидел на них ни одного мертвого солдата. Не было ни одной фотографии подо- жженного американского танка, хотя танковые атаки проводились. Говорилось о 500-600 тысячах иракских солдат, в реальности же их было менее 300 тысяч. По другим данным против 700 тысяч союзников сражалось 180 тысяч иракских солдат. Война активно выигрывалась именно на уровне масс-медиа. Гаити-1994. Вышеприведенная схема "демонизации" противника работала и в этом случае. Дополнительно американская пресса высмеивала боевую мощь гаитян- ских военных. В результате информационной кампании, на телеэкране гаитянцы, размахивающие американскими 269 флажками, приветствовали высаживающиеся американ- ские войска. Хотя понятно, что флажки могли быть заве- зены только самими войсками. Это была чисто информационная война, пресса посто- янно доказывала неизбежность поражения для Гаити. После шестнадцатичасовых переговоров гаитянские ру- ководители отступили и началась высадка войск. В целом во всех конфликтах заметна все возрастающая роль масс-медиа, которая используется для легитимиза- ции последующего вооруженного разрешения конфликта: как на уровне международных организаций, так и на уровне обработки общественного мнения внутри своей страны и за ее пределами. Конфликт в Гаити показал так- же, что масс-медиа могут выступать в роли "заменителя" реальных военных действий. Но в любом случае пресса и телевидение стали одним из существенных военных ком- понентов, поэтому любые военные действия должны проводиться с учетом этой роли масс-медиа и соответст- вующего воздействия через них на общественное мнение. Общественное мнение как участник процесса также яв- ляется новым феноменом. Во всех случаях вооруженных конфликтов приходилось искать пути их легитимизации, для чего требовалось сделать общественное мнение своим сторонником. В вышеприведенных случаях это было легко еще и по той причине, что мировые масс-медиа неравно- ценно сориентированы. С одной стороны, большую часть информации поставляют западные мировые агентства. С другой, третий мир как бы заполняет ячейку негативных новостей. Картинка масс-медиа рисуется так, что все зем- летрясения, перевороты, наводнения и т.д. в основном идут из другой части мира, которая в массовом сознании становится источником хаоса. Источник порядка находит- ся в других странах, которые каждый раз пытаются восста- новить этот порядок, когда слишком уж "зашкаливает". Совершив этот законный акт, вооруженные силы возвра- щаются к себе домой, радостно приветствуемые населени- ем как у себя дома, так и в стране конфликта. Такая семи- отическая схема распределения на чистых и нечистых пронизывает интерпретации всех мировых СМИ. 270 Масс-медиа как прямой участник локального воору- женного конфликта может способствовать следующим вариантам действий: 1. Сокрытию планирования конфликта. 2. Выдаче иного направления удара. 3. Дезинформации в отношении характера вооружен- ного вмешательства. 4. Подрыву боевого духа противника. 5. Преувеличению успеха кампании. Все эти цели напрямую связаны с эффективным введе- нием военных действий, поэтому роль масс-медиа долж- на оцениваться как гораздо более серьезная. Мы можем представить в этом случае схему информирования как от- клоняющуюся от стандарта:
а) стандартная схема работы СМИ: объект А источник получатель б) схема СМИ в случае военного конфликта: объект А источник получатель объект Б
Происходит систематическое искажение картинки в угоду поставленной цели. СМИ в принципе всегда иска- жает картинку ситуации в сторону своих стандартов, на- пример, в случае предвыборной борьбы. СМИ больше внимания уделяют процессу "гонки" между кандидатами, чем расхождению между ними по проблемным вопросам. Однако в данном случае искажение возникает не из-за стандартов канала, а из-за поставленных целей. Процесс "демонизации" выступает в роли определен- ного оператора легитимности, что может быть изображе- но следующим образом:
объект А позитивные черты демонизация источник получатель объект Б негативные черты 271 В данном случае для описания объекта СМИ исполь- зуют исключительно слова из негативного словаря. При этом, как правило, образ врага персонализируется и под- водится к уже апробированным негативным ролям (са- дист, наркоман, фашист и т.д.). Данные характеристики не требуют дополнительных доказательств. Акцент сме- шен в сторону привлечения к данному объекту набора уже имеющегося негатива. Проблема управления сообщениями СМИ в случае конфликта решается также ограничением доступа журна- листов к театру развития событий. Резко сузив возможно- сти получения информации, удается увеличить интерес к официальной точке зрения. Но такие задержки могут но- сить только временный характер, только в первые часы после начала военных действий, в противном случае раз- вивается существенное неприятие действий властных структур со стороны журналистов, что наиболее ярко продемонстрировала послечернобыльская ситуация, ког- да в результате возникло резкое недоверие к официаль- ной информации. Не только военный конфликт в чистом виде вызывает необходимость обращения к данной проблематике. Серь- езные проблемы по управлению масс-медиа эффектами возникают в современном мире при захвате заложников террористами. Террористы в этих случаях очень сильно сориентированы на средства коммуникации и журналис- тов, соответствующим образом коррелируя свои дейст- вия. Так, захват заложников в 1985 г. ливанскими терро- ристами привел к тому, что международные телесети пользовались только картинкой, предоставляемой сами- ми террористами. В результате были представлены не та точка зрения и не та интерпретация событий, к которым стремились властные структуры. При этом возникают проблемы и после военных кон- фликтов. НАТО к примеру считает, что без информаци- онных операций невозможно проведение адекватных мер по поддержанию мира. Есть соответствующие примеры обращения целых стран к данной проблематике. Гречес- кая хунта, захватившая власть в 1967 г., обратилась к 272 фирме паблик рилейшнз для того, чтобы достичь взаимо- понимания с международным общественным мнением. Это была фирма Томас Диген Компани, среди клиентов которой были в том числе Тайм Инкорпорейтед и Кока Кола. Был заключен контракт на два года по созданию благоприятного имиджа. Было также нанято британское рекламное агентство Фрейзер для помощи культурным выставкам в аспекте паблик рилейшнз, например, вы- ставке об Александре Великом. При этом греческие пол- ковники пошли по апробированному пути, опираясь на имеющуюся в западном массовом сознании мифологию под лозунгом: "Греция была спасена от коммунизма". При этом активно выбивались из седла идеологические противники. Мелина Меркури, являвшаяся активным борцом против хунты, была объявлена в письме в газете Washington Post сторонником варианта демократии по- московски. Как выяснилось позднее, письмо было напи- сано вице-президентом еще одной компании по паблик рилейшнз. В этой ситуации, как видим, тоже задейство- вана та же мифология, в соответствии с которой отсылка на Москву уже сама по себе может служить серьезным обвинением. Михаэл Кунчик считает, что самым главным событи- ем, которое ничего не стоило греческим властям, но при- несло им огромные дивиденды, стала свадьба Онассиса и Жаклин Кеннеди 7 . Действительно, свадьба такого уровня как событие эмоциональное, политически незаангажиро- ванное несомненно попала на первые полосы всех газет. Свадьба, в отличие, например, от войны, является обы- денным событием, которое понятно всякому. Здесь же соединялись браком две личности, которые всегда инте- ресовали масс-медиа. Когда в 1981 г. к власти пришли социалисты премьер Папандреу нанял новую компанию по паблик рилейшнз, чтобы убеждать американцев, что им не следует ожидать негативного развития событий от нового социалистичес- кого правительства. В 1991 г. Дж. Буш пугал Америку с помощью директо- ра ЦРУ и американского посла в Москве тем, что Совет- 273 ский Союз не сможет управлять своими ядерными боего- ловками. До этого Р. Рейган делал из бывшего СССР империю зла. А еще раньше в 1947 г. для получения одо- брения в конгрессе плана Маршалла также была преуве- личена угроза со стороны Советского Союза. Все эти примеры наглядно демонстрируют, что манипу- ляции с общественным мнением являются серьезным ин- струментарием политики как в военное, так и в мирное время. Практически все страны открыты воздействию международных масс-медиа, что повышает эффективность подобных информационных операций. В тезисах россий- ского Совета по внешней и оборонной политике "Страте- гия России в XXI веке: анализ ситуации и некоторые пред- ложения" 8 не только констатируется, что Россия выпадает из мирового информационного процесса, но также гово- рится следующее: "Происходит рост трансграничных ин- формационных потоков, также не контролируемых госу- дарством. Происходит быстрое распространение знаний. Сознание людей все более выходит из-под влияния наци- ональных политических и государственных институтов". В нашем веке созданы мощные механизмы информационно- го воздействия, для которых не существует границ. Соответственно меняется статус лиц, которые реально руководят сегодняшними СМИ из-за изменения статуса информационной кампании, возможности влиять на об- щественное мнение. Так, И. Шабдурасулов, переместив- шийся со статуса "голоса" В. Черномырдина в статус под- готовки "голоса" Б. Ельцина, говорит о своих отношениях с Б. Березовским: "Надо быть полным идиотом, чтобы не общаться с теми людьми, которые контролируют, владеют или управляют определенными средствами массовой ин- формации, потому что я и в аппарате правительства, и в какой-то степени здесь занимаюсь взаимодействием со средствами массовой информации, руководителями, хозя- евами, журналистами, работающими в этих газетах, журна- лах, на телевидении. Почему же мне не общаться с Бере- зовским, Гусинским, Смоленским, Потаниным?" 9 . При этом Б. Березовский, даже заняв государственный пост, может позволить себе продолжать отстаивать идею неизби- раемости Б. Ельцина на третий срок. 274 В качество такого же примера полого феномена роли общественного мнения и институтов его формирующих можно назвать конвенцию о запрещении использования противопехотных мин. Она, как отмечается в "Стратегии России в XXI веке...", была навязана государствам давле- нием общественного мнения неправительственных орга- низаций. В странах СНГ неправительственные организа- ции еще не имеют того статуса и тех возможностей, которые они получили в западном мире, где "группы дав- ления" различного толка являются достаточно серьезным средством формирования общественного мнения. Мы не до конца также осознали феномен изменения объема информации, потребляемой человеком. Если ис- ходно человек сам получал факт и сам его обрабатывал, то сегодня потребитель информации нуждается не только в факте как таковом, но и интерпретации его, поскольку, как правило, факт этот выходит за пределы его обыден- ного мира. То есть чем больший объем информации мы получаем, тем меньше наша способность адекватно его контролировать. Мы можем представить следующую пе- риодизацию увеличения объемов информации:
I этап. Человек сам добывает факты и сам их интер- претирует.
II этап. Человек получает факты от кого-то, но еще может сам их интерпретировать.
III этап. Человек получает факты и интерпретации и пытается поместить их в своей модели мира.
IV этап. Человек получает факты, интерпретации и од- новременно модель мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Использование масс-медиа в военных конфликтах с целью управления общественным мнением» з дисципліни «Психологічні війни»