Человеческая цивилизация в значительной степени по- коится на коммуникативных процессах. Политологичес- кое разделение правящих режимов на авторитарные, то- талитарные, с одной стороны, и демократические, с другой, также основано на тех или иных коммуникатив- ных процессах. Так, тоталитарные системы блокируют обратную связь в сцепке "власть – население", направ- ляют ее в управляемое русло (типа "бурные, продолжи- тельные аплодисменты" в качестве единственной разре- шенной реакции населения на мудрость власти). Демократические режимы призваны максимальным об- разом поддерживать обратную связь, демонстрируя серь- езную зависимость власти от населения. То есть и пря- мая, и обратная связь носят равноправный характер. Одновременно это косвенно отражается в ряде других на- ук. Так, например, конфликтология у нас и на Западе ис- ходит из совершенно различных предпосылок. В рамках западной парадигмы конфликт рассматривается как есте- 12 ственное состояние любой системы, только мертвая сис- тема не имеет конфликтов. В рамках нашей парадигмы конфликт трактуется как "болезнь" системы, общения и т.д. Естественно, что при первом варианте система начи- нает максимальным образом стимулировать выдачу, на- пример, жалоб, чтобы улучшить свою собственную рабо- ту. В нашем варианте жалоба, наоборот, нечто отрицательное, что зафиксировано в особом ореоле во- круг слова "жалобщик". Это связано еще и с тем, что за- падные системы в сильной степени сориентированы на инновативную составляющую, без которой невозможно их выживание в конкурентной среде. Для нас более зна- чимой всегда была консервативная составляющая. Веро- ятно, по этой причине наше образование носит более классический характер, будучи в большей мере построе- но на знании прошлых достижений цивилизации. Для сегодняшнего времени характерно резкое увеличе- ние объемов производимой и потребляемой информации. За последние тридцать лет произведено больше информа- ции, чем за пять тысяч лег до этого. Подсчитано, что один экземпляр газеты "Нью Йорк Таймс" содержит больше информации, чем было доступно жителю Англии семнадцатого столетия за всю его жизнь. Естественно, что человеческие механизмы переработки и хранения ин- формации, созданные задолго до необходимости перера- батывать подобные объемы, претерпевают сегодня серь- езные перегрузки, создавая в ответ те или иные системы защиты себя. Сегодня мы перешли определенный порог, отражаю- щий роль коммуникации в структуре современной циви- лизации. В настоящее время политические, экономичес- кие и военные системы в большой степени зависят от своего коммуникативного компонента. В нашей Консти- туции уже есть понятие информационной безопасности, что отражает новый статус информации в структуре нацио- нальной безопасности государства. Американские анали- тики подчеркивают, что технологии информационного века в одном аспекте сравняли индустриальные, постин- дустриальные и доиндустриальные страны: все они име- 13 ют доступ к инструментарию, необходимому для инфор- мационной войны 1 . Страна может быть какой угодно от- сталой, но часть ее населения всегда имеет телевизион- ные приемники или факсы. Общество может быть отсталым по одним параметрам, но с точки зрения ин- формационных технологий оно может иметь в наличии все самое современное. А. Тоффлер увидел в развитии этих изменений возник- новение нового типа цивилизации – цивилизации треть- ей волны, в основу которой положена информация 2 . Ци- вилизации первой волны были аграрными, второй – индустриальными, третьей – информационными. Соот- ветственно, в каждом из этих вариантов возникает пере- нос методов, наработанных цивилизацией, в военную сферу. Цивилизации вырабатывают не только свои фор- мы войны, но и свои формы мира, призванные разрешать конфликты 3 . Как каждое общество решает свои долговременные и кратковременные коммуникативные цели? Это вариант сообщения о пожаре, например, и славословия своего императора. И в том, и в другом случае выдвигаются свои типы коммуникаторов. Кратковременные цели отданы глашатаям, герольдам, военным и светским начальникам, образующим иерархическую структуру данного общества. Все общества обладают сложной иерархической структу- рой. Долговременными целями могут управлять жрецы, священнослужители, сегодня – журналисты. При этом при помощи кратковременных ситуаций можно решать проблемы долговременных целей. Например, президент Франции Ж. Ширак восстанавливает свой пошатнувший- ся имидж посредством активной роли болельщика на чемпионате мира по футболу. Он как бы присоединяется к событию, позитивно окрашенному, спасая себя. При иерархической схеме общества самое важное, что- бы сообщение достигло цели. Предполагается, а это предположение держится на остро отточенном мече, что оно всегда будет выполнено. Следовательно, важно иметь каналы без помех, которые бы доносили сообщения от самого верха до самого низа. Любые общества обладают 14 теми или иными способами контроля выработки сообще- ний и каналов их передачи. Иерархическая модель обще- ства выгодна тем, что она создает из случайного набора составляющих ее элементов систему, уровень выживае- мости которой повышается. Долговременный и кратковременный продукты должны коррелировать друг с другом. Как правило, сегодняшние сообщения СМИ, например, служат лишь подтверждени- ем имеющейся в данном обществе картины мира. Лишь в периоды кризисов и смут кратковременные и долговре- менные сообщения могут вступать в противоречие. Обыч- но они поддерживают друг друга, но на разных уровнях. В сегодняшнем обществе это, например, бестселлер и теле- визионные новости. И тот, и другой продукт исходят из единой унифицированной картины мира, но отвечают на разные вопросы. В первом случае ситуация "надета" на символического героя, порождаются символические ново- сти типа "Татьяна написала письмо Онегину".
тип новостей характеристики пример стандартные большая достоверность авария самолета символические меньшая привязка к контексту, времени письмо Татьяны А. Пушкина
Стандартные новости носят в определенной степени свернутый характер, в то время как символические – раз- вернутый. При этом символические новости принципи- ально нельзя свернуть без существенных потерь с их сто- роны, например, чтение аннотации не может заменить чтения самого романа, поскольку художественная литера- тура строится на приеме задержки информации. Вместо детектива нет смысла читать просто фамилию убийцы, хо- тя структура детектива направлена на то, чтобы в конце данного типа текста назвать это имя. Литература, как пи- сали русские формалисты, строится на процессе задержки. Символические новости более эмоциональны, стан- дартные – более рациональны. В них заложена разная приоритетность этого типа информации. См. следующую таблицу: 15
тип новостей первичная информация вторичная информация стандартные рациональная эмоциональная символические эмоциональная рациональная
Кстати, корпоративный имидж также состоит в ре- шении долговременных задач, поскольку в массовое со- знание вводятся такие отсылки как "сильный", "агрес- сивный", хотя делается это сквозь форму новостей стандартных, принятых в рамках СМИ. Отсюда следует определенное сближение художественной литературы, с одной стороны, и рекламы и паблик рилейшнз, с другой. Ю. Лотман и Б. Успенский вводят также понятие дол- госрочного кода, помимо понятия долгосрочного текста 4 . Например, суеверия трактуются ими как сохранившийся текст с утерянным кодом. Следует разграничить сам коммуникативный продукт и то, как его можно выдать, т.е. пути его распространения. Поиск того и другого представляется отдельными задача- ми, которые лишь коррелируют друг с другом. В период утверждения С. Кириенко на роль премьер-министра имиджмейкерами был разработан ряд "легенд", как он реки переплывал и т.д. Но эти вполне системные сообще- ния следовало выдать нужной аудитории, что является не менее важной задачей. В данном конкретном случае в те- левизионном канале такого рода сообщение могло "про- скочить" только в жанре, например, интервью, но никак не в сообщении ИТАР-ТАСС. Как пример контроля ка- налов коммуникации прошлого мы можем рассматривать и такие явления, как жертва богу. Каналы коммуникации в сильной степени связаны со своим времени. Возможно ли помещение телевидения в древний Рим? Здесь мы имеем другой ритм жизни, а средства коммуникации должны ему соответствовать. Древний Рим, наверное, не нуждался в подобном массо- вом средстве. У них был тип как бы "личностной" демо- кратии, когда на собрание могли прийти все свободные граждане. Находящиеся за пределами этого круга не вос- принимались как участники коммуникативного процесса. 16 По этой причине римляне не оставили нам описаний языков окружавших их народов, воспринимая их как не- достойные, варварские. Возникновение книгопечатания отражает новые соци- альные потребности. Это, с одной стороны, чисто идеоло- гическая потребность в борьбе с ересью – текст библии должен быть одним и тем же и не зависеть от ошибок пе- реписчиков. Кстати, в это же время возникают и универси- теты с той же целью – создать единый вариант образова- ния. С другой стороны, создается средство коммуникации, способное охватить единым сообщением большее число по- требителей. Глашатай тоже выдавал единое сообщение, но он мог его "испортить", естественным образом что-то за- быв. Письменность в Китае возникает в ответ на потребно- сти разросшегося государства вести контроль и учет, т.е. это не индивидуальная, а социальная потребность. Канал существенным образом видоизменяет сообще- ние, которое для него создается. Представим себе "Войну и мир", передаваемую с помощью устного общения через поколения подобно фольклорным сказкам. Это бы сразу резко изменило структуру подобного текста, поскольку потребовалось введение определенных шаблонов, облег- чавших запоминание и последующее тиражирование. (См. понятие формулы в Лорд А.Б. Сказитель. – М., 1994.) Дополнительно к этому пройти сквозь поколения с помощью устной передачи мог только ритмический стих. То есть возможности индивидуальной памяти накладыва- ют ограничения на объем и структуру текста, которые се- годня при других каналах коммуникации полностью сня- ты. В результате возникает другой тип текста. Мы можем представить себе этот переход в следующем виде:
Тип канала Характеристики текста устный письменный печатный Зависимость объема и структуры текста от передачи Да Нет Нет Возможность отклонений Есть Незначительно Нет 17 Для данного перехода от устного к печатному тексту характерным является возрастание эстетизации сообще- ния: и форма, и содержание его получают дополнитель- ные типы значений. Эстетизацией формы для письмен- ности является каллиграфия. В случае печатного текста возникли новые требования, которых не было ранее в ви- де запрета на повторяемость слов, потребность заменять их синонимами. Эстетизацией на уровне устной формы являются те или иные требования к голосу, например, когда американская молодежь срывала голос, подделыва- ясь под низкие мужские голоса из кинофильмов. Данный переход построен также на потере индивиду- альных характеристик автора текста. Однако при этом на уровне телевизионной коммуникации они вновь восста- навливаются. Отсюда следует феномен телезвезд, равного которому не было при иных каналах коммуникации. Те- левизионная коммуникация также воссоздает иной тип взаимоотношений между текстом и действительностью, принимая форму как бы непосредственного отражения действительности. Если язык животных (ЯЖ) можно представить как параллельный с действительностью, а язык естественный (ЕЯ) как позволяющий осуществлять отклонение от действительности (в нем заложена воз- можность порождения лжи с точки зрения У. Эко), то ис- кусственный язык (ИЯ) также параллелен действительно- сти, только с иной направленностью, чем ЯЖ. Мы можем представить соотношение этих типов коммуника- тивного описания действительности в следующем виде, где левая линия обозначает действительность, а правая – ее коммуникативное отображение:
18 Телевизионная коммуникация вновь возвращается, с точки зрения представлений потребителя, к непосредст- венному отражение действительности, как это имеет ме- сто в ЯЖ. Отсюда следует ее большая эффективность. Кстати, роль CNN в показе среди прочего войны в Пер- сидском заливе привела к следующему полемическому высказыванию Филиппа Тэйлора: "Почему американские налогоплательщики должны поддерживать Голос Амери- ки, отражающий национальные интересы за рубежом, ес- ли такие коммерческие телевизионные организации, как CNN делают такую работу качественно без государствен- ных субсидий?" 5 Ю. Лотман в своем разграничении письменной и уст- ной культуры предложил, что в роли коллективной памя- ти может выступать не только письменность, но и разно- го рода мнемонические символы. "При этом следует иметь в виду, что если письменная культура ориентиро- вана на прошлое, то устная культура – на будущее. По- этому огромную роль в ней играют предсказания, гадания и пророчества. Урочища и святилища – не только место совершения ритуалов, хранящих память о законах и обы- чаях, но и места гаданий и предсказаний. В этом отноше- нии жертвоприношение – футурологический экспери- мент, ибо оно всегда связано с обращением к божеству за помощью в осуществлении выбора" 6 . То есть большие информационные потоки идут и в случае бесписьменной культуры. Ее идеалом является правильное истолкование предсказания (чисто информационное действие) и в со- ответствии с ним действие без колебаний. Человек пись- менной культуры, наоборот, должен быть максимально осторожен, благоразумен, скрытен, поскольку решение приходится принимать ему самому, а не гадателю. Те или иные социальные задачи вызывают к жизни те или иные типы коммуникации. Периоды кардинальных изменений требуют введения новых систем символов. При этом любые общества и прошлого, и настоящего "карают" за попытки нарушения своей системы симво- лов. Слова "святотатство" и "божба" как бы отражают два полюса прикосновения к этой системе: максимально 19 отрицательное и максимально положительное. Револю- ция 1917 г. в первую очередь ударила именно по тем, кто нес ответственность за порождение прошлых символов – интеллигенцию. Советская интеллигенция сознательно начинает строиться как бы с нулевой отметки, отсюда рабфаки и т.д. Подобный отказ от образов прошлого в достаточной степени опасен, поскольку любая культура очень серьез- ным способом формирует свое прошлое, опираясь на процессы легитимизации себя, идущие именно оттуда. М. Плюханова, например, пишет: "В эпоху Московского царства, в наибольшей степени во вторую пол. XVI – первую пол. XVII вв., становится заметной ориентация книжников на событие символическое, означающее ис- тинность, полноценность царства, в котором оно случи- лось. Такие события-символы – род исторических идей того времени. Важную роль в их формировании играла операция соотнесения образа – Московского царства – с идеальным прообразом" 7 . Это также информационный процесс, имеющий своей целью создание нужной само- идентификации. Те или иные информационные процессы начинают ин- тенсифицироваться в разные исторические периоды. Так, распад СССР вызвал серьезные информационные пото- ки, связанные с построением новой модели своего собст- венного прошлого. Исторические фигуры из прошлого привлекались для обоснования принятых решений в на- стоящем. Ср. Мазепу как отрицательного героя в совет- ской истории Украины и положительность его образа в постсоветский период. Или такой пример, который не был известен нам ра- нее, как спонсирование ЦРУ международных выставок американских абстракционистов в качестве одного из шагов в рамках "холодной войны" 8 . То есть идеологиче- скую нагрузку могут нести даже чисто художественные произведения. СМИ также вызываются к жизни теми или иными по- требностями общества и его времени. Каким было бы со- ветское телевидение в период Великой Отечественной 20 войны? В последнем случае исследователи писали, что война была бы проиграна, поскольку население не долж- но видеть кровь и лишения, как это имело место в пери- од войны во Вьетнаме или Чечне. Кстати, в тот период создавалась достаточно сильная героическая зона в сим- волическом пространстве советского государства. Вообще для советского символического пространства характерен упор на героическое в ущерб личностному. Создается особая грамматика героизма, когда любое, даже трагиче- ское, событие обязательно реинтерпретируется в героиче- ских терминах. Тем более эта же модель работала в пери- од войны. В мирное время также использовалась метафоризация войны типа "битвы за урожай". Гражданская война трактуется как столкновение соци- альных групп с разными наборами символов: например, красные и белые в истории после 1917 г. Питирим Соро- кин говорил в этом случае о расхождении ценностей. Конфликт ценностей начинает разрешаться не коммуни- кативно, а с помощью вооруженной борьбы, где основ- ные жертвы несут не военные, а гражданское население. Революцию 1917 г. он выводил из подавления ряда ин- стинктов, которое и привело к революционной ситуа- ции 9 . Это инстинкт индивидуального самосохранения среди 50-60 миллионов солдат, это инстинкт группового самосохранения среди 90 процентов гражданского насе- ления, это подавление пищеварительного инстинкта в связи с голодом, обострившимся в конце 1916 г. Это по- давление инстинкта свободы в связи с введением воен- ной цензуры, это подавление собственнического ин- стинкта в связи с обнищанием большей части населения. Жесточайшее подавление многих базовых инстинктов П. Сорокин видит во Франции накануне революции 1789 г. Горожане более привержены революционным ин- стинктам, чем селяне, поскольку человек менее приспо- соблен к жизни в городе как сравнительно недавнему изобретению цивилизации. Мы можем связать те или иные особенности коммуни- кации с цивилизационным разделением мира по С. Хан- тингтону. Западная модель мира как более рациональная 21 обязательно будет вступать в конфликтные отношения с восточными вариантами, которые носят более эмоцио- нальный характер. Культурам более патриархальным бу- дет трудно находить общий язык с культурами, ориенти- рованными на инновационную деятельность. Отсюда будет следовать разная роль коммуникации. В традици- онном обществе коммуникация несет старое знание, в нетрадиционном обществе роль коммуникации выше, поскольку она порождает новое знание. Цивилизация самоидентифицируется с помощью набо- ра "мифопорождающих машин". Сегодня это масс-ме- диа, кино и массовая литература. Они в сильной степени коррелируют друг с другом, создавая системную картину мира. Хотя все это явления массовой культуры, они все равно обладают идеологическим компонентом. Герой по- беждает и в прошлом, и в будущем. Но тип героя – иде- ологичен. Это, к примеру, полицейский в отличие от преступника, хотя оба они действуют в сфере насилия. Том Клэнси, романы которого, как считают американцы, излечили Америку от вьетнамского синдрома, является ярким примером такого порождения мифологии. Как ав- тор он заявляет об отсутствии идеологического заказа в своем творчестве: "При этом я не ставлю перед собой пропагандистских задач. Моя тема – герой, который пы- тается навести рациональный порядок в нерациональном мире" 10 . Но то, что сформулировано, уже есть идеологи- ческая задача, поскольку в конкретном произведении ге- рой облекается в одежды своего времени. В случае подоб- ного бестселлера герой в одежде работника ЦРУ уже идеологичен, поскольку как герой он несет на себе одни акценты, а его противники, облаченные в другие кон- кретные одежды, – другие. И его победа в этом случае перестает быть чистой абстракцией. Мы прекрасно понимаем, что литература дает большие возможности для создания своей собственной модели ми- ра. Ж. Женет говорит в этом плане об "искривлении про- странства": "Литература – это пластичное поле, искрив- ленное пространство, где в любой момент возможны самые неожиданные отношения и самые парадоксальные встре- 22 чи" 11 . Следует также признать, что мы недооцениваем ро- ли символических миров в жизни человека: от сказок и комиксов у детей до мыльных опер и детективов у взрос- лых. Это важный и существенный момент обыденной жиз- ни, задаваемый чисто коммуникативным способом. В свою очередь В. Топоров выводит данное понимание особого статуса литературы как коммуникации уже в са- мые ранние периоды: "Многое в раннеславянских текстах позволяет думать, что читатель (во всяком случае наибо- лее компетентный) ценил "непрямое" слово, требовавшее его "дешифровки", которая при удаче вызывала чувство удовлетворения, возникавшее в результате своего рода со- творчества читателя с писателем на текстовом поле. Именно такое непрямое, "украшенное", метафорическое слово становилось поводом для обнаружения более глубо- кого смысла, чем первичное впечатление. Оно служило для актуализации "поэтической" функции языка, раскры- вающейся как установка на сообщение (message) ради са- мого сообщения, что предполагает наличие отношений эквивалентности (и, следовательно, необходимость отбо- ра-выбора) и особого типа ее проецирования" 12 . Художественная коммуникация не связана напрямую с реальностью, она выполняет иные функции в нашей ци- вилизации и сориентирована на долговременные цели. Лишь специальный "перевод" способен связать ее с обы- денной жизнью. Но художественная коммуникация так- же требовала своего типа профессионализации читателя и писателя. В принципе мы все время говорим именно о профессиональной коммуникации, обладающей большей интенсивностью и несущую больший элемент подготов- ленности, чем коммуникации спонтанного характера. Мы также можем связать ту или иную коммуникатив- ную активность обществ с идеей "осевым временем" К. Ясперса, когда в I тыс. до н.э. во многих цивилизаци- ях того времени возникло расхождение между мирским и внемирским порядками. Как пишет Ш. Эйзенштадт: "В духовных концепциях нового типа утверждалось наличие исходной напряженности между трансцендентным и 23 мирским порядками, что принципиально отличалось от присущих языческим религиям представлений о более высоком порядке как продолжении обычного мирского порядка. Конечно, во всех обществах существуют пред- ставления о внемирском порядке как чем-то отличном от мирского, более возвышенном и могущественном. Одна- ко в "доосевых" языческих обществах этот возвышенный мир осмыслялся по принципам, сходным с теми, что бы- ли приняты в мирских, более низших порядках. Относи- тельно сходные понятия и символы использовались для обозначения Бога (или богов) и человека, мирского и внемирского порядков, хотя всегда подчеркивалось нали- чие между ними разницы" 13 . В результате предыдущие формы знания, носившие ситуационный характер, сме- щаются во вторичную сферу знания, а на первое место выходят новые области. Отсюда можно сделать вывод о новой роли обществен- ных коммуникаций в "осевых" цивилизациях. Если рань- ше все были "свидетелями" того, о чем говорилось, то те- перь выделяется новая коммуникативная элита, которая может повествовать о том, чему основная масса населе- ния не была "свидетелем". Нам также представляется, что подобное изменение должно вести к интенсифика- ции коммуникативных потоков, поскольку они перекла- дываются на плечи профессионалов. Эта интенсивность вырастает также из иного различия, возникшего впервые. В обществах "доосевого" типа не было существенного разграничения между центром и пе- риферией. Теперь же возникает центр как особая симво- лическая и организационная единица. "Обособление, кристаллизация и подчеркивание специфики центров, особенно политических центров, как независимых в структурном и символическом планах особых сущностей получали наиболее зримое выражение в таких внешних проявлениях, как храмы и дворцы..." 14 Коммуникатив- ные последствия подобного расхождения прозрачны: с одной стороны, рост информационных потоков, с дру- гой – жесткое разделение на тех, кто порождает инфор- мацию, и тех, кто только ее потребляет. Периферия уже 24 не может на равных конкурировать с центром, за ней ос- тается только роль пассивного потребителя. Все символи- ческие потребности цивилизации определял исключи- тельно центр, обеспечивая их доставку на периферию. В истории человечества можно выделить два типа пост- роения "информационного поля". В первом случае у нас имеется один мощный Текст, во втором – разрешена множественность конкурирующих между собой текстов. Один Текст сразу становится сакральным, как это было в случае Библии или корпуса марксизма-ленинизма. В слу- чае одного Текста сразу возрастает роль интерпретаторов этого Текста, функцией которых является создание "мос- тика" между все время меняющимся контекстом и Текс- том. В разные периоды они называются жрецами, идеоло- гическими работниками, инженерами человеческих душ, преподавателями истории КПСС и тд. Система жестко карает за нарушение аутентичности исходного Текста. На- пример, иконописцам на Руси запрещалось писать свет- ские (не иконописные) изображения. Множественные тексты второго варианта носят прин- ципиально светский характер. Они доступны критике, чего нет в первом случае. Между этими двумя полюсами расположены различного рода смешанные варианты, раз- решающие одновременное существование в одной плос- кости как Текста, так и текстов. Мы можем представить эти два основных варианта следующим способом:
Количество текстов Тенденция Тип культуры один Текст сакральность единая множество текстов светскость мозаичная
В последнем столбце мы добавили новую составляю- щую – стремление к жесткой единой модели мира в слу- чае одного Текста, либо к мягкой множественности кон- курирующих между собой моделей во втором. Но в этом случае многообразие приводит к тому, что эти картины мира, наслаиваясь друга на друга, не дают общего рисун- ка, начиная сосуществовать, находясь по отношению друг к другу в состоянии дополнительности. 25 Сакральный Текст позволяет не отклоняться в воз- можных интерпретациях от эталона, что особо важно в ситуации формирования той или иной новой ситуации. Однако общая тенденция развития человеческой цивили- зации состоит в переходе от одного Текста к множеству. При этом сохраняется тенденция опоры на единичные тексты как основные (например, формула "Правосла- вие. Самодержавие. Народность" для царской России). Ср. также следующее высказывание Юрия Лотмана: "Пе- тровская государственность считала себя регулярной. Эпоха выдвинула требование "регулярного государства" и идеалы предельной нормализации всего строя жизни. Государство сведено было к определенной формуле и оп- ределенным числовым отношениям, вплоть до проекти- руемых каналов Васильевского острова (которые так и не были построены), вплоть до табли о рангах" 15 . Эти сло- ва наводят еще и на следующую мысль. Реализация Тек- ста не так важна как сам Текст. Отсутствие реализации еще ни о чем не говорит, поскольку это совершенно иной тип реальности. Фильм "Кубанские казаки" как единица символической реальности задавал нормы настолько сильно, что отсутствие благоденствия за конкретным ок- ном воспринималось как исключение из правил в опре- деленной точке пространства и времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Коммуникация и цивилизация» з дисципліни «Психологічні війни»